1. Двигательная активность.
Основные ступени развития качеств:
Ребенок может:
В 3 месяца – хорошо контролировать положение головы;
В 4 месяца – опираться на руки в положении лежа на животе;
В 6 месяцев – дотрагиваться до предмета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке;
В 8 месяцев – сам сидеть, хорошо переворачиваться в любую сторону из любого положения;
В 9 месяцев – стоять, придерживаясь за что-либо;
В 10 месяцев – ползать на животе, уверенно садиться и сидеть;
В 11 месяцев – переступать ногами;
В 12-13 месяцев – ходить самостоятельно.
2. Сенсорная активность.
При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7х10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях.
Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шириной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некоторое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.
Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35×35 см с двумя окошечками (7×7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4-6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.
|
Основные нормативы развития:
в 1 месяц | смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения; |
в 1,5 месяца | следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения; |
в 3 месяца | поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки; |
в 4 месяца | прослеживает невидимое движение предмета в определенных частях пространства; |
в 5 месяцев | улыбается отражению в зеркале; |
в 6 месяцев | перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым, ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки; |
в 7 месяцев | поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позу; |
в 8 месяцев | отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером; |
в 10 месяцев | смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел как их туда опустили; |
в 12 месяцев | поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге. |
Действия с предметами.
Ребенку старше 4 месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движения пальцев, продолжительность удержания.
|
Ребенку старше 8 месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой. Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.
У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20×20 см, расположенный справа или слева от ребенка. Игрушку помещают от ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до 1 года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году – той, что дальше.
Основные нормативы развития:
в 3 месяца | у ребенка исчезает хватательный рефлекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное внимание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости; |
в 4 месяца | произвольно захватывает предметы, производит неспецифические действия с ними; |
в 6 месяцев | ерет вторую игрушку, но бросает первую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам; |
в 7 месяцев | перекладывает предмет из руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной рукой, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других предметов; |
в 8 месяцев | берет вторую игрушку, поданную со стороны занятой рукой, пытается достать предмет из-за экрана, но использует ближайшую к экрану руку; |
в 10 месяцев | может взять маленький предмет (горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольцо с пирамиды); |
в 11 месяцев | складывает игрушки в корзину; |
в 12 месяцев | достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол. |
Взаимодействие со взрослыми.
|
Основные нормативы развития:
в 3 месяца | ребенок проявляет интерес к окружающим, узнает мать, реагирует зрительно и эмоционально; |
в 4,5 месяца | вызывает на общение, определяет ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса; |
в 6 месяцев | прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет на руки, возбуждается, когда слышит шаги; |
в 7 месяцев | имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, сжимает губы, когда не хочет есть; |
в 8 месяцев | хватает руку мамы и отталкивает ее, понимает запрет, имитирует звуки; |
в 9 месяцев | прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки; |
в 10 месяцев | тянет маму за одежду, требуя внимания, машет рукой на прощание, отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов; |
в 11 месяцев | бросает игрушки, чтобы их подняли и дали их ему снова, помогает одеваться; |
в 12 месяцев | владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, может издавать звуки в конце и начале совместных действий. |
Голосовая активность.
Основные нормативы развития:
в 2-3 месяца | возникновение первых спонтанных вокализаций; |
в 2-4 месяца | использование их в разговоре со взрослыми; |
в 3-4 месяца | гудение, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»; |
в 4,5 месяца | сопровождение действий звуками, требование к себе внимания; |
в 8 месяцев | лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»; |
в 8-9 месяцев | псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему; |
в 10 месяцев | появление вокализаций в конце и начале действий, попытки выразить свои желания с помощью звуков; |
в 12 месяцев | существование особых «слов-меток, понятных только матери и ребенку: «бах» - падение, «кахн» - бутылочка, «фа» - шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, произнести 2-3 слова, понять их предметную отнесенность. |