Общая характеристика учебного курса.




Рабочая программа коррекционного курса

«социально бытовая ориентировка»

Для обучающейся 1 В класса.

Разработана на основе:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).

 

Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории.

2017год.

Пояснительная записка.

Примерная рабочая программа по коррекционному курсу «Социально бытовая ориентировка» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.3), методик обучения слепых детей.

Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов в следующих задачах: - восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки; - дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними; - выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться; - научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях; - выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Общая характеристика учебного курса.

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в начальной школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются: -учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; -комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; -дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально- подгруппового обучения; -система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения: -создание офтальмогигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка; -обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения. Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, це- лостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Такая модель УВК позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Конечной целью УВК является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом воз- растных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушением зрения. При этом учитываются местные особенности и национальные традиции Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведе- ния», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни. Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья. Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировкой стола. Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем. Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, классе, общественных местах раскрываются и темах «Семья» и «Культура поведения». Детям показываются пра- вила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, кинотеатров, клубов, почты, магазина. Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, меди- цинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Средства связи». «Медицинская помощь».

3.Место учебного курса в учебном плане.

Программа составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение социально-бытовой ориентировки — 1 час: 33 часа в 1 классе (33 учебные недели).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: