Оценка конкурентоспособности предприятия




 

Конкурентоспособность продукции и услуг тесно связана с конкурентоспособностью предприятия. При этом конкурентоспособность продукции и услуг нужно рассматривать как характеристику, отражающую возможность приспособления предприятия во времени к изменяющимся условиям конкуренции на рынке на основе эффективности всей деятельности и развития предприятия, степени удовлетворения потребностей и спроса потребителей в его продукции и услугах.

При сравнении достигнутой конкурентоспособности предприятия с аналогичной характеристикой предприятий-конкурентов определяется, как и для качества и конкурентоспособности продукции или услуги, уровень конкурентоспособности предприятия. При этом конкурентоспособность предприятия, как правило, показывает его приспособляемость к изменениям на рынке на длительный период, а конкурентоспособность продукции - ее возможности соперничать на рынке в определенный промежуток времени.

При определении конкурентоспособности предприятия следует учитывать показатели из состава таких групп, как: конкурентоспособность продукции, товарно-сбытовые возможности предприятия, организационно-техническое совершенство производство, финансовое состояние, прибыльность и имидж предприятия.

Группа показателей конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием, включает ту их совокупность, которая присуща каждому виду конкретной продукции.

Группа показателей товарно-сбытовой возможности предприятия может включать: наличие собственной товарно-сбытовой сети магазинов, оптовых баз, складов хранения и т.п., возможности и реальное участие в ярмарках, выставках.

Группа показателей организационно-технического совершенства производства предприятия характеризует совершенствование технологии, материально-техническое снабжение технологических процессов, организацию управления качеством и всего производства на предприятии.

Группа показателей финансового состояния и прибыльности предприятия, как правило, включает показатели, характеризующие: 1) финансовое состояние предприятия (платежеспособность, финансовая устойчивость, эффективность использования финансовых ресурсов) и 2) прибыльность предприятия (прибыль от реализации, чистая прибыль, норма прибыли, распределение прибыли и др.)

Группа показателей образа (имиджа) предприятия можно характеризовать как целенаправленно созданное, формируемое и в его интересах внедряемое в сознание и подсознание потребителей и другой необходимой аудитории ожидаемое ими представление об особенностях деятельности, внутренних свойствах, достоинствах и характеристиках, позволяющих отличить данное предприятие (его продукцию, услуги) от других. Значение имиджа исключительно велико для завоевания положения и повышения доверия на рынке, формирования положительного общественного мнения, повышения привлекательности своего товара (услуг), привлечения партнеров, инвестиций и т.п.

Данная группа показателей может включать:

- рыночные позиции предприятия (объемы и изменения объемов продаж продукции, услуг на целевых рынках, значимость для национальной и мировой экономики);

- восприятие целевыми рынками (коэффициенты эффективности рекламы, характеристики результатов связей с общественностью, мнения независимых экспертов и др.);

- индивидуальность (цели, название, организационно-правовая форма, численность, размер, известность, авторитет, зрелость, возраст, традиции, преемственность продуктовая, близость к поставщикам, количество поставщиков, уровень качества менеджмента, экологическая обстановка, целеустремленность в деятельности, ответственность персонала, уровень НИОКР и др.)

- информационную открытость (коэффициенты доступности, правдивости, информативности, коммуникативности, адресности, состав представляемых документов, оформление документации и стиль представления информации и др.)

Вместе с тем при определении конкурентоспособности нельзя не учитывать влияние на нее факторов макроэкономического характера. К таким факторам следует относить: 1) меру и характер государственного регулирования на экономику предприятий (налоги, барьеры для развития рыночных отношений, контроль рыночных отношений, промышленная политика государства, влияние на распределение труда, капитала и других ресурсов, процентные ставки, валютная политика и валютный контроль); 2) социальную и экономическую стабильность в регионе расположения предприятия и в государстве (политическая обстановка, экономические традиции, правопорядок, правовая защищенность, состояние здравоохранения, распространенность вредных привычек в обществе и коллективах предприятия и т.п.); 3) условия, характер и особенности конкуренции на рынках в регионе и стране.

 

4.2.7. Примеры решения задач

Практическое применение методологии управления качеством по циклам управления с применением полезностно –затратного (потребительно-стоимостного) подхода можно продемонстрировать на примере решения следующей задачи:

Задача 1.

Определите параметры статистического выборочного контроля уровня качества продукции производимой на механообрабатывающем участке, если производительность участка в смену составляет 48 штук, объем передаточной партии – 24 шт. Отчетный период – одна неделя.

Решение.

Данный производственный процесс можно считать малопроизводительным, и целесообразно применить методику выборочного контроля по мгновенным выборкам (малым выборкам).

Определим параметры контроля по требованиям ГОСТ 18242 –72 исходя из следующим параметров:

1.Установим специальный уровень контроля S-4, так как для определения статистических показателей распределения размеров заготовок необходимы малые выборки.

2. Объем партии по циклу управления качеством (объем генеральной совокупности) определен как 240 штук (48 * 5), следовательно объем выборочной совокупности составит 25 деталей (не менее). Данный объем выборочной совокупности реально обеспечивается, если в смену случайным образом контролировать 5 деталей (по каждой основной операции технологического процесса).

3. Код объема выборки при специальном контроле и объеме партии 240 штук определен как Е;

4. Вид контроля нормальный. Тип плана контроля последовательный, так как по технико-экономическим соображениям необходим контроль небольших выборок и многократный случайный отбор выборки, состоящей из малого числа единиц продукции, не является затруднительным, а стоимость такого отбора небольшая.

5. Исследования проводятся с учетом следующих характеристик выборочного распределения случайной величины (при нормальном законе распределения): предельная относительная ошибка – 0,05; доверительная вероятность – 0,95; коэффициент вариации – 0,15 (ГОСТ 27.502 – 83).

 

Задача. Оцените технико-экономический уровень качества продукции производимой на механообрабатывающем участке, если длительность отчетного периода составляет-5 дней, на участке организован статистический текущий контроль (объем мгновенной выборки – 5 деталей, объем выборочной совокупности – 25 деталей, объем генеральной совокупности – 240 деталей), для расчетов по каждой операции используется нормальный закон распределения значений случайной величины. Исходные данные по отдельным операциям технологического процесса приведены в нижеследующей таблице.

 

Исходные данные по операциям технологического процесса
Наименование операции Код операции Данные по вероятному количеству дефектов Данные по фактическому возникновению дефектов Данные по себестоимости изготовления продукции
i мм   Тi мм si i шт i шт i шт Cи.срi руб i (Скi) руб Ск руб
Токарная     0.7 0.172                
Токарная   0.005 0.5 0.112        
Токарная   0.009 0.62 0.170        
Токарная   0.01   0.265        
Токарная   0.01 0.49 0.15        
Где: DТi - величина смещения центра настройки режущего инструмента относительно середины поля допуска; Тi – поле допуска; si – среднее квадратичное отклонение; Nиi,Nнi,Nкi - количество произведенной условно-качественной, некачественной, качественной продукции соответственно; Cи.срi – средняя себестоимость исправления дефекта по i-ой операции тех. процесса; Cнi Сукi – себестоимость произведенной некачественной, условно-качественной продукции соответственно.

РЕШЕНИЕ

1. Рассчитаем: вероятность получения исправимых дефектов, вероятное количество условно-качественной продукции, себестоимость исправления дефектов, себестоимость производства условно-качественной продукции по каждой операции технологического процесса и суммарно. (В данном примере каждая операция технологического процесса включает один основной технологический переход, поэтому по каждой обрабатываемой детали может быть допущен один дефект)

Расчет произведем по следующей схеме:

 

Аналогичным образом определяются вероятность появления неисправимых дефектов(Рнi), их количество (Nнi) и стоимость (Cнi). Интегрирование происходит по параметру t2, значение которого определяется по следующей формуле: .

 

 

2. Промежуточные вычисления по вероятному количеству дефектов произведем табличным методом: Таблица 1

Промежуточные вычисления по вероятному количеству дефектов
  Код операции Данные из предыдущего расчета Исходные данные Итого по операциям за отчетный период себестоимость:
Риi Рнi i i Си.срi Снi исправления дефектов Си.Si (ст.4*ст.6) некачественной продукции Сн.Si (ст.5*ст.7) условно-качественной продукции Су.к.Si (ст.9+ст.8)
                   
    0.021 0.021 5.024 5.024     50.235 502.351 552.586
    0.014 0.011 3.445 2.736     27.558 287.268 314.826
    0.038 0.030 9.196 7.271     110.346 836.151 946.497
    0.032 0.027 7.734 6.515     30.936 781.753 812.689
    0.059 0.045 14.063 10.696     84.379    
Итого по тех. процессу: 0.164 0.134              

 

3. Промежуточные вычисления по вероятному количеству дефектов произведем табличным методом: Таблица 1

 

Промежуточные вычисления по фактическому количеству дефектов
  Код операции Исходные данные Итого по операциям за отчетный период себестоимость:
i   i   Си.срi Снi исправления дефектов Си.Si (ст.2*ст.4) некачественной продукции Сн.Si (ст.3*ст.5) условно-качественной продукции Су.к.Si (ст.7+ст.6)
               
                 
                 
                 
                 
                 
Итого по тех. процессу:              

 

4. Рассчитаем количество изделий, которые могли бы быть произведены на производственном участке, если бы не было потерь по браку, применяя следующую формулу:

5. Рассчитаем показатель производственного технико-экономического уровня качества продукции по фактическому возникновению дефектов (величина единичного показателя уменьшается по стоимости некачественной и условно-качественной продукции, Ук.ф.m.

6. Рассчитаем показатель производственного технико-экономического уровня качества продукции по фактическому возникновению дефектов (величина единичного показателя уменьшается по стоимости некачественной продукции и стоимости исправления дефектов, У к.ф. m.

3. Показатель производственного технико-экономического уровня качества продукции по вероятному возникновению дефектов, У к.в:

 

Практическое использование предлагаемых показателей оценки уровня качества товара (показателей рыночного и индивидуального уровней качества товара)можно продемонстрировать на примере решения следующей задачи:

ЗАДАЧА 2.

На определенном сегменте рынка представлены следующие зерноуборочные комбайны: «Дон 1500 Б» (Россия), «Маxi 118 SL» (Фирма «Клаас»-Германия), Z 2066 («Джон Дир»-США). Определите показатель рыночного уровня качества товара (Ik.ср), не относительный показатель индивидуального уровня качества комбайна «Дон 1500 Б» (Ik), относительный показатель индивидуального уровня качества комбайна «Дон 1500 Б» (Prsi). Исходные данные представлены в нижеследующей таблице (условно):

Модель Цена реализации, млн. руб Годовой экономический эффект, млн. руб Вероятность получения рассчитанного годового экономического эффекта, млн. руб
Дон 1500 Б 1.704 0.5 0.7
Maxi 118 SL 3.785 0.6 0.9
Z 2066 4.68 0.7 0.8

Решение

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: