Мониторинговая карта программы.




Пояснительная записка

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уров­нем их когнитивно - личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время стано­вится особенно актуальной задачей.

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стрем­ление доказывать свою точку зрения, критически ос­мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват­ной самооценки, что является необходимым для станов­ления мировоззрения условием формирования направ­ленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане форми­рования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к лич­ностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной и когнитивно-личностной сферы учащихся. Программа составлена на основе программы «Мир вокруг нас» автор Филатова О.В.

Актуальность программы

Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.

Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.

Задачи:

· Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

· Развитие познавательных способностей;

· Развитие общеучебных умений и навыков.

· Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

· Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

· Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

Сроки реализации: Программой предусмотрено проведение занятий с учащимися 1 класса. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность – 1 час в неделю по 45 мин.

Планируемые личностные результаты:

1.формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,

2.развитие мотивации к обучению и познанию,

3.овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4.принятие и освоение социальной роли обучающегося,

5.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,

6.развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

7.развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Метапредметные результаты

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

- целепологание;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- саморегуляция

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

Содержание курса.

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю позна­вательную деятельность учащихся. Основное направле­ние здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и ин­терпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта уча­щихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и од­ного и того же вида, сравнения их в том или ином от­ношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития вос­приятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства вос­принимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, зада­ние 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Зага­дочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение од­новременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференциро­ванном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; и др.).

Основным направлением в развитии памяти школь­ников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспо­могательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объ­екты на части, выделять в них различные свойства, ус­танавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных.

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее опера­ций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логиче­ских операций. Путь от глобального, целостного к диф­ференцированному, конкретному реализуется в после­довательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличаю­щимися, и где, следовательно, осуществляется доста­точно грубый их анализ, и переходя к заданиям с опе­рированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого ана­лизирования.

Формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто­го задания, требующего оперирования целостными об­разами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными де­талями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.).

Аналогично осуществляется развитие психологиче­ских новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно восприни­мать, понимать и выполнять словесные указания взрос­лого.Точно так же, основываясь на законе дифференциа­ции и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формиро­вание и других важных для учебной деятельности пси­хологических качеств.

 

Мониторинговая карта программы.

Теоретическая подготовка Практическая подготовка Личностные и поведенческие качества Учебно- коммуникатив. качества Организационно волевые качества. Опыт творчества Итог баллов Уровень результативности (н, с, в)
полугодие полугодие полугодие полугодие полугодие  
I II I II I II I II I II I II    
                           

 

1-2 балла (низкий уровень), 3 балла (средний уровень), 4-5 баллов (высокий уровень).

Критерии: Теоретическая подготовка - теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана; владение специальной терминологией. Метод диагностики - наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, контрольный опрос и др.
Практическая подготовка - практические умения и навыки, предусмотренные программой; творческие навыки. Метод диагностики - контрольное задание, наблюдение.

Личностные и поведенческие качеств а - самосовершенствование личности, самосознание себя и своих возможностей; интерес к занятиям в детском объединении; отношение ребенка к общим делам детского объединения; самооценка. Метод диагностики - анкетирование, тестирование, наблюдение. Учебно-коммуникативные умения (опыт общения) - освоение компетентности "Быть вместе", развитие коммуникативных качеств, конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. Метод диагностики - наблюдение, анкетирование.

Организационно-волевые качества - терпение, воля, самоконтроль. Метод диагностики - наблюдение.

Опыт творчества - стремление к творческой деятельности (участие в конкурсах, проектах, создание конечного продукта). Метод диагностики - контрольное задание, наблюдение.

Обработка и интерпретация результатов: Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов). 10 баллов – программа в целом освоена на низком уровне. 10-20 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне. 20-30 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.

Формула: Оценка результативности освоения программы(в баллах) = Количество итоговых баллов: Количество критериев

Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М., 2011

2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011

3.Интеллектуальные задания

Диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона.

Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

-магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

-принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

-клей, степлер, скотч-лента, ножницы, бейджи,

-кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;

-тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

-заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение,записи инструментальных фоновых мелодий;

-необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.

Список литературы:

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда­тельство «ACT», 2003.

2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.

4. Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз­вития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2014

 

 

Календарно-тематическое планирование

Класс (1-33)

Дата Тема занятяи содержание Методики и задания Кол. часов  
    Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. Назови предметы. Послушай тишину. Узнай по звуку    
    Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. Выполни команду. Какого цвета? Цветные полоски    
    Артикуляция. Пространственные представления. Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений. Произнеси правильно Раскрась правильно    
    Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (опреде­ление местоположение объекта в строке и столбце). Найди ошибку. Определи фигуру Назови одним словом. Конкретизация понятий    
    Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. Учись слушать и выполнять. Послушай звуки. Назови и проверь постукиванием    
    Внимание. Осязательные ощущения. Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. Кто точнее нарисует. Шершавые дощечки    
    Память. Пространственные представления. Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений Магнитофон. Переверни рисунок Что? Где?    
    Внимание. Память. Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. Слушай звуки улицы. Поиграем в «индейцев». Угадай, кто говорит    
    Память. Пространственные представления. Понятийное мышление Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений. Развитие понятийного мышления. Телеграфисты. Куда указывают стрелки?Подбери картинки    
    Анализ образца. Память. Внимание (устойчивость) Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец. Развитие произвольного внимания. Найди одинаковые. Где ошибся Буратино?Одинаковые ли бусы? Перепутанные линии    
    Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная) Развитие зрительных ощущений и образного мыш­ления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. Цветная сказка.Штриховка Запомни точно    
    Память (непосредственная зрительная) Пространственные представления. Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (пони­мание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. Нарисуй по памяти. Выполни правильно. Вордбол    
    Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указа­ния и подчинять им свою деятельность,зрительных ощущений. Где этот домик?Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка    
    Анализ образца. Слуховые ощущения. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. Раскрась правильно Шумящие коробочки    
    Осязательные ощущения. Внимание (переключение) Точность движений (макродвижения) Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). Шершавые дощечки.Расставь слова.Зашифруй слова,цифры Как звонки тарелки и ложки    
    Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы).Развитие осязательных ощущений. Срисуй фигуры точно.Путаница Найди одинаковые.Назови фигуры.Тяжелые коробочки    
    Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная) Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. Найди одинаковые.Запомни и найди.Запомни и нарисуй  
    Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление Развитие зрительного анализа..Развитие словесного синтеза.Развитие понятийного мышления. Кто наблюдательнее.Магнитофон Назови одним словом. Вордбол  
    Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость) Развитие осязательных ощущений.Развитие произвольного внимания. Тяжелые коробочки.Крестики, точки. Пишущая машинка  
    Зрительный анализ. Внимание (переключение) Пространственные представления Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. Сгруппируй буквы.Синхронный счет.Цветной ксилофон Живые цепочки  
    Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. Найди отличия. Дорисуй недостающие детали. Нарисуй точно такие же.Бусинки Проведи, не касаясь.Спящий дракон  
    Мышление (гибкость) Внимание (распределение) Мышление (сравнение) Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. Способы применения предмета Соблюдай правило.Сравнение слов.Учимся сравнивать  
    Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы) Внимание. Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания. Поставь значки.Отгадай слова Называй и считай.Алфавит  
    Звуковой синтез. Внимание (объем) Пространственные представления. Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений. Подбери слова.Найди слоги Говори правильно  
    Понятийное мышление. Память (двигательная) Пространственные представления Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений. Вордбол.Телеграфисты Где спрятались игрушки  
    Мышление (синтез) Мышление (установление закономерностей) Наблюдательность Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел?  
    Мышление (сравнение) Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная) Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. Найди одинаковые и отличающиеся.Составь фигуру Запомни картинки,порядок  
    Мышление (сравнение) Мышление (синтез). Зрительно-двигательные координации Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. Найди одинаковые.Назови предмет.Молния. Речка  
    Мышление (сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия. Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры  
    Внимание (в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление (абстрагирование) Развитие внимания в условиях коллективной дея­тельности.Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). Делаем вместе.Найди фото Нарисуй так же.Покажи одинаковые  
31-33   Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. Резерв времени    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: