Методы и приемы работы с несплошным текстом




 

1. «Книжный рынок в России и в мире» – используется на уроках русского языка, при подготовке к написанию сочинения С1, определить проблему и написать сочинение по предложенному плакату.

Искусство дарить и получать подарки

Мне нравится фраза Тины Канделаки: «Подарки делятся на 2 категории: те, которые выбрасываешь сразу, и те, которые выбрасываешь потом». Есть еще третий вариант, когда не пригодившийся подарок кому-то передаривается.

Чтобы Ваши подарки нравились изучите инфографик и ответьте на следующие вопросы:

· Какой подарок наиболее желанный?

· Какие подарки наиболее часто получают?

· Какие подарки желают получить, но дарят крайне редко?

· Какие подарки и желают получать и наиболее часто дарят?

 

Сформулируй правило по схеме (чередование корня кас- - кос)

 

Методы и приемы работы со сплошным текстом

Испорченный телефон»

Учитель просит выйти 3 - 4 ученика, которые будут принимать участие в упражнении, одному (тот, кто остался) зачитывается текст. Задача слушавшего передать как можно подробнее, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. Затем сравнивается исходный текст с получившейся информацией, делается вывод, где и по какой причине произошла подмена.

Ключевые слова»

Дети из текста выписывают ключевые слова (например, даты, географические названия, количественные данные), используя получившуюся запись в качестве опор, восстановить текст по памяти.

Шапка вопросов»

Вопросы составляются по ходу чтения текста или в процессе работы с ним, записываются на листочках и складываются в «шапку», затем ученики по цепочке вытаскивают вопросы и дают на них ответы.

Вопросы Блума»

Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

 

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

 

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

 

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

 

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки». Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: «Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

 

Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как?
Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..? «То есть ты говоришь, что…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..?
Анализ Интерпретационные Почему?
Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Что изменится, если…?
Оценка Оценочные Как вы относитесь?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: