Тема: Исторический очерк развития психолингвистики
План:
- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Ознакомьтесь с материалами раздела «Психолингвистические аспекты научного наследия М.В. Ломоносова » в книге Психолингвистика в очерках и извлечениях (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:
1.Какие закономерности речевой деятельности подметил М. В. Ломоносов?
2.Какие свойства человека М.В. Ломоносов выделил как важные для успешного осуществления речевого действия?
3. Как Ломоносов выявляет единство мысли, речи и языка?
4. Какое место в механизме мысле-рече-языкового действия занимает, по мысли В. М. Ломоносова, грамматика и оценка?
5. Как видит В. М. Ломоносов совершенствование процесса создания речи и как он предлагает добиться эффективности подготовленной речи?
Ознакомьтесь с материалами раздела «Вильгельм фон Гумбольдт о речевой деятельности » в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:
· Почему В. Фон Гумбольдт писал, что «язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее»? Какое свойство языка, с позиций современных представлений о языке как сложной самоорганизующейся системе, здесь имеется в виду?
Какое практическое значение имеет это свойство?
· Как представлял В. Фон Гумбольдт деятельностный характер языка?
|
· На каком основании В. Фон Гумбольдт проводил различие между языком и речью? Как он представлял их соотнесённость?
· В чём состоит, по мнению В. фон Гумбольдта, цель «духовной», языковой и речевой деятельности человека (или мысле-рече-языковой деятельности)?
· Как рассматривал В. фон Гумбольдт процесс общения людей? Почему для успешного познания мира необходимо общение? Что по его мнению, сложнее: говорить или слушать?
Ознакомьтесь с материалами раздела «И.А.Бодуэн де Куртенэ о психических основах языковых явлений и языковом знании» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:
· Как обосновывает И.А. Бодуэн де Куртенэ связь мышления и языка? Какими фактами из истории языка, какими фактами речи он доказывает психическую природу языка?
· Как видит И.А. Бодуэн де Куртенэ целостность системы мысле-рече-языкового действия? Каким механизмом организован человеческий язык, речь как явление человеческой психики?
· Какими фактами показывает И.А. Бодуэн де Куртенэ существование собственно языкоаого знания о мире?
· Какие два параллельных процесса выделяет И.А. Бодуэн де Куртенэ в онтогенезе и филогенезе?
· Какие три гипотезы о способе возникновения языка приводит И.А. Бодуэн де Куртенэ? Оцените их с позиции современной синергетики.
Ознакомьтесь с материалами раздела «Фердинанд де Соссюр о различении языка и речи (К проблематике соотношения мысли, речи и языка)» в книге «Психолингвистика в очерках и извлечениях» (хрестоматия под общей редакцией В.К. Радзиховской, Москва: Академия, 2003) и ответьте на следующие вопросы:
|
· Какую роль отводит Ф. де Соссюр языку по отношению к мысли?
· Какие свойства языка как формы, организующей мысль, отмечает Ф. де Соссюр?
· Какое функциональное свойство языковых форм обнаруживается при различении Ф. де Соссюром значимости и значения, регламентированного системой языка?
· Какие важные для системных лингвистических исследований противоположения (дихотомии) установил Ф. де Соссюр?
Дополнительные вопросы:
1. Язык и психология народа. Х. Штейнталь (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.55-58)
2. "Принципы истории языка" Германа Пауля (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.59-65)
3.Язык и психология духовных процессов. Разработки В.Вундта (Психолингвистика, учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.65-69)
Семинар № 2
Тема: Основные понятия в психолингвистике
План:
- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Ознакомьтесь с материалами раздела «Теоретические и методологические вопросы психолингвистики» в книге «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005), а также с материалами раздела «Определение психолингвистики как науки и сферы общественной практики» в книге «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005), а также с материалами раздела «Этап современной психолингвистики» в книге «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005) и ответьте на следующие вопросы:
|
1. Дайте определение психолингвистики как науки. Предмет и объект исследования психолингвистики.
2. В чём состоят специфические особенности этой области научного знания?
3. Дайте определение психолингвистики как психологической науки. С какими областями общей психологии наиболее тесно связана психолингвистика?
4. В чём проявляется общность и различие между психолингвистикой и лингвистикой?
5.Что послужило причиной возникновения психолингвистики? Назовите основные этапы возникновения и развития психолингвистики в 20 столетии.
6. Назовите основные разделы психолингвистики и дайте их краткую характеристику.
7. Назовите междисциплинарные связи психолингвистики и их краткую характеристику.
8. Психолингвистика в нашей стране. Вклад отечественных учёных в развитие психолингвистики в нашей стране (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
Дополнительные вопросы:
Основные аспекты языковых явлений
1. Дайте определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека.
2. В чём состоит особенность "троякого аспекта языка" по Л.В. Щербе?
3. Назовите основные принципы анализа явлений языка, в чём состоит их специфические особенности?
Семинар № 3
Тема:
План: Язык
- заслушивание рефератов на предложенные темы (по выбору студента, максимальное количество баллов 8)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Приготовьте реферативное выступление (5 минут) по одной из предложенных тем и выступите на семинаре:
1. Язык как средство осуществления речевой деятельности.
2. Язык человека и "язык животных". Речь человека и процессы коммуникации у животных.
3. Этапы формирования речи в онтогенезе. Критические периоды в освоении речи ребёнком.
4.Формирование фонетической, лексической и грамматической сторон речи ребёнка.
5. Единицы языка и их основные функции.
6. Знаки языка и их функции в речевой деятельности.
7. Семантическая структура слова.
8. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.
9. Язык как орудие мышления.
10. Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребёнка.
11. Восприятие и понимание речи. (Характеристика речевой деятельности слушания).
12. Дайте общую характеристику процесса речевосприятия (уровни и составляющие их операции)
Литература:
1. «Основы психолингвистики А.А. Леонтьев» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)
2. «Основы психолингвистики» Глухов В.П. (учебное пособие для студентов педвузов, Москва: АСТ,Астрель, 2005)
3. «Психолингвистика", учебник для вузов, под редакцией Т.Н. Ушаковой, стр.84-105» (учебник для студентов высших учебных заведений Москва: Академия, 2005)
4."Основы психолингвистики", И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. Издательство "Лабиринт", 2001.
Семинар № 4
Тема:
План: Эксперимент в психолингвистике
- обсуждение ответов на предложенные вопросы (по вызову преподавателя, максимальное количество баллов 6)
- дополнительные вопросы (по желанию студента, максимальное количество баллов 4)
- обсуждение вопросов на следующий семинар
Задания:
Семинар №5