История бижутерии
Что такое бижутерия и как она появилась? На этот вопрос никто не может ответить однозначно. Возможно, бижутерия, как банальная подделка ювелирных украшений, существует уже века, если не тысячелетия. Во всех музеях мира хранятся украшения из недрагоценных камней и металлов, созданные в очень далеком прошлом. Так, в Каирском музее хранится статуэтка Нофрет с ожерельем из цветных камней, обнаруженная при раскопках захоронений в Древнем Египте (2700-2500 лет до н.э.). При раскопках гробницы царя шумеров Мескаламдуга, жившего в 2500 г. до нашей эры, были найдены бусы и подвески из цветных недрагоценных камней. Одним словом уже в древнем Египте, античной Греции и Риме стремились заменять редкие и драгоценные благородные камни легкодоступными и более дешевыми суррогатами.
Позднее, в эпоху Возрождения ремесло подделки стало средством обмана и незаконной наживы. И именно в это время для богатых людей стало зазорным носить украшения из дешевых металлов с недрагоценными камнями, даже если они были искусно выполнены. С давних времен украшения делали из ценных материалов и стоили они всегда дорого. Драгоценности были предметом вожделения и зависти, поэтому оберегались особо. Рядом с подлинными сокровищами из драгоценных металлов и камней появлялись подделки (нередко копии) не только для того, чтобы потешить тщеславие тех, чьи амбиции превышали имеющиеся возможности, но и для отвода глаз. Подлинники хранились в тайнике - заменители блистали в ушах, на пальцах и шеях красавиц.
Производство подделок не всегда имело целью обман. Например, в восемнадцатом веке стразы - хрусталь бриллиантовой огранки - были модны сами по себе: ими украшали пряжки башмаков, расшивали камзолы, из них делали пуговицы на жилетах. Никто, конечно, не надеялся, что эту блистающую россыпь примут за настоящие камни. Фабрикация ювелирных подделок положила начало той ветви украшений, которую мы сейчас, в отличие от подлинных ювелирных драгоценностей, называем «бижутерия».
|
В XVIII веке великий ювелир Жорж Фредерик Страсс (его именем называются теперь имитации драгоценных камней – «стразы») умел подделывать бриллианты, и, несмотря на искусность и красоту его подделок, он остался для истории лишь авантюристом-мистификатором.
Родившись из подделок, бижутерия долго, вплоть до двадцатых годов нашего века - до переворота в моде, совершенного «Великой Мадемуазелью» Коко Шанель, продолжала стыдливо прикрывать свое «плебейство», подражая по форме и ассортименту «настоящим» украшениям. Шанель дала бижутерии, жившей раньше по «чужим паспортам», право гражданства. Бижутерия с ее легкой руки нашла свою нишу, обрела свой голос в мире украшений. Шанель изменила саму манеру носить и сочетать украшения. Женщины в ее костюмах, покинув камерную атмосферу гостиных и будуаров, стали деловитыми и динамичными. Им понадобились универсальные и элегантно броские вещи, с помощью которых даже небольшой набор туалетов (деловой костюм, «маленькое черное платье», блузка, джемпер) получает индивидуальность, смотрится разнообразно и легко трансформируется по обстоятельствам времени и места. Шанель укрупнила украшения, лишила их привычной ювелирной утонченности. Сделанные из металлов «под золото» и «под серебро», ее знаменитые цепи, как когда-то и стразы, совсем не стремились обманывать. Но их сложные плетения, сочетание блестящих и матовых поверхностей, гибких и круглых, крупных и мелких элементов создавали определенный художественный образ.
|
В 20 веке произошли глобальные изменения в жизни общества, многие устоявшиеся стереотипы стали стираться, и благодаря этому появилась бижутерия. Быть красивыми, носить украшения захотелось очень многим, и это желание было реализовано в замене дорогих ювелирных изделий бижутерией. Как произведение искусства, элитная бижутерия возникла только в 20 веке, благодаря торговому дому Сваровски. Желание общества быть красивыми, носить украшения, впервые было замечено Даниэлем Сваровски. Благодаря своей прозорливости, он стал первым цивилизованным производителем подделок. Сваровски превратил имитацию драгоценных камней в оригинальное, законное, весьма востребованное и выгодное занятие. И бижутерия Сваровски со временем стала символом изящества, красоты и богатства, как некогда ювелирные украшения. Более того, бижутерия Сваровски стала значительно дороже многих драгоценностей, а это уже говорит о том, что предметы бижутерии воспринимаются как настоящие произведения искусства.
Перестав быть драгоценными и ювелирными, украшения, выполненные в больших тиражах, открыли направление - массовая бижутерия. Сегодня бижутерия откликается на стилистическую многоликость, расслаивается, отвечая на разные запросы (и не только в соответствии с кошельком). Она тонко приноравливается к разным жизненным ситуациям и задачам.
|
Создается бижутерия «для вечера" и дневная. А «дневная бижутерия» разделилась на деловую, предназначенную для офисного костюма, и более легкую, всем своим обликом вызывающую образ солнечного дня, отдыха, праздника.
Бижутерия - прекрасная альтернатива украшениям из драгоценных металлов и камней, она предоставляет женщинам неограниченные возможности выглядеть красиво, модно, стильно и современно.
Французы, признанные законодатели мод, считают, что женский образ формируют детали. Так что совершенно неудивительно, что в повседневный обиход бижутерию ввели именно во Франции. Ведь бижутерия (бижу – слово французское и означает оно украшение, но украшение не уникальное, не фамильную драгоценность, в том числе и подделку) - это именно та изюминка, которая способна придать неповторимость вашему облику, рассказать о вашем настроении, мечтах и вкусах. Пьер Карден не раз говорил, что женщине, желающей выглядеть элегантно, просто необходима хорошая бижутерия. Ведь дорогие ювелирные украшения доступны далеко не всем, в отличие от бижутерии. И потом, драгоценности не способны в полной мере удовлетворить стремление человека к переменам, а демократичная бижутерия вполне может соответствовать стремительно меняющимся модным тенденциям. Кроме того, слишком много прекрасных дам, не могут позволить себе столько драгоценностей, сколько хочется...
У нас бывает разное настроение, мы играем в жизни разные социальные роли, по-разному реагируем на окружающий мир. И неудивительно, что со сменой настроения, обстановки, мы любим, меняться сами. Новая прическа, новый макияж, новый костюм и, конечно, бижутерия – прекрасный способ преподносить окружающим сюрпризы. Бижутерия – это украшения для женщины, кредо которой – «Эффектность во всем»!
Можно выделить три основных направления модной бижутерии.
Классическая: копирует натуральные драгоценности – причем, чем точнее, тем выше ее качество (гальваника/способ покрытия недрагоценного метала золотом, серебром или родием/, кристаллы Swarowski, фианиты, цирконы, фарфор, жемчуг).
Этническая: китайские, африканские, индийские, индейские, японские и другие «фолковые» мотивы. Материалы для такой бижутерии используются, как правило, природные: дерево, бисер, перламутр, ракушки, полудрагоценные камни, скорлупа кокоса, семена тропических растений.
Авангардная бижутерия – это высокохудожественные авторские работы, абсолютно самостоятельные, даже не пытающиеся выдать себя за драгоценности. Здесь уже ничто не ограничивает художника в выборе материалов: в ход идет кожа, пластмасса, искусственные смолы, дерево, тафта, ленты, пайетки и тому подобное. Украшение, в котором заключена оригинальная, креативная идея, или украшение, в котором видна ручная работа – иными словами, такое украшение, в которое вложена частица души создателя, может выглядеть, как настоящее произведение искусства.
Словарь предметов бижутерии
БРАСЛЕТ ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение, предназначенное для ношения на запястьях рук.
БРЕЛОК – изделие, подвешиваемое на цепочке к часам, браслетам и др.
БРОШЬ – нагрудное украшение с элементом крепления.
БРОШЬ-ЗАКОЛКА – разновидность броши с элементом крепления в виде иглы, с предохранителем или без него; предназначенная для ношения на одежде.
БУСЫ– шейное украшение в виде различных элементов, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями.
ГАРНИТУР – группа ювелирных украшений или предметов туалета, имеющих единое художественное решение.
ГРИВНА – шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без.
ДИАДЕМА – головное украшение в виде открытой короны с плоским основанием, выполненное со вставками или без них.
ЗАКОЛКА – украшение с элементом крепления, предназначенное для закалывания волос.
ЗАПОНКИ – предмет туалета, состоящий из верхушки, стойки и фиксатора и служащих для соединения петель манжет или воротника.
КЛИПСЫ– разновидность серег с элементом крепления в виде шарнирно-пружинного устройства.
КОЛЬЕ – шейное украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине.
КОЛЬЦО – украшение, предназначенное для ношения на пальце руки.
КУЛОН – шейное украшение в виде подвески в сочетании цепочкой, шнуром или лентой.
МЕДАЛЬОН – шейное украшение в виде полой подвески с открывающимися створками, предназначенное для ношения на цепочке, ленте шнуре.
ОБОДОК – украшение для волос в виде согнутых в полукружье полос или прутков из различных металлов.
Цвет в бижутерии.
Красный цвет быстро привлекает внимание к украшению.
Оранжевый цвет энергии, хотя он менее возбуждающий, чем красный ассоциируется с динамикой, молодежью.
Желтый цвет – это цвет обновления. Это стимулирующий цвет, но не возбуждающий.
Зеленый цвет обычно темный, используется часто: он создает ощущение традиционной элегантности. Он часто сочетается с деревом не очень темных оттенков и освещается золотыми бликами.
Синий цвет воспринимается как успокаивающий, особенно его светлые оттенки.
Темно-синий цвет подходит дорогим тканям, бархату и шелку.
Фиолетовый цвет в тональностях, тяготеющих к красному, он хорошо сочетается и с желтым золотом. В экспозиции украшений с цветными камнями, этот цвет подчеркивает их богатство и великолепие.
Белый цвет достаточно часто используют. Особое предпочтение отдается блестящему белому.
Черный цвет, как и белый, будучи бесцветным, хорошо сочетается с другими цветами. Блестящий черный цвет – это классический цвет.
Серый цвет ассоциируется с жемчугом и перламутром.
Коричневый цвет – цвет солидности, уверенности, конкретности, это цвет
традиционный, привычный. Подчеркивает красоту желтого золота и украшений с цветными камнями. Цвет дерева подчеркивает ценность, редкость и элегантность.