Роль политической психологии в политическом процессе




Роль и характер влияния политической психологии на политическое поведение раскрывают способы устойчивого преобладания эмоциональных представлений в мотивации человеческого поведения. Так, показательным фактом влияния психологических факторов служат многочисленные формы и механизмы искажения восприятия действительности человеком в результате снижения рациональности самооценки, проявляемой нетерпимости к противоречиям, склонности к проектированию фантастических целей и т.д. Например, многие люди, выстраивая свою деятельность, несмотря ни на какие факты, уверяют себя в том, что они поступили правильно, выбрали лучшее из возможных решений. К таким же фактам психического искажения относится и восприятие человеком реальности на основе умозрительной схемы (прототипа). В силу такого запрограммированного восприятия вся новая информация интерпретируется им уже на основе заранее сконструированного подхода. Поэтому, например, убедив себя в том, каким должен быть президент, он требует тем меньше информации о его деятельности, чем его облик соответствует прототипу, или же приписывает реально действующему лицу те черты, которыми тот не обладает. Столь схематическое мышление может существенно отличаться от реальности, игнорируя факты, не вписывающиеся в схему.
Американский ученый Р. Мертон попытался более систематизирование представить формы психологического влияния на политические процессы. По его мнению, доминирование эмоциональных установок над всеми иными соображениями может выражаться в следующем:
- в стремлении человека придавать своим ролевым и функционально безличным связям в политике сугубо персональный характер (например, выполняя функцию избирателя, человек может усмотреть в факте неизбрания президентом своего кандидата личную трагедию или личную заслугу);
- в отождествлении человеком своей личности с партией или профессией (когда, например, партийные цели начинают доминировать над жизненными целями человека);
- в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями (в результате чего такой корпоративизм подменяет у человека семейные или иные базовые для жизни ценности);
- в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.
Показателем влияния политической психологии на политические процессы является и формирование в сфере власти особых психологических укладов (типов), предопределяющих характер выполнения людьми своих ролей и функций. Например, опыт показал, что по-разному осуществляют свои политические роли экстраверт (общительный и энергичный человек, чьи чувства устремлены к внешнему миру) и интроверт (замкнутый на себя человек), сенсорик (рационально мыслящая личность, знающая, чего она хочет, и стремящаяся к порядку) и интуит (ориентирующийся на спонтанные чувства и более склонный к анархии), романтик (творческая личность, склонная к меланхолии) и перфекционист (критически мыслящий и рационально действующий человек).

 

46.политический процесс. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.Политический процесс раскрывает две основные формы политического волеизъявления граждан:– различные способы презентации рядовыми участниками политического процесса своих интересов – участие в выборах, референдумах, членство в политических партиях и т. д.;– формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему. Однако все формы политического поведения и деятельности субъектов объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.Политический процесс осуществляется в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества политический процесс осуществляется:– на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне;– внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов;– в тех или иных политических партиях и общественных движениях.Изменения и преобразования в политической сфере общества происходят в результате взаимодействия различных субъектов политики и влияния ряда факторов.Основные этапы формирования и развития политического процесса:– этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;– этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля;– реализация политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.Демократические политические процессы сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

