ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРИПЕТИИ ПЕРВОГО ЭТАПА




На первом этапе американской колониальной истории огромное воздействие на нее оказали такие вехи английской политической истории, как революция 1640-х годов, протекторат Кромвеля 1650-х и реставрация Стюартов 1660-1680-х годах. Возникновение североамериканских колоний зависело непосредственно от политической воли и расположения английского монарха, но наличие единого правового источника их происхождения не помешало развитию в Северной Америке самых разнообразных и порой очень противоречивых тенденций.

Колонизация Нового Света являлась делом частных лиц и групп, получавших соответствующие разрешения от монарха Англии. Различия в социальном облике этих групп и лиц предопределили различие тенденций колонизации. Изначально среди тех, кто осваивал Америку, условно можно выделить три главных типа: акционерные компании буржуазного типа, устремлявшиеся за океан в поисках рынков, прибылей, источников сырья; протестанты, надеявшиеся воплотить на новой родине свои принципы; аристократы, помышлявшие об обширных феодальных владениях. Стартовые возможности всех трех были более или менее равными, но Новый Свет, как быстро выяснилось, благоприятствовал развитию в первую очередь буржуазного типа.

Первое поселение в Северной Америке было основано лондонской Виргинской компанией. В 1607 г. акционеры этой компании основали форт Джеймстаун в пределах территории, получившей название Виргиния. Поначалу делами колонии распоряжались губернаторы и совет, назначенные компанией, и в ней не было самоуправления. Первое представительное собрание, названное Генеральной ассамблеей, было учреждено в 1619 г. и имело целью сделать общественное устройство и жизнь в колонии более привлекательными, в частности стимулировать переезд в нее жителей Старого Света. В ассамблее, ставшей первым в Северной Америке представительным законодательным органом, заседали совместно члены совета и посланники от крупных населенных пунктов.

В том же 1619 г., когда в Виргинии возникло представительное управление, в нее были ввезены и первые черные рабы. Эти два важных, но различающихся по смыслу события, случившиеся в один и тот же год, определили на долгие времена социально-политическую характеристику Виргинии. Власть в колонии, основанная на передовых и редких для того времени представительных началах, сосредоточилась в руках зажиточных поселенцев, в первую очередь землевладельцев, занятых производством табака. Движимые капиталистическим мотивом, виргинские землевладельцы должны были в силу скудости свободной рабочей силы прибегать к использованию труда белых законтрактованных сервентов (договор, заключенный в Старом Свете, превращал сервентов фактически в собственность хозяев на несколько лет), а со временем все больше и черных рабов.

Уверовав в право на представительное управление, виргинцы стали проявлять строптивость в отношениях с английским монархом. В 1635 г. виргинская ассамблея сместила со своего поста губернатора, который с 1625 г. назначался королем. Попытка короля Карла I укротить ассамблею не увенчалась успехом, и в 1639 г. он должен был утвердить губернатором выдвиженца виргинских плантаторов. В 1640-е годы, в период Английской революции, виргинцы сумели расширить полномочия Генеральной ассамблеи. С 1652 г. она сама стала избирать губернатора и членов колониального совета. Реставрация в 1660-е годы Стюартов в Англии вернула власть над Виргинией монархии. Виргинцы, однако, не смирились с утратой привычных прав и весь период Реставрации выказывали непокорность королевской администрации.

В 1676 г. конфликт между У. Беркли, бессменным виргинским губернатором эпохи Реставрации, и жителями колонии перерос в вооруженную схватку. Представители разных слоев виргинского общества, недовольные в первую очередь индейской политикой Беркли, который сдерживал экспансионистские устремления поселенцев, объединились вокруг молодого депутата Генеральной ассамблеи Натаниэла Бэкона. Под давлением восставших ассамблея одобрила "Законы Бэкона", которые наряду с удовлетворением экспансионистских притязаний поселенцев резко ограничивали власть губернатора и расширяли начала представительного правления. Восстание Бэкона было в конечном итоге подавлено, многие его участники казнены. Сам Бэкон умер от лихорадки. Но и корона пошла на уступки: Беркли был смещен с должности, статус Генеральной ассамблеи восстановлен. Восстание показало, что поселенцы готовы были жизнью заплатить за свои интересы и права [3].

Второй тип колоний, основывавшихся протестантами, получил распространение на территории, названной Новой Англией. Переселенцы-протестанты были неоднородны, с самого начала среди них выделились умеренное и демократическое направления, деятельность которых дала неодинаковые результаты. Большей активностью долгое время отличалось умеренное крыло, которое получило от короля право на основание поселения в Северной Америке в 1629 г. Любопытно, что Карл I, правивший в самой Англии деспотично и даже распустивший парламент в том же 1629 г., даровал пуританам-конгрегационалистам хартию весьма демократического содержания. Согласно ей, руководители колонии должны были избираться свободными поселенцами - фрименами, собиравшимися с этой целью на ассамблею, которая получила название Общего собрания. Общее собрание, созывавшееся четыре раза в год, получило также право расширять ряды фрименов, вводить налоги, принимать законы и постановления, способствовавшие благу колонии.

Вооружившись либеральной королевской хартией, группа пилигримов, объединившихся в "Компанию Массачусетской бухты", совершила удачную экспедицию за океан. Вслед за нею последовали другие, а всего с 1630-го по 1643-й г. компания переправила в Массачусетс не менее 20 тыс. человек [4]. Уже во время первой экспедиции губернатор будущей колонии Джон Уинтроп ознакомил переселенцев с основами ее устройства и управления. Есть основания полагать, что он скрыл от них содержание королевской хартии и изложил принципы, соответствовавшие целям конгрегационалистской церкви. Главной целью было создание "града на холме", который бы в полной мере соответствовал Священному писанию. Власть в нем должна была принадлежать священнослужителям, а теми или иными правами могла наделяться только послушная паства. Уинтроп также доказывал, что божеским заповедям соответствовало разделение людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

По прибытию в Массачусетскую бухту Уинтроп и его помощники, составившие магистрат колонии, начали твердо насаждать теократическое управление. Была создана конгрегационалистская церковь, члены которой только и становились полноправными поселенцами. Будучи сама по английским меркам диссидентской, она стала преследовать инакомыслящих - пресвитериан, индепендентов, англикан. Все жители колонии были обложены налогом на ее содержание. Уинтроп и магистрат узурпировали не только религиозную, но также экономическую и политическую власть: попирая хартию, они стали сами вводить налоги, распределять земли, осуществлять назначения на должности.

Недовольные реагировали на попытки утверждения теократического режима по-разному. Часть переселенцев вынуждена была вернуться в Англию, но гораздо больше колонистов вступили в противоборство с Уинтропом. Среди его радикальных противников наибольшую известность приобрели Роджер Уильяме и Энн Хатчинсон.

Священник Роджер Уильяме, прибывший в Массачусетс в 1631 г., решительно осудил Уинтропа и магистрат за попрание свободы вероисповедания, а также потребовал разделения религиозной и светской властей. Уильямса неоднократно изгоняли из Массачусетса, и в конечном итоге он вынужден был со своими сторонниками переселиться в необжитый уголок Новой Англии, где была основана колония Провидено, впоследствии названная Род-Айлендом. Энн Хатчинсон, хозяйка многодетной и весьма зажиточной бостонской семьи, сумела сплотить вокруг себя местных купцов и столь же решительно, как это делал прежде Уильяме, стала критиковать теократический режим. Ортодоксы, однако, смогли в 1637 г. склонить на свою сторону Общее собрание, обвинили Хатчинсон в ереси и изгнали ее из колонии. Хатчинсон с единомышленниками последовали к Роджеру Уильямсу.

Хотя радикальные атаки против теократии не достигали успеха, ортодоксы вынуждены были время от времени сдавать свои позиции. Большинство жителей Массачусетса, будучи людьми более умеренными, нежели Уильяме и Хатчинсон, все же не могли смириться с диктатом Уинтропа и магистрата. В 1632 г. Общее собрание колонии настояло на назначении из своих рядов 16 представителей - по два от каждого поселка - с правом давать советы губернатору и магистрату по вопросам налогообложения. В 1634 г. Общее собрание постановило, что только оно имеет право вводить налоги и распределять землю. Собрание также утвердило норму представительного правления: отныне его участниками становились по два представителя от каждого поселка, при этом они должны были заседать регулярно и только им принадлежало право законотворчества. Уинтропа, недовольного этими решениями, впервые "прокатили" на губернаторских выборах. В 1641 г. Общее собрание одобрило "Свод законов" Массачусетса, который закреплял за местными властями право распоряжения землей, вводил нормы уголовного права и судебной процедуры, резко ограничившие произвол исполнительной власти. Наконец, в 1644 г. Общее собрание создало то, что можно назвать прообразом двухпалатной законодательной власти: отныне члены магистрата и народные избранники должны были заседать раздельно, при этом и те и другие в равной мере обладали правом вето [5].

И все же Массачусетсу не суждено было стать цитаделью американской свободы. Конгрегационалистская церковь сохраняла монопольные и прочные позиции. Уинтроп вновь стал губернатором. Преследование диссидентов продолжалось: печально известной страницей в истории Массачусетса стали "процессы ведьм" конца 1640-х годов. Демократические начала лучше приживались в других, меньших по размерам религиозных поселениях Новой Англии, среди которых первым был Новый Плимут.

Новый Плимут был основан английскими пуританами, которые до того искали религиозного прибежища в Голландии. В 1620 г. группа пуритан-сепаратистов отбыла на корабле "Мэйфлауэр" в Северную Америку. Во время путешествия они заключили и подписали договор об объединении в "гражданский политический организм" с целью создания и соблюдения "справедливых и одинаковых для всех законов". Впоследствии Джон Куинси Адаме, один из первых президентов США, назвал его "возможно единственным в истории человечества примером практического самобытного общественного договора, который до того выступал в качестве законного источника правительства только в воображении философов" [6]. Эта оценка стала общепринятой в Соединенных Штатах, почитающих пуритан-пилигримов в качестве основателей американской демократии и народного суверенитета. Важные события, связанные с деятельностью пуритан-пилигримов, отмечаются в США как национальные праздники. Так, 22 декабря, день их высадки в бухте Новый Плимут, был провозглашен национальным Днем праотцов, или Днем отцов-пилигримов, а четвертый четверг ноября, в который поселенцы Нового Плимута в 1621 г. отмечали сбор первого урожая, был с 1863 г. провозглашен в США национальным Днем благодарения.

В Новом Плимуте с самого начала порядки оказались более демократичными, нежели в колониях, созданных по милости короля или акционерных компаний. Поселенцы сами избирали губернатора и магистрат, на общем собрании посредством прямого волеизъявления принимали различные законоположения и постановления. Общее собрание на уравнительных началах распределяло земельные участки, на которых велось частное хозяйство фермерского типа. Правда, и жители Нового Плимута делились на полноправных поселенцев и сервентов, совершивших переезд в Северную Америку "в долг" и вынужденных отрабатывать контракт до обретения полных прав. Но сервентов в Новом Плимуте было немного, среди фрименов же социальные различия оказывались несущественными.

По образцу Нового Плимута в последующие десятилетия было создано много поселений, расположившихся на территории Род-Айленда и Коннектикута. В 1636 г. Роджер Уильяме и его сторонники, бежавшие из Массачусетса в Род-Айленд, заключили соглашение, схожее с договором, одобренным на "Мэйфлауэр". Подобные же договоры были одобрены поселенцами Портсмута, Ньюпорта, Хартфорда, Уиндзора, Нью-Хевена. Среди американских исследователей образцом общественного договора 1620-1640-х годов признаны "Фундаментальные основы", одобренные в 4639 г. жителями ряда поселков Коннектикута. Согласно им, поселенцы каждый год на общем собрании избирали губернатора и магистрат. Законодательную власть вручали представительному Общему собранию, состоявшему из депутатов, избранных каждым поселением, а также губернатору и магистрату. "Фундаментальные основы" Коннектикута, которые характеризуются авторитетными американскими исследователями как "первый образец современных писаных конституций", могли изменяться и дополняться тем же Общим собранием. Другие решения Общего собрания были также обязательны и неподвластны вето губернатора [8].

Договорное управление поселений Род-Айленда и Коннектикута было долгое время уязвимо по той причине, что не санкционировалось Англией. Только в 1662 и 1663 гг. Род-Айленд и Коннектикут получили хартии от Карла II, признавшего их право на существование. Хартии оставили основы управления двух колоний почти в неприкосновенности. Две эти американские колонии, получившие статус корпоративных, оказались в уникальном положении: в отличие от всех других колоний, они сами избирали как законодательные органы, так и губернаторов. Самоуправление и демократические начала оказались в них наибольшими.

В XVII в. широкое распространение в Северной Америке получили так называемые собственнические колонии, создававшиеся английскими аристократами на основе феодальных дарений Стюартов. Так возникли Мэриленд, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Делавэр, Северная и Южная Каролина (первоначально это была единая колония Каролина) и Джорджия. Основывались они как феодальные маноры с целью извлечения соответствующих поборов и поддержания подобающих политико-правовых норм. Но в действительности их развитие с самого начала пошло противоречиво, феодальные эксперименты нигде не удались, уступая место буржуазным отношениям. Но все же у собственнических колоний было свое лицо, в частности политическое.

Первую собственническую колонию Мэриленд создал лорд Балтимор в 1632 г. Король Карл I наделил его правами полного феодального собственника, хотя и высказал пожелание создать в Мэриленде совещательную ассамблею. Быстро выяснилось, что феодальные порядки в колонии не приживутся. В 1637 г. лорд Балтимор поручил брату Леонарду Калверту, своему наместнику в Мэриленде, создать представительную ассамблею, которая должна была давать тому "совет и согласие" по законодательным вопросам. В годы Английской революции мэрилендская ассамблея упрочила свои позиции: она получила право инициировать законы и стала заседать отдельно от губернаторского совета, представ в качестве "народной палаты". Провалились и попытки ввести в Мэриленде феодальное землепользование: хотя поселенцы и выплачивали лорду фиксированную, то есть в большей степени феодальную, нежели капиталистическую, ренту, они были лично независимы и, если рента оказывалась обременительной, уходили на свободные земли, чтобы заниматься уже чисто фермерским хозяйством. В одном отношении общественные порядки в Мэриленде оказались даже более передовыми, чем в других колониях: поскольку лорд Балтимор был католиком, протестанты не могли утвердить в его владениях свою гегемонию, а должны были проявлять веротерпимость.

В 1662 г. была основана вторая феодальная колония - Каролина, владельцами которой стали восемь фаворитов Карла II. Собственники поручили подготовить "фундаментальную конституцию колонии" не кому иному, как будущему отцу английского либерализма Джону Локку. Локк сделал то, чего от него и ждали: конституция вводила в Каролине социальную и политическую иерархию. Но, как и в Мэриленде, феодальный строй в Каролине не прижился, при наличии в Северной Америке незанятых территорий и более свободных колоний, поселенцы предпочитали объезжать Каролину стороной. Чтобы не опустошить колонию, собственники вынуждены были пойти на уступки, уже известные по опыту Мэриленда.

Самым именитым аристократом, получившим право на колониальное владение, был брат Карла II Яков, герцог Иоркский. Его владение, названное Нью-Йорком, было организовано в соответствии с принципами феодального манора. Наместники Якова на протяжении почти 20 лет, начиная с 1664 г., пытались насаждать в Нью-Йорке "Законы Герцога", как назывался правовой кодекс колонии, но затем и они вынуждены были уступить поселенцам, согласившись на созыв представительного собрания с законодательными полномочиями. В 1685 г. герцог стал новым королем Англии, а его колониальное владение было передано другим феодальным собственникам. Южная часть Нью-Йорка, названная Нью-Джерси, стала самостоятельной колонией собственнического типа.

В 1681 г. была создана еще одна колония собственнического типа, владельцем которой стал Уильям Пенн. Пенсильвания, как была названа эта колония, стала одной из самых либеральных в Северной Америке. Пенн, принадлежавший к секте квакеров, одной из самых веротерпимых в то время, пытался утверждать добрососедские отношения с индейскими племенами. В политической области он больше, чем другие собственники, полагался на принципы представительного правления. В 1682 г. в Пенсильвании была создана двухпалатная законодательная власть: верхняя палата - совет - получила право инициировать законодательные билли, а нижняя - ассамблея -утверждать их. Губернатор, назначавшийся Пенном, располагал тремя голосами в совете, но не имел права вето. В 1694 г. нижняя палата была наделена и правом законодательной инициативы. В 1701 г. уже вся законодательная власть была передана ассамблее. Пенн сохранил за собой только право назначения губернатора. Власть собственника в Пенсильвании в сравнении с другими колониями оказалась минимальной.

Конец XVII в. подвел итог первому крупному периоду в истории североамериканских колоний. Количественно в этот период преобладали колонии, которые формально можно отнести к собственническому типу, но, по сути, во всей Северной Америке буржуазные отношения брали верх над феодальными. Феодальная рента, насаждавшаяся в собственнических колониях, приобретала со временем капиталистические черты, в прочих колониях развивалось свободное землевладение по преимуществу фермерского типа. Во всех колониях пустило корни представительное управление, но в собственнических колониях оно в гораздо большей степени контролировалось и регламентировалось английской аристократией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: