Проблемы детского чтения
Хайруллина Альфинур Рамильевна
МБОУ «Школа № 33», Авиастроительный район, г. Казань
4 А класс
Научный руководитель:
Салимуллина Юлдуз Рафисовна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МБОУ «Школа № 33»
Авиастроительного района
г. Казани
Казань 2015
Содержание
Введение …………………………………………………………………4
1. Основная часть ………………………………………………….. 5
2. Проблемы детского чтения ……………………………………… 6
2.2 Детское чтение ……………………………………………………..6
2.3 Читательский интерес класса............................................................9
3. Причина снижения читательского интереса
3.1 Компьютерные увлечения……………………………………….11
Заключение ………………………………………………………….. 15
Список литературы……………………………………..……………17
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Цель: Выявить проблемы детского чтения
Задачи:
-изучить литературу и статьи из интернета по данной теме
-выполнить опрос учеников своего класса
-узнать читательский интерес своих одноклассников
-на основе этих данных сделать заключение.
Предмет исследования: чтение
Участники исследования: ученики 4 «А» класса МОУ школы №33
Методы исследования:
-сбор информации и анализ
-наблюдение и опрос.
Организация исследовательской деятельности: индивидуальная
Форма презентации: доклад, слайды
Чтение имеет огромное значение в жизни ребёнка. Развивает мышление, воображение, умение правильно мыслить; раскрывает в ребёнке определённые способности, талант и возможность найти свой путь, своё предназначение в этой жизни.
|
Ребёнку важно читать книги. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти у ребёнка надолго, формирует его мировоззрение, убеждение, вырабатывает определённые нормы поведения, развивает его как Личность.
Сегодня отношение к чтению является проблемой. Очень часто звучит фраза от родителей и учителей: «Дети не хотят читать самостоятельно! Что делать?»
Мне стало интересно: насколько верно это утверждение. И я решила выяснить, какие проблемы детского чтения существуют. И любят ли читать мои одноклассники.
Основная часть
Актуальность темы
Современная действительность показывает, что сегодня дети не любят читать, кругозор детей становится уже, на уроках низкая подготовленность к устным предметам, узкий словарный запас.
Чтение с каждым годом усугубляется.
Гипотеза моей исследовательской работы такова:
Я предполагаю, что компьютерное увлечение детей приводит к нежеланию самостоятельно читать книги».
Я думаю, что результаты моей работы помогут разобраться в причинах незаинтересованности наших ребят в чтении, а самих ребят научат с уважением относиться к чтению книг.
Проблемы детского чтения
Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению, как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души.
Наша страна в прошлом веке считалась самой читающей страной в мире. В то время не было Интернета. Источниками информации служили книги, телепередачи и периодические издания.
|
В России на данный период времени уровень «грамотности чтения» является достаточно низким. Существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Сегодня мир-иной. Интернет, компьютерные игры, телевидение отнимают у детей время и желание читать. И поэтому для многих детей чтение не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Книга утрачивает своё значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности у детей.
Детское чтение
Чтение - процесс, требующий от ребёнка умения разбирать, анализировать, и воспринимать текст.
Почему читать книги полезно и почему его советуют включить детям в ежедневный график дел?
- Чтения книг развивает мышление. При чтении мы размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.
-Увеличивает словарный запас, когда вы читаете книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.
-Придает уверенности.
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
|
-Делает нас творческими. Творческие люди могут предлагать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
-Снижает стресс. В современном мире избавление от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.
-Улучшает сон. Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
-Улучшает мозговую активность. При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.
-Улучшает концентрацию. При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
-Защищает от болезни Альцгеймера. По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.
Следовательно, чтение книг формирует у ребёнка словарный запас, даёт представление о различных терминах и понятиях; развивает творческое мышление, эрудицию; является средством общекультурного развития человека; развивает память; снижает стресс; развивает умение анализировать прочитанное, относиться к нему критически; помогает разобраться, где правда, а где ложь; делает людей творческими; улучшает мозговую активность. На понимание книги влияет техника чтения. Школьник, читающий по слогам не способен полностью понять книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание букв, слог и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Поэтому ребёнку необходимо читать часто, чтобы приобрести навык чтения, который заключается в умение быстро понимать смысл читаемого текста; в правильности чтения; в выразительности; в темпе.
На качество восприятия книги большое влияние оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное.
Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребёнка к книге и критерий её оценки: интересная книга - значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая».
Чтение - это один из обще учебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин и дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка.
Читательский интерес моего класса
Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включённом режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя.
Кризис детского чтения проявляется в том, что у многих детей утрачен интерес к этой сфере занятий. (Приложение 1)
Я провела опрос среди своих одноклассников и на вопрос:
«Ты любишь читать?»
Из 29 опрошенных:
ДА - ответили 28 и НЕТ – 1 человек
Результат радует, отношение к чтению у детей положительное. Они понимают важность и значимость чтения.
Был введён дополнительный вопрос: «Твоя любимая книга?»
Этот вопрос даёт нам реальную картину чтения детей.
Из 29 опрошенных 21 учащийся ответили на этот вопрос, 8 - вообще не ответили.
Стоит отметить, что из 21 ответа в 12 ответах, были написаны произведения, прочитанные недавно на уроке литературы. 9 учащихся ответ был самостоятельным.
Опрос показал: большинство детей читают, только то, что задают в школе. Самостоятельно читают мало.
Вывод: Интерес чтения большинства детей основан на мотивации «задали в школе». Интерес, основанный на мотивации «хочу» у малого количества детей.