1. Классический заяц. Все периоды фирма ставит по нулям в НИОКР, а все средства кидает в инвестиции, стараясь при этом ставить самую низкую цену в лиге. Если другие фирмы последуют ее примеру и цены в лиге упадут до $12-15, то для нашей фирмы имеет смысл поставить цену $40 и хорошо вложиться в маркетинг, конечно, если он будет играть. Самые удачные решения для 1 периода при этой стратегии – цена $47 и производство 90%. Но надо учитывать, что конкуренты могут поставить в 1 периоде демпинговую цену. Поэтому надо либо оставить около $5000 свободных средств, либо поднять цену до $51 и вложить в маркетинг $5000.
2. Классический слон. В 1-3 периодах фирма вкладывается в НИОКР и маркетинг, а потом снижает цену до $40 и играет на маркетинге. В 1 периоде лучше всего поставить цену $59, производство 80%, маркетинг $4000 и НИОКР $10000. При этом нужно стараться не получать отрицательную прибыль в 1-3 периодах, она должна быть в пределах $0-3000.
3. Разновидность слона. Фирма все периоды ставит в инвестиции $0, а все средства направляет в НИОКР, причем так, чтобы они у нее оказались самыми высокими в индустрии. Сначала она ставит цену в районе $60-70, а потом когда цены упадут до $20-25, поднимает цену до $200, обнуляет производство и … почти всегда получает наибольшую чистую прибыль. Очевидный минус стратегии – низкие рост, доля рынка и нулевое производство. Поэтому имеет смысл в 7 периоде вложить в инвестиции, а в 8 произвестись и сбросить цену.
Сговор
Если 2 или 3 дружественные команды попадают вместе в одну лигу, им обязательно нужно договориться. Смысл такой:
1. Только одна из них играет на НИОКРе, а остальные ставят в него $0. Причем у первой должен быть максимальный НПот(Суммарные вложения в НИОКР за все периоды) в лиге.
2. В каждом периоде только одна из договорившихся команд вкладывается в маркетинг, причем так, чтобы отношение маркетинг/цена было наибольшим. Остальные просто обязаны ставить в маркетинг $0.
Примерные схемы сговора:
Если в одну лигу попадают 2 команды, то одна из них играет классическим зайцем, а вторая классическим слоном. По идее вторая должна играть на маркетинге, но если найдется еще один грамотный слон в этой лиге, вкладывающийся в маркетинг, то заяц в одном из периодов должен вложить в маркетинг тысяч 8-10 по цене $15-20. Слон в том же периоде должен поставить цену $40 и $0 в маркетинг.
Если в одной лиге оказываются 3 команды, то одна из них играет классическим зайцем, вторая – слоном с ценой $200, третья играет на маркетинге. Когда маркетинг играет, она должна ставить цену $40, в противном случае вкладывать 3 – 4 тысячи по низкой цене, либо не вкладываться в него, вообще.
Команды должны определиться, какая из них вкладывается в этом периоде. Никакие споры между ними во время игры недопустимы. Все проблемы надо уладить до начала игры.
Сообщения
Самая главная информация, содержащаяся в сообщении, - все, что касается маркетинга. На основании этого надо определить ставить ли слону цену $40 и $11000 в маркетинг или цену $40 и 0 в маркетинг, ставить ли зайцу цену $40 и $11000 в маркетинг или играть на низкой цене без вложений в маркетинг.
Сообщения, которые означают, что маркетинг играет:
1. На рынке появилась новинка: мэкометр n-го поколения.
2. Недостаток информации у потребителей о мэкометрах.
3. Потребителю необходимо объяснить, что такое мэкометр.
4. Снижены расценки на рекламу мэкометров, электроники, всех товаров и т. д.
5. Увеличено ТВ-время для рекламы мэкометров.
6. Газеты предоставляют больше места для рекламы.
7. Запрещена реклама импортных, алкогольных, табачных товаров и т. д.
8. На рынке рекламных услуг произошел параллельный сдвиг кривой спроса, при этом эластичность спроса увеличилась.
Еще раз повторюсь, что если имеет место сговор двух команд, то даже в этом случае только одна из них должна вложиться в маркетинг.
Сообщения, которые означают, что маркетинг не играет:
1. Потребителей не интересует пустая реклама.
2. Повышены расценки на рекламу мэкометров, электроники, всех товаров и т. д.
3. Уменьшено ТВ-время для рекламы мэкометров.
4. Газеты предоставляют место места для рекламы.
5. Рекламное время заполонили рекламные ролики импортных, алкогольных, табачных товаров и т. д.
6. На рынке рекламных услуг произошел параллельный сдвиг кривой спроса, при этом эластичность спроса уменьшилась.
Просто полезные советы
1. Лучше всего ставить 85-90% загрузку фабрики, кроме случаев, когда в экономике спад, или высокая стоимость хранения, или большой склад у фирмы. Также не стоит загружаться более чем на 80%, когда ставишь цену ненамного выше себестоимости. В остальных случаях лучше ставить такое использование мощности, чтобы себестоимость была на $1 выше себестоимости при 80%. В обычных сценариях это 92%.
2. Если в 0 периоде себестоимость равна 18.17, 18.35, 18.70 и 19.39, по всей вероятности, минимальная себестоимость достигается при загрузке не на 80%, а на 75%, 85%, 70% и 90% соответственно.
3. Если не хватает денег на производство, не надо отчаиваться. Нужно продавать склад. Посмотреть, сколько штук на складе и соответственно определить цену. В маркетинг надо вложить $0. Но если такая же ситуация и у других фирм и на складе больше 500 штук, то можно и вложиться в маркетинг по цене $40.
4. Если нет склада и не хватает денег на производство, нужно либо помочь другой команде, например, поставив демпинговую цену и вложить оставшиеся деньги в маркетинг (вторая ставит цену $40 и $0 в маркетинг), либо, если союзных команд нет, поставить цену $8, производство 1,остальные решения-нули.Все вышесказанное, разумеется, относится к зайцам.
5. Иногда бывает выгодным вложиться в маркетинг, когда он и не очень-то играет, но у других фирм не хватает средств. Это можно определить, просчитав решения конкурентов, или когда их выручка не больше 10 – 15 тысяч.
Решения конкурентов
Добыть "Отчёт Фирмы" можно двумя путями - незаконным и, соответственно, наоборот. Первый вариант рассматривать не буду, т.к. это, в общем-то, не по правилам. Другое дело - законный путь. В отчёте индустрии каждой лиги есть очень много интересной информации, с помощью которой можно рассчитать решения конкурентов и составить довольно точный "Отчёт фирмы". Что мы хотим знать о других компаниях? Цена нам известна, хорошо бы ещё раздобыть информацию о расходах на Маркетинг, НИОКР и Инвестиции. Определить первые два компонента возможно, с Инвестициями сложней.
Прежде, чем приступать к работе, сформулируем задачу: нам нужно воссоздать "Отчёт о прибыли и убытках" чужой компании, но в несколько трансформированном варианте. Итоговая формула расчёта вложений в Маркетинг и НИОКР (в сумме) выглядит следующим образом:
Выручка - СППТ - Амортизация - Штраф за увольнения - Стоимость хранения - Банковский процент - Прибыль до налога = Маркетинг + НИОКР.
Теперь для определения затрат чужой компании на Маркетинг и НИОКР нужно всего лишь "заполнить" все компоненты формулы, стоящие слева от знака равенства. Рассмотрим отдельно, как рассчитывается каждый компонент формулы.
1. Выручка - имеется в отчёте Индустрии.
2. Прибыль до налога = Прибыль / (1 - налог на прибыль). Все значения имеются в отчёте Индустрии.
3. Стоимость хранения = Цена хранения * Склад.
4. СППТ = Себестоимость * Кол-во проданного товара. Проданный товар - отношение выручки компании к цене.
5. Амортизация = Капвложения / 20
6. Банковский процент = Займ * ((Банк. Ст. +1) / 400)
Начинать шпионаж необходимо с самого первого периода, т.к. именно в 1 первом периоде можно наиболее точно определить все показатели и решения других компаний -стартовые позиции у всех одинаковые (т.е. все исходные значения даны). Кол-во продаж ограничено мощностью, и ориентируясь на значение строки "Исп. Мощности" можно с точностью определит склад у каждой компании. (Например, такая ситуация: Исп. Мощности по индустрии - 80%, складировано по индустрии 100, Полная мощность каждой компании - 525. Компания в 1 периоде продала 320 штук. Очевидно, что склад её будет 420-320 = 100. 420 - это уровень 80% использования мощности фабрики в 525 станков). Склад нам понадобится для того, чтобы в следующем периоде узнать, вкладывался ли конкурент в Инвестиции или нет. Если продажи в следующем периоде больше производства 1 периода + склад (в нашем случае больше, чем 420+100), то факт расширения мощностей зафиксирован. Опираясь на значения графы "Всего заказов" и "Всего продано", можно с большой точностью узнать значение приращения мощности конкретной компании.
Когда вы получите, наконец, искомые вложения в Маркетинг и НИОКР (много времени для этого не потребуется, хватит и минуты) необходимо будет определить, каков процент полученной суммы приходится на Маркетинг и какой на НИОКР. Это легко можно устроить, если проанализировать отчёт вашей фирмы, сценарий игры и определить примерное влияние Маркетинга, Цены и НИОКРа.
И в конце небольшая инструкция-памятка:
1. Начинайте шпионаж последовательно с 1 и до последнего периода. Не пропускайте ни один период.
2. Рассчитывайте ситуацию каждой компании, играющей в лиге. Когда расчёт отчётов всех компаний закончен, сверьте полученный результат с общими показателями по лиге - Всего заказов, Складировано, Капвложения и проч... В идеале полученные вами значения и значения в показателях должны совпасть. Если этого не происходит, значит, где-то допущена неточность. Ищите и исправляйте.
3. Постоянно сравнивайте игру конкурентов с игрой своей компании.
Сводный отчет
Индустрия "Diatly" Сводный отчет за 6 период 1/1 Tue Oct 07 19:39:46 2003
------------------------------------------------------------------------------
Всего заказов 3,304 28.1% Банк. ст. (осн) 30% 0%
Всего произв. 4,617 13.5% Пр. займа (осн) $ 8,000 0.0%
Всего продано 3,297 27.8% Банк. ст. (экс) 80% 0%
Общая мощность 6,387 -4.4% Пр. займа (экс) $ 5,000 0.0%
Складировано 3,862 1,316 Ст.нал.на пpиб. 35% 0%
Выpучка по инд. $ 223,416 1.4% Капвложения $ 244,437 -4.4%
Средняя цена $ 63.61 -16.6% Исп. мощности 72.3% 0.8%
Ср.ст-сть.пp-ва $ 13.78 2.8% Служащих, 600 0.0%
___ ОС(-4) ВМ(+0) ВН(+0) __________________________________ 8% - 50% - 42% ___
Complect Hedgehog Gangubas Xuli O Saray Xya N Yellow Smile
------ -------- -------- -------- -------- -------- -------- -------- --------
Цена Убытки $ 40 $ 80 $ 47 $ 130 $ 100 $ 34 $ 49
Произв банка: 664 767 800 624 541 522 699
Маркет $ 0 $ 1,000 $ 5,000 $ 4,000 $ 100 $ 1 $ 5,000 $ 1,000
Инвест Убытки $ 2,000 $ 10,000 $ 2,000 $ 5,000 $ 1,355 $ 1,872 $ 1,748
НИОКР акц-pов: $ 0 $ 0 $ 0 $ 0 $ 0 $ 0 $ 0
$ 11,667
Заказы 408 434 352 323 744 731 312
Произв 664 767 800 624 541 522 699
Б/Склд 224 280 619 132 196 534 557
Сбыт 408 434 352 323 737 731 312
Н/Склд 480 613 1,067 433 0 325 944
НевЗак 0 0 0 0 7 0 0
Мощн. 830 961 1,000 803 677 653 874
ДопМощ 8 202 0 85 0 14 0
НовМощ 838 1,163 1,000 888 677 667 874
ИспМощ 80.0% 79.8% 80.0% 77.7% 79.9% 79.9% 80.0%
Себест $ 13.75 $ 12.29 $ 11.93 $ 14.13 $ 16.18 $ 16.67 $ 13.21
Выручк $ 16,320 $ 34,720 $ 16,544 $ 41,990 $ 73,700 $ 24,854 $ 15,288
Ч.Приб $ 4,014 $ 14,514 $ 2,979 $ 23,601 $ 44,004 $ 3,222 $ 3,525
Н.Приб $ 19,387 $ 66,642 $ 40,386 $ 61,262 $132,092 $ 18,746 $ 23,480
Н.Пот. $ 420 $ 23,820 $ 420 $ 30,051 $ 53,514 $ 420 $ 3,420
Займ $ 10,545 $ -8,407 $ 1,639 $-11,866 $-70,307 $ 11,490 $ 11,578
Наличн $ 10,698 $ 24,983 $ 10,955 $ 28,464 $ 55,681 $ 19,519 $ 8,634
СвобСр $ 14,813 $ 48,313 $ 24,317 $ 54,938 $140,343 $ 22,336 $ 11,806
Н.Приб 79 271 164 249 537 76 95
ПотСпр 5 13 10 17 20 5 5
ПотПр. 13 12 14 9 9 10 13
Эфф80% 15 15 15 15 15 15 15
Доля Р 30 32 26 24 54 53 23
Рост 5 4 4 3 7 8 5
РИФ 147 347 233 317 642 167 156
РИФ - Фирма Ч.Приб - Фирма
---- - -------- -------- - --------
642 - Xya N 44,004 - Xya N
347 - Gangubas 23,601 - Saray
317 - Saray 14,514 - Gangubas
233 - Xuli O 4,014 - Hedgehog
167 - Yellow 3,525 - Smile
156 - Smile 3,222 - Yellow
147 - Hedgehog 2,979 - Xuli O
Сводный отчет предназначен для контроля за деятельностью фирм. Он дает преподавателю всю необходимую для анализа информацию в удобной и компактной форме. В нижней части верхнего блока расположена строка, отсутствующая в других отчетах по индустрии. Эта строка содержит внутреннюю информацию о текущем состоянии экономики. В левой части строки указано текущее состояние общего спроса (ОС), влияния маркетинга (ВМ) и НИОКР (ВН) на формирование общего заказа. В правой части строки указано текущее распределение общего заказа в зависимости от расходов на маркетинг (8%), установленной цены (50%) и вложений в НИОКР (42%).
Решения фирм
Цена. Цена продажи продукции данной фирмы в последнем периоде.
Произв одство. Производство продукции в последнем периоде.
Маркет инг. Расходы на маркетинг в последнем периоде.
Инвест иции. Вложения в поддержание и развитие производственных мощностей фирмы в последнем периоде.
НИОКР. Вложения в НИОКР в последнем периоде.
Отчет о маркетинге
Заказы. Полученные фирмой в последнем периоде заказы.
Произв одство. Производство продукции в последнем периоде (дубль).
Б ыло на скл а д е. Количество продукции на складе в начале периода.
Сбыт. Количество проданной продукции.
Н а скл а д е. Количество продукции на складе в конце периода.
Нев ыполненных зак азов. Число неудовлетворенных заказов.
Производственный отчет
Мощн ость. Производственные мощности прошедшего периода.
Доп олнительные мощ ности. Дополнительно построенные мощности, которые вступят в строй в новом периоде.
Нов ая мощ ность. Производственные мощности нового периода.
Исп ользование мощ ности. Процент использования производственных мощностей в прошедшем периоде.
Себест оимость. Себестоимость производства единицы продукции в прошедшем периоде.