Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж




Как я пришел в Матх –
Шри Нарасимха-чатурдаши 1947 года


Его Божественная Милость Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
вспоминает события,
которыми были отмечены его первые дни в Шри Чайтанья Сарасват Матхе,
у лотосных стоп его божественного учителя –
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа.
Эта беседа состоялась через полвека после описываемых событий.


Юность

Родился я в Бамунпаре, которая раньше носила название Брахманпара. Сначала я учился в местной школе, а потом мне пришлось ходить в школу в Путсури. Вскоре отец продал собственность в Бамунпаре и приобрел новый дом в Рангпуре, куда мы и переехали. В Рангпуре жил мой дядя по матери со своей семьей. Они были очень богаты и пригласили моих родителей обосноваться неподалеку. В это время страну сотрясали политические конфликты, и ее разделение на Индию и Пакистан казалось все более неизбежным, что в конце концов и случилось в 1947 году. Некоторое время спустя в Рангпуре умер мой отец, и семья вернулась в родную Бамунпару. После смерти отца ответственность за поддержание семьи ложилась на мои плечи. Чтобы зарабатывать, мне нужно было выучиться и получить профессию. Поэтому я поступил на должность практиканта в небольшую благотворительную больницу, при которой была и амбулатория. Не знаю, сохранилась ли она до наших дней... Медицинский персонал был весьма скромным – доктор да санитар, а позже к ним присоединился я. В то время существовал неписаный закон: если человек пять-десять лет проходил обучение у врача, он получал неофициальный статус доктора. Поэтому каждый день я ходил в две разные амбулатории, расположенные в двух километрах друг от друга. Мои обязанности в обоих учреждениях заключались в следующем: до прихода посетителей я открывал амбулаторию, а затем стерилизовал и готовил все необходимое для работы. Когда приходил врач и начинался прием пациентов, я уходил передохнуть и поиграть в футбол. Так проходили день за днем. Отдохнув, я возвращался в больницу, а иногда шел в деревню Нандагхат, где жил у одного заминдара 1. Он был богат и владел большими угодьями. И он, и его родные любили меня. Я родился под счастливой звездой: окружающие всегда относились ко мне с симпатией. Нандагхат расположен в двенадцати километрах от Навадвипы и примерно в пятнадцати километрах от Бамунпары. По вечерам, наигравшись в футбол, мы с друзьями отдыхали и затем ужинали. Как правило, наша трапеза состояла из чанна (обжаренного творога) и шака (шпината). После этого мы все вместе шли к заминдару и читали книги. В то время я зачитывался романами и часто засыпал прямо в читальной комнате.


Первая встреча с садху

Однажды в то место, где я жил, пришла группа садху из Шри Чайтанья Сарасват Матха – их было четыре-пять человек. Первый раз я увидел их около половины восьмого вечера. Они провели киртан, а затем стали читать и объяснять «Шримад-Бхагаватам». Меня потянуло к ним. Один из садху показался мне особенно возвышенным. Он выглядел как настоящий святой. Когда он объяснял «Шримад-Бхагаватам», его вид напомнил мне Шриниваса Ачарью, проповедующего на собрании царя Бирхамбира. До этого я читал много вайшнавских книг и знал историю раджи Бирхамбира. Прежде, чем стать учеником Шринивасы Ачарьи, он был главарем разбойников. И тот возвышенный садху показался мне похожим на Шриниваса Ачарью, объясняющего «Бхагаватам». На его лекцию пришло много народу – человек, быть может, сто. Среди них я увидел нескольких знакомых заминдаров. Все они были настоящими бандитами, но это не мешало им относиться ко мне, как к родному внуку. Я постоянно шутил и подтрунивал над ними, а иногда, случалось, и поколачивал их – и это неизменно заканчивалось взрывами хохота и обоюдным весельем – они любили меня, и им нравилось получать от меня тумаки. Лекция, которую я услышал в прекрасном изложении садху, перевернула все мои привычные представления. Его слова вовсе не походили на известные истины странствующих «госвами », и, услышав их, мое сердце возрадовалось. Поэтому на следующий день я вновь пришел их послушать. С раннего детства я играл на мриданге и хорошо пел. Когда я пришел, преданные пели «ванде гурох шри чаранаравиндам ». Я попросил разрешения подыграть им на мриданге. Они удивились, услышав такую просьбу от обычного деревенского парня, однако мридангу мне дали, и я стал играть. Это произвело на них большое впечатление. В то время я был профессиональным певцом, но это другая история. Мой отец был очень известным профессиональным исполнителем вайшнавских песен, киртанов и т. п. Его очень хорошо знали в нашем округе и во многих других – именно у него я выучился многим песням. Когда он умер, мне было четырнадцать лет. Не все знают, что мой отец, будучи профессиональным певцом, возглавлявшим большую группу санкиртаны, получал деньги за свои выступления, необходимые для ее поддержания. Обычно он просил 200-250 рупий, что было по тем временам значительной суммой.


Дядины слезы

Однажды я застал своего дядю плачущим на веранде. Он был очень сильным человеком и умел хорошо драться на палках. Поэтому я удивился, увидев его в таком состоянии, и спросил, отчего он плачет. Дядя ответил, что только что позвонили и пригласили моего отца спеть на одном мероприятии, но звонивший не знал, что моего отца уже нет в живых. Этот звонок очень расстроил моего дядю и поверг его в печальные размышления. Он прибавил, что этот человек должен перезвонить, но дядя даже не представляет, кто мог бы спеть вместо моего отца. Я сказал, что выход есть, и он может ответить на приглашение утвердительно.
Дядя очень удивился. «Кто будет петь?» – спросил он. «Я, потому что я знаю эти песни», – сказал я. Дядя никогда не слышал, чтобы я пел. Он стал расспрашивать меня, как я смог научиться этим песням, ведь в ту пору я был слишком мал, чтобы слушать бхаджаны об играх мадхура-расы Шри Шри Радхи и Кришны. Отец не позволял мне петь такие киртаны, считая, что в столь юном возрасте мне их исполнять рано. Мне не разрешали даже слушать такие возвышенные песни. Но они меня очень влекли. Поэтому, когда отец уходил петь, я неизменно следовал за ним, и, спрятавшись где-нибудь в зарослях у рисового поля, слушал, как он поет. Порой у него было столько приглашений лишь из одной деревни, что ему требовалось не меньше месяца, чтобы откликнуться на все просьбы. Я очень любил песни о Радхе и Кришне и благодаря прекрасной памяти, что у меня была в те годы, запомнил их наизусть. Кроме того, каждый день отец давал уроки пения нескольким ученикам, а я устраивался немного поодаль, делая вид, что читаю. Вместо того чтобы углубиться в книгу, я слушал его объяснения. Так я немного выучился профессиональному пению. Я рассказал это дяде. Все еще удивляясь, он пригласил меня в дом спеть какую-нибудь «трудную» песню. Я исполнил ее от начала до конца и он, вновь расплакавшись, обнял меня. Печаль и сомнения покинули его, и теперь он был уверен, что сможет ответить человеку, искавшему моего отца: «Моего брата больше нет, но вместо него будет петь мой племянник». Эти события происходили недалеко отсюда – примерно в тридцати километрах. Так меня в первый раз пригласили выступить в качестве профессионального певца. После этого я пел по многим деревням, имел большой репертуар и приобрел немало опыта и знаний.


Мое обещание

Когда я увидел садху и услышал их пение, то сразу почувствовал, что меня неудержимо тянет к ним, поэтому я стал приходить к ним как можно чаще. Они были всегда очень рады видеть меня. Они рассказывали о Кришне и Его преданных и как-то спросили меня, зачем я играю в футбол. «Лучше пойдем с нами, будем беседовать о духовном». До этого я никогда не общался с садху, но тут ощутил, насколько велика их любовь, и как сильно я привязался к ним. Так я забыл о футболе и вместо этого стал общаться с преданными. Вот так началось мое общение с садху. Они стали учить меня, что наше тело – ничто; ум, этот мир, отец и мать – ничто, реален лишь один Кришна, а все остальное – материально и преходяще. Каждого человека ждет смерть и к этому моменту нужно быть готовым. Если вы рождаетесь, вы неизбежно умрете. Что с вами будет после смерти? Вы не знаете ее часа, и того, куда вас затем вынесет в круговороте рождений. Кто знает, может быть вашими следующими родителями станут собаки! Такой была их проповедь. В те годы я был наивен и простодушен, и потому верил всему, что говорили мне садху. Они имели на меня огромное влияние! Я в шутку спросил их, не возьмут ли они меня с собой? «Мы-то тебя возьмем, но пойдешь ли ты с нами?» – сказали они. И, полный воодушевления, я выпалил в ответ: «Конечно!» Однако, опрометчиво пообещав садху, что отправлюсь вместе с ними, я пытался сделать так, чтобы этого не произошло. Но они очень хотели взять меня с собой. Садху восприняли мои слова всерьез. После того, как я неожиданно для самого себя сказал «да» и согласился уйти с ними, мне стало неспокойно на сердце. Я никогда в жизни не лгал. Иногда мне кажется, что это – моя единственная добродетель. Я всегда исполнял свои обещания – а тут я дал слово садху! Родившись в семье преданных и прочитав много вайшнавских книг, я знал историю Шри Нитьянанды Прабху. Его отец, связанный обещанием, отдал Его Мадхавендре Пури. Я знал эту историю, но все же пытался найти какой-нибудь предлог, чтобы остаться. Я думал, если садху не будут настаивать, мое обещание можно не принимать всерьез. Однако никто из них не сказал: «Нет, нет, оставайся, тебе нет необходимости покидать дом». Напротив, садху все время напоминали мне о том, что скоро я отправлюсь вместе с ними. Каждый день я приходил к ним, и они продолжали «промывать мне мозги». Я возвращался в амбулаторию, потом шел в больницу и, заливаясь слезами, терзался мыслями: «Как я все брошу? Ведь, обещав садху, я должен буду уйти с ними. Что мне придумать, чтобы остаться?» Множеством способов я пытался мысленно выпутаться из этой ситуации, но вновь и вновь, слушая садху, я все более убеждался в неотвратимой необходимости совершенно иного решения: «Я должен идти!» Однако, всякий раз, возвращаясь в больницу, я пытался найти способ уклониться от исполнения обещания. У меня было много обязательств. В конце концов, я придумал уловку, вселявшую в меня последнюю надежду остаться. Мне казалось, что если я соглашусь пойти с ними при условии, что это произойдет сегодня же и ни в какой другой день, они не смогут меня взять, т. к. назавтра собирались провести в этой деревне большое празднество. Таким образом, я избавлялся от всех обязательств. Я рассчитывал, что они ответят: «Ты пойдешь с нами завтра», на что я скажу: «Нет, завтра я не могу, я должен идти сегодня». Таким был мой план. Простосердечно полагая, что эта уловка принесет мне избавление, я изложил свое намерение садху. Их ответ оказался для меня полной неожиданностью. Они очень обрадовались моим словам: «Прекрасно! Этой же ночью ты пойдешь с нами». Так они увели меня.


Похищение

Мы отправились в два часа ночи, и в начале нашего путешествия нам пришлось пересечь реку у Нандагхата. В ту пору на реке не было ни единой лодки, и нам с садху – Джаядвайтой Брахмачари – ничего не оставалось, как перебираться вплавь. Джаядвайта Брахмачари был учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и жил в ашраме Шрилы Гуру Махараджа2. Его и других преданных Шрила Гуру Махарадж отправил проповедовать в Нандагхат. После нескольких часов пути мы подошли к окраинам города Навадвипа и остановились передохнуть. «Где же ваш ашрам?» – спросил я у Джаядвайты Прабху, и он показал рукой на скромное строение. В то время здесь был лишь небольшой домик из трех комнат. Вид его меня несколько разочаровал. Я с юных лет читал «Рамаяну» и «Махабхарату», где описывались ашрамы Васиштхи, Вишвамитры и многих других мудрецов. Я хорошо помнил эти описания. Но ашрам, который я увидел, был совсем непохож на них. Это было самое обычное строение, ничем не привлекавшее взгляда. «Да, этот дом мал и скромен, – услышал я слова брахмачари, – но в нем живет великий святой». Хотя я и представлял себе нечто другое, но, как бы там ни было, я уже покинул деревню и назад пути не было. Я дал слово и поэтому должен был оставаться здесь. В это время Шрила Гуру Махарадж, прогуливаясь по веранде, воспевал на четках святые имена. «Вот и наш гуру, – указал мне на него Джаядвайта Брахмачари Прабху. – Пойдем!» Мы поднялись на веранду, и Джаядвайта Брахмачари предложил Шриле Гуру Махараджу полный дандават-пранам, велев мне сделать то же самое. После этого Гуру Махарадж спросил: «Где ты нашел этого юношу?» Джаядвайта Прабху в нескольких словах рассказал обо мне, добавив под конец: «Так этот мальчик сегодня пришел в наш ашрам ». «Какой приятный интеллигентный юноша», – сказал Шрила Гуру Махарадж. Он подумал: «Если его как следует подготовить, он станет мощным орудием нашего общества». «Можешь ли ты жить в ашраме?» – спросил он меня. Я удивился: «Почему этот садху задает мне такой вопрос? Я пришел, чтобы здесь остаться, стало быть, это окончательное решение. Зачем же он спрашивает, могу ли я жить в ашраме?» Тогда я так ничего и не понял, но ответил: «Да, могу».

Комментарии:

1. Заминдар – землевладелец.

2. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж.

Первый пост

Эти события происходили на Нарасимха-чатурдаши, день полного воздержания от пищи. До этого я никогда не постился. С тех пор, как я прошел формальную церемонию получения брахманского шнура, я соблюдал Экадаши и не ел в этот день зерновых. Но я никогда не голодал в течение целого дня. В Экадаши мы ели алу-дхам (простое картофельное сабджи) и кое-какие молочные продукты. Так что, и соблюдая Экадаши, мы ели прекрасные, разнообразные по вкусу блюда. Но тут мне говорят: «Сейчас Нарасимха-чатурдаши, и мы должны соблюдать полный пост». Тогда я ничего не знал о Нарасимха-чатурдаши, а позади было несколько часов пути, и я очень проголодался. Поэтому я обратился к Джаядвайте Прабху: «Прабху, я очень хочу есть». «Сегодня день полного поста», – ответил он. «Я не должен вообще ничего есть?» – спросил я. Он сказал, что я могу съесть какой-нибудь фрукт. Но где его взять? Неподалеку я отыскал дерево папайи. Джаядвайта Прабху сказал мне: «Можешь съесть один плод. Но сначала предложи половину Божеству, а затем съешь оставшееся». В тот вечер, после Нарасимха- пуджи мне дали очень много алу-дхама, а на следующий день был великолепный пир со множеством прасада. Особенно вкусной была параманна (сладкий рис). Через два дня из Нандагхата возвратилась основная проповедническая группа, и теперь казалось, что у меня здесь много друзей. Я виделся со Шрилой Гуру Махараджем, и, к моему великому счастью, он очень привязался ко мне. Он искал какого-нибудь юношу, который в будущем мог бы стать гуру. У Гуру Махараджа были определенные критерии: юноша должен был быть брахманом, иметь развитый ум, одним словом, обладать качествами, которые позволили бы ему достичь положения гуру. В то время Шрила Гуру Махарадж искал кого-нибудь, кого он смог бы подготовить к продолжению своей наставнической преемственности. После нашей встречи он решил меня испытать. Он позвал Шрилу Кришнадаса Бабаджи Махараджа и других своих друзей, и попросил их проверить меня. Все они очень хорошо отозвались обо мне. Среди них была Рама диди, сестра Шрилы Гуру Махараджа, которая и поныне живет у нас в матхе *. Она все помнит. Она сказала Гуру Махараджу: «Да, думаю это очень хороший мальчик». Шрила Гуру Махарадж спросил ее тогда: «Рама диди, скажи, каким, по-твоему, человеком станет этот мальчик в будущем: плохим или хорошим?» «Я не могу сказать, каким он станет в будущем, – ответила Рама диди, – но сейчас он производит очень приятное впечатление». Сначала у меня были определенные сомнения относительно того, правильно ли я поступил. Я был совсем юн, но уже оставил дом и присоединился к Матху. Но, честно говоря, я поступил так вовсе не из-за преданности, а под влиянием эмоций. Сначала я чувствовал себя очень несчастным, но позже, когда я получил милость Шрилы Гуру Махараджа, мое настроение совершенно переменилось, и я стал ощущать необыкновенное счастье. Примерно через месяц мы с Гуру Махараджем отправились в Миднапурский округ. В Миднапури находится Матх Шрипада Джаджавара Махараджа. Тогда Шрила Гуру Махарадж собирался объявить, что, если он сможет меня подготовить, то я стану его преемником. Это намерение вызывало возражения со стороны брахмачари нашего Матха. Против был даже тот брахмачари, который объяснял мне «Бхагаватам». Раньше он был очень расположен ко мне и часто брал с собой. После того, как Шрила Гуру Махарадж выразил свое желание, все стали завидовать мне, и для меня наступило время постоянной борьбы. Вскоре мы с Гуру Махараджем отправились из Миднапури в Пури, чтобы принять участие в празднике Ратха-ятры. У нас оставалось пятнадцать дней в запасе, и Шрила Гуру Махарадж отправил нас проповедовать в район под названием Ганджам. Когда мы закончили, брахмачари не захотел брать меня в Пури, на Ратха-ятру. Шрила Гуру Махарадж очень рассердился. Он отправил брахмачари телеграмму с приказанием немедленно привезти меня. Мы приехали уже к началу Ратха-ятры и Шрила Гуру Махарадж сурово отчитал брахмачари: «Он пришел к нам только недавно и никогда не видел Ратха-ятры. Почему ты не захотел брать его с собой?» Такую отповедь получил тогда этот брахмачари. В то время в Матхе существовало правило, согласно которому, прежде чем получить разрешение на посвящение, новичок должен быть прожить в Миссии не менее полугода. Но Шрила Гуру Махарадж нарушил это условие и дал мне посвящение в тот праздник Ратха-ятры. Он велел позвать меня и сказал: «Сейчас я дам тебе посвящение». Некоторые были против, выражая, однако, свое недовольство не прямо, а обиняками. Но Гуру Махарадж не придавал этому значения. Тогда, в Пури- дхаме он дал мне первое посвящение. Шрила Гуру Махарадж сказал мне: «Когда будешь воспевать [Святое Имя], делай это внимательно, а не думай, как бы уложиться в нужное время».


Служение в Матхе

Обычно я весь день работал. Я не знал, что такое усталость, и мне постоянно хотелось что-нибудь делать. Я не мог оставаться без работы ни секунды. Поэтому целый день я был чем-то занят. Мне казалось, что все время нужно что-то делать. Если в матхе не было работы, я забирался на высокий бамбуковый флагшток. Я залезал на него, потом спускался, затем снова забирался. Я делал это после обеда, когда другие отдыхали или спали. Я в это время не отдыхал. Иногда я залезал на большое манговое дерево. В первый год после моего прихода в Матх, тут росло очень много манговых деревьев, и я с удовольствием забирался на них и ел манго, сидя на ветвях. Это вызывало опасения и недовольство окружающих, но я не боялся, ведь я вырос в деревне и поэтому не знал страха. Я и сейчас ничего не боюсь. Я всегда ощущаю, что Господь Шива со мной, охраняя меня. В детстве я ходил по лесам, где водились тигры, медведи и другие опасные животные, но со мной ничего не случалось. Когда я жил в деревнях, то все время чувствовал некое покровительство Господа Шивы. Я ощущаю защиту Господа Шивы и поныне: чувствую, как он всегда заботится о своем сыне. Я появился на свет как дар Господа Шивы и благодаря этой особой удаче не знаю страха. Так начиналась моя биография.


Личный слуга Шрилы Гуру Махараджа

Шрила Гуру Махарадж избрал меня как своего личного слугу. Я совершал севу для самого Шрилы Гуру Махараджа, и он постоянно учил меня многим вещам. Через полгода или, может быть, немного раньше, Шрила Гуру Махарадж велел мне изучать санскрит у пандита, жившего в городе Навадвипе. Я ходил к нему каждый день. Однажды, к своему удивлению, я встретил по дороге своего дядю. Хотя в то время я был брахмачари и носил шафрановую одежду, он сразу же узнал меня. «Ах, вот ты где! Мы тебя искали повсюду, но так и не смогли найти. А ты, оказывается, здесь, в Навадвипе». «Да, я здесь, – сказал я. – Я живу в матхе. Пожалуйста, приходи туда. Обязательно приходи. Меня можно найти там». «Где находится твой матх?» – спросил дядя. Я объяснил ему. Это было ошибкой. Если бы я солгал, они бы не смогли меня найти, но я сказал правду: «Я живу в Шри Чайтанья Сарасват Матхе». На другой день, около половины одиннадцатого утра, они пришли: мой дядя и двенадцать дюжих парней, в сопровождении каких-то пандитов, находившихся в то время в Навадвипе. В тот момент я чинил забор перед матхом. Неожиданно они схватили меня и стали насильно уводить, приговаривая: «А вот ты и наш, мальчик!» Они пытались утащить меня, а я громко кричал: «Помогите! Меня похищают!» На мое счастье, в это время поблизости оказался один гвала (торговец молоком), который очень уважал Шрилу Гуру Махараджа и тоже старался ему служить. Его звали Ашвини Гхош. «Ашвини, они уводят меня!» – крикнул я ему. Ашвини подбежал и схватил одного из них за руки со словами: «Зачем вы трогаете этого парня?» «Это наш мальчик, мы имеем полное право забрать его отсюда!» – отвечали они. Тогда Ашвини сказал: «Если это правда, то сначала сходите к Махараджу и поговорите с ним, а потом можете увозить своего родственника». Увидев, что гвала не робкого десятка и крепко сложен, похитители решили, что перед ними бандит. Многие гвала были в те времена разбойниками, а в этих местах было особенно много известных преступных кланов. Поэтому мой дядя и его друзья не решились применить силу – им пришлось идти к Гуру Махараджу и разговаривать с ним. Шрила Гуру Махарадж сказал им: «Если вы сможете победить меня в споре, то забирайте вашего мальчика. Если нет – оставьте его в покое. Согласны?» Вместе с дядей, как мне помнится, было трое пандитов -ведантистов, и каждый из них считал себя великим ученым. «Ну, это мы быстро сделаем!» – подумали они и согласились. Диспут состоялся на следующий день, и Шрила Гуру Махарадж без труда одержал победу. Еще два дня они предпринимали какие-то попытки, но всякий раз их усилия заканчивались провалом. Тогда им пришлось сообщить об этом моей матери, и когда она приехала, произошло еще много других событий.


Этот юноша будет моим преемником

В то время четыре или пять брахмачари пользовались в Матхе очень большим влиянием. Трое из них выделялись особо, и поэтому они ожидали, что Гуру Махарадж изберет следующим ачарьей нашего Матха кого-то из них. Но когда Шрила Гуру Махарадж объявил: «Этот юноша будет моим преемником», они начали оказывать мне скрытое противодействие. В то время у нас было отделение в Калькутте, которое располагалось в доме Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Свами Махарадж предоставил Шриле Гуру Махараджу две комнаты для проповеди. Он был единственным, кто сумел убедить Гуру Махараджа на время покинуть Навадвипу и приехать в Калькутту. Кроме того, были приглашены два пандита, чтобы учить меня грамматике, кавье, веданте и т. п. Сам Свами Махарадж тоже каждый день обучал меня разным вещам. Фактически, он и был моим учителем, и его уроки были самыми лучшими. В тот год мы провели в Калькутте три месяца, потом три месяца во Вриндаване и еще три месяца в другом месте, все время переезжая из одного города или селения в другое. Моим главным учителем всегда был Шрила Гуру Махарадж, но где бы мы ни находились в своих путешествиях, он обычно находил для меня еще одного преподавателя. Во Вриндаване меня обучал Вишвамбхар Бабаджи Махарадж. Это был очень хороший человек, настолько чудесный и замечательный, что мне даже не верится. Двадцать лет спустя мне случилось быть в Матхуре, и я узнал, что он еще здравствует. Я пошел его навестить. Увидев меня, Бабаджи Махарадж предложил мне полный дандават. Могу ли я сказать больше? Когда я увидел этого величайшего подвижника в дандавате, то был поражен несказанно. Все высоко почитали его как очень образованного бабаджи-пандита. Я, брахмачари, почтительно предложил ему свой дандават, он же в ответ простерся передо мной в полном дандавате. Я очень удивился и сказал ему: «Бабаджи, я – ваш ученик, а вы – мой учитель. Зачем вы это сделали? Принимать подобные почести от вас – значит совершать оскорбление». «Хе, бабá! – ответил Бабаджи Махарадж. – Видя тебя, я чувствую, что передо мной Махапрабху и предлагаю дандаваты Ему. Хоть ты и мой ученик, твой вид так напомнил мне Махапрабху, что я не мог выразить почтения иным образом. Я не хотел быть причиной твоего оскорбления». Я видел, каким смирением и терпимостью наделены все жители Враджа- дхамы, однако, дух отречения этого бабаджи не знал себе равных. Хоть он и был сахаджия-бабаджи, я чувствовал, что должен предложить ему дандаваты. Обычный этикет был на время оставлен. Как бы то ни было, мы – последователи Шрилы Сарасвати Тхакура. Путь того бабаджи, несомненно, немного отличался, но, поскольку я не знал всех его достоинств, то был обязан предложить ему свои дандаваты. Я выразил бабаджи почтение, но был чрезвычайно удивлен его ответом. Он был моим учителем, который признал во мне мальчика, учившегося у него двадцать лет назад.


Связанный любовью

По мере того, как шло время, Шрила Гуру Махарадж дарил мне все больше и больше своей любви. Откровенно говоря, в первую очередь, я был связан его любовью, а не сознанием Кришны. Именно его любовь и внимание помогли мне не сойти с пути сознания Кришны. До этого я много знал о Кришне, Махапрабху, Нитьянанде Прабху и Панча-таттве, ведь я родился в брахманской вайшнавской семье, где с детства слушал повествования об Их лилах. У меня была хорошая подготовка, но отнюдь не она явилась причиной того, что я остался в Матхе. Любовь моего Гуру Махараджа – вот, что было истинной причиной. Именно Шрила Гуру Махарадж возжег во мне искру сознания Кришны, и с того времени этот вдохновенный огонь во мне никогда не утихает, напротив, он еще больше разгорается. Я всегда получал большую помощь и от его духовных братьев. Они были прекрасными вайшнавами и питали меня подлинным нектаром кришна-таттвы. Благодаря такому общению у меня никогда не возникнет желания выискивать в ком-то недостатки и обличать их. Сейчас мне приходится наблюдать столько ссор, взаимной ругани и оскорблений, но я прекрасно помню, как Шрила Гуру Махарадж всегда хвалил других вайшнавов и никогда никого не осуждал. Чтобы защитить нас и указать верное направление, он иногда что-то рассказывал о них, но делал это в очень уважительной манере. Поэтому возможность вайшнава-апарадхи с нашей стороны была сведена к минимуму. Я получил неоценимую помощь со стороны духовных братьев и сестер Шрилы Гуру Махараджа. Время от времени повидаться с ним приходила сестра Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и она тоже давала мне свои благословения. С самого начала моей жизни у лотосных стоп Шрилы Гуру Махараджа в Шри Чайтанья Сарасват Матхе я находился под милостивым взглядом многих почтенных вайшнавов и вайшнави, и это я расцениваю как необыкновенную удачу и помощь в моем духовном продвижении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: