Преподобный Иоанн Дамаскин
Книга первая
Глава 1. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.
Глава 2. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание.
Глава 3. Доказательство, что Бог есть.
Глава 4. О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть.
Глава 5. Доказательство, что един есть Бог, а не многие.
Глава 6. О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума.
Глава 7. О Духе Святом; доказательство из разума.
Глава 8. О Святой Троице.
Глава 9. О том, что приписывается Богу.
Глава 10 О Божественном соединении и разделении.
Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом.
Глава 12. О том же. Еще о божественных именах подробнее.
Глава 13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте ангела и души и о неописуемом. Свод мыслей о Боге и Отце, и Сыне, и Святом Духе. И о Слове и Духе.
Глава 14. Свойства Божеского естества.
Книга вторая
Глава 1. О веке.
Глава 2. О творении.
Глава 3. Об Ангелах.
Глава 4. О дьяволе и демонах.
Глава 5. О видимой твари.
Глава 6. О небе.
Глава 7. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах.
Глава 8. О воздухе и ветрах.
Глава 9. О водах. О морях.
Глава 10 О земле и о том, что из нее.
Глава 11. О рае.
Глава 12. О человеке.
Глава 13. Об удовольствиях.
Глава 14. О неудовольствии.
Глава 15. О страхе.
Глава 16. О гневе.
Глава 17. О воображении.
Глава 18. О чувстве.
Глава 19. О мыслительной способности.
Глава 20. О способности памяти.
Глава 21. О слове внутреннем и внешнем.
Глава 22. О страдании и действии
Глава 23. О деятельности.
|
Глава 24. О добровольном и невольном.
Глава 25. О том, что в нашей власти, или о свободе.
Глава 26. О бывающем.
Глава 27. О том, в силу чего мы свободны.
Глава 28. О том, что не в нашей власти.
Глава 29. О Промышлении.
Глава 30. О предведении и предопределении.
Книга третья
Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении.
Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении.
Глава 3. О двух естествах (во Христе), против монофизитов.
Глава 4. О взаимном сообщении свойств.
Глава 5. О числе естеств.
Глава 6. О том, что все Божеское естество в одной из ипостасей Божества соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью.
Глава 7. Об одной сложной ипостаси Бога Слова.
Глава 8. Тем, которые допытываются о том, – к непрерывному ли, или разрозненному количеству следует относить естества в Господе?
Глава 9. Ответ на вопрос: нет ли естества (во Христе) без ипостаси?
Глава 10. О Трисвятой песне.
Глава 11. Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т.е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное».
Глава 12. О том, что Святая Дева – Богородица, против несториан.
Глава 13. О свойствах двух естеств.
Глава 14. О (двух) волях и свободных действованиях Господа нашего Иисуса Христа.
Глава 15. О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе.
Глава 16. Против тех, которые говорят: если в человеке – два естества и два действования, то во Христе необходимо предполагать три естества и столько же действований.
|
Глава 17. О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены.
Глава 18. Еще о том, что в Господе (две) воли и свободы, также (два) ума, ведения и премудрости.
Глава 19. О богомужном действовании.
Глава 20. Об естественных и безупречных страстях.
Глава 21. О неведении и рабстве.
Глава 22. О преуспеянии.
Глава 23. О боязни.
Глава 24. О молитве Господней.
Глава 25. Об усвоении.
Глава 26. О страдании тела Господня и о бесстрастии Его Божества.
Глава 27. О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душею) и телом, и – что сохранялась одна ипостась.
Глава 28. О тленности и нетлении.
Глава 29. О сошествии во ад.
Книга четвертая
Глава 1. О том, что было после воскресения.
Глава 2. О седении одесную Отца.
Глава 3. Против тех, которые говорят: если Христос (имеет) два естества, то вы или служите твари, поклоняясь сотворенному естеству, или признаете одно естество достойным поклонения, а другое – недостойным его.
Глава 4. Почему вочеловечился Сын Божий, а не Отец и не Дух? и чего Он достиг Своим вочеловечением?
Глава 5. Тем, которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена?
Глава 6. О том, когда (Господь) был назван Христом?
Глава 7. К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Богородица и два ли естества висели на кресте?
Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?
Глава 9. О вере и крещении.
Глава 10. О вере.
Глава 11. О кресте и еще о вере.
Глава 12. О поклонении на восток.
Глава 13. О святых и пречистых таинствах Господних.
|
Глава 14. О родословии Господа и о святой Богородице.
Глава 15. О почитании святых и их мощей.
Глава 16. Об иконах.
Глава 17. О Писании.
Глава 18. О речениях, употребляемых о Христе.
Глава 19. О том, что Бог не есть виновник зла.
Глава 20. О том, что не два начала.
Глава 21. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Глава 22. О законе Божием и законе греховном.
Глава 23. Против иудеев, о субботе.
Глава 24. О девстве.
Глава 25. Об обрезании.
Глава 26. Об Антихристе
Глава 27. О воскресении.
Приложение: Житие Преподобного Иоанна Дамаскина
Глава I
О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами
«БОГА никтоже виде николиже. Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» (Ин. 1:18). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо «никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец» (Мф. 11:27). Также и Дух Святый ведает «Божие», подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке (1 Кор. 2:11). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, – никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов.
Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества (Прем. 13:5). Сверх того, Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Поэтому все, что предали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем1; а выше того ничего не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой страсти2, ибо зависть не сродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в этом пребывать и не преступать пределов вечных (Притч 22:28) и предания Божия.
Глава II