Задание 2. Изучение клеток животных.




1. Приготовьте микропрепарат клеток слизистой оболочки щеки человека. Для этого кончиком стеклянной палочки или ложкой одноразового пользования осторожно потрите внутреннюю поверхность щеки. Размешайте соскоб на предметном стекле в капле раствора чернил. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги фильтровальной бумагой. Зарисуйте клетки.


2. Сравните увиденное с рисунком.

3. Сделайте подписи к рисунку


 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


 

 

Строение животной клетки

 

 

Задание 3. Изучение клеток грибов.

1. Приготовьте микропрепарат клеток плесени гриба, собранную на кусочке хлеба или овощах. Для этого нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды. Осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба на предметное стекло в каплю воды и расправьте нити. Накройте объект покровным стеклом и удалите излишки влаги фильтровальной бумагой. Зарисуйте клетки.

 

 
 

 

2. Сравните увиденное с рисунком.

 

3. Сделайте подписи к рисунку


 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

 

Строение грибной клетки

 

Задание 4. Заполните сравнительную таблицу.

1. Отметьте знаком «+» наличие структуры в клетке

2. Определите особенности строения структуры в клетках растений, животных, грибов.

 

Структура клетки Растительная клетка Животная клетка Клетка грибов
Клеточная стенка      
Мембрана      
Цитоплазма      
Ядро      
Рибосомы      
ЭПС      
Аппарат Гольджи      
Лизосомы      
Митохондрии      
Клеточный центр      
Хлоропласты      
Вакуоль      

 

ВЫВОД: укажите, почему животная, растительная и грибная клетки похожи по строению и с чем связаны их различия?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


Практическая работа №2

Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

Цель: решить задачи по молекулярной биологии с применением знаний о процессе биосинтеза белка.

Материалы: таблица генетического кода.

 

Ход работы.

1 вариант

1. По предложенной последовательности нуклеотидов в смысловой цепи ДНК - ГЦЦ- АЦЦ-ТЦГ-ГГГ-АТА восстановите последовательность нуклеотидов в и-РНК и антикодонах т-РНК, принимающих участие в биосинтезе белка, который закодирован в этом гене.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

2. Установите последовательность аминокислот в белке, который закодирован в гене с последовательностью нуклеотидов: ТТА-АЦЦ-ТТТ-ТАЦ-АТТ. Используйте таблицу генетического кода.

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

3. Определите возможную последовательность нуклеотидов в смысловой цепи ДНК, в которой закодирована информация о пептиде с последовательностью аминокислот: метионин-валин-лейцин-серин. Используйте таблицу генетического кода.

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


2 вариант

1. По предложенной последовательности нуклеотидов в смысловой цепи ДНК - ГГЦ- АЦА-ТТГ-ААА-ЦГА восстановите последовательность нуклеотидов в и-РНК и антикодонах т-РНК, принимающих участие в биосинтезе белка, который закодирован в этом гене.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

2. Установите последовательность аминокислот в белке, который закодирован в гене с последовательностью нуклеотидов: ТАА-ААЦ-ГГГ-ТГЦ-АТЦ. Используйте таблицу генетического кода.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

3. Определите возможную последовательность нуклеотидов в смысловой цепи ДНК, в которой закодирована информация о пептиде с последовательностью аминокислот: метионин-пролин-глицин-аргинин. Используйте таблицу генетического кода.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

Практическая работа №3

Формы размножения организмов.

Цель: определить типы и способы размножения, характерные для представителей различных групп организмов.

Материалы: демонстрационные материалы по зоологии и ботанике.

Ход работы.


1. По предложенным материалам (рисунки, фотографии, гербарии, таблицы, чучела, коллекции) определите организмы, укажите их принадлежность к систематическим таксонам (царство, отдел (растения), тип (многоклеточные животные)).

2. Заполните таблицу, где укажите типы и способы размножения, характерные для этих организмов.

  Организм, таксон Тип размножения организмов Способ размножения
  Царство Отдел    
  Царство    
  Царство Класс    
  Царство Отдел    
  Царство Тип    

    Царство    
  Царство    
  Царство Отдел    
  Царство Тип    
  Царство Тип    
Царство Тип    

  Царство Отдел    

 

ВЫВОД: установите биологическое значение сочетания различных типов и способов размножения у некоторых организмов

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

Практическая работа №4.

Решение задач по генетике.

Цель: закрепить знания о закономерностях наследования признаков и решить типовые задачи по генетике.

Ход работы.

1 вариант

1. Задача на моногибридное скрещивание при полном доминировании.

Аллель черной окраски шерсти у крупного рогатого скота доминирует над аллелем красной окраски. При скрещивании черного быка с красной коровой половина телят имела фенотип самца. Составьте схему наследования и укажите вероятность появления телят с фенотипом самки.

 
 

 

 
 


 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

2. Задача на моногибридное скрещивание при неполном доминировании.

У ночной красавицы красная окраска цветков не полностью доминирует над белой. Гетерозиготы имеют розовые цветки. Какое потомство следует ожидать от скрещивания растений с розовыми цветками. Составьте схему наследования.

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

3. Задача на моногибридное скрещивание при полном доминировании.

На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 норок имеют коричневый мех и 58 – голубовато – серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый мех доминирует над голубовато – серым. Какое количество в приплоде гетерозигот? Составьте схему наследования.

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


 

 
 

 

2 вариант

1. Задача на моногибридное скрещивание при полном доминировании.

Аллель серой окраски тела у дрозофилы доминирует над аллелем черной окраски. При скрещивании черного самца с серой самкой половина плодовых мух имела фенотип самца. Составьте схему наследования и укажите вероятность появления дрозофил с фенотипом самки.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

_

 

 
 

 

 
 

 

2. Задача на моногибридное скрещивание при неполном доминировании.

У земляники красная окраска плодов не полностью доминирует над белой. Гетерозиготы имеют розовые плоды. Какое потомство следует ожидать от скрещивания растений с розовыми плодами. Составьте схему наследования.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

3. Задача на моногибридное скрещивание при полном доминировании.


При скрещивании красноплодных томатов (доминантный признак) в потомстве было получено 87 красноплодных и 29 желтоплодных растений. Сколько среди них было гетерозигот? Определите генотипы исходных форм и составьте схему наследования.

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

Лабораторная работа №3

Определение изменчивости у растений. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Цель: ознакомиться со статистическим методом исследования, выявить статистические закономерности количественных признаков модификационной изменчивости на примере использования математических методов в биологии, научиться строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Материалы и оборудование: линейкf, не менее 100 экземпляров семян фасоли (бобов, желудей, колосьев пшеницы, ржи, листьев сирени, тополя, ивы и т. д.).

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Ненаследственная модификационная изменчивость характеризуется такими особенностями:

· затрагивает фенотип;

· генотип особи изменениям не подвергается;

· часто носит приспособительный характер к условиям среды.

Спектр модификационной изменчивости определяется нормой реакции — пределами, в которых возможно изменение признаков при данном генотипе. Изменение признаков у группы организмов можно описать с помощью вариационного ряда и вариационной кривой.

Вариационный ряд — ряд изменчивости исследуемого признака, состоящий из отдельных значений (вариант), расположенных в порядке увеличения (уменьшения) количественного выражения этого признака (длина и ширина листьев, семян, рост, количество глазков у картофеля, количество цветков и др.).


Вариационная кривая — это графическое выражение изменчивости признака, отражающее как размах вариаций, так и частоту встречаемости отдельных вариант (т.е. зависимость частоты встречаемости (Р) вариант от их значения (V).

Один из основных показателей исследуемого признака — средняя величина признака (М),

M=∑(V*P)/ n где V — варианта, единичное проявление признака; Р — частота встречаемости варианты (признака);

n — общее число вариант.

Чем ближе варианта к среднему значению, тем чаще она встречается, т. е. больше вероятность ее возникновения. Варианты распределяются по обе стороны от среднего арифметического, как правило, симметрично. Чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, реже — крайние.

Чтобы дать объективную характеристику изменчивости признака, вариационную кривую лучше строить, имея большой статистический материал.

 

Ход работы/

Работу можно выполнять парами, группами по 3—4 человека или индивидуально.

1. Рассмотрите несколько растений одного вида. Укажите исследуемый параметр (длину листьев, ширину листьев, количество простых листьев на сложном листе, число колосков в колосе):

2. Измерьте выбранный параметр у предложенных объектов (желательно исследовать не менее 100 экземпляров). Постройте вариационный ряд (расположите все полученные данные в порядке возрастания величины данного признака). Вариационный ряд:

 

 
 

 

 
 

3. Запишите данные вариационного ряда в таблицу:

V                                              
Р                                              

 

4. Используя данные таблицы, постройте вариационную кривую

Р

 

 

V(варианта)


5. Вычислите среднюю величину признака по формуле M=∑(V*P)/ n

 
 

 

 

ВЫВОД: дайте ответы на вопросы:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о

 
 

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является

 
 

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены

 
 

 

 

Дополнительные задания

1. Голландский ученый де Фриз измерял длину 448 бобов одного и того же сорта и выстроил такой ряд цифр:

Длина бобов V                  
Количество бобов                  
с определенной длин ой Р

 

а) вычислите среднюю величину бобов М=

б) постройте вариационную кривую

 

Р

 

V(варианта)

 

2. При изучении числа колосков в колосе пшеницы были получены следующие данные:

 

Число колосков в колосе                    
Количество колосьев                    

 

Пользуясь этими данными:


а) постройте вариационную кривую числа колосков в колосе пшеницы;

б) вычислите среднюю величину признака М =

 

Р

 

V(варианта)

 

 

Практическая работа №5

Решение задач по генетике человека. Составление родословной.

Цель: отработать навыки решения генетических задач и применить на практике знания наследования признаков при составлении родословных.

Материалы: таблица 1 «Доминантные и рецессивные признаки человека» (стр. 84- 85 учебника «Биология,9» Пасечник В.В.).

 

Ход работы.

1.Задача на моногибридное скрещивание (полное доминирование).

Одна из форм эпилепсии наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Какова вероятность рождения в семье ребенка с заболеванием, если родители фенотипически здоровы, но гетерозиготны по гену эпилепсии. Составьте схему наследования.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 


2.Задача на моногибридное скрещивание (неполное доминирование).

Инфомация: цистеин – некодируемая серосодержащая аминокислота, образуется из цистеина, участвует в поддержании пространственной структуры белков. При нарушении аминокислотного транспорта цистин избыточно выводится из организма с мочой (цистинонурия).

У человека ген, определяющий нормальное содержание цистина в моче является доминантным, фенотипически норма возможна, только если этот аллель находится в гомозиготном состоянии. Рецессивный аллель приводит к циститонурии и образованию камней. У гетерозигот диагностируется повышение уровня цистина в моче, но без проявления заболевания. Определите генотипы и фенотипы у детей, если у отца цистинонурия, а у матери нормальный обмен этой аминокислоты. Составьте схему наследования.

 

3.Составление родословной.

Пробанд (мужчина) страдает дальтонизмом, его сестра здорова, брат также болен. Отец и мать пробанда фенотипически здоровы. Бабушка со стороны матери пробанда здорова, а дедушка страдает дальтонизмом. Бабушка и дедушка со тороны отца пробанда здоровы, но у дедушки есть брат, у которого отмечалось нарушение цветного зрения. Определить характер наследования признака и составьте родословную семьи по этому признаку. Определить вероятность рождения больного ребенка, если пробанд женится на женщине из семьи, где дальтонизм ни одного из родственников не встречается.

Домашнее задание

 

4.* Составьте задачи по генетике человека, применив данные таблицы 1

«Доминантные и рецессивные признаки человека» в учебнике «Биология,9» Пасечник В.В. (стр. 84-85).

 

 

Практическая работа №6

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Цель: определить приспособления у растений и животных, объяснить относительный характер приспособлений.

Материалы: ботанические и зоологические коллекции, чучела, гербарии, рисунки, фотографии, таблицы, видеоматериалы.

 

Ход работы.

1. По предложенным материалам определите организмы и укажите типы приспособлений.


Приспособления у животных и растений

 

Животное Растение Описание приспособления Биологическое значение приспособления
   
     
     
     
     
     

     
     
  *Самка и самец гаги обыкновенной    
     
     
     

     

 

2. Докажите на конкретном примере, что приспособления организмов носят относительный характер.

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

3.*Чем можно объяснить существенную окраску оперения у самцов и самок гаги обыкновенной?

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

Лабораторная работа №4

Составление цепей питания.

Цель: сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии

Материалы и оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах

Ход работы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Пищевая (трофическая) цепь ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими. Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота


веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.

Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды. Оно гласит: на каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.

Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:

трава – кузнечики – лягушка – цапля.

И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.

1000кг 100кг 10кг 1кг

трава – кузнечики – лягушка – цапля.

 

Ход работы.

1. Выполните задания

Задание 1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей. Запишите эти цепи.

 

Ястреб Короед

Гусеница Цапля

Паук Лягушка Мышь

 
 

 

Задание 2. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания: А. леопард-газель-трава

Б. клевер-заяц-орёл-лягушка

В. перегной-дождевой червь-крот-горностай Г. трава-стрекоза-жаба-уж

 

Задание 3. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов: а) аскарида; б) волк; в) гнилостная бактерия; г) дятел; д) жук-навозник; е) жук-олень; ж) ель; и) подосиновик; к) сосна; л) сосновая пяденица; м) хлорелла; н) ястреб.

Продуценты: Консументы: Редуценты:


Задание 4. Составьте сеть питания организмов, обитающих в школьном аквариуме. Объясните, почему исключение из этой системы моллюсков и инфузорий приведет к резкому нарушению ее равновесия.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Рыбы: поедают - водные растения (многие цихлидовые рыбы), водоросли (все живородящие и лорикариевые), инфузорий, дафний, моллюсков (петушки, гурами), бактериальные обрастания и плесневелые грибы (анциструсы едят), более крупные рыбы могут поедать более мелких или мальков. Моллюски: поедают - водные растения (прудовики), водоросли, плесневелые грибы, бактериальные обрастания, отмершие части растения, любую дохлятину на дне, некоторые моллюски хищники (к примеру моллюски Хелены, их часто держат в аквариумах едят других моллюсков, ампулярии могут поедать молодь катушек и пр.);

Дафнии (это ракообразные): поедают - водоросли, инфузорий, в общем все что плавает в воде и оседает на их усах;

Инфузории: поедают бактерий, это их основная пища, некоторые инфузории являются паразитами рыб (например ихтиофтирус);

Бактерии и плесневелые грибы: разлагают любую органику по всему аквариуму, т.е. тех же умерших рыб, моллюсков, отмершие части расти растений.

 
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: