Выступление на ШМО гуманитарного цикла




«Работа с текстом с учетом требования ФГОС»

«Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку…»,

(А. С. Пушкин)

PISа (ПИЗа) – международный тест, определяющий потенциальные возможности национальной системы образования. Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

По данным исследования ПИЗА-2003 навыками грамотного чтения, необходимыми, по мнению разработчиков, для успешной адаптации в обществе, обладает только 36% 15-летних учащихся России. Из них значительная часть – четверть российских учащихся – способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий же уровень грамотности в области чтения, т.е. способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы и т.д., – продемонстрировали только 2% российских учащихся. При этом 13% учащихся не достигают нижней границы грамотности чтения.

Российские учащиеся в области грамотности чтения в 2003 году заняли 32-34 места среди 40 стран мира, в 2000 году – 27-29 места среди 32 стран.

Результаты учащихся России свидетельствуют не только о недостаточной сформированности отдельных навыков чтения, но и о наличии более общей проблемы – несформированности общих навыков работы с информацией. Очевидно, что эта проблема не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Необходимо разработать и реализовать целевую комплексную программу, охватывающую все аспекты образовательной деятельности учащихся, все учебные предметы и все этапы обучения в школе.

Мы можем согласиться с результатами данного исследования: основная проблема наших детей – неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического коллектива – учить детей работать с любыми текстами.

Можно выделить три группы читательских умений:

1. Ориентация в содержании текста

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

-выбирать из текста или придумать заголовок;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и

с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей;

- находить в тексте требуемую информацию

2. Преобразование и интерпретация текста

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

3. Оценка информации

- откликаться на содержание текста:

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Если нам удастся сформировать эти умения, мы получим «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

 

Как вы думаете, что это такое?

S = a · b

Конечно же, это формула. Но формула – это тоже текст, только несплошной.

Тексты делятся на два вида. Сплошные - это тексты-повествования, описания или

рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и

в школе. Научиться структурировать информацию и восстанавливать ее недостающие

элементы во всех предметных областях помогают нам несплошные тексты.

К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы,

кластеры – то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К несплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п.

 

При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребѐнок научился:

 читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать

информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;

 для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот.

Понимание и интерпретация информации основана на ее анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф-схеме или в таблице(т. е. в несплошном тексте). Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: