Психодиагностика раннего детства.
1. Важность психодиагностики с раннего возраста.
Вставка с.16-17
2. Диагностикой раннего возраста занимались А.Анастази, Бине-Симон, Стенфорд Бине, В.ШтернЭ, Э. Кланаред, Ш.Бюлер, А.Гезел.
В отечественной психологии известны труды Н.Корнилова, А.П. Нечаева, А.А. Люблинской, А.И. Макаровой, Н.Л. Фигурина и М.П. Денисова. В последние годы показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го гг жизни были разработаны Р.В. Тонковой- Ямпольской, Г.В. Панитюхиной, К.Л. Печорой.
В диагностику развития раннего возраста Бине- Симон положил:
* сенсомоторику;
* эмоциональное общение;
* речевое развитие.
На основе сопоставления «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитывались количественные и качественные уровни психического развития.
В. Штерн, Э. Кланаред, Ш. Бюлер и др. создали психометрические методики исследования интеллекта.
А. Гезел (1225) разработал своеобразных таблиц для исследования детей по четырем сферам поведения (для детей от 4-х недель до 6 лет):
* моторика;
* язык;
* адаптивное поведение;
* личностно-социальное поведение.
В последние годы за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли включающие:
умственную шкалу- сенсорное развитие памяти, способность к научению, развитию речи;
моторную шкалу - развитие мышечной координации и манипулирование.
поведение ребенка - эмоциональное, социальное проявление настойчивости детей.
Шкалы Н. Бейли показывают высокую надежность 0,81- 0,93.
Тесты Ф.Кюльман в младенческом возрасте включают двигательные реакции, реакции на звук, координацию глазных яблок, слежение за предметом, моргание, удержание головки и сидение, поворот головы на звук, отведение большого пальца, удержание предмета в руке.
|
Вставка из схемы с.12-14
Показатели даны для 3 мес., 6 мес., 12 мес., 18 мес., 24 мес.
Недостаток шкалы в том, что показатели шкалы Кюльман отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время.
Диагностика двигательных реакций в раннем возрасте (3-х лет)
1. Методика «Перебор пальцев»;
2. Методика «Пробы Озерского»;
3. Ассимитрическое постукивание;
4. Графические пробы.
Все методики предназначены для детей 3-х летнего возраста, диагностируют грубую и тонкую моторику, социальное поведение, речь.
Вставка с. 20-22.
Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей.
Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе следующих понятий:
* какие части тела нарисованы;
* какие детали одежды изобразил в рисунке ребенок;
* как учтены пропорции, размеры, перспектива.
Оценке подвергается 51 элемент рисунка. Надежность теста достаточно высока, он может использоваться в индивидуальном и групповом обследовании.
Вставка с.193-207.
Диагностика готовности детей к школе.
Диагностика функциональной готовности к школе по методике Керна - Йирасена.
Вставка с.31-34.
Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу (Г. Витулан)
Включает следующие задания:
Задание №1 - «Постройка башни»; рассказ по картинкам;
Задание №2 - Выучивание стихотворения:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
|
Потому что не ленюсь.
Задание №3 - Знание названий предметов. Для задания необходимо 9 картинок, которые необходимо разложить на расстоянии2 см друг от друга: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Задание №4 - Те же картинки, но ребенка просят их посчитать.
Задание №5 - Посчитать больше девяти, сколько знает ребенок.
Задание №6 - На классификацию положить в корзину овощи, фрукты, цветы.
Задание №7 - Множество - сосчитать фрукты и овощи расположенные на расстоянии друг от друга, сказать сколько всего каждого.
Задание №8 - Сравнение.
* В повозке у девочки большой медведь и маленький (замечает ли ребенок паровоз)
* Петрушка без мяча и с мячом;
* Гусь смотрит на мальчика или наоборот;
* На дереве кот или без кота
Задание №9 - Аналогии:
* Днем светло, а как будет ночью?
* Птица может летать, а что может собака?
* Машина может ехать, а что может делать самолет?
Задание №10 - Дифференциация цвета и формы. Выбрать кусочек- вкладыш по цвету и форме.
С | З | |||||
К | Ж |
Синий
Желтый
Красный
Зеленый
Задание №11 - Способность к расчленению осуществляемое посредством срисования
Задание №12 - Память. Повторение стихотворения.
|
Задание №13 - 15 - Развитие речи Описание картинок: «В песочнице», «Зимняя горка».
Вставка с.34-62.