Основные аспекты языковых явлений




Тема: Исторический очерк развития психолингвистики

План:

- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Ознакомьтесь с материалами раздела «Психолингвистические аспекты научного наследия М.В. Ломоносова » в книге Психолингвистика в очерках и извлечениях (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

1.Какие закономерности речевой деятельности подметил М. В. Ломоносов?

2.Какие свойства человека М.В. Ломоносов выделил как важные для успешного осуществления речевого действия?

3. Как Ломоносов выявляет единство мысли, речи и языка?

4. Какое место в механизме мысле-рече-языкового действия занимает, по мысли В. М. Ломоносова, грамматика и оценка?

5. Как видит В. М. Ломоносов совершенствование процесса создания речи и как он предлагает добиться эффективности подготовленной речи?

 

Ознакомьтесь с материалами раздела «Вильгельм фон Гумбольдт о речевой деятельности » в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

· Почему В. Фон Гумбольдт писал, что «язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее»? Какое свойство языка, с позиций современных представлений о языке как сложной самоорганизующейся системе, здесь имеется в виду?

Какое практическое значение имеет это свойство?

· Как представлял В. Фон Гумбольдт деятельностный характер языка?

· На каком основании В. Фон Гумбольдт проводил различие между языком и речью? Как он представлял их соотнесённость?

· В чём состоит, по мнению В. фон Гумбольдта, цель «духовной», языковой и речевой деятельности человека (или мысле-рече-языковой деятельности)?

· Как рассматривал В. фон Гумбольдт процесс общения людей? Почему для успешного познания мира необходимо общение? Что по его мнению, сложнее: говорить или слушать?

 

Ознакомьтесь с материалами раздела «И.А.Бодуэн де Куртенэ о психических основах языковых явлений и языковом знании» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

· Как обосновывает И.А. Бодуэн де Куртенэ связь мышления и языка? Какими фактами из истории языка, какими фактами речи он доказывает психическую природу языка?

· Как видит И.А. Бодуэн де Куртенэ целостность системы мысле-рече-языкового действия? Каким механизмом организован человеческий язык, речь как явление человеческой психики?

· Какими фактами показывает И.А. Бодуэн де Куртенэ существование собственно языкоаого знания о мире?

· Какие два параллельных процесса выделяет И.А. Бодуэн де Куртенэ в онтогенезе и филогенезе?

· Какие три гипотезы о способе возникновения языка приводит И.А. Бодуэн де Куртенэ? Оцените их с позиции современной синергетики.

 

Ознакомьтесь с материалами раздела «Фердинанд де Соссюр о различении языка и речи (К проблематике соотношения мысли, речи и языка)» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:

 

· Какую роль отводит Ф. де Соссюр языку по отношению к мысли?

· Какие свойства языка как формы, организующей мысль, отмечает Ф. де Соссюр?

· Какое функциональное свойство языковых форм обнаруживается при различении Ф. де Соссюром значимости и значения, регламентированного системой языка?

· Какие важные для системных лингвистических исследований противоположения (дихотомии) установил Ф. де Соссюр?

 

Дополнительные вопросы:

1. Язык и психология народа. Х. Штейнталь (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.55-58)

2. "Принципы истории языка" Германа Пауля (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.59-65)

3.Язык и психология духовных процессов. Разработки В.Вундта (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.65-69)

Семинар № 2

Тема: Основные понятия в психолингвистике

План:

- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Ознакомьтесь с материалами раздела «Теоретические и методологические вопросы психолингвистики» в книге «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005), а также с материалами раздела «Определение психолингвистики как науки и сферы общественной практики» в книге «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005), а также с материалами раздела «Этап современной психолингвистики» в книге «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005) и ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение психолингвистики как науки. Предмет и объект исследования психолингвистики.

2. В чём состоят специфические особенности этой области научного знания?

3. Дайте определение психолингвистики как психологической науки. С какими областями общей психологии наиболее тесно связана психолингвистика?

4. В чём проявляется общность и различие между психолингвистикой и лингвистикой?

5.Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Назовите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в 20 столетии.

6. Назовите основные разделы психолингвистики и дайте их краткую характеристику.

7. Назовите междисциплинарные связи психолингвистики и их краткую характеристику.

8. Психолингвистика в нашей стране. Вклад отечественных учёных в развитие психолингвистики в нашей стране (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)

 

Дополнительные вопросы:

Основные аспекты языковых явлений

1. Дайте определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека.

2. В чём состоит особенность "троякого аспекта языка" по Л.В. Щербе?

3. Назовите основные принципы анализа явлений языка, в чём состоит их специфические особенности?

 

Семинар № 3

Тема:

План: Язык

- заслушивание рефератов на предложенные темы (по выбору студента, максимальное количество баллов 8)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

Приготовьте реферативное выступление (5 минут) по одной из предложенных тем и выступите на семинаре:

1. Язык как средство осуществления речевой деятельности.

2. Язык человека и "язык животных". Речь человека и процессы коммуникации у животных.

3. Этапы формирования речи в онтогенезе. Критические периоды в освоении речи ребёнком.

4.Формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи ребёнка.

5. Единицы языка и их основные функции.

6. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.

7. Семантическая структура слова.

8. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

9. Язык как орудие мышления.

10. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребёнка.

11. Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой деятельности слушания).

12. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции)

 

Литература:

1. «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)

2. «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005)

3. «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)

4."Основы психолингвистики", И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. Издательство "Лабиринт", 2001.

 

Семинар № 4

Тема:

План: Эксперимент в психолингвистике

- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)

- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)

- обсуждение вопросов на следующий семинар

Задания:

 

 

Семинар №5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: