Этапы формирования графического навыка.




М. М. Безруких. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина

 

Данную методику обучения письму разработала Марьяна Михайловна Безруких –психофизиолог,доктор биологических наук, на данный момент является директором института возрастной физиологии РАО (Российской академии образования), лауреат Премии Президента РФ в области образования. Написала более 250 научных работ (в них входят монографии, учебники по возрастной физиологии, учебные программы для школ и вузов). Автор прописей для леворуких детей. Её методические рекомендации по диагностике и индивидуальной работе с учащимися активно используются в педагогической практике как в школах России, так и зарубежом.

Рассматриваемая методика обучения письму была представлена М. Безруких в пособии «Обучение письму», составленномусогласно системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина- Давыдова, признанной системой начального обучения на государственном уровне.

 

Основные принципы обучения письму по системе Эльконина:

- Формирование лингвистических знаний и умений учащихся, начиная с добукварного периода;

- Осознанность обучения

- Ориентированность при обучении именно на звук, а не на букву

Структуру обучения грамоте по системе Эльконина можно разделить на 2 периода:

- предактивный (добукварный)

- активный (букварный)

Основной целью добукварного периода является подготовка учащегося к формированию графического навыка и к овладению звуковым анализом слова. В процессе этого периода ребенок учится правильно держать ручку и тетрадь и осваивает графические действия, необходимые для дальнейшего обучения, выполняет простейшие графические элементы.

Цель букварного периода –формирование графического навыка и письма – технического навыка правильного написания букв и их сочетаний, параллельно с которым идет усвоение норм графики и орфографии.

 

Этапы формирования графического навыка.

Для понимания процесса подготовки ребенка к письму необходимо представлять себе, что из себя представляет письмо, как формируется навык письма, какими умениями должен владеть ребенок и почему эта деятельность так сложна для него.

Письмо –это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге(или других материалов) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи. Письмо – это комплексное умение, оно формируется в процессе обучения. Важнейшими элементами обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование графических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На этапе начального обучению письму дети должны:

-Усвоить понятие о буквах – графических знака (печатных, письменных, заглавных и строчных)х;

-Научиться правильно, четко и достаточно быстро писать графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движения и т. д.;

-Правильно дифферинцировать (различать) звуки;

- Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

В формировании графического навыка выделяют три основных этапа:

- Аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.

- Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие

- Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

На этапе автоматизации навыка появляется естественная быстрота, плавность (связность), легкость письма.

На первых двух этапах важнее всего осознание ребенкомтого как пишется отдельная буква,а не многократные упражнения, которые будут эффективнее на последнем этапе.

Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента, а также сосредоточенное внимание к графике: ребенок не только постоянно контролирует, что делает, но и думает, что и как делать дальше. Необходимость осознавать и осмысливать действие определяет временную структуру движения при письме на начальном этапе обучения.

Временная структура – соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями. Автор упоминает следующее исследование в своей работе: На кончик стержня шариковой ручки был прикреплен специальный тензодатчик (датчик давления). С помощью системы усилителей было зарегистрировано и перемещение ручки и остановки (паузы). Получилась наглядная схема движения ручки при письме. На первом этапе структура движений при письме, например буквы «а» выглядит так:


У детей время движения при написании отдельного графического элемента на начальном этапепрактически равно времени паузы перед следующим элементом. Это значит, что на осознанность действия, определения стратегии последующего действия необходимо такое же время, как и на выполнение самого движения. Именно поэтому дети пишут так медленно, напряженно и их нельзя торопить. По этой причине важно осознанно сформировать «образ действия» - зрительно-двигательный образ буквы.

Существующая методика обучения фактически является модификацией копировального метода обучения, при котором уделяется особое внимание «обведение по уже написанному», «по трафарету».

Один из основных принципов существующей методики обучения является принцип «делай как я», при котором еще мало объясняется, что и как нужно делать, а дети с трудом постигают, что такое строка и ограничивающие её линии, как необходимо расположить букву на строке, где её верх и низ, каково соотношение её частей (деталей или элементов буквы). Ребенку в силу своих возрастных психофизиологических особенностей (6-7 лет) практически невозможно понять и описать словами всю последовательность своих действий, самому сформулировать алгоритм движения. Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразнее будет начать обучение не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, то есть фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы для ребенка овал всегда был овалом (а не был разным при написании букв «о», «а», «ф» и т. д.)

В русском рукописном (курсивном) письме не так много элементов.

Для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов, все они должны быть стандартизированы. Поэлементный анализ позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы, еще до того как он научиться писать их. Он сможет сделать это самостоятельно на примере печатных, а потом уже письменных букв. Способность различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как их необходимо расположить, - первый шаг в обучении письму.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.Подробное объяснение описания действия необходимо по причине функциональных особенностей развития детей 6-7 лет, неспособных сделать это самостоятельно. Почти все дети этого возраста готовы к выделению отдельных символов, объединению их в слова, но существенное значение имеет незрелость механизмов произвольной регуляции своих действий, их программирования, восприятия и оценки информации, что связано с возрастными особенностями лобных отделов коры головного мозга.

Чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на оценку качества самого движения, возможность определить «правильно - неправильно» В существующей методике большая роль отводится кинестетическому контролю («мышечному чувству») и это объясняет широкое использование копирования. Однако данные возрастной физиологии свидетельствуют о том, что в 6-7 лет, когда процесс обучения наиболее интенсивен, кинестетический контроль еще не совершенен. Поэтому в определении «правильно – неправильно» основное значение имеет зрение, зрительный контроль.

Главная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.

Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, её середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку», располагать в ней букву. Величина строки в рабочей тетради должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений, не должна сковывать их.. (примерно 12 мм: 6+6). Высота строки должна быть такой, чтобы не было сложныхмикродвижений для ребенка. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения: начинаю… веду… довожу до… и т.п. Инструкция при объяснении должна быть понятной, краткой и четкой. Оптимальная скорость письма на первом этапе обучения для 5-6 лет – 4-6 знаков в минуту; у 7 лет может быть на 2-3 знака в минуту больше.

Важнейшим элементом обучения письму является звукобуквенный анализ, который осуществляется тоже осознанно.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения определяются тем, насколько успешно прошёл первый этап.

Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению.

 

Содержание добукварного периода обучения

Работа делится на 10 шагов. Каждый шаг содержит систему заданий и действий, которые должен освоить ребёнок.

Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:

-При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.

- Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;

- Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

- Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;

- Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;

- Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;

- Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;

- При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;

- Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.

Перед тем как непосредственно приступить к письму необходимо научить ребенка:

1) Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) Правильно держать карандаш (ручку);

3) Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме

Это важно для формирования правильной техники письма, правильного графического навыка.

Рекомендации по правильному положению учащегося при письме:

- Парта, стол и стул, за которыми сидит ребенок, должны соответствовать его росту.

- Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;

-Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;

- Грудь не должна касаться стола;

- Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;

- Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Для ребенка маленького роста это расстояние чуть меньше. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении

-Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища

- Крышка стола во время письма должна быть наклонной. Это важно для сохранения зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.

Первый шаг добукварного периода обучения – учимся правильно сидеть.

Итак, правильная поза при письме:

- Сидеть прямо

- Опираться спиной на спинку стула;

- Не опираться грудью на стол;

- Ноги держать прямо, стопы – на полу;

-Туловище, голову, плечи держать ровно;

-Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;

- Свет при работе падает слева у правши и справа – у левши.

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди.

Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от конца стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. цвет пасты – тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Оптимальная длина ручки – 15 см.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца.

Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Сначала учим ребёнка ставить точки, с которых начинается движение, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Лучше использовать большие листы нелинованной бумаги. Самое главное, зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть равными (длину штриха ребенок выбирает сам). Примеры заданий (рис. 10)

Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит «вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления.

Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму.Параллельность всех штрихов придаёт письму чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка, но, как правило дети не понимают в чем дело, почему они «некрасиво» пишут, а взрослые не могут им это объяснить.

Объясните и покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные линии – слева направо. Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Важно только привлечь внимание ребенка и объяснить, какие линии считаются параллельными. (можно дать самое простое объяснение – линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Нарушение параллельности нужно наглядно показывать.

Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

При выполнении полуоваловследует обратить внимание на положение руки и, особо, на правильность опоры кисти (только на мизинец). Незавершённость фигуры, необходимость соотнести её высоту и ширину, ориентировка в пространстве – всё представляет сложность для ребёнка. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложнокоординированных поворотных движений в разных направлениях.

Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.

При выполнении овалов и кругов следует обратить внимание на их различие (при письме используются овалы) и способность ребенка мысленно вписать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль, закрути спираль. При выполнении заданий нужно попросить ребенка держать ручку свободно (на весу, без опоры на мизинец). Они позволяют почувствовать новые варианты свободных движений руки при манипуляциях карандашом или ручкой (следите за тем, чтобы не менялось положение ручки).

Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.

Эти задания позволяют научить ребёнка свободно передвигать руку по строке. Лучше, если графические элементы будут крупными, т. к. основная задача – умение передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть волны, облака, дорожки с горками.

Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.

Эта работа начинается со знакомства детей с алфавитом, понятием шрифта, с анализа разных вариантов письма печатных букв. Всё это позволяет выделить основные элементы, из которых конструируются буквы. Конструировать буквы можно из разных деталей: счётных палочек, спичек, шнурка и т.д.

