Составить конспект по плану:
1.Классификация механических передач.
2.Основные характеристики механических передач.
Механической передачей называют устройство для передачи механического движения от двигателя к исполнительным органам машины. Может осуществляться с изменением значения и направления скорости движения, с преобразованием вида движения. Необходимость применения таких устройств обусловлена нецелесообразностью, а иногда и невозможностью непосредственного соединения рабочего органа машины с валом двигателя. Механизмы вращательного движения позволяют осуществить непрерывное и равномерное движение с наименьшими потерями энергии на преодоление трения и наименьшими инерционными нагрузками.
Механические передачи вращательного движения делятся:
- по способу передачи движения от ведущего звена к ведомому на передачи трением (фрикционные, ременные) и зацеплением (цепные, зубчатые, червячные);
- по соотношению скоростей ведущего и ведомого звеньев на замедляющие (редукторы) и ускоряющие (мультипликаторы);
- по взаимному расположению осей ведущего и ведомого валов на передачи с параллельными, пресекающимися и перекрещивающимися осями валов.
Замедляющие передачи получили большее распространение по сравнению с ускоряющими. Это объясняется тем, что скорости вращения валов двигателей различного вида, как правило, значительно выше скоростей валов рабочих машин. Более быстроходные двигатели имеют меньшие размеры по сравнению с тихоходными двигателями той же мощности, так как с увеличением частоты вращения уменьшаются силы и моменты, действующие на детали двигателя. Например, передавать вращение от быстроходной газовой турбины на вал несущего винта вертолета через специальную замедляющую зубчатую передачу (редуктор) значительно выгоднее, чем применять имеющий большие габаритные размеры и массу тихоходный двигатель, вал которого соединялся бы непосредственно с винтом.
Из всех типов передач наиболее распространенными являются зубчатые.
В каждой передаче различают два основных вала:
входной и выходной, или ведущий и ведомый.
Между этими валами в многоступенчатых передачах
располагаются промежуточные валы.
Основные характеристики передач:
мощность Р 1 на входе и Р 2 на выходе, Вт;
мощность может быть выражена через окружную
силу Ft (Н) и окружную скорость V (м/с) колеса, шкива,
барабана и т.п.:
Р = Ft×V
быстроходность, выражающаяся частотой вращения
n 1 на входе и n 2 на выходе, мин–1, или угловыми
скоростями ω 1 и ω 2, с-1;
передаточное отношение – отношение угловой
скорости (число оборотов, число зубьев ведомой шестерни)ведущего звена к угловой скорости(числу оборотов,
числу зубьев ведущей шестерни) ведомого звена:
|
Ее общее передаточное число uобщ = u1·u2, где u1 и u2 – передаточные числа каждой ступени.
при u > 1, n 1 > n 2 – передача понижающая, или редуктор,
при u < 1, n 1 < n 2 – передача повышающая, или мультипликатор;
коэффициент полезного действия (КПД)
, или ,
где Рr – мощность, потерянная в передаче.
Общий КПД многоступенчатой передачи ηобщ = η1·η2·...·ηn, где η1, η2,..., ηn – КПД каждой кинематической пары (ременной, зубчатой, червячной), а также других звеньев привода, где имеются потери мощности (подшипники, муфты
Одноступенчатые передачи имеют следующие КПД:
фрикционные – 0,85…0,9; ременные – 0,90…0,95;
зубчатые – 0,95…0,99; червячные – 0,7…0,9;
цепные – 0,92…0,95;
моменты на валах. Моменты Т 1 (Н·м) на ведущем и
Т 2 на ведомом валах определяют по мощности (кВт)
и частоте вращения (об./мин) или угловой скорости (с-1):
, или ,
где ω 1 = .
Связь между вращающими моментами на
ведущем Т 1 и ведомом Т 2 валах выражается через
передаточное отношение u и КПД η:
Т 2 = Т 1 η u.