Диагностика психического развития детей в возрасте до 1 года




1. Двигательная активность.

Основные ступени развития качеств:

Ребенок может:

В 3 месяца – хорошо контролировать положение головы;

В 4 месяца – опираться на руки в положении лежа на животе;

В 6 месяцев – дотрагиваться до предмета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке;

В 8 месяцев – сам сидеть, хорошо переворачиваться в любую сторону из любого положения;

В 9 месяцев – стоять, придерживаясь за что-либо;

В 10 месяцев – ползать на животе, уверенно садиться и сидеть;

В 11 месяцев – переступать ногами;

В 12-13 месяцев – ходить самостоятельно.

2. Сенсорная активность.

При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7х10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях.

Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шириной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некоторое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.

Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35×35 см с двумя окошечками (7×7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4-6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.

Основные нормативы развития:

в 1 месяц смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;
в 1,5 месяца следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения;
в 3 месяца поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;
в 4 месяца прослеживает невидимое движение предмета в определенных частях пространства;
в 5 месяцев улыбается отражению в зеркале;
в 6 месяцев перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым, ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;
в 7 месяцев поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позу;
в 8 месяцев отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;
в 10 месяцев смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел как их туда опустили;
в 12 месяцев поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге.

Действия с предметами.

Ребенку старше 4 месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движения пальцев, продолжительность удержания.

Ребенку старше 8 месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой. Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.

У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20×20 см, расположенный справа или слева от ребенка. Игрушку помещают от ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до 1 года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году – той, что дальше.

Основные нормативы развития:

в 3 месяца у ребенка исчезает хватательный рефлекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное внимание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости;
в 4 месяца произвольно захватывает предметы, производит неспецифические действия с ними;
в 6 месяцев ерет вторую игрушку, но бросает первую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;
в 7 месяцев перекладывает предмет из руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной рукой, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других предметов;
в 8 месяцев берет вторую игрушку, поданную со стороны занятой рукой, пытается достать предмет из-за экрана, но использует ближайшую к экрану руку;
в 10 месяцев может взять маленький предмет (горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольцо с пирамиды);
в 11 месяцев складывает игрушки в корзину;
в 12 месяцев достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.

Взаимодействие со взрослыми.

Основные нормативы развития:

в 3 месяца ребенок проявляет интерес к окружающим, узнает мать, реагирует зрительно и эмоционально;
в 4,5 месяца вызывает на общение, определяет ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;
в 6 месяцев прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет на руки, возбуждается, когда слышит шаги;
в 7 месяцев имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, сжимает губы, когда не хочет есть;
в 8 месяцев хватает руку мамы и отталкивает ее, понимает запрет, имитирует звуки;
в 9 месяцев прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;
в 10 месяцев тянет маму за одежду, требуя внимания, машет рукой на прощание, отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов;
в 11 месяцев бросает игрушки, чтобы их подняли и дали их ему снова, помогает одеваться;
в 12 месяцев владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, может издавать звуки в конце и начале совместных действий.

Голосовая активность.

Основные нормативы развития:

в 2-3 месяца возникновение первых спонтанных вокализаций;
в 2-4 месяца использование их в разговоре со взрослыми;
в 3-4 месяца гудение, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»;
в 4,5 месяца сопровождение действий звуками, требование к себе внимания;
в 8 месяцев лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»;
в 8-9 месяцев псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;
в 10 месяцев появление вокализаций в конце и начале действий, попытки выразить свои желания с помощью звуков;
в 12 месяцев существование особых «слов-меток, понятных только матери и ребенку: «бах» - падение, «кахн» - бутылочка, «фа» - шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, произнести 2-3 слова, понять их предметную отнесенность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: