Музыкальная игра «Паровоз»




Конспект интегрированного занятия

Для детей старших и подготовительных к школе групп

«Дружба народов Урала»

 

Подготовил:

Музыкальный руководитель:

Ладутько Е. В.

 

 

Челябинск, 2020

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности,

интереса и уважения к другим национальным культурам. Расширить

представление о малой Родине.

Задачи:

Обучающие:

· расширять представления детей о музыкальной культуре народов Урала в играх, хороводах, песнях;

· умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий, исполненных на народных инструментах;

· способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к культуре разных национальностей.

Развивающие:

· расширять и активизировать словарный запас детей;

· эмоционально реагировать на музыку разного характера;

· в играх закреплять умение ориентироваться в пространстве, действовать только по сигналу.

Воспитательные:

· совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;

· воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и

истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Оборудование:

Экран, проектор, презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, 4 платка,

коробка с глобусом, фломастеры по количеству детей, белая ткань по кол-ву дет.,

ложки, стаканчики с водой, канцелярские резинки.

 

Ход занятия.

Дети заходят в зал под русскую народную музыку.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, я очень рада вас видеть в нашем музыкальном зале. Какая музыка встречала вас сегодня?

Дети: Русская народная

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! Давайте поздороваемся с вами по русской традиции, поклоном при встрече.

 

Музыкальное приветствие «Я по горенке хожу»

 

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по нашему родному краю. Давайте посмотрим на карту.

(На экране карта Челябинской области).

Ребята, среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём…

Края свои родные…

Как же мы зовём?

Детей: Урал.

Музыкальный руководитель: Ребята перед нами карта Урала, край, где мы с вами живём. Урал в переводе с башкирского языка означает «пояс», поэтому Уральские горы называют каменным поясом (показываю слайд)

Уральский край – многонациональный край. Какие народы проживают на Урале?

Детей: Татары, башкиры, русские

Музыкальный руководитель: Правильно, а еще мордва, ханты, манси, удмурты, коми-пермяки, марийцы, чуваши. Мы разные и

совсем не похожи друг на друга. Но все мы едины в одном – мы люди.

У народов Урала много традиций и праздников с некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Итак, отправляемся в путешествие, наш край очень большой, поэтому мы поедем на паровозе.

 

Музыкальная игра «Паровоз»

 

(На экране народные татарские инструменты.)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите мы с вами попали на концерт татарской народной музыки. Давайте рассмотрим инструменты и узнаем их название. (на экране слайд с музыкальными инструментами, дети рассматривают, повторяют названия)

 

Слушание и просмотр видео ансамбля татарских народных инструментов «Чишме»

 

Музыкальный руководитель: Паровоз уже ждет, продолжаем наше путешествие.

 

Музыкальная игра «Паровоз»

 

(На экране дети в национальных башкирских костюмах)

Музыкальный руководитель: Мы в гостях у башкир. Посмотрите, какие красивые костюмы у этой национальности. Посмотрите на традиционный башкирский костюм. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Украшали себя женщины нагрудными изделиями из кораллов и монет. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами.

Детей: Называют элементы костюмов.

Музыкальный руководитель: Вот здесь, из давно, башкиры жили на Урале. (в презентации показать Уральские горы, природу Башкирии).

Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому, что в реках было много рыбы, в лесах можно собирать ягодами, грибами.

Музыкальный руководитель: Башкиры были хорошими скотоводами, охотниками, рыболовами, землепашцами и отличными пасечниками, добывали мед диких пчел. Раньше башкиры были кочевым народом. Что значит, кочевые?

Дети: ответы детей.

Музыкальный руководитель: Значит, им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах юртах (тирмэ). (показываю слайд) Как вы думаете из чего делали юрту?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А сооружали юрту из дерева, шерсти и кожи. Внутри нее разжигали огонь(по середине) и угощали гостей кумысом – напиток из молока кобылы

(лошади). Юрта легко складывалась и перевозилась. И защищала людей от перемен погоды. У каждого народа есть свои легенды(сказания, сказки). Я вам сейчас расскажу легенду о происхождении башкир:

«В давние времена кочевал один народ с места на место. Были у этого народа табуны скота и занимались они охотой. Однажды, кочевали они с места и долго шли. Наткнулись они на волчью стаю. Вдруг, волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий караван. Шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, лугами, пастбищами, лесами, а горы достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. И люди поняли, что не найти им лучше этой земли, нет такой во всем свете. И стали здесь жить. Поставили юрты, стали заниматься охотой и скот разводить. С тех пор стали называться эти люди «башкорттар»- люди пришедшие за волком. «корт» - волк, «башкорт» - главный волк.»

Вот такая легенда. Понравилась?

Дети: ответы детей.

Музыкальный руководитель: На основе этой легенды у башкир появилась народная игра, она так и называется – «юрта». Давайте поиграем.

Башкирская игра «Юрта»

Дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В

центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Дети идут по большому кругу, взявшись за руки:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Музыка закончилась -бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.

Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

 

Музыкальный руководитель: А нам пора двигаться дальше, едем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: