Три смерти вместо эпилога




 

Мольер тринадцать лет целиком отдал королевской службе. Начиная с 1663 года и «Версальского экспромта» он написал для короля пятнадцать пьес, которые были впервые сыграны в Версале, Шамборе или Фонтенбло, против семи, которые родились в зале Пале-Рояль. Можно сказать, что из всех великих людей искусства он был наиболее верен замыслам Людовика XIV, его намерениям, его воле и тому, что мы называем его «внезапными развязками». Для короля он осмелился написать «Тартюфа». Людовик XIV всегда его поддерживал, включая те случаи, когда видимость позволяет предположить противоположное. Когда «Тартюф» был запрещен (церковью, не королем), Людовик XIV славировал, но не бросил драматурга: напротив, именно в этот момент его труппа получила титул Королевской труппы. Он дал ему театр Пти-Бурбон, он дал ему театр Пале-Рояль. Он стал крестным отцом его сына. Он предоставил ему средства, чтобы показывать в городе придворные спектакли: все костюмы и аксессуары, оплаченные королем, использовались потом в городе. Наконец, он свел его с Люлли, чтобы, действуя сообща, они изобрели один из самых богатых и оригинальных жанров в истории театра: комедию-балет.

Ко времени ли еще в 1671 году комедия-балет? Похоже, что нет. Балет, достигнув пределов величия, которое король хотел в нем видеть, исчез. Мольер испробовал «Психею», на полпути между трагедией, балетом и оперой, которую она предвосхитила. Этого недостаточно: чтобы отвечать желанию славы Короля-Солнца, нужно пойти дальше. Но что пишет Мольер? «Проделки Скалена», абсолютную вершину комического искусства, где отбрасывает все ограничения — профессиональные, социальные, моральные; и еще «Ученых женщин». Это не то, чего хочет король.

В 1672 году Мольер впервые не получает своего ежегодного вознаграждения. Он пишет «Мнимого больного» и, так как после «Психеи» он в ссоре с Люлли, заказывает музыку Марку-Антуану Шарпантье. Как и каждый год, он ожидает королевских распоряжений играть на карнавале. Распоряжений не поступает. В последний момент он решается играть в своем собственном театре, в Пале-Рояле, комедию, которая по традиции должна была появиться в феврале при дворе; комедию, которая начинается прологом, где говорится:

 

Что сделал ты для Людовика,

То никогда не пропадет...

 

и где имя Людовика девятикратно звенит в музыке Шарпантье, а заканчивается все строкой:

 

О, счастлив тот, кто отдал жизнь ему...

 

Первое представление состоялось 10 февраля. 17-го, на четвертом представлении, Мольер умирает.

 

Люлли работал для короля тридцать три года. Он сочинял для него танцы, он представлял его во всех мыслимых мифологических и легендарных формах. Он написал музыку двадцати балетов, где появлялся король. Он создал для короля-танцора великолепнейшее произведение, посвященное Аполлону. Он вывел на сцене несравненно величественный образ Короля-Солнца: он также приложил руку к «внезапным развязкам» Людовика XIV. Король стал крестным отцом его старшего сына после того, как самолично подписал брачный контракт. Он создал для него Королевскую Академию музыки. Он дал ему материальные, финансовые и моральные средства для постановок своих произведений, которых за всю историю еще не имел в своем распоряжении ни один музыкант (это больше того, что Вагнер когда-либо получал от Людвига II Баварского). Король, как ни один правитель до него, следил за сочинением всех крупных произведений Люлли от выбора сюжета до репетиций и не уставал смотреть шесть, восемь, даже девять представлений подряд. Он прощал ему все выходки, дерзкие слова, чудовищные требования. Он закрывал глаза на худшее — на склонность Флорентийца к «итальянской любви».

В 1685 году Людовик XIV девять раз видел «Роланда». В 1686-ом нет официального представления «Армиды» в Версале, ее дают у дофина частным образом, в концертном исполнении — четырежды. Король не появляется. Было намечено прослушивание в его собственных апартаментах: оно не состоялось.

В следующем году Люлли тяжело заболевает: не знают чем.

«Опасная болезнь, поразившая меня, не может помешать моей работе, и горячее желание вовремя закончить то, чего желает ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, заставляет меня забыть опасность, которой я подвергаюсь. Но что меня смущает, СИР, после стольких попыток поспешить предложить вам новые сочинения? ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО не расположено их услышать... Только вам, СИР, хочу я посвятить все произведения моего гения. Я не мог бы стремиться к меньшей награде, нежели слава ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, я ни во что не ставлю все остальное в мире. Простите, СИР, что в нетерпении, в каком я нахожусь, предлагаю вам эту оперу...»

Ответа не будет, если не считать того, что, как станет известно, в марте 1687 года Люлли арендует театр, взамен того, который король предоставил ему четырнадцатью годами раньше, а теперь отнял. Люлли умер через десять дней, 22 марта 1687 года. Только ли от удара тростью по ноге?

 

Театральная карьера Расина продолжалась тринадцать лет. Она началась через месяц после «Удовольствий Волшебного острова», 20 июня 1664 года представлением «Фиваиды». Она закончилась в апреле 1677-го, когда Людовик XIV принял, еще не объявляя о нем, решение поселиться в Версале. Единственная из его трагедий, «Ифигения», была впервые сыграна в Версале: в Оранжерее, 18 августа 1674 года, в рамках третьего (и последнего) большого празднества, данного королем.

Но Людовик XIV знал Расина еще до того, как тот стал писать для театра: «Славы среди муз» оказалось достаточно. Поэт получил право присутствовать при королевском выходе задолго до «Фиваиды». Его карьера продолжалась долгие годы после «Федры»: до его смерти.

Можно без преувеличения сказать, что Расин всю свою жизнь был придворным, и считать второстепенным и не слишком длительным эпизодом в его карьере период, когда он писал театральные пьесы.

Представления «Федры» завершаются в апреле 1677-го. 1 июня Расин женится. В сентябре он вместе с Буало назначен королевским историографом: пост очень почетный и хорошо оплачиваемый, но требующий дать отставку Музам. Он следует за королем при осаде Ганда, при переходе через Рейн, при осаде Намюра, он пишет «Королевскую историческую эклогу», либретто «Идиллии мира», которую Люлли кладет на музыку к празднику в замке Со (50), «Духовные песнопения» для девушек Сен-Сира и, тоже по приказу, «Эсфирь» и «Аталию», вновь для Сен-Сира. Милость и благорасположение короля всегда с ним. Говорят о мимолетной опале, примерно в 1696 году: это вымысел.

Когда Людовик XIV воображает себя Александром, Расин пишет «Александра»: это было в 1665-ом. Когда король расстался с образом юного героя, чтобы утвердить себя монархом, Расин написал «Митридата», о котором Данжо однажды скажет: «Пришел король, и выбрали «Митридата», поскольку это комедия, которая ему больше всего нравится». Когда король обратился к религии, Расин написал «Эсфирь», не из желания вернуться в театр, но следуя своим путем. Тогда он уже отказался от сцены, не из благочестия (еще нет), но чтобы Людовик XIV, как и Александр, не лишился историографа, «который может оставить потомкам память о его доблестях».

Ни разу Расин не пренебрег тем, чего от него ожидали. Он не писал комедии или комедии-балеты, когда желали чего-то более великого и более благородного. Он не продолжал сочинять оперы, когда король объявлял, что он их больше не слушает. Он не сожалел об александринах, которыми плакала Бе-реника, оставленных ради повествования о переходе через Рейн. Не будем искать здесь кривлянья, гримасы. Хребет Расина — хребет не подхалима, но обожателя. Его внутреннее лицо, его поэтическое воображение, его писательское мастерство — все в нем с несравненно точной интуицией и скрупулезной пунктуальностью сообразуется с тем, что есть король, о чем он думает, чем он хочет быть, кем он хочет, чтобы его видели. Гений Расина столь силен, что иногда он даже предвосхищает события.

Вот почему Расина не лишали пенсии. Он никогда не ожидал распоряжений, которые так и не приходили. У него без предупреждения не отбирали театр. Не игнорировали его последнее произведение. В старости он входит в комнату короля без доклада. Он жил в Марли, как герцог или «Сын Франции». У него были свои апартаменты в Версале, так удачно расположенные, что после его смерти там поселится принцесса крови. Мадам Расин не будет на коленях умолять короля, добиваясь, чтобы мужа похоронили в освященной земле: он давно уже работает для театра только по распоряжению свыше. Король тогда скажет Буало: «Мы оба потеряны, потеряв бедного Расина». И Буало добавит: «Его Величество так говорил мне о Расине, что придворные желали бы умереть, если бы могли надеяться, что он так же скажет о них после их смерти».

 

Таким был Людовик XIV.

 

 

Хронограф

 

1638 Рождение Людовика XIV.

1643 Смерть Людовика XIII.

1647 Жермен Пинель назначен королевским лютнистом.

1651 Людовик танцует «Балет Кассандры». Бернар Журдан де Ласалль назначен королевским гитаристом.

1653 «Балет ночи». Люлли назначен придворным композитором камерной музыки.

1654 Коронация Людовика XIV в Реймсе.

1655 Людовик танцует в «Балете свадьбы Пелея и Фетиды» (пять ролей), «Балете времени» (четыре роли), «Балете наслаждений» (четыре роли).

1656 Начало благосклонности к Марии Манчини. Кавалькада в Париже (март).

«Балет галантности времени» (Людовик играет и танцует с Корбеттой).

«Балет Психеи».

1657 «Балет больного Амура»

1658 «Балет Альсидианы».

Труппа Мольера впервые играет при дворе.

1659 Удаление Марии Манчини.

Прибытие в Париж Вигарани и сооружение театра в Тю-ильри.

«Балет насмешки».

1660 Свадьба Людовика XIV. Торжественный въезд в Париж.

Представление «Ксеркса» Кавалли.

«Смешные жеманницы» в Лувре.

Лебрен декорирует галерею Алоллона.

Лебрен в присутствии короля пишет «Персидских цариц у ног Александра».

1661 Смерть Мазарини (март). Людовик XIV берет власть в свои руки.

Первые расходы Людовика XIV в Версале.

Создание Академии танца.

«Балет нетерпения» (роль Юпитера). «Балет времен года» (роль Цереры).

Люлли назначен суперинтендантом королевской музыки.

Мишель Ламбер назначен придворным капельмейстером камерной музыки.

Начало благосклонности к Луизе де Лавальер.

Празднество в Во (17 июля). Арест Фуке.

1662 Открытие театра в Тюильри: «Влюбленный Геркулес» Кавалли (март).

Большая карусель (июнь).

Свадьба Мольера. Свадьба Люлли.

Людовик XIV вручает Лебрену дворянские грамоты.

Создание Гобеленов.

1663 Создание Малой Академии.

Лебрен становится первым художником короля.

Конкурс капельмейстеров.

«Балет Искусств».

Сооружение первой Оранжереи в Версале. Перенос туда 1200 апельсиновых деревьев из Во.

Пребывание Мольера в Версале. «Версальский экспромт» (октябрь).

1664 Первая комедия-балет: «Брак поневоле» (январь).

Кольбер становится суперинтендантом строительства (январь). Чертежи Лувра. Первый проект Бернини.

«Балет переодетых амуров» (январь).

«Удовольствия Волшебного острова» (7 и 13 мая).

«Тартюф».

Мольер в Версале (октябрь). Новая церковь в Версале.

Первый заказ скульптур для Версаля (сатиры, фавны, Термес).

1665 Создание Французской Академии в Риме.

«Балет рождения Венеры» (январь). Людовик танцует роль Александра, с Генриеттой Английской.

«Александр» Расина. «Александр и Пор» Лебрена.

Труппа Мольера становится королевской труппой. «Амур-лекарь» в Версале (сентябрь).

Фасад Мраморного двора украшается статуями.

Начало сооружения грота Фетиды. Первые статуи в парке. Устройство лабиринта.

Бернини в Париже (июнь — октябрь). Закладка первого камня в фасад Лувра.

1666 Создание Академии наук.

Людовик XIV делает Сен-Жермен главной резиденцией, вместо Лувра.

Первые большие фонтаны в Версале. «Балет муз» (роли Кира и Юпитера).

1667 Вторжение в Нидерланды, взятие Турне, капитуляция Лилля.

Начало благосклонности к маркизе де Монтеспан.

«Карусель Амазонок» в Версале (февраль).

Начало строительства Большого канала. Второй заказ скульптур для Версаля (Жирардон, Реноден, Леонгр).

Начало строительства Обсерватории. Письмо Кольбера к Бернини с объявлением об отказе строить Лувр по его проекту (июль).

1668 Завоевание Франш-Конте. Мир в Экс-ла-Шапель.

«Амфитрион» (январь).

«Версальский грот» Люлли (апрель).

«Большой Королевский Дивертисмент» в Версале (июль),

«Жорж Данден».

Мотеты Люлли «Plaute», «Laetare», «Gallia» (крещение Дофина).

Проект Версаля Лево.

Лебрен пишет «Смерть Дария».

1669 Последняя зима, проведенная Людовиком XIV в Париже.

«Балет Флоры» (роль Солнца, февраль).

Дюмон и Робер — композиторы королевской капеллы.

Перрен получает привилегию на руководство Академией оперы. «Помона».

«Господин де Пурсоньяк» в Шамборе (октябрь).

1670 «Блистательные любовники», король в последний раз танцует на публике (октябрь).

«Береника» Расина. «Тит и Береника» Корнеля.

Строительство Фарфорового Трианона. Первые корабли на Большом канале (51).

Серия увеселений в Версале.

«Мещанин во дворянстве» в Шамборе (октябрь).

Смерть Лево.

Начало строительства Дома Инвалидов.

1671 Оккупация Лотарингии. Смерть Генриетты Английской.

Создание Академии архитектуры.

Заседания Французской Академии становятся открытыми.

«Психея» в Тюильри (январь).

Заказ де Гишару оперы «Любовь Дианы и Эндимиона» для Версаля (52).

Начало строительства Парадных апартаментов, Банных апартаментов и Посольскойлестницы в Версале (окончены в 1680).

1672 Начало войны в Голландии. Переход через Рейн и затопление Нидерландов (июнь).

Людовик XIV сменяет Сегье в качестве покровителя Академии.

Люлли получает разрешение возглавить Королевскую Академию музыки.

Третья церковь в Версале. Установка в гроте Фетиды «Аполлона, которому служат музы» Жирардона.

«Баязет» Расина. Создание «Французского Меркурия».

1673 Война в Голландии. Осада Маастрихта. Смерть Мольера (февраль). Закрытие театра Маре, чья труппа сливается с труппой Мольера.

Люлли с Королевской Академией музыки вселяется в Пале-Рояль.

«Кадм и Гермиона», первая опера Люлли (апрель).

Репетиции «Альцесты» Люлли в Версале в присутствии Людовика XIV.

1674 Завоевание Франш-Конте.

«Альцеста» Люлли.

Большой праздник в Версале: «Альцеста» в Мраморном дворе, премьера «Ифигении» в Оранжерее, «Версальская эклога» в Трианоне.

Третий заказ скульптур для Версаля, по плану Лебрена (Стихии, Времена года, Часы, Части света, похищения). Устройство боскета Энкелада. Строительство Мансаром замка Кланьи для мадам де Монтеспан.

1675 Премьера «Тезея» Люлли в замке Сен-Жермен.

Начало сооружения «машины» Марли. Устройство боскета Куполов.

1676 Премьера «Атиса» Люлли в замке Сен-Жермен (январь).

Карусель в Версале (май).

Четвертая церковь в Версале.

Иллюминация парка и канала (июль — август).

1677 Премьера «Исиды» Люлли в замке Сен-Жермен (январь).

«Федра» Расина (апрель). Свадьба Расина (июнь).

Расин оставляет театр и вместе с Буало становится королевским историографом (сентябрь).

Крещение сына Люлли (крестный отец — король).

Лебрен, Ленотр и Ван дер Мелен при осаде Камбре.

1678 Король решает (не объявляя об этом публично) сделать Версаль своей резиденцией. Прекращение работ в Лувре. Строительство Зеркальной галереи и ряд проектов Лебрена по ее декорированию. Начало работы Мансара. Начало возведения Южного крыла (окончено в 1687).

Строительство второй Оранжереи. Швейцарский водоем.

1679 Нимвегенский мир.

Людовик XIV публично объявляет Версаль своей резиденцией.

Начало строительства Большого Манежа.

Лоренцани становится капельмейстером королевы.

1680 Люлли становится советником-секретарем короля.

Начало благосклонности к мадам де Ментенон.

Создание Комеди-Франсез.

1681 Премьера «Триумфа Амура» (53) в Сен-Жермене (январь).

1682 Двор переезжает в Версаль (май). Начало вечеров в апартаментах короля.

Строительство в Версале пятой (временной) церкви на месте салона Геракла (декабрь).

Отправка из Французской Академии в Риме 177 статуй.

Премьера «Персея» Люлли в Сен-Жермене (апрель), его показ в Большом Манеже в Версале (июль).

Людовик XIV посещает Обсерваторию.

1683 Премьера «Фаэтона» Люлли в Версале (январь).

Дивертисменты и состязания с кольцом в Версале.

Смерть королевы (июль) и Кольбера (сентябрь).

Тайная женитьба Людовика XIV на мадам де Ментенон (октябрь). Начало войны с Испанией (октябрь).

Конкурс капельмейстеров версальской капеллы: Людовик XIV предписывает выбор.

Версальские фонтаны Трианона.

1684 Взятие Люксембурга.

Завершение Зеркальной галереи. Миньяр открывает Малую галерею (54).

«Амадис» Люлли. Смерть Корнеля.

1685 Отмена Нантского эдикта.

Работы в Париже (Нотр-Дам-де-Виктуар, Королевская площадь).

Разрушение грота Фетиды и начало возведения Северного крыла.

Проекты большого театрального зала. Начало строительства канала от реки Эра.

Премьера «Роланда» Люлли в Версале (январь).

1686 Аугсбургский мир. Начало войны с Аугсбургской лигой.

Большая карусель Александра в Версале.

«Армида» Люлли исполняется в Версале, король не присутствует.

Болезнь и операция короля (декабрь).

Начало строительства Большого Трианона. Устройство водного партера (реки и нимфы).

1687 Te Deum на выздоровление короля. Смерть Люлли (март).

Окончание строительства Большого Трианона. Строительство Сен-Сира.

1688 Дофин занимает место в совете, получает командование одной из армий; капитуляция Филипсбурга.

Смерть Клода Перро.

Премьера «Принцессы Критской» Филидора в Версале.

Репетиции «Эсфири» в присутствии короля.

1689 Первые проекты постоянной версальской церкви.

Мишель-Ришар Делаланд — суперинтендант музыки. De profundis.

Первая редакция «Как показывать сады Версаля» Людовика XIV.

Лебрен представляет королю «Вход Христа в Иерусалим».

Миньяр пишет «Шатер Дария».

Представление «Эсфири» в Сен-Сире в присутствии короля.

1690 Повторение «Эсфири».

Премьера «Энея и Лавинии» Коласса в Трианоне.

Смерть Лебрена.

1691 «Аталия» в Сен-Сире. Смерть Лувуа.

1692 Осада Намюра. Сражение при Штейнкерке.

Академия живописи размещается в неиспользуемом Лувре (55).

1693 Разорение Гейдельберга и Палатината.

Смерть Великой Мадемуазель и мадам де Лафайет.

Франсуа Куперен назначен королевским органистом.

1694 Словарь Академии.

Куперен — учитель игры на клавесине «Детей Франции».

1695 «Алис и Галатея» Люлли в Трианоне.

1696 Смерть мадам де Севинье и Лабрюйера.

1697 Рисвикский мир.

Премьера «Иссе» Детуша в Трианоне по случаю свадьбы герцога Бургундского.

Изгнание по требованию мадам де Ментенон труппы Итальянской комедии и закрытие Бургундского отеля.

1699 Начало строительства нынешней версальской церкви.

Смерть Расина (апрель).

1700 Договор об испанском наследстве (56).

Блестящие карнавальные празднества в Версале.

1701 Война за испанское наследство.

Смерть мадемуазель де Скюдери.

Перестройка королевских апартаментов: король поселяется в истинно королевских покоях. Создание салона «Бычий глаз».

1703 Издание мотетов Куперена.

Издание «Симфоний для королевского ужина» Делаланда.

1710 Разрушение Пор-Рояля.

Открытие Версальской церкви.

1715 Смерть Людовика XIV.

 

 

Комментарии

 

1 Техника изготовления скульптуры из смеси штукатурки и мраморной крошки.

 

2 Анна-Мария-Луиза, старшая дочь Гастона Орлеанского, герцогиня де Монпансье, двоюродная сестра Людовика.

 

3 Мемуары свидетельствуют, что Людовик был также и превосходным оратором. Аббат де Шуази: «Он действительно король языка и может служить образцом французского красноречия. Реплики, которые он бросает на ходу, затмевают все заранее подготовленные речи". Маршал Бервик: «Он был самым вежливым человеком в государстве; он прекрасно владел своим родным языком и вкладывал в свои слова столько любезности, что если уж он что-то давал, то казалось, что он дает вдвойне, а если отказывал, невозможно было на это обидеться».

 

4 Мишель де Пюр, аббат «О старинных и современных зрелищах», Париж, 1668. Этот трактат — о всевозможных видах зрелищ, от античных тавромахий до триумфальных въездов королей, фейерверков, балов, маскарадов и проч. Балету посвящена заключительная глава, весьма обширная и подробная.

 

5 Созданный Люлли оркестр (18-19 музыкантов, чуть уменьшенная копия «24 скрипок короля»), игравший, главным образом, танцевальную музыку. В отличие от «24 скрипок» существовал только при Людовике XIV.

 

6 Один из главных фрондеров, архиепископ Гонди, был 19 февраля 1652 года сделан Папой кардиналом, Людовик утвердил назначение 11 сентября. Полтора года спустя, после ареста, Рец бежал и нашел убежище в Риме. Однако он упорно отказывался сложить с себя полномочия архиепископа, и парижская кафедра оставалась вакантной, пока десять

лет спустя Людовик не простил бывшего фрондера.

 

7 Мазарини еще не вернулся в Париж из изгнания.

 

8 Это не значит, что Людовик упразднил совет. Напротив, с помощью Кольбера он очень быстро упорядочил систему различных советов, создав из них нечто вроде министерств. Новацией было выведение из них многих представителей высшего дворянства.

 

9 «Мемуары Людовика XIV за 1661 год» написаны королем на основе дневниковых записей десять лет спустя как руководство для наследника (при участии Периньи и Пелиссона).

 

10 В 1700 году пятнадцатилетний Бах переехал в Люнебург и поступил в Рыцарскую Школу, где был силен французский дух. Однако Люнебург находится вовсе не «в сердце Германии», а на ее севере, близ Гамбурга.

 

11 Первая жена Месье, двоюродная сестра Людовика.

 

12 Эта королевская мануфактура в предместье Парижа основана в 1662 году наряду с другими подобными в рамках кампании Кольбера по вытеснению дорогих импортных товаров (не в последнюю очередь предметов роскоши из Венеции). Производила картины, скульптуры, ковры, ювелирные изделия, мебель (почти вся продукция предназначалась для королевских дворцов), здесь же помещалась школа и квартиры мастеров. Перв'ым директор ее был Лебрен.

 

13 В XVII веке литературное произведение (чаще всего роман), в котором реальные лица выведены под вымышленными именами.

 

14 Фландрская провинция Франш-Конте была завоевана в результате молниеносной экспедиции Конде, но скорее в качестве разменной монеты, чтобы, вернув ее, закрепить в Аахенском договоре другие приобретения 1667 года. Была вновь завоевана в 1674-ом и окончательно присоединена в 1678-ом.

 

15 В Версале никогда не стучали в дверь, а только скреблись в нее.

 

16 Расин не был штатным чтецом, но Людовик предпочитал его чтение, так как Расин умел не только отобрать самое интересное и при необходимости обсудить прочитанное, но мог на ходу исправлять слог автора, и король считал, что «у него особый талант дать почувствовать красоту тех произведений, которые он читал». Не сказался ли здесь опыт работы Расина с актерами Бургундского отеля?

 

17 Увидев сделанную Наттье прекрасную копию с картины Риго, король сказал: «Продолжайте работать так же, и вы станете великим человеком».

 

18 Нужно было на скаку унести или проткнуть пикой головы, находящиеся в дальнем конце ристалища.

 

19 Таково традиционное толкование. Но настоящий барочный девиз должен быть многозначным, богатым смыслами. Франсуа Блюш предлагает перевод: «И для многих равный» (так как Солнце равно дарит свет многим).

 

20 «Деревня Королевы» в Версале, построенная в 1783 году на волне руссоизма: домики, крытые соломой, настоящая молочная ферма, вокруг сад в англо-китайском вкусе.

 

21 Аспидный сланец (плотная, легко слоящаяся на тонкие плитки разновидность глинистого сланца) традиционно использовался во Франции как кровельный материал.

 

22 Эта королевская и приходская церковь строилась с XII по XVI век.

 

23 Буало как приверженец древних авторов противопоставлял «мишуре Тассо» «золото Вергилия».

 

24 Трагедия Корнеля.

 

25 «Начинает волноваться» означает: то лично читает королю нотацию, то заказывает панихиду по своей здравствующей супруге и т. п.

 

26 Стихи из романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона». «Наука». М.—Л.: 1964. С. 18. Перевод Н.Я. Рыковой.

 

27 Его роль играл сам Мольер.

 

28 Тайный брак Великой Мадемуазель де Монпансье и герцога де Лозена был заключен около 1681 года.

 

29 Tragedie (mise) еn musique — так первоначально называлась во Франции серьезная пятиактная опера. Слово «опера» обычно применяли к более легким и коротким сочинениям: комедиям, пасторалям, операм-балетам. Позднее трагедию на музыке будут называть «tragedie lyrique» — «музыкальная трагедия».

 

30 Обе пьесы — Люлли и Кино.

 

31 Опера Франческо Сакрати.

 

32 Оркестровые фрагменты.

 

33 В этом году началась война с Соединенными Провинциями.

 

34 «Иконология...» Чезаре Рипы — одно из наиболее известных и значительных собраний эмблем — впервые была издана в Риме в 1593 году, затем многократно переиздавалась. Французский перевод Жана Бодуэна появился в 1643 году, но книга была известна во Франции и раньше. Как пишет переводчик, книга «особенно необходима для ораторов, поэтов, скульпторов, живописцев, инженеров, чеканщиков медалей, девизов, авторов балетов и драматических поэм».

 

35 Германский император, в то время Леопольд I.

 

36 Мадам де Севинье писала своему кузену Бюссе-Рабютену: «А ведь наш король поистине восхитителен и заслуживает того, чтобы его сопровождали настоящие историографы, а не эти два поэта», не привыкшие передвигаться «пешком, верхом, по уши в грязи, ночуя при свете луны, прекрасной любовницы Эндимиона». Буало действительно быстро уставал и оказался самым ленивым из историографов, Расин же отличался большим усердием, хотя и не мог проводить в седле столько же времени, сколько король.

 

37 Согласно другим источникам, Луиза де Лавальер трижды сама пыталась уйти в монастырь, и на третий раз это ей было позволено.

 

38 «Служанкой-госпожой», отсылка к одноименной опере Перголези.

 

39 Результаты конкурса вызвали скандал: среди финалистов, оставшихся за бортом, были такие имена, как Шарпантье, Демаре и Лоренцани.

 

40 В предисловии к посмертному изданию (1729—1733) его 40 мотетов и мелких сочинений в 21-ом томе.

 

41 Потомки короля и Марии-Терезы, законные наследники трона.

 

42 Как явствует из дневника Данжо, в 1715 году, в самые последние дни своей жизни король каждый день слушал «концерт камерной музыки».

 

43 Франсуаза д'Обинье, вдова Скаррон, будущая мадам де Ментенон, некоронованная королева, была гувернанткой детей Людовика и маркизы де Монтеспан.

 

44 Маркиза хотела воспитать «женщин скромных, воздержанных, веселых, способных быть серьезными, но любящими пошутить, вежливых и насмешливых, но чтобы в насмешке не было злобы, сердца которых были бы добры, а беседы отличались бы живостью...» Чем не автопортрет некоронованной королевы?

 

45 Мадам де Лафайет свидетельствует: «Как можно устоять перед такими дифирамбами! Мадам де Ментенон польщена и сюжетом, и исполнением. Комедия представляла своеобразное падение мадам де Монтеспан и восхождение звезды мадам де Ментенон: вся разница была лишь в том, что Эсфирь была немного моложе и не так манерно набожна». Тот же сюжет был взят на вооружение в России, когда Петр I возводил на престол Екатерину I.

 

46 Однако премьеры часто проходят в Фонтенбло. А пастораль Детуша «Иссе» (1697) сперва была сыграна в Трианоне (в присутствии Людовика, который велел добавить к ней пролог) и лишь затем — в Париже, на сцене Королевской Академии музыки.

 

47 Это не значит, что все сидели в одной комнате. В семь часов вечера открывались все королевские покои. За бильярдом следовал ужин, затем бал, бывали и маскарады. В 1683 году отчеканили медаль: «Приветливость и щедрость короля. Дворец короля открыт для развлечений подданных». Академия надписей сопроводила эту медаль таким комментарием: «Король, чтобы увеличить число развлечений двора, пожелал держать свои апартаменты открытыми в некоторые дни недели. Существуют большие залы для танцев, для игр, для музыки. Есть и другие залы, где можно пить, сколько твоей душе угодно, прохладительные напитки, но особенно здесь поражает само присутствие Великого короля и доброго хозяина».

 

48 Жена старшего внука Людовика, Мария-Аделаида, любимица короля.

 

49 Приток Роны.

 

50 Замок, заново отстроенный в 1670 году Кольбером, принадлежал затем его сыну, а с 1700 года — герцогу Мэнскому, старшему сыну Людовика и маркизы де Монтеспан. В середине XIX века был полностью перестроен.

 

51 Флот Версаля состоял из уменьшенных, но очень точных копий боевых кораблей Его Величества, к которым добавлялись две настоящие венецианские гондолы: французский военный флот был любимым детищем Людовика и Кольбера.

 

52 Пасторальная опера, в следующем году исполнялась в Сен-Жермен-ан-Лэ под названием «Триумф любви». Автор музыки — Жан-Грануй Саблиер.

 

53 Балет Люлли.

 

54 Малая галерея, или Галерея Миньяра, располагавшаяся наверху Посольской лестницы, в бывших апартаментах маркизы де Монтеспан — шедевр Миньяра и его ответ (реванш) Зеркальной галерее его соперника Лебрена. Она предназначалась для короля, его семьи и немногих высокопоставленных иностранных гостей. Галерея прославляет Людовика-мецената (в ее декор включены атрибуты всех искусств), здесь висели лучшие картины коллекции Его Величества — всего 1748 полотен, часто сменявших друг друга, чтобы король мог любоваться возможно большим их количеством.

 

55 Вслед за ней — Академия архитектуры, Академия наук, Французская Академия, там же поселятся многие ученые и художники.

 

56 Европейские державы, в ожидании смерти бездетного Карла II, короля Испании, договорились о разделе его обширной империи. Однако Карл оставил завещание в пользу Филиппа, герцога Анжуйского (внука Людовика). Принятие этого завещания Людовиком и вызвало долгую Войну за испанское наследство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: