Методика логопедического обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях диагностических групп (Ю.Ф. Гаркуша, 2007)
Особенности процедуры обследования в условиях диагностической группы
1. Обследование речи детей проводится в рамках подготовительного периода логопедической работы (его временные рамки удлинены разработчиком методики и составляют один месяц — сентябрь) и только индивидуально.
2. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей данной группы, следует иметь в виду кратковременность (не более пяти-десяти минут) ежедневного специально организованного взаимодействия логопеда с ребенком с целью обследования его речи.
3. В процессе обследования следует максимально использовать возможности совместной с ребенком предметной и игровой деятельности.
4. Важным моментом для начала проведения обследования является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, что нередко представляет некоторые трудности в связи с особенностями адаптационного периода детей раннего возраста и другими причинами.
5. Результаты специального логопедического обследования речи детей дополняются наблюдениями за характером общения (вербального и невербального) детей в процессе их пребывания в условиях диагностической группы (вне занятий), а также (при необходимости) с родителями (прежде всего — матерью) в домашних условиях.
ОПИСАНИЕ системы заданий логопеда при проведении обследования речи детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (СМ. карту обследования).
I. Обследование импрессивной стороны речи
Задание 1.1. Понимание речи на уровне диалога
|
Цель: выяснить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.
Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).
Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт с ребенком, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, а также побуждает его к общению (доступными ребенку средствами — вербальными или невербальными). При затруднениях ребенка в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.).
Задание 1.2. Понимание инструкций
Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.
Оборудование: мяч, кукла, ведерко, барабан, карандаш, бумага, коробка, карандаши, машина.
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку сделать то, что он попросит. При необходимости (для удержания внимания ребенка) логопед может вместе с ребенком выполнить те или иные игровые действия с имеющимися предметами.
Инструкции логопеда:
Возьми мяч. Дай куклу. Неси ведерко. Брось мяч на пол. Положи барабан на стул. Давай рисовать. Возьми карандаш, бумагу.
Убери карандаш в коробку. Возьми у меня карандаши и положи на стол. Подойди к столу и возьми машину. Теперь принеси ее мне.
Задание 1.3. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки
Оборудование: предметные картинки (тетя, дедушка, миска, мишка, мышка, нож, стакан, чашка, кошка, лошадь, груша, помидор, рубашка, варежки, дерево, пирамида, автобус, руль, стул, ведро, уши, глаза, шея, пальцы, волосы); сюжетные картинки с изображениями различных действий (пишет, читает, дает, идет, сидит, причесывает, ведет, пьет, везет, моет, умывается, стирает, гладит, ловит, лежит); 2 мяча разного размера (большой и маленький); карточки с изображениями 2 платьев («чистого» и «грязного»), шаров разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый); 2 игрушечных машинок; 2 шаров.
|
Цель: выяснить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.
Ход выполнения задания, а) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями предметов и предлагает ребенку показать названную им картинку, б) Логопед выкладывает по 2-3 карточки с изображениями тех или иных действий и предлагает ребенку показать то, что он назовет, в) Логопед выкладывает перед ребенком по 2 предмета (или картинки) и в зависимости от ситуации предлагает ребенку показать (сделать) то, что он просит. Примеры ситуаций:
1. Логопед кладет перед ребенком 2 мяча разного размера и предлагает ребенку показать сначала большой, затем маленький мяч.
2. Логопед выкладывает перед ребенком 2 картинки с изображениями
чистого и испачканного платьев и предлагает сначала показать «гряз
ное платье», затем «чистое платье».
3. Логопед кладет перед ребенком 4 карточки с изображениями шаров разного цвета и последовательно предлагает ребенку показать шар названный им.
4. Логопед располагает 2 игрушечных машинки перед ребенком так, чтобы одну он мог легко взять, а другую — нет. Затем предлагает ребенку показать, какая из машинок находится близко от него, а какая — далеко.
5. 2 шара располагают на неодинаковой высоте от ребенка. Ребенку предлагается показать, какой из шаров висит низко, а какой — высоко.
|
Задание 1.4. Понимание предложения
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании фраз.
Оборудование: сюжетные картинки (Мальчик идет. У девочки цветы. Девочка чистит картошку. Дети собирают грибы. Девочка дает книгу мальчику. Девочка гладит платок утюгом. Мальчик берет стакан молока. Мяч лежит на скамейке. Мяч лежит в коробке. Мальчик играете собакой.)
Ход выполнения задания. Логопед кладет перед ребенком по 2-3 картинки и предлагает показать на ту, о которой он расскажет.
Инструкция: Посмотри на картинки. Покажи то, о чем скажу.
Задание I.S. Различение существительных единственного и множественного числа
Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.
Оборудование: игрушки (или предметные картинки): матрешка — матрешки, шар — шары, гриб — грибы, машина — машины, мяч — мячи.
Ход выполнения задания. Логопед последовательно выкладывает сравниваемые предметы и предлагает ребенку показать то, что он назовет.
Инструкция: «Покажи то, что назову: матрешка (матрешки и т.п.)».
Задание 1.6. Понимание существительных с суффиксами уменьшительности
Цель: выяснить возможности ребенка в понимании существительных с суффиксами уменьшительности.
Оборудование: предметные картинки или игрушки: дом — домик, утюг — утюжок, сумка — сумочка, кровать — кроватка.
Ход выполнения задания. Логопед попарно располагает перед ребенком соответствующие картинки или предметы и предлагает показать то, что она называет.
Инструкция: «Посмотри на картинки (игрушки). Покажи дом (домик, и т.п)».
Задание 1. 7. Состояние фонематического восприятия
Цель: определить возможности ребенка в различении слов, отличающихся одним звуком.
Оборудование: картинки (кит — кот, ком — дом, мышка — мишка, мишка — миска, коза — коса, лак — рак).
Ход выполнения задания. Логопед попарно выкладывает соответствующие картинки перед ребенком и предлагает ему показать ту, которую он назовет.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Где кот (кит и т.д.)?»