Общество как самостоятельная система. Проблема законов общественного развития




Из понимания общества как системного явления, возникающего из многообразных и сложных связей и взаимодействий его неоднородных структурных компонентов, очевидно, что оно не может находиться в застывшем состоянии. Общество — это живой подвижный социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Социальные изменения и социальное развитие (т.е., собственно социальная динамика) имеют всеобщий характер, в силу чего актуальной становится проблема раскрытия причин и источников данной динамики – сил, влияющих на социальные трансформации.

Общество, как и природа, представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только с точки зрения его структуры, но и с точки зрения его изменения и развития.

Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это универсальное свойство как природного, так и социального бытия было замечено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано, как известно, Гегелем.

Конт и Маркс, в своих философских системах, уделили большое внимание специфике социального развития, его факторам, эволюционным и революционным формам. Опираясь на их выводы, современные философы считают, что в исследовании социальных явлений необходим так называемый процессуальный подход, который иногда называют диалектическим, или историческим. Иначе говоря, рассмотрение общества с точки зрения его организации, структуры дополняется анализом его изменения и развития.

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Общество - этосовокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обес­печивающих сохранение и расширенное воспро­изводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

Общество - это необходимая и естественная форма совме­стной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизвод­ство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество вос­производит основные отношения и связи между ними, а так­же средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей

В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступа­ли понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь поня­тиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бы­тия, обладающей специфическими чертами существования, от­личного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рас­сматривались либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия - этические, политиче­ские, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали, главным образом, ис­торические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и полити­ческого управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения (XVII - XVIII вв.), особен­но к возникшей в XVIII в. философии истории. С этого времени история стала рассматриваться не как последовательность изо­лированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия истории Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». Еще более конкретно об обществе как самостоятельном объ­екте изучения было заявлено в позитивной философии О. Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки - науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и др. гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерно­сти существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реаль­но существуют только отдельные люди, а общество представля­ет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество- это объ­ективно существующая система, которой присущи свои харак­терные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к простой сумме составляющих обще­ство индивидов.

Содержание понятия «общество» также является одной из центральных проблем социальной философии. В качестве элементарных единиц, составляющих общество, в различных соци­альных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; соци­альные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организаций; определенные виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространенным в современ­ной науке является следующее определение:

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающих в результате их совместной жизнедеятельности.

Еще одним направлением философского анализа общества является выделение в его существовании идеального и матери­ального содержания.

В методологическом плане наиболее плодотворным направ­лением изучения общества стал системный анализ, рассматри­вающий общество как систему и как процесс. Системный подход к изучению общества сложился во вто­рой трети XIX в. и получил особое распространение в середи­не XX в. Его использовали в своих исследованиях О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и другие уче­ные. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении об­щества как целостной совокупности взаимосвя­занных элементов.

Основные принципы системного подхода к изучению обще­ства состоят в следующем. Во-первых, основным признаком систем является их целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т.е. порядком и содержанием связей между эле­ментами. Другими словами, системный подход к изучению об­щества делает акцент не на исследовании свойств составляю­щих общество элементов, а на исследовании его структуры (вы­делении этих элементов, выяснении уровня и характера связей между ними). Во-вторых, элементы системы, называемые также подсис­темами, сами могут рассматриваться как системы. Так, в каче­стве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) об­щества. В-третьих, системный подход к изучению общества предпо­лагает рассмотрение его как открытой системы, т.е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается мно­жество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. В-четвертых, системный подход признает целенаправ­ленный характер поведения как системы в целом, так и от­дельных ее элементов, т.е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их ос­новных функций. Функциями (от лат. functio - осуществле­ние, выполнение) элементов системы называются способы и це­ли их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить её и возделать для удовлетворения своих потреб­ностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысле­ния природы является проблема взаимодействия природы и об­щества[1].

Ос­новными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совме­стная деятельность людей, направленная на сохранение и рас­ширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человече­ской деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ); социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению общест­вом); духовная (по созданию и освоению духовных ценно­стей).

Области осуществления этих видов деятельности называют­ся экономической, социальной, политической и духовной сфе­рами, или подсистемами, общества. Каждая из этих сфер в свою очередь также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ.

Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономиче­ские ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом экономической системы общества яв­ляются хозяйствующие субъекты.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей.

Социальная система состоит из социальных групп (соци­альных общностей), социальных связей, социальных инсти­тутов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейшим элементом социальной системы общества явля­ются социальные группы (социальные общности).

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом.

Главными элементами политической системы общества вы­ступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нор­мы политического поведения и политической культуры, поли­тические идеологии.

Основным элементом политической системы общества явля­ется государство.

Духовная сфера - это область создания и освоения духовных ценностей.

Элементами духовной сферы являются духов­ные потребности как источник (стимул) духовной деятельно­сти общества, созданные обществом духовные ценности, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности (отдельные люди, со­циальные группы и организации, общество в целом). Главным элементом духовной сферы являются духовные ценности, существующие в виде идей и получающие свое материальное воплощение в виде языка, произведений искус­ства и т.д.

Экономическая, социальная и политическая подсистемы об­щества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин общегуманитарных (правоведение, искусствознание, ис­тория, литературоведение и др.). Основными формами духовной жизни общества принято считать мораль, право, религию, науку, искусство.

