РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине Материаловедение
студента ______курса, группы №______
(Ф.И.О. студента)
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Проверил: преподаватель
Солоха Е.В.
2015-2016 уч.год
Тема 1.1 Строение и свойства материалов
Задание: Подготовка сообщения по теме: «Материалы 21 века»
1 Тема сообщения_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Основные свойства выбранного материала (сплава, композита)_________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Область применения выбранного материала (сплава, композита)________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.2 Методы испытания материалов
Задание. Решение задач
Задача 1. Определите относительное удлинение и марку конструкционной стали (ГОСТ 1050-88), если при испытании стандартного образца из этой стали на разрыв его начальные параметры составляли: d0 = 10 мм и l0 = 100 мм. Длина образца после разрыва lк = 119 мм. Предполагаемые марки стали: 30 (δ = 20%); 35 (δ = 19%); 45 (δ = 17%).
|
Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. Определить предел прочности (σВ) и марку конструкционной стали (ГОСТ 1050-88), если при испытании на растяжении образца из этой стали наибольшая нагрузка Pmax = 159 кН (d0 = 10 мм, l0 = 100 мм). Предполагаемые марки стали: 30 (σВ = 500 МПа; σВ = 540 МПа).
Решение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.3 Методы изучения материалов
Задание: Подготовка сообщения по теме: «Современные методы исследования материалов»
1 Метод исследования____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Сущность метода_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.4 Основы теории сплавов
Задание. Работа с конспектом.
Определить тип кристаллического сплава по заданным характеристикам.
1 Сложная кристаллическая решетка, в которой оба компонента занимают строго определенные места - ____________________________________________
______________________________________________________________________
2 Растворенное вещество такого же типа, как и растворитель (атомы близки по размеру) - _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
3 Растворенное вещество имеет малый атомный радиус - _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4 Кристаллы, у которых один из компонентов имеет собственную кристаллическую решетку, а второй присутствует в виде отдельных атомов - ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
5 Кристаллы, в структурах которых атомы компонентов образуют химическую связь - _______________________________________________________________
|
________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1 От чего зависят свойства сплавов?
2 Дайте характеристику твердого раствора.
3 Что такое химическое соединение?
4 Назовите особенности механических смесей.
5 Для чего строят диаграммы состояния сплавов?
6 Расскажите о принципе построения диаграмм состояния сплавов первого рода.
7 Объясните разницу между диаграммами 1-го и 2-го рода.
8 Дайте характеристику линиям ликвидуса, солидуса и эвтектической точке.
Тема 1.5 Сплавы железа с углеродом
Задание. Работа с конспектом, подготовка к тестированию
Контрольные вопросы:
1 Фазы железоуглеродистых сплавов
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Компоненты железоуглеродистых сплавов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 В каких координатах построена диаграмма состояния системы железо-углерод
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 Описать структурный состав сплава выше и ниже линии солидус и ликвидус
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1.6 Основы термической обработки материалов
Задание. Составление конспекта по теме «Методы химико – термической обработки»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.1 Производство и маркировка чугуна
Задание. Расшифровать заданную марку чугуна, определить его основные свойства и область применения.
Заданная марка чугуна | Расшифровка марки чугуна | Свойства чугуна | Область применения чугуна |
СЧ 20 | |||
КЧ 35-10 | |||
ВЧ 45 | |||
СЧ 25 | |||
ВЧ 60-2 | |||
КЧ 37-12 |
Тема 2.3 Маркировка стали
Задание. Заполните таблицу.
Марка | Название и обозначения | Свойства стали | Область применения |
БСт 3пс | |||
05кп | |||
30ХГСА | |||
08Х14Н28В3Т4Ю |
Тема 2.4 Производство и маркировка цветных металлов
Задание. Ответьте на вопросы.
1 Перечислите наиболее широко применяемые цветные металлы
_______________________________________________________________________
2В каких отраслях промышленности используют цветные металлы?
_______________________________________________________________________
3 Какой материал называется латунью?
_______________________________________________________________________
4 Чем отличаются литейные латуни от деформируемых?
______________________________________________________________________
5 Дайте определение бронзе_______________________________________________
_______________________________________________________________________
6 Какими свойствами обладают литейные бронзы? ____________________________
________________________________________________________________________
7 Какими свойствами обладают деформируемые бронзы?
__________________________________________________________________
8 Почему алюминий называют первым «крылатым» металлом?_______________
____________________________________________________________________
9 В каких отраслях промышленности алюминий применяют наиболее широко?
____________________________________________________________________
10 На какие два основных вида подразделяют алюминиевые сплавы по технологическим признакам?
___________________________________________________________________
11 Укажите основные преимущества титана и его сплавов.
___________________________________________________________________
12 В каких отраслях промышленности применяют титановые сплавы?
___________________________________________________________________
13 Какие алюминиевые сплавы называют силуминами?
___________________________________________________________________
14 Укажите правильное назначение сплавов (стрелками).
Изготовление корпусов приборов, обтекателей ракет, шасси | АЛ2, АЛ18, АЛ 19 | |
Изготовление картеров двигателей, коробок передач и других тяжело нагруженных деталей | МЛ5, МЛ6 | |
Изготовление обшивки морских судов, применение в энергомашиностроении и криогенной технике | МА1, МА3, МА14 | |
Изготовление труб и профилей ковкой, штамповкой, прессовкой | ВТ6, ВТ14, В95, В96, ВТ5Л, ВТ24Л, Д1, Д16, Д18 |
Раздел 3 Материалы с особыми физическими свойствами
Задание: Работа с конспектом, подготовка к устному отчету по практической работе
Контрольные вопросы:
1 Классификация электротехнических материалов
2 Основные свойства проводников
3 Область применения проводниковых материалов
4 Основные свойства и отличия полупроводниковых материалов от проводников
5 Диэлектрики, основные свойства
6 Область применения диэлектрических материалов
7 Примеры электротехнических материалов