Критерий | Бернская конвенция | Всемирная конвенция |
гражданства | ü к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет; ü к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. | Домициль (в праве ряда зарубежных государств место постоянного жительства гражданина или место регистрации юридического лица.) Любое Договаривающееся Государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на территории этого Государства. |
Субсидиарный критерий выпуска в свет | Произведение считается выпущенным в свет одновременно в нескольких странах, если оно было выпущено в двух или более странах в течение тридцати дней после первого его выпуска. | Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории. |
Основания предоставления конвенционной охраны смежных прав.
Основания предоставления охраны исполнителям установлены ст. 4 Римской конвенции. Для этого достаточно любого из следующих условий:
-исполнение имело место в другом договаривающемся государстве;
-исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной Конвенции;
-исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемый на основании данной Конвенции.
Важно отметить, что такой критерий, как гражданство исполнителя, в число условий для предоставления охраны исполнениям Римской конвенцией не включен. Следовательно, если исполнение исполнителя-гражданина, участвующего в Римской конвенции государства, было произведено в каком-либо третьем государстве, то такое исполнение охраной, по Римской конвенции не пользуется.
-Основания предоставления охраны производителям фонограмм предусмотрены в ст. 5 Римской конвенции.
-Охрана предусмотрена по критерию национальности производителя, если производитель фонограммы является гражданином (юридическим лицом) договаривающегося государства;
-по критерию места первой записи звука;
- наконец, по критерию места первой публикации (должно быть договаривающееся государство). В том случае, если фонограмма была впервые выпущена в свет в государстве, не участвующем в Римской конвенции, но в течение 30 дней после этого она была опубликована в договаривающемся государстве, она рассматривается как опубликованная одновременно в этих государствах и, следовательно, пользуется охраной по Римской конвенции (п. 2 ст. 5).
В отличие от Римской конвенции Конвенция 1971 г. использует только один критерий для предоставления охраны - критерий национальности производителя фонограмм (ст. 2).
Основания предоставления охраны передачам вещательных организаций закреплены в ст. 6 Римской конвенции. Для этого достаточно соблюдения любого из двух условий: штаб-квартира вещательной организации расположена в договаривающемся государстве либо там расположен передатчик, с помощью которого осуществляется передача в эфир.
Принцип национального режима охраны авторских и смежных прав.
Авторские права
Принцип национального режима охраны установлен ст. 2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства — участника Конвенции, а так же произведения, впервые выпушенные на территории такого государства, пользуются на территорий другого государства — участника охраной, которую они предоставляют произведениям своих авторов первые выпущенным в свет на собственной территории. Произведения иностранных авторов, не выпущенные в свет, не пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов.
Подпункт 1 ст. 5 Бернской конвенции также закрепляет указанный принцип.
Что же касается исключений из данного принципа, то, как верно отмечает М.М. Богуславский, «положение о сравнении сроков (охраны авторских прав) представляет собой изъятие из общего принципа национального режима». Данное положение зафиксировано в п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции и п. 8 ст. 7 Бернской конвенции и заключается в том, что, хотя срок охраны авторских прав также определяется национальным законодательством, но если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения. Например, произведение, страной происхождения которого является Россия, будет охраняться в государствах — членах ЕС не в течение 70 лет — такой срок охраны установлен сейчас во всех государствах — членах ЕС, — а в течение 50 лет, как то предусмотрено законодательством России.