Важными компонентами этого шага являются:

-Понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, её нижней и верхней границе, срединной линии.

-Фиксация внимания детей на высоте и ширине букв.

Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.

Задание «Допиши печатные буквы» способствует:

-Закреплению зрительного образа буквы;

- Совершенствованию системы двигательных координаций, позволяющей писать детали печатных букв чётко, правильно и без выраженного напряжения;

-Улучшению зрительно-моторной координации.

Точка начала движения и стрелочки помогают детям сформировать правильную траекторию движений при письме.

Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Прежде всего нужно показать ребенку сходства и различия в начертании печатных и письменных букв, объяснить, что есть основные элементы (части), из которых состоят буквы. На начальном этапе каждый элемент букв при курсивном письме выполняется как отдельное действие, за которым обязательно следует пауза. Необходимым компонентом этого шага является объяснение движения руки при выполнении элементов букв. Инструкция должна быть простой, однозначной, пошаговой, с чёткими ориентирами точки начала и точки окончания движения. Авторы предлагают такую схему объяснения:

- Словесная инструкция;

-Словесная инструкция + показ действия;

-Повторение инструкции ребёнком;

- Самостоятельное замедленное выполнение действия ребёнком под собственную инструкцию;

- Анализ качества выполнения буквенного элемента при фиксации внимания на правильных образцах

Целесообразно выделять только правильные образцы.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.

Задания «Выдели элементы букв».

- Заглавные буквы пишутся в большой строке, строчные в рабочей малой строке.

- Точкой обозначается начало движения, стрелочкой – направление движения.

- Наклон при письме достигается наклонным положением тетради.

- Специальной тренировки и объяснения требуют слова «закругляем, закругляем влево, вправо, чуть-чуть не доводя».

- Обязательно отметьте и зафиксируйте внимание на точке окончания движения при письме каждого элемента.

 

В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого и чёткого письма:

- Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины;

- Элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз;

- Расстояние между элементами букв и буквами в слове должно быть одинаковым;

- Все линии при письме должны быть параллельными;

- Прямые линии при письме должны быть ровными.

Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребёнку:

1. Правильно сидеть;

2. Правильно держать ручку;

3. Выучить буквы;

4. Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;

5. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;

6. Уметь выполнять основные элементы букв:

- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;

- овалы;

- линии с закруглением внизу, вверху;

- хорошо различать и писать вертикальные элементы;

-выполнять связные ритмические движения;

- копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;

- копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

- различать буквы, написанные курсивным письмом.

Содержание букварного периода.

Второй активный период обучения – обучение курсивному письму.

Его цель – научить детей одновариантному, стабильному письму строчных и прописных букв.

Курсивное письмо – это связные ритмические тонкокоординированные движения. Можно выделить два основных вида движений

. Черта с закруглением внизу вправо лежит в основе начертания следующих букв: «и», «н», «л», «м», «п», «р», «т», «у», «ц», «ш», «щ». На первый взгляд овалы – это иной вид движения, но при выполнении овалов видно их сходство с написанием линий. Есть буквы, включающие овал как основу – «о», «с», «е», «б», «д» или как элементы – «ю», «х», «ф», «я».

В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов – «в», есть зеркальные полуовалы – «х», «ф», «э», «ж»; есть буквы, не имеющие аналогов – «з».

Сначала дети учатся писать все буквы, обозначающие гласные звуки, причём буквы вводятся парами (а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е). На эту работу отводится 14-16 уроков. Дети закрепляют знания о мягких и твёрдых согласных, которые получили на этапе звукового (добуквенного) анализа.

Чтобы не разрывать целостный образ каждой буквы, элементы выделяются пунктиром. Стрелочки указывают направление движения.Звуковые схемы в прописи позволяют провести двойное сравнение печатных и письменных букв.

После изучения букв, обозначающих гласные звуки, вводятся буквы, обозначающие согласные звуки. Изучение новой буквы начинается с поэлементного анализа и способа выполнения строчной буквы, её сочетаний, даже каждый её элемент пишутся отдельно.

Перед написанием слов необходимо проанализировать способы связи букв в слове.

Задания «Вставь пропущенную букву»,«Напиши слова письменными буквами».

Задания «Составь и напиши слова» позволяют конструировать, собирать слова, составлять их, используя различные сочетания букв, слогов, буквосочетаний. Эти задания дают возможность:

- закрепить осознанность восприятия целого слова, его чтения и написания;

- закрепить правила о буквосочетаниях;

-сделать процесс письма более творческим, интересным, а отработку техники письма компонентом, направленным на формирование письменной речи.

Скорость письма не может быть критерием успешности освоения навыка на начальном этапе обучения (в букварном периоде).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: