Дворко Н.И. Интерактивный документальный фильм: творческая интерпретация действительности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки (из перечня ВАК), 2014, № 10, с. 24-28
УДК 004.032.6
Интерактивный документальный фильм:
Творческая интерпретация действительности
Н. И. Дворко, доктор искусствоведения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Аннотация
В статье анализируются эстетические проблемы интерактивных документальных фильмов, создатели которых творчески интерпретируют действительность, используя интерактивные цифровые технологии и новые парадигмы повествования.
Ключевые слова и фразы: интерактивный документальный фильм,цифровые медиа,мультимедийный контент, интерактивность, пользовательский опыт, нелинейный нарратив.
Interactive Documentary: the creative treatment of actuality
Abstract
This article analyses aesthetic problems of interactive documentary where the creators treat actuality in creative way by means of interactive digital technology and new paradigm of narration.
Key words: interactive documentary, digital media, multimedia content, interactivity, user experience, nonlinear narrative.
Введение
Высказывание знаменитого британского режиссера-документалиста Джона Грирсона о том, что «документальное кино является творческой интерпретацией действительности», не противоречит главному принципу экранной документалистики — достоверному отображению жизненных событий, фактов. Согласно С. А. Муратову, «позиция автора и подлинность жизни, которую фиксирует кинокамера, не только не исключают, но, напротив, обусловливают друг друга, находясь в постоянном взаимодействии» [1, c.18]. Художественная трактовка действительности говорит о способности документального фильма наблюдать и отбирать факты «настоящей» жизни и воплощать их на экране с помощью определенного комплекса выразительных средств (операторская съемка, монтаж, дикторский текст, музыка и т. д.).
|
Интеграция цифровых медиа с аудиовизуальным повествованием определила новые возможности в познании человеком мира, в развитии новых способов исследования действительности. Возможности современных интернет-технологий способствовали тому, что именно интерактивный документальный фильм стал наиболее успешной формой цифрового нарратива (помимо компьютерных игр).
Прослеживая историческую динамику и анализируя современные тенденции развития интерактивных документальных фильмов можно утверждать, что их создатели также стремятся творчески интерпретировать действительность, используя интерактивные цифровые технологии и новые парадигмы повествования. Они воплощают на экране компьютера невымышленные события в выразительных средствах нового жанра.Стремясь создать убедительный пользовательский опыт, наилучшим образом выявляющий смысл интерактивного фильма, документалисты используют широкий спектр художественно-творческих приемов, стратегий повествования, платформ создания контента и его доставки пользователю. Adnaan Wasey, исполнительный продюсер POV Digital телеканала PBS, так говорит о задачах создателей цифровых документальных проектов: «Используя цифровые технологии, мы воплощаем публицистическое содержание в художественной форме для того, чтобы соединяться с большей аудиторией и рассказывать истории на совершенно новом уровне [2].
В ситуации нарастающего расширения поля интерактивной документалистики важными являются вопросы эстетического плана, позволяющие понять, как уникальные свойства цифровых медиа влияют на художественное осмысление и познание действительности; как автор интерактивного документального фильма помогает зрителю/пользователю постичь внутренний смысл явлений, их взаимосвязь. Вот почему так важны исследования эстетики нового жанра, которые, в силу его новизны, практически отсутствуют. Исследование многих проблем эстетического плана (художественный образ, пространство и время, пространственный монтаж, формирование пользовательского опыта и другие), находящихся на начальной стадии изучения, затрудняет наличие широкого разнообразия не только форм интерактивности, стратегий повествования, но и используемых платформ, а также авторского инструментария.
|
Рассмотрение заявленной темы — творческая интерпретация действительности средствами цифровых медиа — мы ограничим выявлением основных специфических свойств интерактивной документалистики, определяющих особенности ее эстетики.
Эстетика интерактивных документальных фильмов
Предоставляемая цифровыми медиа возможность взаимодействия аудитории с цифровым артефактом размыла границы между автором и пользователем / зрителем / читателем / игроком. Если в кино-, телефильме зритель выступает в роли интерпретатора медиатекста, создающего смысл произведения на основе восприятия того, что воплощено автором на экране, то в цифровой среде задачи зрителя расширяются. Интерактивная документалистика в своем подходе к репрезентации действительности трансформирует зрителя в активного пользователя. В зависимости от используемой модели взаимодействия (от англ. modes of interaction), он может не только влиять на процесс развертывания нарратива, осуществляя навигацию по проекту и взаимодействуя с его содержимым (контентом), но и участвовать в создании самой истории (т.е. привносить свой контент). Примерами интерактивных документальных веб-проектов с разной степенью участия пользователей в создании медийного контента являются: One Millionth Tower (автор Katerina Cizek, производство National Film Board of Canada, 2011); Hollow (автор Elaine McMillion, производство Hollow Interactive, LLC, 2013); Big Stories, Small Towns (производство South Australian Film Corporation, Media Resource Centre Inc., 2008); 18 Days in Egypt (авторы: Jigar Mehta, Yasmin Elayat, 2012) и другие.
|
Интерактивный документальный фильм заставляет нас заново переосмыслить концепцию авторства в новом пространстве художественной практики, в значительной мере творимом руками не только документалистов, но и самих пользователей. По утверждению английского исследователя С. Гауденцы, интерактивные документальные фильмы, являющиеся «выражением новых эстетических реалий современности», варьируются по степени взаимодействия, уровню соучастия, логике взаимодействия с компьютером и степени повествовательного контроля со стороны автора [3]. С. Гауденцы считает, что интерактивный документальный фильм является примером изменения, которое технология / техника может привнести в наше представление о повествовании. Оно более не принадлежит всецело автору и полностью от него не зависит [3].
Материалом интерактивного документального фильма являются не только съемки подлинных событий и лиц. Цифровая среда наделяет интерактивный документальный фильм мультимедийными свойствами. В нем одновременно могут быть представлены комбинации статических и динамических медиа, которые в свою очередь могут быть интерактивно управляемы. К статическим медиа относятся формы представления информации, неизменные во времени по отношению к пользователю (текст, графические символы, изображения); к динамическим медиа — формы информации, меняющиеся во времени (например, звук, анимация, видео и пр.). В интерактивных документальных фильмах помимо реалистичных медиа (фотографические изображения, видео интервью, речь героя и др.), активно используются и синтетические медиа (например, графические символы в двухмерном и трехмерном виде, анимация, синтезированный звук).
Примером одновременного присутствия в интерактивном документальном фильме комбинации статических и динамических медиа, являются многие из эпизодов документального веб-проекта Gaza-Sderot: Life in spite of everything («Газа/Сдерот: Жизнь вопреки всему»), который транслировался в 2008 году Arte.tv, официальным сайтом французско-немецкого культурно телеканала ARTE. Сегодня проект остается доступным пользователям в полном объеме, позволяя погрузиться в 40 дней из жизни мужчин, женщин и детей двух приграничных городов вдоль палестино-израильской границы: Газа (Палестина) и Сдерота (Израиль). При использовании навигации по персонажам (Faces) и выборе одного из жителей г. Газа, например, студентки Хеба Сафи, на экране компьютера одновременно представлены статические и динамические медиа: фотографические изображения (фрагменты портретов героев повествования), видео (короткая хроника, повествующая об одном дне из жизни героя), вспомогательные тексты, информация графического пользовательского интерфейса и др. Несмотря на разнообразие медийных средств, огромное значение в создании образной ткани данного проекта играет видеоизображение, являющееся носителем художественности и документальной основы. Его сочетание с визуальными метафорами, фотографиями, картами регионов, визуальными элементами дизайна интерфейса и звуком формирует эмоционально-образное содержание интерактивного документального фильма Gaza-Sderot: Life in spite of everything.
Проведенный нами анализ большого корпуса интерактивных документальных проектов, созданных на базе Web, позволяет выделить следующие варианты использования видео в комбинации с другими медийными объектами:
1. Видео является основной формой представления информации. Интерактивные документальные фильмы такого типа имеют нелинейное повествование и относятся к нарративам на основе базы данных. Примеры: интерактивные проекты на базе системы Korsakov: Planet Galata: A Bridge in Istanbul (Florian Thalhofer и Berke Bas, 2010); The Making of a King (Nicole Miyahara, 2013); интерактивные проекты с мозаичным опытом взаимодействия пользователей: Beyond 9/11 (Marco Grob, 2010); Havana/Miami (Joel Ronez, Alex Szalat, 2010); интерактивные фильмы на основе ветвящейся структуры: Out My Window (Katerina Cizek, 2010); Gaza/Sderot (Alexandre Brachet, 2008).
2. Видео является основной формой представления информации. Интерактивные документальные фильмы имеют линейное повествование с возможностью просмотра дополнительного контента. Пример: Alma, a Tale of Violence (Miquel Dewever-Plana, Isabelle Fougére, 2012).
3. Видео не является основной формой представления информации. Оно используется только в качестве пролога, либо как один из элементов мультимедийного контента. Пример: Welcome to Pine Point (Michael Simons and Paul Shoebridge, 2010); Journey to the end of the Coal (Samuel Bollendorff и Abel Ségrétin2008).
Приведенные варианты использования видео в интерактивной веб-документалистике нельзя рассматривать как классификацию, для построения которой требуется тщательный контент-анализ.
За последние годы цифровая документалистика становится все более мультимедийной, используя помимо традиционных мультимедийных средств сложные комбинации статических и динамических медиа (интерактивную инфографику, пример — Coal: A Love Story (2011); интерактивный таймлайн с интегрированными в него статическими и динамическими медиа, пример — The Block (Matt Smith, 2012); иммерсивные 360º коллажные фотопанорамы, примеры — Out My Window (Katerina Cizek, 2010); Aysén Profundo (Philine von Düszeln, 2011); интерактивные карты, пример — Gaza-Sderot: Life in spite of everything. Потенциально высокая перцептивная нагрузка мультимедийного документального контента, его структурная и семантическая сложность и большие объемы передаваемой информации предъявляют высокие требования к процессу создания интерактивного документального фильма. Его информация должна быть легко воспринята и понята пользователем.
Композиционная организация многих интерактивных документальных фильмов отражает особенности структуры гипертекстовых нарративов. Во время навигации пользователь совершает выбор среди вариантов или альтернатив, способствуя разворачиванию истории в нелинейной форме. Автор может существенно расширить документальный контент, не боясь перегрузить пользователя информацией. Фрагментированное, нелинейное повествование многих проектов отражает то, как мы рассказываем наши истории. Визуальные образы, фрагменты видео, текст, анимация, складываясь, создают коллаж смысла, опыта. В проектах, содержащих достаточно обширную базу данных, нарративы создаются из небольших повествовательных единиц, организованных для нелинейного доступа. На этом микро-уровне знакомые временные структуры и сюжеты могут помочь пользователю ориентироваться в истории. На макро-уровне временной порядок часто осуществляется через такие графические средства, как, например, таймлайн и временные метки. Такие методы навигации распространены в пространственных нарративах и нарративах базы данных.
Для развития истории пользователям необходимо нажимать на интерактивные элементы, панорамировать, выбирать, т. е. необходимо физически взаимодействовать. Взаимодействие с контентом должно быть органичной частью повествования. Поэтому важную роль в создании визуального пространства экрана играет дизайн интерфейса. Он может представлять собой коллаж из разрозненных, конкурирующих элементов, а может иметь очерченную иерархию. Как и при создании изобразительного решения кинофильма, визуальный дизайн интерфейса — это в первую очередь искусство направления внимания. Очевидность взаимодействий в интерактивных документальных проектах часто достигается с помощью интегрирования элементов управления пользовательского интерфейса в передаваемую визуальную информацию. Примерами удачного дизайна графического интерфейса являются документальные веб-проекты: Out My Window, Gaza-Sderot, The Block и др.
Иммерсивность (от англ. immersion — погружение) цифровой среды позволяет создать высокий уровень вовлеченности пользователя в интерактивный документальный фильм. Наиболее полно ощущение погружения возникает в тех документальных работах, которые используют технологии виртуальной и дополненной реальности, а также различные технические средства, повышающие сенсорный опыт. Примеры успешного применения иммерсивных технологий: One Millionth Tower (виртуальная 3D среда, использующая веб-интерфейс графической библиотеки WebGL); Cinemacity (технология дополненной реальности); Rider Spoke (мобильные телефоны, GPS-системы, персональные цифровые помощники и т.д.); Out My Window (иммерсивные коллажные панорамы; 360° видео).
Экспериментирование — характерная черта развития интерактивной документалистики [4]. Инновации проявляются как в творческом применении новых технологий, так и в творческом порыве ведущих документалистов в изобретении новых технологических решений.
Интерактивные документальные фильмы демонстрируют сегодня разнообразные подходы в творческой интерпретации действительности средствами цифровых медиа. Такие проекты как Gaza/Sderot — Life in spite of everything, Out My Window, Waterlife, Welcome to Pine Point, Bear 71, Hollow и многие другие свидетельствуют о богатом выразительном потенциале нового документального жанра. Пользователь на собственном физическом опыте может испытать и ментально реконструировать значения, заложенные автором. Поэтому важно, чтобы интерактивный документальный фильм обладал ясностью цели и внятной историей.
Заключение
Интерактивный документальный фильм является сложным, синтетическим языковым образованием, которое в значительной степени определяется свойствами самой цифровой среды, ее интерактивностью, мультимедийностью и иммерсивностью. Разнообразный, богатый и вариативный язык интерактивного документального фильма только формируется, и представляется гораздо сложнее, чем киноязык документального фильма.
Новые возможности цифровой среды необходимо творчески осваивать. Без надежного и детального понимания того, как интерактивные цифровые технологии влияют на способ документирования реальности, цифровые рассказчики вряд ли смогут создать документальные работы, которые формируют у пользователя эмоциональные образы и смысл через взаимодействие с мультимедийным контентом. Современная молодежь привыкла использовать основанные на технологии развлечений аудиовизуальные и интерактивные материалы, и логично, если интерактивная документалистика будет привлекать их внимание.