Формирование двигательных умений, необходимых для чтения с листа.




Быстрота и точность действий пианистического аппарата в ответ на «сигналы» нотного текста требует тщательного, направленного развития. Это, прежде всего, свободная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировке рук и пальцев на клавиатуре. Это умение может быть развито до весьма высокой степени.

В ходе специальных упражнений у ребенка развивается осязательная ориентировка на клавиатуре. Формирование такой ориентировки начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Ребенок выучивает гамму и затем играет её разными штрихами, не глядя на руки. Для начала желательно выбрать удобные в аппликатурном отношении гаммы и в тоже время содержащие черные клавиши. Черные клавиши служат надежными ориентирами для пальцев, когда они лишаются поддержки зрения.

При переходе и игре по нотам ориентировка рук без помощи глаз облегчается тем, что исполняемые пьесы строго выдержаны в одной позиции (и в правой, и в левой руке). Большое значение при игре с листа приобретает свободное владение аппликатурными формулами. Существует специальные аппликатурные упражнения.

Некоторые из них:

a. На трех поступенно расположенных соседних клавишах (ми, фа, соль) ученик исполняет различные мотивы от разных звуков с обязательным включением черных клавиш (сильными пальцами 1,2,3) во всех комбинациях. Далее, объём мелодии увеличивается до квинты, в работу включаются четвертый и пятый пальцы.

Предлагаемые упражнения с самого начала выполняются без зрительного контроля, то есть «слепым методом.

Уделяется равное внимание развитию обеих рук. Первые упражнения одноголосны и исполняются порознь каждой рукой. Затем фактура усложняется. К мелодии в правой руке добавляется аккомпанемент – гармонический интервал в левой руке (квинта, терция, кварта) затем к гомофонному изложению добавляется двухголосие в параллельном и противоположном (зеркальном) движении.

Далее усложняется мелодический рисунок от поступенных последований к ломанным и скачкообразным. Одновременно усложняются артикуляционные и динамические задания – вплоть до контрастных, не совпадающих в различных руках оттенков и штрихов.

Приблизительно к началу второго полугодия появляются упражнения, выходящие за пределы одной позиции. Ряд упражнений можно построить на основе типичных этюдных формул (этюды Черни Гермер). Смена позиций происходит здесь благодаря секвенционному движению. Далее исполняются (обязательно по нотам) гаммообразных типа – от диатонических до альтерированных образований. Пример: «Микрокосмос» Б.Бартока.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды.

Здесь важно воспитать навык:

А) Быстрого зрительно-слухового опознания интервалов или аккорда по его рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами.)

Б) Мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал – на основе «типовых», аппликатурных формул: секунда – соседние пальцы; терция – через палец; кварта – через два пальца; квинта – через три пальца; секста, септима, октава – крайние пальцы.

Следующий этап – освоение аппликатурных навыков, связанных с чтением с аккордов. Техника ускоренного восприятия нотного текста. В связи с тем, что текст фортепианной музыки имеет не только горизонтальное, но и вертикальное измерение, можно разделить проблему ускоренного охвата текста на два этапа: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.

Наиболее трудным для чтения фортепианной музыки является навык восприятия вертикали. Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко, хотя бы в связи с привычкой читать словесный текст. Установлено, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды “Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья.” Если же эти шесть слов записать вертикально (в столбик), на чтение тратится примерно 12 секунд

Т М Р Р З С
Е Л О А Е Е
П А Щ З Л М
Е Д А Р Е Ь
Р А О Н Я
Ь Я С А
Л Я
А
С
Ь

Чтобы прочитать такую же вертикальную группу слов, расположенных на линейках, напоминающих нотный стан, требуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения по горизонтали.

Навык мгновенного восприятия вертикаль может быть приобретен и развит при помощи специальных упражнений. Основной тренировки – чтение с использованием особого приспособления: картонного или пластикового экрана с двумя прорезями.Упражнение проходит три стадии. На первой стадии используется узкая прорезь в экране, через которую ученик читает нотный текст. Его зрение сфокусировано только на одной вертикальной группе нот. Скорость передвижения экрана вправо постепенно возрастает.

Только после 15 тренировок вертикаль воспринимается также быстро, как горизонталь.

На второй стадии ученик читает тот же текст, но теперь через широкий просвет экрана, позволяющий видеть одновременно несколько вертикальных групп, которые занимают примерно один такт. Наконец, (третья стадия) экран убирается, и та же пьеса, которая была проработана по элементам, исполняется подряд без остановок и в ритме.

Навык быстрого охвата нотного текста по вертикали развивается также при помощи следующих упражнений:

1. Аккордовая последовательность исполняется в форме гармонической фигурации, начиная от баса. Аккорд развертывается постепенно, последовательного, вертикаль переводится в горизонталь.

2. Текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется аккордами («сжимается»).

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста можно назвать «фотографирование».

Ученику «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определенный отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. И так до конца пьесы. В процессе этого упражнения постепенно у величается скорость восприятия и объем запоминаемых фрагментов.

 

 

Выводы

 

Важным звеном навыка игры с листа является техника ускоренного чтения и нотной графики.

Умение свободно ориентироваться на клавиатуре; не глядя на руки, быстро выбрать наиболее удобную аппликатуру.

Навык свободного чтения с листа возникает, как правило, после направленного педагогического воздействия на основе тщательно разработанной методики. Наилучшие результаты при этом достигаются тогда, когда навык чтения формируется с первых шагов бучения пианиста, до того, как успевают укорениться привычка разбирать текст «по стадиям». Эта привычка становится впоследствии серьезной помехой в обучении игре с листа.


 

Используемая литература.

 

1. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Л.,1973г.

2. Баренбойм Л.А. «Фортепианная педагогика», М.,1937г.

3. Баренбойм Л.А., Брянская Ф.Д., Перунова Н.Н., «Школа игры на фортепиано», «Путь к музицированию», Л., 1980, 1981г.

4. Брянская Ф.Д. «Навык игры с листа и принципы его формирования», М.,1981г.

5. Брянская Ф.Д. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста», М., 2005г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: