по созданию тактильных рукодельных книг




Мастер-класс

«Возьми счастье в свои ладошки»

Членова Галина Александровна,

зав. ОМО Челябинской областной специальной библиотеки

для слабовидящих и слепых

 

Великий российский физиолог Иван Михайлович Сеченов говорил, что рука для слепого все равно, что глаз для зрячего. Дети, лишенные зрения, физиологически развиваются так же, как и зрячие, но все же имеют ряд особенностей. Главная цель системы их воспитания – сформировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы, восполнить недостаток зрения тактильными (осязательными) ощущениями.

/ на слайде /

• осязательные (рассчитанные на восприятие, ос­нованное на мультимедийной, прежде всего тактиль­ной, информации)

• тактильные (воспринимаемые через ощущения прикосновения, давления и частично вибрации; так­тильная чувствительность образует сенсорную основу для осязания

 

Изначально надо понимать, что слепой ребенок мира не знает, не понимает, воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячий. Наша задача:

во-первых, помочь слепым и слабовидящим детям, научить их общаться с окружающим миром. В этом познании мира тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Чем раньше слепой ребенок начнет познавать этот мир, чем полнее он узнает его, тем легче ему будет жить. А для этого и нужна тактильная книга. С ее помощью ребенок впервые получает представления о крупных или наоборот очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков или выпуклых изображений можно объяснить многие противоположные явления и понятия (большой – маленький; твердый – мягкий). Яркие цвета и четкие границы-контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук.

во-вторых, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтения детей по Брайлю (рельефно-точечный шрифт Брайля) и восприятию выпуклых изображений. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых учебных пособий (карт, рисунков, учебников), выполненных в формате тифлотехники.

в-третьих, тактильные рукодельные издания предназначены для помощи в абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей.

/на слайде/

«Основная цель абилитации инвалидов детства по зрению – формирование специальных знаний, умений и навыков адекватного отражения окружающего мира, самостоятельной социально-бытовой и пространственной ориентировке в социуме и коммуникативной деятельности»

В.З. Денискина

Реабилитация (от лат. - восстановление) – это процесс включение ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

 

Как правило, тактильные рукодельные издания создаются руками библиотекарей. Но в последнее время к этому процессу чаще стали привлекаться волонтеры, студенты педагогических, творческих вузов и колледжей, специалисты из смежных отраслей, родители детей-инвалидов и другие заинтересованные лица, не имеющие необходимых навыков создания иллюстрированных книг и пособий в доступном для незрячих формате. Российская государственная библиотека для слепых подготовила апробированные, подтвержденные практикой специальных библиотек для слепых России и опытом зарубежных коллег рекомендации по созданию тактильных рукодельных изданий различных видов и назначений для слепых и слабовидящих детей.

Наш мастер-класс будет проведен на основе данных рекомендаций.

Теоретическая часть.

/на слайд/

Понятие «тактильное рукодельное издание» может быть сформулировано следующим об­разом: тактильное рукодельное издание — это само­стоятельно оформленный документ, созданный без применения или с минимальным применением тех­нических средств, имеющий выходные сведения и предназначенный для восприятия содержащейся в нем информации через тактильные ощущения.

 

Выделяют два основных типа тактильных рукодельных изданий:

Ö ассоциативные издания — издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями (сказки, стихи, расска­зы и т. п.);

Ö дидактические издания — издания, предназначен­ные для помощи в обучении, развитии, воспитании, абилитации и реабилитации детей. К числу таких изда­ний относятся, например, издания с макетами предме­тов, направленные на социально-бытовую адаптацию: «Гигиена тела», «Поможем маме — уберем сами» и др.

/на слайд/

Встречаются четыре вида тактильных рукодельных из­даний:

• книжное издание;

• книжка-игрушка;

• комбинированное издание;

• комплектное/комплексное издание.

Книжное издание. К этому виду относятся издания в виде блока скреп­ленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Текст (художествен­ный или познавательный), набранный рельефно-­точечным и/или укрупненным шрифтом, сопровождает­ся рельефными рисунками и/или объемными изображе­ниями. Основной отличительной чертой данного вида изданий является его рукотворность. Объемные изображения и рельефные рисунки создаются вручную из различных природных и других материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу. В качестве листа для размещения изобразительного мате­риала используется плотная бумага или легкий картон, обтянутый тканью. Как правило, такая книга выпускается в одном-двух экземп­лярах.

/на слайд/ Таким образом, тактильная рукодельная книга — это книга, изготовленная без применения или с ми­нимальным применением технических средств. Она предназначена для восприятия содержащейся в ней информации через тактильные ощущения и содер­жит цветные рельефные рисунки и/или объемные изображения, выполненные из различных материа­лов, на ощупь максимально приближенных к ориги­налу, а также текст (художественный либо познава­тельный), напечатанный рельефно-точечным и/или укрупненным шрифтом.

­ Книжка-игрушка. Для детей дошкольного возраста специальные биб­лиотеки для слепых выпускают книжки-игрушки, вы­полняющие информационную и игровую функции. В них к минимуму сведены текстовые материалы и мак­симально расширены иллюстративные и игровые ком­поненты, направленные на сенсорное, умственное и эс­тетическое развитие детей. Сохраняя все признаки книжного издания, тактильные рукодельные книжки - игрушки, в зависимости от замысла создателей, могут иметь необычную конструктивную форму: /на слайд/

­ Книжки – игрушки - это:

книжка-ширмочка;

книжка с игровым замыслом;

книжка-вертушка;

книжка-панорама;

книжка-фигура.

Комбинированное издание. Широкое распространение в практике специальных библиотек для слепых получили комбинированные из­дания, состоящие из набора двух и более материальных носителей информации, сюжетно связанных между со­бой и композиционно дополняющих друг друга. Наряду с книжным изданием, комбинированные из­дания могут включать звуковые записи на аудиокассе­тах и/или компакт-дисках, а также пособия с объемны­ми изображениями и рельефными рисунками, допол­няющие изложенную в книге информацию.

Комплектное/комплексное издание. Комплектное/комплексное издание представляет собой совокупность изданий, собранных в папку или футляр и имеющих общее заглавие.

/ на слайд/ В состав комплектного/комплексного издания, как правило, входят:

текст произведения, напечатанный рельефно-­точечным шрифтом;

«говорящая» книга, с записью текста на компакт-дисках или флэш-картах;

текст произведения, напечатанный укрупненным шрифтом;

тактильное рукодельное пособие.

В зависимости от замысла создателей состав комплектных/комплексных изданий может меняться. Ис­пользуя этот вид изданий, читатель имеет возможность выбрать в каждой конкретной жизненной ситуации наи­более приемлемый для себя формат издания.

Комплектные/комплексные издания очень удобны при совместном чтении зрячих родителей и слепого ре­бенка, слепых родителей и зрячего ребенка. Родители могут контролировать процесс чтения, вовремя поправ­лять и подсказывать ребенку, где он допустил ошибку.

 

Основные требования к безопасности тактильных рукодельных изданий

При создании тактильных рукодельных изданий следует учитывать ряд условий безопасности, при со­блюдении которых создаваемые книги/пособия не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс чте­ния и здоровье ребенка:

• не допускается использование в иллюстративном материале острых, колющих, режущих деталей и пред­метов, которыми ребенок может поранить руки;

• не допускается использование токсичных клея­щих веществ и предметов, изготовленных из токсичных материалов;

• с учетом возрастных особенностей ребенка не следует использовать в качестве съемных элементов ил­люстрации мелкие предметы, которые ребенок может положить в рот;

• необходимо предусмотреть возможность сани­тарной обработки издания.

• книга должна быть легкой; легкость — обеспечивает возможность удержания издания без дополнительных усилий, что дает ребенку возможность полностью сосредоточиться на содержа­нии книги/пособия;

• книга должна быть прочной; прочность — исключает возможность деформа­ции издания в результате физического воздействия на него при тактильном обследовании и его многократном использовании;

• размер — влияет на комфортность осязательного восприятия ребенком. Оптимальные параметры для книжного издания/пособия находятся в пределах от 210x250 мм до 230x297/300 мм и являются наиболее удобными для обследования всей поверхности листа. Оптимальные размеры отдельных предметов/фигурок, используемых в качестве пособия при обучении ребенка чему-либо, варьируют от 9 до 30 см;

• объем — влияет на информационную нагрузку ребенка и не должен превышать 5-6 листов (10-12 стра­ниц);

• материалы, используемые для создания тактиль­ных рукодельных изданий, должны быть приятными для осязания и не вызывать негативных ощущений. Пред­почтение отдается экологически чистым природным ма­териалам.

Основные требования к оформлению издания

Дизайн тактильных рукодельных изданий, предна­значенных для незрячих и слабовидящих детей, имеет ряд особенностей, которые направлены на оптимальное сочетание полезности и доступности восприятия от­дельных элементов дизайна и художественного оформ­ления издания в целом при тактильном обследовании.

• Не следует использовать различные декоративные элементы (рамки, виньетки, и т. п.), которые не несут смысловой нагрузки и усложняют процесс тактильного обследования;

• цвета расходных материалов, используемых для оформления изданий, не должны быть яркими и резки­ми до боли в глазах. Не рекомендуется также использо­вать материалы темно-синего, темно-фиолетового, тем­но-зеленого цветовых оттенков, которые дети со зри­тельной патологией путают с черным и темно- коричневым цветами. Кроме того, для лучшего воспри­ятия иллюстративного материала (а значит, и его пони­мания) используемые цвета должны контрастировать между собой. Правильно выбранный цвет стимулирует зрительное восприятие и активизирует зрительные функции;

• не рекомендуется использовать глянцевую бумагу или какой-либо другой материал, создающий блеск (в том числе золотистый или серебристый), вызывающий неприятные, а порой и болевые ощущения в глазах.

В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются сле­дующие виды изобразительных средств:

• объемные модели, специально созданные или по­добранные в качестве иллюстрации к тексту;

• барельефные изображения;

• аппликационные изображения;

• рельефные изображения (силуэтные и контурные),

а также различные комбинации перечисленных ви­дов изобразительных средств.

Основные требования к объемной/рельефной иллюстрации/изображению:

• контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;

• для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть макси­мально реалистичными, чтобы у ребенка не складыва­лось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа со­баки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;

• следует избегать сложных ракурсов в изображе­нии предметов;

• материал, используемый для создания объекта об­следования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним при­ближен;

• цвета в изображении людей, животных и предме­тов должны соответствовать естественным, т. е. при­родным;

• при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохра­нять единый размер изображаемого объекта, чтобы ре­бенок не путал его с другим предметом;

• рекомендуется размещать на листе/странице не­большое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвле­каясь на второстепенные детали;

• при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные про­порции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;

• изображаемый объект не должен превышать раз­мера детской ладони;

• следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;

• в целях развития моторики и усиления игровой компоненты рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнур­ков, липучек, кнопок и т. п., а также всевозможные кар­маны, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;

• в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ре­бенка предметной деятельности и/или образов действия. Например, стихотворные строчки «Головой кивает слон. Он слонихе шлет поклон» или «Наш ослик, совсем как живой, умеет кивать головой» можно проиллюстриро­вать с помощью изготовления подвижного элемента — кивающей головы.

Основные конструктивные особенности тактильных рукодельных изданий

Обложка.

• Для изготовления обложки рекомендуется ис­пользовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, се­рого, зеленого; обычную плотную или брайлевскую бу­магу;

• не рекомендуется изготавливать обложку издания из пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т. к. пестрый фон затрудняет прочтение необходимых ти­тульных сведений;

• надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например Arial) полу­жирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунк­тов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения и т. п. буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур;

• во избежание потерь съемных предметов или де­талей, использованных в иллюстрации, следует созда­вать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки;

• на последней странице обложки следует помес­тить карман для методических, практических рекомен­даций по использованию издания, аудиоматериала, за­писанного на кассетах или компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.

Страница

• Страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изго­товленными из легкого картона, обтянутого тканью;

• цвет ткани, используемой при изготовлении стра­ниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки;

• уголки страницы следует делать закругленными;

• внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок;

• не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским тек­стом, т. к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.

Переплет

Основным условием для любого вида переплета, ис­пользуемого при создании тактильных рукодельных из­даний, является его прочность, а также возможность пе­релистывания и удержания страниц в удобном для чте­ния положении без дополнительных усилий.

Наибольшее распространение в практике издатель­ских комплексов специальных библиотек получили пружинные переплеты, прошивные корешки с бумажными/картонными покровными сторонками, прошивные корешки с тканевыми покровными сторонками и кар­тонно-тканевые переплеты с петлями для крепления страниц из тесьмы или шнура.

Некоторые библиотеки используют также архивные папки-файлы для хранения документов в качестве гото­вых обложки и переплета.

Футляр

Для некоторых изданий, состоящих из отдельного предмета или набора предметов, создаются футляры/коробки, где хранятся все входящие в состав издания предметы, в т. ч. методическое, практическое пособие/руководство и т. п. Параметры футляра/коробки определяются для каждого конкретного издания отдельно. Материал для его изготовления выбирается прочный, приятный на ощупь, спокойных тонов, не раздражаю­щих и не перегружающих зрение ребенка. На крышке футляра располагается этикетка, где четким шрифтом воспроизводятся основные сведения об издании. Под­робные сведения об издании размещаются на иденти­фикационном листе, вложенном в футляр/коробку.

Текст в тактильных рукодельных изданиях

В зависимости от объема издания и выбранного для его оформления вида иллюстративного материала текст может быть расположен:

• на отдельной странице издания;

• на странице, где расположен иллюстративный ма­териал, и строго соответствовать тому, что изображено на этой странице;

• в виде отдельной книжки, а также звукозаписи на компакт-дисках (в комбинированных и комплексных изданиях).

Не рекомендуется:

• в художественных текстах (в т. ч. сказках) иска­жать и сокращать текст оригинала;

• в подписях к иллюстрациям опускать слова, важ­ные для формирования у детей правильного представ­ления об окружающих предметах;

• многоколонный набор текста (кроме стихов).

Единые требования к оформлению титульного листа

Обяза­тельным требованием для всех тактильных рукодельных изданий является оформление титульного листа в плос­копечатном и рельефно-точечном вариантах.

Лицевая сторона титульного листа. В верхней части лицевой стороны титульного листа по центру строки размещаются сведения об издающей организации. Далее по центру страницы указываются:

• автор или авторы издания;

• заглавие издания;

• сведения, относящиеся к заглавию.

В нижней части лицевой стороны по центру строки располагаются выходные данные (место, год издания).

В изданиях для слабовидящих в правом верхнем уг­лу лицевой стороны титула размещается знак целевого назначения — «Издание для слабовидящих».

Оборотная сторона титульного листа. На обороте титульного листа в последовательном порядке указываются следующие сведения об издании:

• источник, с которого печатается издание (автор, заглавие, место, издательство, год);

• авторы-составители, составители, редакторы, и т. п. с указанием конкретных лиц;

• оформители, художники и т. п. с указанием кон­кретных лиц или учреждений/организаций;

• кем выполнен компьютерный набор с указанием конкретных лиц;

• объем (брайлевские листы, страницы);

• формат;

• материалы, использованные для создания иллю­страций;

• тираж.

Ниже перечисленных основных сведений об изда­нии через пустую прогонную строку располагается ин­формация об издающей организации.

Индекс ББК и авторский знак ставятся в левом верх­нем углу на обороте только плоскопечатного титульного листа.

В ряде изданий, созданных на матерчато-картонной основе, титульный лист может быть заменен идентификационным листом, который располагается в кармане на последней странице обложки. Идентификационный лист содержит все основные сведения об издании, воспроизведенные плоскопечатным и рельефно-­точечным шрифтами.

­Практическая часть

А теперь я раздам вам странички будущей книги «Потешки», текст потешек, выполненный укрупненным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля и материал. Ваша задача – выбрать потешку и оформить ее на страничке.

Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встречу ему волк,
На ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит грызет.
Иди прочь —
Хозяин идет!

Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет:
- Вы, хохлушечки!
- Вы, пеструшечки!
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех.

Уж ты, котенька-коток,

Котик - серенький лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

 

Кукла в гости собиралась,

Кукла в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела,

Причесалась не спеша –

До чего же хороша!

 

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком, ушки торчком!
Хвостик крючком,
Нос пятачком.

 

Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой, не качайся.

 

Настало время для презентации своей странички.

Вот у нас и получилась книга. Библиотекарь оформит последнюю страничку, напишет методическое сопровождение к книге и поставит ее на полку.

В заключение я хочу вам прочесть слова Дидро. Дени Дидро говорил: «…Наверно, мы должны изучать то, что как воспитывать, как обучать, как развивать незрячих детей. Но наверно, еще больше мы должны потратить усилий на то, чтобы увидеть незрячих и понять, что это такие же люди. Иногда более талантливые, более интересные и более необходимые обществу, чем отдельные зрячие».

Спасибо всем за работу!

 

 

Список использованной литературы:

Изготовление тактильных книг для слепых и слабовидящих детей [Текст]: методические рекомендации / сост. В.В. Михельсон.- Санкт-Петербург: Изд-во «Новая библиотека», 2003.- 43 с.: ил.

Изготовление тактильной книжки-игрушки для маленьких слепых и слабовидящих детей [Текст]: методическое пособие / сост. Н.Анищенко, В Кузнецова.- Великий Новгород: НОСБ, 2003.- 26 с.: ил.

Райт Сюзет Проектирование тактильных иллюстраций для детских книг [Текст]: методическое руководство / С.Райт; [пер. с англ.]; СПб ГУК «Государственная библиотека для слепых».- СПб., 2011.- 69 с.: ил.

Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых: использование терминология, учет и отражение в справочном аппарате [Текст]: материалы межрегионального семинара, Москва, 3-6 апр. 2006 г./ Рос. гос. б-ка для слепых; [сост. Т.В. Зенова; ред. Н.С. Плахина ].- М., 2007.- 136с.

Тактильные рукодельные издания в специальных библиотеках для слепых [Текст]: практ пособие / Рос. гос. б-ка для слепых; [отв. сост. Т.В. Зенова; науч.конс. В.З. Денискина; отв. за выпуск Т.Н. Елфимова].- 2-е изд., доп.- М., 2011.- 71 с.: ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: