Причина снижения читательского интереса





Компьютерные увлечения

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни ребёнка. Большинство современных детей вообще не представляют без компьютера свой досуг и часами просиживают один на один со светящим экраном, вытесняя живое общение с друзьями и чтение книг. Это даже можно наблюдать в стенах школы на перемене. Дети играют в компьютерные игры через сотовые телефоны и планшеты. Бурно обсуждая количество очков или уровень, который они достигают.

Причина снижения чтения - в распространении компьютерных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. А ведь информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но они не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом. Проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации. Чтение не всегда сопровождается картинками, и детям, для того чтобы понять, о чем идет речь, нужно самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, достроить к тексту видеоряд. Сказка часто передает слова героев в косвенной речи, и ребенку нужно мысленно воссоздать диалог. Все это очень сложная интеллектуальная работа. При просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут диалоги только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощенном виде, и в результате у детей замедляется способность самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать тексты. В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать. Из-за сложившейся ситуации и меньшего спроса с каждым годом в нашей стране издается все меньше книг. А у тех книг, которые издаются - читателей становится всё меньше и меньше с каждым годом.

Я решила проверить, действительно ли детей компьютерные игры интересует больше, чем чтение книг. (Приложение 2)

Детям был задан вопрос « Интернет для тебя?»

-развлечение

-общение

-источник информации

Из 29 опрошенных:

18-ответили источник информации, 4-ответили общение, 7-ответили развлечение.

Следующий вопрос, который я задала одноклассникам:

«Как ты думаешь, ум современного школьника развивает?»

-компьютерные игры

-книги

Из 29 опрошенных:

27ответили - книги, 2 человека – ответили компьютерные игры.

Вывод: Дети правильно понимают, что интернет – это источник информации, и что ум современного школьника развивают книги.

Однако на следующий вопрос (приложение 3):

«В свободное время ты любишь?

-играть в компьютерные игры

-общаться с друзьями

-читать книгу

Из 29 детей: 15-ответили играть в компьютерные игры, 8-ответили общаться с друзьями, только 6 человек - ответили - читать книгу.

А на вопрос: «Какие компьютерные игры ты знаешь?

из 29 - ответили ВСЕ. Необходимо отметить, в ответах было написано большое количество игр, некоторые даже были написаны на английском языке.

Опрос показал: Большинство детей в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры. Названия компьютерных игр они знают гораздо больше, чем название одной любимой книги, прочитанной самостоятельно.

Необходимо задуматься, что сегодня доступность детей к компьютерным играм, через сотовый телефон и планшет, приводит к бесконтрольности со стороны взрослых. В силу своей занятости они не замечают, сколько времени проводит их ребёнок за компьютерной игрой и в какую игру он играет.

Поэтому нужно знать, что длительная игра приводит к утомляемости (Учёные пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютерными играми ребёнок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютерных игр на ребёнка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.)

Частое желание к игре приводит к игровой зависимости (влияние компьютера на ребёнка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга.)

Неправильно выбранная игра приводит к нарушению детского кругозора, детской агрессии и неспособности контролировать свои эмоции.

Заключение

Русское слово ЧТЕНИЕ корнями связано со словом ПОЧТЕНИЕ. Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите. Прошлое поколение по праву могли назвать себя «самая читающая страна в мире». Нам завидовали многие страны, в которых интерес к чтению резко уменьшался.

Сегодня мир стремительно меняется. Возрастающая в общественном развитии роль информации породила у многих чисто потребительское отношение к чтению. А новые информационные технологии с колоссальными возможностями заставили переориентироваться, «перетянули» от книги к компьютеру.

Но настало время осознать, что не в информации одной и знаниях сила книги, тем более художественной. Ее сила в ином, и этой силе нет альтернативы. Ведь хорошая книга не только ум развивает, но и душу.

Данные исследования подтвердили нашу гипотезу:

«Компьютерное увлечение детей, приводит к не желанию читать книги».

Мы узнали, что:

1. Современные дети мало читают самостоятельно художественную литературу;

2. У большинства детей чтение книг заменяет компьютерные игры;

Совет всем «ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ КНИГ!!!»

Станете грамотными и успешными.

От нас с вами зависит грамотность нашей страны и её будущее.

Сегодня в России для развития культуры чтения предпринято, чтобы во всех школах ученики собирали «портфель» достижений. В него входят материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения.

А для того, чтобы повысить читательский интерес своего класса. Я предлагаю, повысить читательскую деятельность в классе. Это системно проводить различные познавательно-развлекательные мероприятия, совместные литературные вечера, инсценировки, дискуссии при участии учеников и их родителей.

 

 

Список литературы

1. Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире. Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997.

2. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

3. Сметанникова Н. И. Через чтение в мировое образовательное пространство. М.: ИТОП РАО, 2001.

4. Харитонова О. И. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования. Волгоград, 2001.

5. Чудинова В. П.. Чтение в контексте развития информационного. Социологические исследования. №5, 1999.

6. http://www.booksup.ru/Publish/Book/pb17.

7. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

8. Гришина С. М. Книга в современной семье по итогам библиотечного мониторинга. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2006

9. Громова О. М. Откуда берутся не читающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-9.

10. Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А.Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.

11. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. - М.: Чистые пруды,2007.

 

 

Приложение 1

 


 

 

Приложение 2

 


Приложение 3

 

 

 


 

 

Приложение 4

 

1 « Чтение – вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

2 « Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.

3 «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное»

Достоевский Ф. М.

4 « Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела»

Аддисон Д.

5 « Читай, чтобы мыслить и рассуждать» Бэкон Ф.

 





Читайте также:
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.019 с.