I. Обследование импрессивной стороны речи




Методика логопедического обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях диагностических групп (Ю.Ф. Гаркуша, 2007)

Особенности процедуры обсле­дования в условиях диагностической группы

1. Обследование речи детей проводится в рамках подготовительно­го периода логопедической работы (его временные рамки удлинены разработчиком методики и составляют один месяц — сентябрь) и только индивидуально.

2. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей данной группы, следует иметь в виду кратковременность (не более пяти-десяти минут) ежедневного специально организованного взаи­модействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи.

3. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и иг­ровой деятельности.

4. Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ре­бенком, что нередко представляет некоторые трудности в связи с осо­бенностями адаптационного периода детей раннего возраста и другими причинами.

5. Результаты специального логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вер­бального и невербального) детей в процессе их пребывания в условиях диагностической группы (вне занятий), а также (при необходимости) с родителями (прежде всего — матерью) в домашних условиях.

 

ОПИСАНИЕ системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (СМ. карту обследования).

I. Обследование импрессивной стороны речи

Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога

Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами — вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно ис­пользовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).

Задание 1.2. Понимание инструкций

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инст­рукций взрослого.

Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ре­бенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные иг­ровые действия с имеющимися предметами.

Инструкции логопеда:

Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.

Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.

Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предметы, дейст­вия, признаки

Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображе­ниями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.

Цель: выяснить возможности детей в понимании существитель­ных, глаголов, прилагательных.

Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать назван­ную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изобра­жениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций:

1. Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлага­ет ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч.

2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями
чистого и испачканного платьев и предлагает сначала показать «гряз­
ное платье», затем «чистое платье».

3. Логопед кладет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров разного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.

4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, ка­кая из машинок находится близко от него, а какая — далеко.

5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а какой — высоко.

Задание 1.4. Понимание предложения

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.

Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик идет. У девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет ста­кан молока. Мяч лежит на скамейке. Мяч лежит в коробке. Мальчик играете собакой.)

Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.

Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.

Задание I.S. Различение существительных единственного и множественного числа

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существи­тельных единственного и множественного числа.

Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, машина — машины, мяч — мячи.

Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он на­зовет.

Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки и т.п.)».

Задание 1.6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности

Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существи­тельных с суффиксами уменьшительности.

Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — до­мик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка.

Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ре­бенком соответствующие картинки или предметы и предлагает пока­зать то, что она называет.

Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п)».

Задание 1. 7. Состояние фонематического восприятия

Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отли­чающихся одним звуком.

Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мышка — миш­ка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак).

Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответ­ствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.

Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: