Содержание
Лабораторная работа №1......................................................................................... 4
Практическая работа №1......................................................................................... 5
Лабораторная работа №2......................................................................................... 7
Практическая работа №2....................................................................................... 11
Практическая работа №3....................................................................................... 12
Практическая работа №4....................................................................................... 15
Лабораторная работа №3....................................................................................... 18
Практическая работа №5....................................................................................... 21
Практическая работа №6....................................................................................... 22
Лабораторная работа №4....................................................................................... 25
Практическая работа №7....................................................................................... 28
Лабораторная работа №1
Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках.
Цель: провести наблюдения за разложением пероксида водорода ферментом каталазой в растительных клетках, сформировать знания о роли ферментов в клетках.
Материалы и оборудование: наборы для приготовления микропрепаратов, пробирки, микроскоп, раствор перекиси, дистиллированная вода, листки элодеи, кусочки сырого и вареного картофеля.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Большинство химических процессов в клетке происходит с участием ферментов. Ферменты – биологические катализаторы, образующиеся и функционирующие во всех живых организмах. В любой живой клетке содержатся тысячи ферментов, и каждый из них регулирует какую-нибудь химическую реакцию или группу взаимосвязанных реакций.
Каталаза – это фермент, катализирующий реакцию расщепления перекиси водорода с образованием молекулярного кислорода и воды:
2Н2О2 = 2Н2О +О2
Перекись водорода образуется в растительных и животных клетках в качестве побочного продукта обмена веществ. Соединение это токсично для клеток, так как обладает высокой окислительной способностью. Каталаза обеспечивает эффективное удаление пероксида. Локализируется каталаза в особых органоидах клетки пероксисомах и микротельцах.
Ход работы.
1.Приготовьте микропрепарат клеток листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетки.
2. С одной стороны покровного стекла нанесите каплю раствора перекиси водорода, с другой оттяните воду фильтрованной бумагой. Наблюдайте под микроскопом за явлением, которое происходит.
3. Объясните наблюдаемое явление.
4. В пробирки положите по маленькому (величиной с горошину) кусочку сырого и
вареного картофеля.
5. В каждую пробирку добавьте пипеткой по 7-9 капель раствора перекиси водорода и пронаблюдайте за изменениями в пробирках. Наблюдения запишите в таблицу.
Объект | Наблюдаемое явление |
Сырой картофель + Н2О2 | |
Вареный картофель + Н2О2 |
6. Объясните явление, которое наблюдали. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых клетках? Какие факторы повлияли на каталитическую активность фермента?
ВЫВОД: сделайте вывод, ответив на вопросы:
1.Какова роль ферментов в живых растительных клетках?
2. В результате ферментативных реакций не образуются побочные продукты. Какое
это имеет значение для нормального функционирования организма?
Практическая работа №1
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Цель: решить задачи по молекулярной биологии с применением знаний об организации информационных молекул.
Материалы: базовый информационный ресурс, справочные материалы.
Ход работы.
1 вариант
1. По предложенной последовательности нуклеотидов в информационной РНК ГЦУ-АЦЦ-УЦГ-ГГГ-АУА восстановите последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, с которой данная и-РНК была транскрибирована. Укажите количество водородных связей в указанном фрагменте молекулы ДНК.
2. Фрагмент молекулы ДНК содержит 200 адениловых нуклеотидов, что составляет
15 % от общего количества нуклеотидов. Установите качественный и количественный состав данного фрагмента ДНК.
3. Фрагмент молекулы ДНК состоит из 640 нуклеотидов. Рассчитайте длину и массу этого фрагмента. Сколько витков спирали образует эта молекула и сколько потребуется нуклеотидов для репликации фрагмента.
2 вариант
1. По предложенной последовательности нуклеотидов в информационной РНК ГГЦ- АЦА-УУГ-ААА-ЦГА восстановите последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, с которой данная и-РНК была транскрибирована. Укажите количество водородных связей в указанном фрагменте молекулы ДНК.
2. Фрагмент молекулы ДНК содержит 150 гуаниловых нуклеотидов, что составляет 20 % от общего количества нуклеотидов. Установите качественный и количественный состав данного фрагмента ДНК.
3. Фрагмент молекулы ДНК состоит из 820 нуклеотидов. Рассчитайте длину и массу этого фрагмента. Сколько витков спирали образует эта молекула и сколько потребуется нуклеотидов для репликации фрагмента.
Информационный ресурс:
-Один шаг спирали ДНК-10 пар нуклеотидов.
-Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм.
-Молярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль.
Лабораторная работа №2
Особенности строения растительной, животной и грибной клетки.
Цель: изучить особенности строения растительной, животной и грибной клеток, научиться распознавать эти клетки.
Материалы и оборудование: наборы для приготовления микропрепаратов, микроскоп, раствор йода, чернила, дистиллированная вода, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, кусочек плесневого хлеба, луковица.
Ход работы.
Задание 1. Изучение клеток растений.
1.Приготовьте микропрепарат клеток чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Для этого на предметное стекло нанесите каплю дистиллированной воды, затем препаровальной иглой отделите кусочек кожицы от сочной чешуи лука и поместите на предметное стекло. Добавьте каплю раствора йода и накройте препарат покровным стеклом. Зарисуйте клетки.
2. Сравните увиденное с рисунком.
3. Сделайте подписи к рисунку
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Строение растительной клетки