47.политические интересы. Группа интересов – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.Группы интересов – формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации, холдинги, корпорации и т. д.). Так как группы интересов являются жесткой организационной структурой, они могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны. В политической жизни современной России выделяют следующие группы интересов, использующие инструменты лоббирования и оказывающие воздействие на политическую власть:1) ассоциации предпринимателей, товаропроизводителей и др. (Торгово-промышленная палата России (ТПП), представляющая интересы предпринимательских объединений федерального, республиканского и местного уровней, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация российских банков и т. д.);2) административно-финансовые группы, сформировавшиеся из крупных государственных объединений, ведомств, создавших собственную инфраструктуру (например, административно-финансовая группа РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);3) финансово-промышленные группы, сформированные на основе крупных банков, купивших промышленные предприятия;4) промышленно-финансовые группы, сформированные на основе предприятий, обслуживаемых банковскими структурами;5) ведущие профсоюзные объединения (Федерация независимых профсоюзов России);6) депутатские группы в федеральном и местных парламентах;7) организованные бюрократические группировки в исполнительных, президентских и иных органах власти;8) территориальные группы, основанные на защите интересов, опосредованно связанные со специфическими интересами населения данной территории (например, отношения Республики Саха – Якутия и компании «Алмазы России – Саха»);9) политические партии и движения, выступающие в роли групп давления;10) финансово-экономические и политические международные и национальные фонды, выполняющие функции групп давления;11) нелегальные криминальные структуры, воздействующие на органы власти, и др.Свои усилия группы интересов концентрируют в сфере законодательства, на участии в подготовке законопроектов, разработке финансовой, национальной, налоговой, культурной политики. Свою роль в политике группы интересов реализуют также через воздействие на общественное мнение (СМИ, акции, шествия, pr-кампании и т. д.).Эффективность деятельности группы интересов во многом зависит от ее ресурсов, среди которых – собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и др.Назначение групп интересов, в отличие от политических партий, цель которых – завоевание власти, заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

48.политический конфликт. Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий. Противоположными ему формами являются сотрудничество или соперничество.Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.Структура политического конфликта:– условия его возникновения и протекания;– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;– характер конфликта;– пространственно-временные параметры;– этапы и интенсивность протекания;– последствия и результаты.Стадии развития конфликта:1) скрытая, или латентная, форма:– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;2) открытая, или стадия противостояния:– политические воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба;3) послеконфликтная стадия:– тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование.Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие меры, как убеждение, политическое и финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества.

49.типы и методы разрешения политич.конфликтов. Типы политических конфликтов:1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.Основные методики разрешения политических конфликтов:– альтернативное разрешение конфликтов – конфликт регулируется самими сторонами противоборства путем взаимного сотрудничества и соглашения;– избегание конфликта – временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.;– переговоры – самый распространенный и успешный способ разрешения политических конфликтов;– подмена конфликта – перемещение конфликта, противоречия в иную плоскость;– конфронтация – жесткие, радикальные решения;– приспособление – действия по самостоятельной выработке решений по урегулированию конфликта одной из сторон, которые удовлетворяют обе стороны;– откладывание – временная уступка более сильному противнику;– примирение сторон при помощи посредника, ищущего компромисс;– третейское разбирательство, арбитраж.Современная методика эффективного урегулирования конфликтов – «теория принципиальных переговоров и терпимости» (авторы – Р. Даль, Р. Фишер, М. Херманн, У. Юрии). Политические проблемы необходимо решать на основе их качественных свойств. Нужно стремиться найти взаимную выгоду там, где возможно, а там, где интересы сторон не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы основан на нормах, правилах независимо от воли каждой из сторон.

50.политическая идеология. Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться.Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

51.основные политические идеологии современности. Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.Либерализм:Базовые ценности классического либерализма включают в себя следующие положения:· Абсолютная ценность человеческой личности и естественное (от рождения) равенство всех людей;· Существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;· Создание государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;· Саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка· Религиозная веротерпимость и превращение морали в частное дело и др.Идеология и политика либерализма и ныне имеет много сторонников. Современное либеральное движение насчитывает около 110 партий, большинство из которых объединены в Либеральный Интернационал, созданы в 1947 году.В Украине также имеется несколько политических партий, которые придерживаются либеральной идеологии. Но существенной поддержки избирателей на выборах они ни разу не получили и соответственно не представлены в украинском парламенте - Верховной Раде.Консерватизм:К основополагающим ценностям консервативной идеологии относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению к общественным переменам.Рост преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды - вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.Сейчас неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые большие политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), но круг приверженцев консерватизма расширяется.Социализм:Общие ценностные установки коммунистической и социал-демократической идеологий:· Идея равенства и братства всех людей;· Основанная на равенстве, социальная справедливость;· Приоритет общественного над личным;· Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: