МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества»
ТО «Долина Ветров» Кружок «Историки Долины Ветров»
Педагог: Сенин Алексей Петрович
№ занятия – 19
Количество часов – 2
Тема занятия: Гражданская война 1918-1920 гг. в Центральном Крыму
Г.
Тип занятия: комбинированное
Цель:
- сформировать устойчивое представление обучающихся о перипетиях Гражданской войны 1918-1920 гг. в Центральном Крыму;
- усовершенствовать навыки работы с исторической картой, иллюстрацией, документом;
- создавать устойчивое восприятие Крыма как Родины, формировать крымскую идентичность.
Планируемые результаты:
- актуализировать ключевые понятия, связанные с историческим краеведением и крымоведением;
- отработать на практике использование изученных сведений о Крыме;
- развивать познавательную активность, творческую активность и самостоятельность, умение работать в группе;
- воспитывать взаимное уважение, ответственность и доверие;
- работать над повышением общей эрудиции учащихся;
Методы:
- майевтика
- эвристика
- анализ и синтез
- сравнение
- индукция и дедукция
Виды работы:
- дискуссия
- анализ иллюстраций
- терминология
- анализ карты
- анализ документа
- решение кроссворда
- ознакомление с фото- и видеоматериалами.
Оборудование: карта Крыма, мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация «Гражданская война 1918-1920 гг. в Центральном Крыму», Интернет-ресурсы (согласно ссылкам), сборник статей «История городов и сел УССР. Крымская область. 1974 г.».
Ход занятия:
I. Организационный момент 2 мин.
Приветствие педагога.
Проверка наличия учащихся в классе. Запись даты.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений 20 мин.
|
Фронтальный опрос
– блиц «Влияние революций 1917 г. на жизнь в Крыму» (вопросы и ответы).
Примерный перечень специальных терминов: большевики, монархисты, «белые», эсеры, анархисты, националисты, Временное правительство, вооруженный переворот, путч, контрреволюция, Учредительное собрание, Советы, декреты, террор, гражданское противостояние, интервенция, социальное равенство, классовое неравенство, атеизм, коммунизм.
2. Работа с картой Крыма:
- назвать и показать на карте Таврической губернии основные опорные пункты Крыма: населенные пункты, транспортные магистрали, оборонительные рубежи, места дислокации воинских частей, наиболее охваченные революцией сектора.
Проверочная карта:
ФИЗМИНУТКА - 1 мин.
III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) 4 мин.
Примерное формулирование темы, целей и задач занятия (ученики, коррекция - учитель).
IV. Открытие нового знания 30 мин.
1. Краткий лекторий:
Общая схема исторических событий в период Гражданской войны в Крыму (доступна по ссылке: https://historyrussia.org/otdeleniya/respublika-krym/v-okayannye-dni-krym-v-period-revolyutsii-i-grazhdanskoj-vojny-1917-1920-godov.html)
Обсудим вместе:
- какие силы были вовлечены в гражданское противостояние в Крыму в 1917-1920 гг.,
- какие основные периоды переживала Гражданская война в Крыму,
- оцените потенциал враждующих сторон в перспективе одержания верха в борьбе.
2. Изучение мнения эксперта:
Лекция В. Г. Зарубина – крупнейшего специалиста по данному вопросу (доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=BiFQU1aV6cU) выделить основные аспекты, урезать хронометраж.
|
V. Первичное закрепление 10 мин.
1. Анализ исторических иллюстраций – экспозиция материальных свидетельств Гражданской войны в фондах Центрального музея Тавриды (доступна по ссылке https://historyrussia.org/otdeleniya/respublika-krym/v-okayannye-dni-krym-v-period-revolyutsii-i-grazhdanskoj-vojny-1917-1920-godov.html):
- дайте оценку особенностям материальной культуры участников конфликта,
- как «музейные» образы гражданской войны кореллируют с вашим восприятием данного события.
ФИЗМИНУТКА - 2 мин.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 10 мин.
(Фронтально)
1. Анализ исторического документа – объективизация информационного отрывка из книги «История городов и сел УССР. Крымская область. 1974 г.» (с. 461, абзацы 1,2):
- синхронизация основных этапов Гражданской войны в Крыму и событий на территории современного поселка Гвардейское;
- выявление субъективизма авторского текста, выведение более объективного суждения на основе прочитанного и изученного.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение 10 мин.
1. Составление сетки мини-кроссворда «Гражданская война в Центральном Крыму в 1918-1920 гг.» - работа в группах (с помощью учителя).
Пример: