Траты на церковные ритуалы




Для полноты картины рассмотрим посильной ли была плата за крещение и отпевание, для простого крестьянина того времени.

Об этом мы можем узнать из речи депутата III Государственной Думы от Ставропольской губернии, крестьянина села Петропавловское, волостного старшины, трудовика Г.Е. Рожкова, сказанной им на заседании Думы, посвященном обсуждению государственного бюджета в части расходов по Св.Синоду (октябрь 1908 года) - речи по тому времени совершенно необычной: «Я вам скажу, как только человек народился на свет, прежде всего надо дать ему имя, и вот, если только послать бабушку, то она несет к священнику ребенка, и бабушка иначе не идет, как с 10 к. денег и с хлебом — хлебом пшеничным, пирогом этак фунтов в 9 — 10, стоящим копеек 20. И вот, значит, имя стоит 30 — 35 к., окрестить ребенка — от 50 — 90 к. Эти цены я знаю, они существуют в областях Кубанской, Терской и Ставропольской губернии; так как я там жил, это я знаю. Мне очень тяжело, но я не могу не сказать, что творится, когда мы говеем и хотим причаститься; и тут вымогательство: когда вы подходите на исповедь, то вы должны нести в руках свечку и класть 2 — 3 коп. денег (Гулькин с места: Как вам не стыдно?). И вот свечки эти не ставятся к иконам, а кладутся в особый ящик и сдаются ктитору обратно, и за это священник получает деньги. Брак стоит от 8 до 25 р., это — как взглянется самому священнику; а кроме всего этого, когда вы только засватали, вам нужно идти к батюшке, нести бутылку водки, закуски и фунт чаю, а иногда спрашивают такое, что с трибуны я и боюсь говорить. Пособоровать — 3 р. (Гололобов с места: Что это за издевательство! Что за безобразие! Что это такое! Слева шум и голоса: Молчи, Гололобов! Звонок председательствующего).Я говорю только то, что мы переживаем. (Голоса справа: Полегче). Теперь — нам нужно похоронить. Если только нести без священника, священник только отслужит в церкви, то за младенца платить надо 50 к., а за взрослого — 1 р., а если угодно, чтобы священник провожал до церкви и от церкви до кладбища, то от 10 до 20 р. И вот, гг., если только у кого-либо не окажется денег, то я вам должен сказать, сколько приходится перетерпеть всяких оскорблений от священника, как только он ни срамит». Рожкову так и не дали закончить речь. Товарищ председателя III Думы А.Ф. Мейендорф, который вел заседание, лишил слова Рожкова (некоторые депутаты - из трудовиков, социал-демократов, кадетов и пр. - подали протест против этого поступка Мейендорфа). [Е.М. Ярославский, "Мысли Ленина о религии", гл.11. О Клерикализме.] https://leninism.su/books/4262-mysli-lenina-o-religii.html?start=11

Чтобы понять, велики ли или малы были суммы, названные Г.Е. Рожковым, приведем некоторые статистические данные о заработках на сельхоз работах того периода.

В 1901-1905 году поденная оплата (длина рабочего дня 12-14 часов), при хозяйском харчевании наемному работнику в период сева составляла 37 копеек, для работницы 23 копейки. В период сенокоса: оплата работнику 54, работнице 30 копеек. И нужно понимать, что крестьянин жил натуральным хозяйством, а не наемным трудом, а эти копейки мог заработать только в период сева, сенокоса, уборки урожая, когда и в своем хозяйстве "день год кормит".

Работа по найму сезонная, сев, покос, уборка урожая, в это время у крестьянина у самого забот полон рот, и уйти работать по найму, значит рисковать своим собственным урожаем. Чтобы окрестить ребенка работнику нужно два-три дня поработать по найму, чтобы схоронить также два-три дня. Если не работать на стороне, то заработать можно только продажей излишков. Излишки зависели от урожая и др. обстоятельств, - т.е денежный доход был не стабилен. А надо было платить налоги, покупать дрова, керосин, свечи, иногда - чай и сахар, кое-что из обуви и одежды (хотя бы на праздник полагалось не в лаптях и домотканом платье ходить). На случай, если корова или лошадь падет, или надо строиться, да мало ли что... - на это ведь запас нужен. Вот и дорожили каждой копейкой наличных денег. [Источник: Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. СПб. 1910. С.404-407. То же, Пг., 1917. С. 530-533. (А.М. Анфимов)] https://bona-mente.livejournal.com/48783.html

 

Классик русской литературы 19 века Павел Мельников-Печерский в романе «В Лесах» через прямую речь одного из героев так описывает нужду крестьянина в хлебородных районах в наличных деньгах:

«…Хлеба-то вволю, а мужику одним хлебом не изжить, и на то и на другое деньги ему надобны: и соли купить, и дегтю, и топор, и заступ, и серпы, и косы, да мало ль еще чего… У церковников попу надо дать, как с праздным придет, за исповедь, за свадьбы, за крестины, за похороны; винца тоже к празднику надо, а там подати, оброки, разные сборы, и все на чистоган. А чистогана, опричь как хлебом, достать нечем. А хлеб - отвези на базар, верст за двадцать, за тридцать. Сколько тут надо прохарчить, сколько времени эти поездки возьмут, а дороги-то осенью, да и летом, коли много дождей, не приведи Господи! В черноземе-то, как его разведет, телега по ступицу грузнет, лошаденка насилу тащит ее… Чту тут маяты, чту убыток!» [Павел Мельников, «В лесах», том.2, гл.10.]

Пушкин в сказке упрекает церковь в жадности и предупреждает о последствиях. Балда в сказке собрал оброк с чертей, но что это стоило церкви? Поп получил три щелчка, лишившись разума. Можем ли мы увидеть в щелчках народные восстания Разина и Пугачева? А третий щелчок, лишивший попа ума, пророчество революции ХХ века, когда церковный институт уничтожили как класс? Наверное, все же нет, ведь лишение ума и полное уничтожение это разные понятия.

 

Любитель творчества Пушкина может заметить, что Александр Сергеевич был певцом империи и истовым христианином, а значит и к институту церкви должен быть лоялен.

Как отмечает Георгий Федотов, Пушкин всегда был «певцом империи». Он прославлял завоевание русскими Кавказа, во время польского восстания 1830—1831 годов написал проникнутые имперским пафосом стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». По словам Г. Федотова, «начало правды слишком часто в стихах поэта, как и в жизни государства — отступает перед обаянием торжествующей силы»[131]. [131]: Г. Федотов ПЕВЕЦ ИМПЕРИИ И СВОБОДЫ

 

В качестве подтверждения христианских взглядов привести в пример стихотворение «Утопленник». Можно прочитать например, здесь: https://www.culture.ru/poems/4828/utoplennik

Сюжет стихотворения: в рыбацкие сети попал утопленник, а рыбак вместо того, чтобы по христианской традиции предать его земле, отправил покойника плыть дальше по течению реки; и образ этого покойника ежегодно стал являться рыбаку укоряя его в том, что тот не похоронил его.

На эти аргументы, есть у нас контраргумент.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы[43]. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 95

Находясь в ссылке в Михайловском, после подавления восстания декабристов, Пушкин решил вступить с правительством в «лояльные, договорные отношения», чтобы вырваться из Михайловского, покончить с прошлым. По словам Георгия Федотова написав стихотворение «Стансы», Пушкин заключил поэтический договор с Николаем I, предложив ему идеал Петра I[131].

 

В контексте сотрудничества можем рассматривать стихотворение "Утопленник", оно написано в русле догмата христианской церкви, что каждый покойник должен быть погребен. То есть «утопленник написан» по заказу и в интересах церкви, как института поддержки правящего класса. Косвенным подтверждением такого взгляда может послужить срок издания стихотворений; если «Утопленник» был напечатан практически сразу после написания (указать сроки написания и издания), то «Сказка о попе» увидела свет только после смерти поэта и в искажённом виде, где цензура заменила попа на купца (написать сроки написания, издания, издания в подлинном виде). Стихотворения написанные по цензурным правилам издавались без задержек, поэзия раскрывающая истинный взгляд поэта, увидела свет значительно позже, уже после смерти поэта.

Отношения Пушкина с государством и церковью во многом схожи с народным отношением к этим институтам. Народ не имея возможности уклониться от обязательного посещения церкви и сопутствующих платежей, выполнял государственно-церковную волю, но был ли он согласен с церковно-государственной политикой? Обратимся к источникам почерпнутых из книги историка А.В.Пыжикова «Корни сталинского большевизма».

 

 

«Кстати, признание неоднородности российской конфессиональной среды проясняет поток нескончаемых следствий и дознаний о переходе из православия в раскол, материалы которых в немалом количестве содержатся в российских архивах. И дело здесь не в падении нравов или в чем-то подобном, как обычно считалось, просто каждый беспоповец, формально крещенный в РПЦ, по жизни сторонился церкви, периодически навлекая на себя, при неисправной плате попам, доносы об уклонении в раскол, в котором собственно и находился с самого рождения.» [ Фукс В. Записка «Раскол в России», подготовленная для великого князя Константина Николаевича // ГАРФ. Ф. 722 Оп. 1 Д. 549 Л. 346]

 

 

«И.С. Аксаков, участвовавший в обследовании Ярославской губернии, после поездок по уездам и селам был поражен тем, что везде «почти все старообрядцы, да еще, пожалуй, беспоповцы».[ Аксаков И.С. в его письмах II Собрание писем в 3-томах. Т. 2 - Мм 1888-1889 С. 181] Хотя по документам местной администрации все кругом значились православными, да и само население при расспросах с готовностью утверждало принадлежность к синодальной церкви. [Аксаков И.С. в его письмах II Собрание писем в 3-томах. Т. 2 - Мм 1888-1889 С.185]

 

«Московский купец 2-ой гильдии Н.М. Чукмалдинов, родившийся в крестьянской семье близ Тюмени, вспоминал, что в его родном селе Кулаковке большинство населения принадлежало к федосеевскому и филипповскому согласиям (хотя по церковным записям подавляющее большинство числилось православным). Сам Чукмалдинов обучался грамоте у филипповского наставника, к которому его отвели родители. [Чукмалдинов Н.М. Мои воспоминания. 4.1. - СПб., 1899 С. 16] Церковные обряды (крещение, венчание и т.д.) вся эта якобы синодальная паства исполняла только в тех случаях, когда невозможно было от них уклониться, в повседневной же жизни влияние местного духовенства на жителей оставалось практически незаметным. Для священников РПЦ все старообрядцы, значившиеся православными, представляли статью дохода, время от времени оплачивая номинальные пасторские труды.[ Чукмалдинов Н.М. Мои воспоминания. 4.1. - СПб., 1899 С. 16]

 

Писатель Н.П. Белдыцкий в 80-х годах XIX века путешествовал по Чердынскому уезду Пермской губернии. В ходе поездки ему довелось побеседовать с одним из местных сельских священников о. Дмитрием. Тот жаловался на неприязненное отношение со стороны местного населения, в основном состоявшего из приверженцев беспоповского раскола: церковь они посещают неохотно; «стоят без всякого благоговения, а потом смеются»; таинств не признают; к священникам относятся непочтительно, считая их слугами антихриста. На вопрос, что же у них за вера, отвечают: их вера христианская - лучше церковной.[ Белдыцкий ИЛ. В парме II Очерки северной части Чердынского уезда. - Пермь, 1988 С. 363-365,373.]1 Схожая ситуация наблюдалась в Ковровском уезде Владимирской губернии. С середины 1860-х годов там по метрическим книгам значилось лишь 284 старообрядца; этими данными оперировали в своих трудах и современные исследователи. [Монякова O.A. Ковровские старообрядцы и офени: грани взаимоотношений II Старообрядчество: история, культура, современность. - Великий Новгород, 2010 С. 333]2 Однако по признаниям епархиальных священников Ковровского уезда, «прихожане вообще тут ревнители мнимой старины и несмотря на пастырские увещевания, они все знаменуют себя двуперстным перстосложением».[ Церковно-приходская летопись Ковровского уезда Владимирской губернии. Л. 11-12 II Частное собрание настоятеля единоверческого храма г. Куровское Московской области о. Д. Кузнецова.]

 

 

«Русские ведомости» публиковали интересные наблюдения о раскольниках на Вятке. В одном из приходов Вятской губернии насчитывалось 5617 душ, из них раскольников по метрическим книгам - всего 78 человек. Однако, как выяснилось, настоящими православными являются менее 15% населения, да и те, по признаниям местного духовенства, «очень ненадежны».[ Добротворский Н. Раскольничья община на Вятке // Русские ведомости.1884.24 янв.] Основная же масса принадлежит к различным беспоповским толкам («даниловцам», «федосеевцам», «игнатьевцам»). Причем их старообрядческие воззрения самым оригинальным образом перемешаны с элементами суеверия. Объединяющим началом для всех выступает неприятие священства господствующей церкви; богослужебные обряды у них заменены простыми молитвами и чтением книг, причем соответствующие разъяснения по ходу чтения должны делать наставники.[ Добротворский Н. Раскольничья община на Вятке II Русские ведомости. 1884 26 янв. ] Кстати, наставником может быть всякий, обладающий знаниями; его избирает общее собрание. Расколоучителя в повседневной жизни занимают место приходского попа: проводят свои крестины младенцев, хоронят умерших, совершают браки; они пользуются большим уважением, потому что легко находят общий язык с крестьянами. Раскольники высоко чтут государя, но к ближайшему начальству относятся в высшей степени скептически, даже враждебно, величают власти «кровопийцами», «живодерами», «антихристовым семенем» и т.д. [.[ Добротворский Н. Раскольничья община на Вятке II Русские ведомости. 1884 26 янв. ]]

 

Пояснить к чему были вышеприведенные цитаты.

Монополии на сознание людей в рпц никогда не было. Почему признавали себя церковниками? Возможно укоренившийся страх. 12 статей Софьи! Несколько статей привести.

 

Остался неразобранным момент

 

Пушкин неоднократно говорит о веревке, как инструменте, с помощью которого Балда беспокоит чертей, например здесь:

 

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить.

 

здесь:

“Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить”.

 

 

и здесь:

 

«А Балда над морем опять шумит

Да чертям верёвкой грозит.»

 

Веревка – почему мутит море веревкой? Возможный символизм. Веревка – устаревшее ВЕРВЬ – община, и Вервь в значении веревки – есть символ общины и круговой поруки. Веревка символ связи земной жизни и потусторонней. На могильных плитах дониконианского периода распространены мотивы с изображением веревки.

https://gufo.me/dict/dal/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C

например: периметр могильной плиты на снимке из троицко сергиевской лавры:

https://stsl.ru/news/all/v-troitse-sergievoy-lavre-arkheologami-obnaruzheny-ranee-neizvestnye-nadgrobiya

 

Или на могильной плите Годунова:

 

 

 

 

Витая веревка по периметру надгробного камня Годунова.

 

Тот же мотив веревки присутствует в мозаичных орнаментах храмов-склепов древнего Херсонеса.

 

 

На фото на сохранившемся фрагменте напольной мозаики веревка соединяет двух голубей, голуби – символ умерших предков. Примечательно, что голуби находятся внутри веревочного сегмента, т.е. являются неотъемлемой частью верви-общины.

 

Балда веревкой мутил море, беспокоя тем чертей.

Черти по прошлым верованиям это души умерших неестественной смертью, а веревка антагонистический символ родовой общины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: