Компьютерные увлечения
Компьютер стал неотъемлемой частью жизни ребёнка. Большинство современных детей вообще не представляют без компьютера свой досуг и часами просиживают один на один со светящим экраном, вытесняя живое общение с друзьями и чтение книг. Это даже можно наблюдать в стенах школы на перемене. Дети играют в компьютерные игры через сотовые телефоны и планшеты. Бурно обсуждая количество очков или уровень, который они достигают.
Причина снижения чтения - в распространении компьютерных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. А ведь информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, достроить к тексту видеоряд. Сказка часто передает слова героев в косвенной речи, и ребенку нужно мысленно воссоздать диалог. Все это очень сложная интеллектуальная работа. При просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут диалоги только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощенном виде, и в результате у детей замедляется способность самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать тексты. В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать. Из-за сложившейся ситуации и меньшего спроса с каждым годом в нашей стране издается все меньше книг. А у тех книг, которые издаются - читателей становится всё меньше и меньше с каждым годом.
|
Я решила проверить, действительно ли детей компьютерные игры интересует больше, чем чтение книг. (Приложение 2)
Детям был задан вопрос «Интернет для тебя?»
-развлечение
-общение
-источник информации
Из 29 опрошенных:
18-ответили источник информации, 4-ответили общение, 7-ответили развлечение.
Следующий вопрос, который я задала одноклассникам:
«Как ты думаешь, ум современного школьника развивает?»
-компьютерные игры
-книги
Из 29 опрошенных:
27ответили - книги, 2 человека – ответили компьютерные игры.
Вывод: Дети правильно понимают, что интернет – это источник информации, и что ум современного школьника развивают книги.
Однако на следующий вопрос (приложение 3):
«В свободное время ты любишь?
-играть в компьютерные игры
-общаться с друзьями
-читать книгу
Из 29 детей: 15-ответили играть в компьютерные игры, 8-ответили общаться с друзьями, только 6 человек - ответили - читать книгу.
|
А на вопрос: «Какие компьютерные игры ты знаешь?
из 29 - ответили ВСЕ. Необходимо отметить, в ответах было написано большое количество игр, некоторые даже были написаны на английском языке.
Опрос показал: Большинство детей в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры. Названия компьютерных игр они знают гораздо больше, чем название одной любимой книги, прочитанной самостоятельно.
Необходимо задуматься, что сегодня доступность детей к компьютерным играм, через сотовый телефон и планшет, приводит к бесконтрольности со стороны взрослых. В силу своей занятости они не замечают, сколько времени проводит их ребёнок за компьютерной игрой и в какую игру он играет.
Поэтому нужно знать, что длительная игра приводит к утомляемости (Учёные пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютерными играми ребёнок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютерных игр на ребёнка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.)
Частое желание к игре приводит к игровой зависимости (влияние компьютера на ребёнка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга.)
Неправильно выбранная игра приводит к нарушению детского кругозора, детской агрессии и неспособности контролировать свои эмоции.
Заключение
Русское слово ЧТЕНИЕ корнями связано со словом ПОЧТЕНИЕ. Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите. Прошлое поколение по праву могли назвать себя «самая читающая страна в мире». Нам завидовали многие страны, в которых интерес к чтению резко уменьшался.
|
Сегодня мир стремительно меняется. Возрастающая в общественном развитии роль информации породила у многих чисто потребительское отношение к чтению. А новые информационные технологии с колоссальными возможностями заставили переориентироваться, «перетянули» от книги к компьютеру.
Но настало время осознать, что не в информации одной и знаниях сила книги, тем более художественной. Ее сила в ином, и этой силе нет альтернативы. Ведь хорошая книга не только ум развивает, но и душу.
Данные исследования подтвердили нашу гипотезу:
«Компьютерное увлечение детей, приводит к не желанию читать книги».
Мы узнали, что:
1. Современные дети мало читают самостоятельно художественную литературу;
2. У большинства детей чтение книг заменяет компьютерные игры;
Совет всем «ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ КНИГ!!!»
Станете грамотными и успешными.
От нас с вами зависит грамотность нашей страны и её будущее.
Сегодня в России для развития культуры чтения предпринято, чтобы во всех школах ученики собирали «портфель» достижений. В него входят материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.
А для того, чтобы повысить читательский интерес своего класса. Я предлагаю, повысить читательскую деятельность в классе. Это системно проводить различные познавательно-развлекательные мероприятия, совместные литературные вечера, инсценировки, дискуссии при участии учеников и их родителей.
Список литературы
1. Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире. Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997.
2. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
3. Сметанникова Н. И. Через чтение в мировое образовательное пространство. М.: ИТОП РАО, 2001.
4. Харитонова О. И. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования. Волгоград, 2001.
5. Чудинова В. П.. Чтение в контексте развития информационного. Социологические исследования. №5, 1999.
6. https://www.booksup.ru/Publish/Book/pb17.
7. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002
8. Гришина С. М. Книга в современной семье по итогам библиотечного мониторинга. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2006
9. Громова О. М. Откуда берутся не читающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-9.
10. Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А.Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.
11. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
1 «Чтение – вот лучшее учение!» Пушкин А. С.
2 «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
3 «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное»
Достоевский Ф. М.
4 «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела»
Аддисон Д.
5 «Читай, чтобы мыслить и рассуждать» Бэкон Ф.