Мораль (от лат. moralis- нравственный)- это сфера существования нравственных норм человека. Она является древнейшей областью духовной жизни людей. Мораль включает в себя нравственные нормы (правила, об­разцы поведения человека), нравы (формы конкретного поведе­ния), общественное мнение (оценки поведения людей). Основ­ным элементом морали выступают нравственные нормы. Главными функциями морали являются регулирование поведения людей и их воспитание в соответствии с необходи­мыми для существования общества принципами. С моралью часто сравнивают такую сферу общественного сознания, как право.

Право - это система норм поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Исторически право возникло гораздо позже морали. Оно по­является вместе с государством. Если соблюдение моральных норм предписы­вается только общественным мнением, то соблюдение норм права охраняется государством: нормы права являются обяза­тельными для исполнения. Еще одним отличием права от мора­ли выступает формально определенный, однозначный характер правовых норм. Правовые нормы всегда закрепляются в офици­альных актах. Правовая система включает в себя совокупность норм права, формы юридической деятельности (практики), правосознание (представления людей о праве и его осуществлении). Централь­ным элементом правовой системы являются нормы права. Основными функциями права выступают регулятивная, охранительная и воспитательная.

Религия (от лат. religio - воссоединение, совест­ливость) - это сфера духовной жизни общества, ос­нованная на вере в существование сверхъестественных сил. Религия, как и мораль, относится к самым ранним формам духовного существования общества. Изначальными формами религии были фетишизм (от фр. fetiche - амулет, волшебство) - почитание неодушевленных предметов; тотемизм (от англ. totem и toteman языка сев.-амер. индейцев- божество рода)- почитание определенных видов растений или живот­ных; анимизм (от лат. anima - душа, дух) - верование в духов. На более высоком уровне развития общества возник политеизм - обожествление различных сил природы с развитым пантеоном богов. В VII в. до н.э. возникла первая монотеистическая религия (основанная на принципе единобожия) - иудаизм, а за­тем и три мировые религии- буддизм (VI - V вв. до н.э.), христианство (I в. н.э.), ислам (VII в. н.э.), распространенные среди большинства народов Земли.

Религия включает в себя религиозные верования (религиозные учения и религиозные переживания), религиозные действия (культ), религиозные институты и организации (церкви). Основ­ным элементом религии являются религиозные верования. Среди функций религии выделяют мировоззренческую, воспитательную, психологическую, регулятивную, нормативную.

Наука - это сфера жизнедеятельности общества, содержанием которой является рациональное познание сущест­вующего мира. Основными компонентами науки выступают объединенные в систему научные знания, научная деятельность, научная методология. Ведущий компонент науки- систе­мы научных знаний (теории). Функциями науки являются познавательная, мировоз­зренческая, практическая.

Искусство - форма духовной жизни общества, основанная на образном вос­приятии окружающего мира. В сферу искусства входят художественные образы, вопло­щенные в произведениях искусства, создание предметов искус­ства (художественное творчество), художественные представления. Основной компо­нент сферы искусства -художественные образы, вопло­щенные в произведениях. Искусство является одной из форм познания мира: с помощью ху­дожественных образов произведения искусства выражают су­щественное, типическое, характерное в изображаемых явлениях и предметах. Среди других функций искусства важнейшими являют­ся эстетическая (удовлетворение потребности человека в пре­красном) и воспитательная.

Кроме функционального подхода к системному изучению общества (т.е. по видам деятельности), философия рассматривает также сферы материального и идеального существования об­щества.

Каждая из основных подсистем общества (экономическая, социальная, политическая, духовная) включает в себя как мате­риальные, так и духовные компоненты. Различие заключается в преобладании либо идеальных, либо материальных компонен­тов в каждой из этих сфер. В экономической сфере превалирует материальное сущест­вование. В социальной и политической сферах наблюдается со­ответственное повышение идеального содержания и понижение материального. Духовная сфера состоит, главным образом, из идеальных компонентов. Например, в экономике - преимущественно материальной сфере - идеальными составляющими являются производствен­ные технологии, отношение людей к труду, мысленная мера стоимости, заключенная в деньгах и т.п. Примерами материального содержания духовной сферы могут служить материальные носители и средства производства духов­ных ценностей (книги, картины, музыкальные инструменты и т.п.).

Понятиями, отражающими материальное и идеальное существование общества, являются категории «общественное бытие» и «общественное сознание», которые были введены в философию марксизмом. Под общественным бытием понимается, в первую очередь, материальное производство, а также возникающие на его основе материальные отношения между людьми. Общественным сознанием называют область отражения об­щественного бытия в коллективном сознании людей, духовный мир общества в целом.

В структуре общественного сознания различают отдельные уровни.

Уровнями общественного сознания являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание отражает внешние, формальные сторо­ны явлений и процессов, не раскрывая их глубинной сущности. Обыденное сознание воплощается в общественной психологии как сфере эмоцио­нальных состояний отдельных социальных групп, вызванных событиями общественной жизни.

Теоретическое сознание стремится проникнуть в сущность событий и явлений, объяснить их причины, предугадать последствия. Теоретическое сознание воплощается в идеологиях, т.е. системах взглядов, выражающих интересы конкретных социальных групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: