Конспект интегрированного занятия
Для детей старших и подготовительных к школе групп
«Дружба народов Урала»
Подготовил:
Музыкальный руководитель:
Ладутько Е. В.
Челябинск, 2020
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности,
интереса и уважения к другим национальным культурам. Расширить
представление о малой Родине.
Задачи:
Обучающие:
· расширять представления детей о музыкальной культуре народов Урала в играх, хороводах, песнях;
· умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий, исполненных на народных инструментах;
· способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к культуре разных национальностей.
Развивающие:
· расширять и активизировать словарный запас детей;
· эмоционально реагировать на музыку разного характера;
· в играх закреплять умение ориентироваться в пространстве, действовать только по сигналу.
Воспитательные:
· совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
· воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и
истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Оборудование:
Экран, проектор, презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, 4 платка,
коробка с глобусом, фломастеры по количеству детей, белая ткань по кол-ву дет.,
ложки, стаканчики с водой, канцелярские резинки.
Ход занятия.
Дети заходят в зал под русскую народную музыку.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, я очень рада вас видеть в нашем музыкальном зале. Какая музыка встречала вас сегодня?
Дети: Русская народная
Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы! Давайте поздороваемся с вами по русской традиции, поклоном при встрече.
|
Музыкальное приветствие «Я по горенке хожу»
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по нашему родному краю. Давайте посмотрим на карту.
(На экране карта Челябинской области).
Ребята, среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, отгадав загадку:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём…
Края свои родные…
Как же мы зовём?
Детей: Урал.
Музыкальный руководитель: Ребята перед нами карта Урала, край, где мы с вами живём. Урал в переводе с башкирского языка означает «пояс», поэтому Уральские горы называют каменным поясом (показываю слайд)
Уральский край – многонациональный край. Какие народы проживают на Урале?
Детей: Татары, башкиры, русские
Музыкальный руководитель: Правильно, а еще мордва, ханты, манси, удмурты, коми-пермяки, марийцы, чуваши. Мы разные и
совсем не похожи друг на друга. Но все мы едины в одном – мы люди.
У народов Урала много традиций и праздников с некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Итак, отправляемся в путешествие, наш край очень большой, поэтому мы поедем на паровозе.
Музыкальная игра «Паровоз»
(На экране народные татарские инструменты.)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите мы с вами попали на концерт татарской народной музыки. Давайте рассмотрим инструменты и узнаем их название. (на экране слайд с музыкальными инструментами, дети рассматривают, повторяют названия)
|
Слушание и просмотр видео ансамбля татарских народных инструментов «Чишме»
Музыкальный руководитель: Паровоз уже ждет, продолжаем наше путешествие.
Музыкальная игра «Паровоз»
(На экране дети в национальных башкирских костюмах)
Музыкальный руководитель: Мы в гостях у башкир. Посмотрите, какие красивые костюмы у этой национальности. Посмотрите на традиционный башкирский костюм. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный серебряными монетами. Украшали себя женщины нагрудными изделиями из кораллов и монет. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами.
Детей: Называют элементы костюмов.
Музыкальный руководитель: Вот здесь, из давно, башкиры жили на Урале. (в презентации показать Уральские горы, природу Башкирии).
Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что в реках было много рыбы, в лесах можно собирать ягодами, грибами.
Музыкальный руководитель: Башкиры были хорошими скотоводами, охотниками, рыболовами, землепашцами и отличными пасечниками, добывали мед диких пчел. Раньше башкиры были кочевым народом. Что значит, кочевые?
Дети: ответы детей.
Музыкальный руководитель: Значит, им часто приходилось переходить с места на место. Надо было перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах (тирмэ). (показываю слайд) Как вы думаете из чего делали юрту?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А сооружали юрту из дерева, шерсти и кожи. Внутри нее разжигали огонь(по середине) и угощали гостей кумысом – напиток из молока кобылы
|
(лошади). Юрта легко складывалась и перевозилась. И защищала людей от перемен погоды. У каждого народа есть свои легенды(сказания, сказки). Я вам сейчас расскажу легенду о происхождении башкир:
«В давние времена кочевал один народ с места на место. Были у этого народа табуны скота и занимались они охотой. Однажды, кочевали они с места и долго шли. Наткнулись они на волчью стаю. Вдруг, волчий вожак отделился от стаи и повел кочующий караван. Шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, лугами, пастбищами, лесами, а горы достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. И люди поняли, что не найти им лучше этой земли, нет такой во всем свете. И стали здесь жить. Поставили юрты, стали заниматься охотой и скот разводить. С тех пор стали называться эти люди «башкорттар»- люди пришедшие за волком. «корт» - волк, «башкорт» - главный волк.»
Вот такая легенда. Понравилась?
Дети: ответы детей.
Музыкальный руководитель: На основе этой легенды у башкир появилась народная игра, она так и называется – «юрта». Давайте поиграем.
Башкирская игра «Юрта»
Дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В
центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Дети идут по большому кругу, взявшись за руки:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Музыка закончилась -бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.
Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.
Музыкальный руководитель: А нам пора двигаться дальше, едем.