Опросник суицидального риска




Психологические тесты и методики

 

Шкала лжи (социальная желательность)

 

1 Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно? (да)

2 Бывает ли когда – нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя? (нет)

3 Бывают ли у вас часто такие мысли, что Вы не хотели ли бы, чтобы о них знали другие люди? (нет)

4 Все ли ваши привычки хороши и желательны? (да)

5 Бывает ли, что вы передаете слухи? (нет)

6 Если бы вы знали, что сказанное вами не будет раскрыто, Вы высказывались бы также как и теперь? (да)

7 Вы когда – нибудь опаздывали на занятия / на работу? (нет)

8 Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся? (нет)

9 Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? (нет)

 

1 Я никогда не повышаю голос на близких мне людей

2 Когда меня никто не видит – мое поведение не меняется

3 В детстве я был(а) искренним ребенком

4 Я никогда не расстраиваюсь по пустякам

5 Я совершенно не стесняюсь окружающих меня знакомых и незнакомых людей

6 Практически я никого и ничего не боюсь

7 Для меня число13 ничем не отличается от других

8 Я не имею никаких предрассудков

9 Я никогда не общаюсь с теми, кто слабее меня.

10 Я всегда доброжелателен.

(по 1 баллу за ответ «да»).

 

С А М О О Ц Е Н К А

Продумайте предполагаемые ниже утверждения, указав на отдельном месте в четырехбальной системе свое утверждение к ним.

 

Я думаю об этом:

- очень часто – 4 балла

- часто – 3 балла

- иногда – 2 балла

- редко – 1 балл

- никогда – 0 баллов

 

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность на работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Меня многие ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень много.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

26. Я чувствую себя скованным.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь лишь тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ПО ТЕСТУ «САМООЦЕНКА»

 

0 – 25 баллов Высокий уровень самооценки – означает, что человек не отягощен комплексом неполноценности, он правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих поступках

26 – 45 баллов Средний уровень самооценки – свидетельствует о том, что человек редко страдает от комплекса неполноценности и лишь время от времени старается подладиться под мнение других.

46 – 128 баллов Низкий уровень самооценки – сигнализирует о том, что человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считается с мнениями других и часто страдает от комплекса неполноценности.

 

Опросник суицидального риска

 

Проблема диагностики суицидального риска – вероятности совершения человеком попытки к самоубийству – выходит за пределы задач медицинской психологии и психиатрии, так как в наше время общего повышенного уровня психической напряженности населения с проблемами суицидальных намерений может столкнуться психолог, работающий фактически в любой отрасли практической психологии. Очевидно, доступный и экономичный инструмент приближенной экпресс-диагностики суицидального риска нужен и семейному консультанту, и психологу-воспитателю, работающему с трудными подростками, и психологу, занятому вопросами адаптации к деятельности в экстремальных условиях и реабилитации после психотравматического стресса, и психологам, обеспечивающим мониторинги психологическую поддержку руководителям, призванным постоянно решать тяжелейшие и ответственные проблемы, связанные с судьбами людей. Цель измерения суицидального риска – в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем направления клиента в центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности клиента обычными, немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром. По сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезаптации (опросники тревожности личности, нейротизма, и другие), в опроснике суицидального риска содержится попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Опросник ОСР прошел психометрическую адаптацию в дипломной работе И. Ю. Беляковой, выполненной под руководством А. Г. Шмелева. На первом этапе при обследовании 24 пациентов кризисного стационара на базе больницы № 20 г. Москвы были отобраны пункты ММИЛ (версия Березина с соавторами), выражающие специфику ответов суицидентов по сравнению с обычными людьми. На втором этапе перечень пунктов из ММИЛ был дополнен рядом авторских оригинальных вопросов и пилотажная версия ОСР из 72 пунктов предъявлялось 77 испытуемым, с целью отбора пунктов по методу экстремальных групп. 20 испытуемых из 77 были пациентами указанного Кризисного отделения больницы № 20. В результате было отобрано 28 пунктов, обладавших значимым φ = коэффициентом четырехклеточной корреляции между ответами на пункт и показанием в группу суицидентов. Содержание диагностических концентов: Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицицдоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко. К этой субшкале относятся пункты №№ 12, 14, 20, 22, 27.

Аффективность. Доминирование эмоции над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта. Пункты №№ 1, 10, 20, 23, 28.
Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, следственно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты №№ 1, 12, 14, 22, 27.

Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражается интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога – «Я плох». Пункты №№ 2, 3, 6, 7, 17.

Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем казуальной атрибуции. В отсутствие несостоятельности экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня». Пункты №№ 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25.

Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте – инверсия ценностей жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «эстетизации смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования». Пункты №№ 8, 9, 18.

Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимизацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни сдерживания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты №№ 4, 16.

Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем. Пункты №№ 2, 3, 12, 24, 26, 27.

Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты №№ 19, 21.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен список из 28 утверждении. Вам необходимо ответить на них: «да» или «нет». Работайте не спеша».

 

ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

2. Вас часто одолевают мрачные мысли.

3.Теперь вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

4. В случае неудачи вам трудно начать новое дело.

5. Вам определенно не везет в жизни.

6. Работать вам стало труднее, чем раньше.

7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем вы.

8.Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

9. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

10. Обычно вы осторожны с людьми, которые относятся к вам дружелюбнее, чем вы ожидали.

11. Вы считаете себя обреченным человеком.

12. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

13. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.

14. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

15.В вашей жизни были такие неудачи, когда казалось, что все кончено.

16.Обычно вы не удовлетворены своей судьбой.

17. Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.

18. В вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на ваше решение и даже изменить их.

19. Когда вас обижают, вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

20.Часто вы так переживаете, что это мешает вам говорить.

21. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

22. Иногда вам кажется, что вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.

23. Будущее представляется вам довольно беспросветным.

24. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

25. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

26. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили вы.

27. Вы склонны, так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

28.Часто вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(КОС)

 

Инструкция: «Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет». Имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам трудно будет ответить. Давайте посмотрим на правила ответов при таком вопросе: «Правда ли, что вам не нравиться заниматься математикой?» Если вам действительно не нравится заниматься математикой, то вы отвечаете себе «Да, это правда». Следовательно, ответ «Да». Но если вам нравится заниматься, то на вопрос: «Правда ли, что вам не нравится заниматься математикой?» вы ответите отрицательно: «Нет, неправда». Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгой или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы организовывать и придумывать со своими друзьями различные игры и развлечения?

11. Трудно ли включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из – за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что – либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы людей?

Ключи к тесту

Коммуникативные способности: К = n / 20

«да»: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

«нет»: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности: К = n / 20

«да»: 2, 6, 10, 12, 14, 18, 26, 30, 34, 38

«нет»: 4, 8, 16, 20, 22, 24, 28, 32, 36, 40

Шкала оценок коммуникативных склонностей

«К» Оценка Уровень проявления

0,10 – 0,45 9 б 1 низкий

0,46 – 0,55 11б 2 ниже среднего

0,56 – 0,65 12 б 3 средний

0,66 – 0,75 14 б 4 высокий

0,76 – 1,00 16 б 5 очень высокий


Шкала оценок организаторских склонностей

«К» Оценка Уровень проявления

0,20 – 0,55 4 б 1 низкий

0,56 – 0,65 12 б 2 ниже среднего

0,66 – 0,70 13 б 3 средний

0,71 – 0,80 14 б 4 высокий

0,81 – 1,00 16 б 5 очень высокий

«Оценка 1». Крайне низкий уровень проявления склонностей к коммуникативно-организаторской деятельности.

«Оценка 2». Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Инициативу в общественной деятельности проявляет крайне редко, во многих делах предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.

«Оценка 3». Стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомых, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако, потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ним по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.

«Оценка 4». Не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

«Оценка 5». Испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней. Характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденное поведение в новом коллективе. Инициативен, предпочитает в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать собственное мнение и добивается, что оно было принято товарищами (коллегами). Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ*

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов и записать его. Например, 1-а, 2-6, 3-в и т.д.

1. Участвуете ли вы в каком-либо общественном движении, партии: а) да; б) да, но не очень активно; в) принципиально не участвую.

2. Были ли у вас в последний год ситуации, когда вам приходилось защищать честь и достоинство ваших друзей или близких: а) к счастью, пока нет; б) в какой-то степени, да; в) да.

3. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы: а) правдолюб; б) принципиальный; в) целеустремленный.

4. Какие взаимоотношения у вас чаще всего складываются с но­выми для вас людьми: а) с новыми людьми я вступаю в контакт сравнительно трудно; б) дружеские; в) однозначно ответить трудно.

5. Как складывались у вас в последний год взаимоотношения с людьми другой национальности: а) к сожалению, некоторые лица другой национальности своим по­ведением вызывают у меня раздражение; б) как и ранее, дружеские; в) когда как.

6. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) решительный; 6) независимый; в) раскованный.

7. Как часто вам приходится идти на компромисс ради достиже­ния личных целей: а) часто; б) редко; в) иногда.

8. Были ли у вас в последний год ситуации, когда вам приходилось пожертвовать своим материальным благополучием или своим сво­бодным временем ради воплощения своих идей: а) да; б) да, но это для меня не характерно; в) нет.

9. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) человек прогрессивных идей; б) политически активный; в) патриот.

10. Были ли у вас ситуации, чтобы вы ставили собеседника в не­ловкое положение: а) да; б) не часто, но было; в) стараюсь этого не делать.

11. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) совестливый; б) уважительный; в) лидер.

12. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) скромный; б) душевный; в) обязательный.

13. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) честный; б) принципиальный; в) предприимчивый.

14. Как вы относитесь к идеям альтруизма, к помощи другим людям: а) практически всегда стараюсь помочь; б) помогаю, но избирательно; в) считаю, что каждый должен свои проблемы решать сам.

15.Способны ли вы в резкой форме сказать человеку все, что вы о нем думаете: а) это для меня не характерно; б) когда как; в) да.

16. У вашего друга пропала собака. Что вы будете делать: а) пойду искать вместе с ним; б) посочувствую; в) сделаю вид, что занят, так как это его проблемы.

17. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) обязательный; б) дружелюбный; в) эмоциональный.

18. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) добрый; б) юморист; в) целеустремленный,

19. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) доверчивый; б) гуманный; в) любознательный.

20. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) терпеливый; б) трудолюбивый; в) сообразительный.

21. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) генератор идей; б) логик-теоретик; в) практик.

22. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) критик; б) эрудит; в) организатор,

23. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) аналитик; б) критик; в) дипломат.

24. Какое из устремлений для вас наиболее характерно в после­дний год: а) стремление профессионально самоопределиться, найти прилич­ную работу, должность; б) стремление как можно больше зарабо­тать; в) стремление к саморазвитию, самообразованию, профессио­нальному росту.

25. Отметьте самую важную причину, из-за которой вам трудно самостоятельно овладеть иностранным языком: а) практически нет свободного времени; б) нет настойчивости, целе­устремленности; в) нет необходимых способностей и склонностей.

26. На основе сравнительной самооценки определите, кто вы в большей степени: а) самокритичный; б) справедливый; в) решительный.

После того, как получен результат, следует раскрыть и охаракте­ризовать концептуальную основу предлагаемого теста.

Несмотря на то, что понятие «интеллигентность» широко исполь­зуется в нашей повседневной школьной, вузовской и профессиональ­ной практике для характеристики личности, однако сколько-нибудь четких определений мы не нашли. Результаты наших исследований, на которых мы не будем пока останавливаться, позволили нам дать следующее определение интеллигентности.

Интеллигентность — это интегральная характеристика высо­когуманных и прогрессивных гражданских, нравственных и интеллек­туальных качеств личности в единстве с высокой общей культурой

Чтобы далее представить компонентный состав качеств личнос­ти, характеризующих ее интеллигентность, целесообразно предло­жить респонденту их самооценку по 10-балльной шкале.

При этом следует разъяснить, что означают баллы:

1 — очень низкий уровень развития соответствующего качества:

2 — низкий;

3 — ниже среднего;

4 — чуть ниже среднего;

5 — средний уровень;

6 — чуть выше среднего;

7 — выше среднего;

8 — высокий;

9 — очень высокий;

10 — наивысший уровень развития.

 

При самооценке качеств личности, характеризующих ее интелли­гентность, следует иметь в виду, что эта шкала относительна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: