Татьяна Прончищева. Первая полярная путешественница




В литературе ее называют Марией. Она - первая в истории полярная путешественница - стала героиней легенд, стихотворений, романов, кинофильмов, произведений живописи и скульптуры. Создан прекрасный поэтический образ юной женщины, отправившейся в Арктику с любимым мужем и умершей вслед за ним от горя.
В действительности о ней в течение двух с половиной веков не было известно почти ничего. Лишь в 1983 г. установлены основные факты ее биографии и подлинное имя - Татьяна.
Будущая полярная путешественница родилась в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда в семье стряпчего Федора Степановича Кондырева. Мелкопоместный дворянский род Кондыревых известен в тульском крае с 1563 г., когда Иван Грозный пожаловал Ф. А. Кондыреву имение в Алексинском уезде. Отец будущей путешественницы был среди тех соратников Петра I, которые закладывали новую столицу России и строили первые верфи для кораблей молодого Балтийского флота.
В 1712 г. Петр I выделил Федору Кондыреву земли на острове Котлин. После окончания Северной войны царь обязал многих дворян переселить свои семьи на новые земли. В 1721 г. семья Ф. С. Кондырева переехала на постоянное жительство на Котлин. Здесь, рядом с крепостью Кронштадт, Татьяна Кондырева провела часть своей недолгой жизни и познакомилась с будущим мужем.
Василий Васильевич Прончищев (1702 - 1736) родился в мелкопоместной дворянской семье и провел детство неподалеку от Березова - в селе Богимово Калужской губернии, в 12 километрах от Алексина. 13- летним подростком он был определен на учебу в Московскую навигацкую школу. По окончании ее учился в Морской академии в Петербурге, затем служил на Балтике. К 1732 г. штурман В. Прончищев заслужил репутацию опытного Судоводителя. Видимо, в том же году он познакомился в Кронштадте с Татьяной Кондыревой. 20 мая 1733 г. в одной из тульских деревень состоялась их свадьба. Василий Прончищев получил отпуск и "медовый" месяц провел вместе с женой на родине и в Москве. Этот месяц, однако, не был беззаботным - молодой чете предстояло вскоре отправиться в далекую экспедицию.
Еще в январе 1733 г. Василия Прончищева, "лучшего штурмана Кронштадта" (как его аттестовало начальство), включили в список участников Второй Камчатской экспедиции Беринга. Адмиралтейств - коллегия разрешила офицерам взять с собой жен и детей. В дальний путь с Прончищевым отправилась его молодая жена.
Долог оказался путь огромного обоза с людьми, провиантом и снаряжением для будущих кораблей. Лишь в октябре 1734 г., после зимовки в Тобольске, участники экспедиции прибыли в Якутск. Здесь заложили два первых судна - дубель - шлюп и бот. Лейтенант Василий Прончищев был назначен командиром дубель - шлюпа "Якутск". Всю зиму команда работала на строительстве судна. В мае 1735 г. корабль спустили на воду. Инструкция, врученная Прончищеву, предписывала дубель - шлюпу идти "из Якуцка - Леною - рекою до устья, а от устья к западу подле берега морем до Енисейского устья", то есть впервые обогнуть и нанести на карту неведомый тогда Таймыр.
Среди 50 человек, которые 29 июня 1735 г. вышли в опасное плавание на дубель - шлюпе "Якутск", находилась молодая жена капитана. Женщина оказалась на судне "незаконно", вопреки известной морской традиции. Взял ли ее муж с собою самовольно или с разрешения мягкого и уступчивого Беринга, остается загадкой. Во всяком случае жена капитана стала участницей экспедиции неофициально и в документах не числилась - именно поэтому историкам длительное время не удавалось выяснить сведения о ней.
До конца лета 1735 г. дубель - шлюп прошел с инструментальной съемкой 1800 километров вниз по Лене и вышел в Ледовитый океан. Здесь простились со вторым кораблем экспедиции - ботом "Иркутск", получившим задание пройти Беринговым проливом в Тихий океан.
На зимовку встали в устье реки Оленек. Команда благополучно перенесла зимовку, но к весне 1736 г. у некоторых членов экипажа, в том числе у капитана и его жены, обнаружились признаки цинги. Однако Прончищев не придал значения болезни и решил продолжать путь вперед.
Плавание 1736 г. оказалось трудным. Корабль лавировал среди льдов и не раз оказывался под угрозой сжатия. Встречные ветры часто не позволяли идти под парусами, и дубель - шлюп медленно продвигался вперед на веслах. Отсутствие карт, многочисленные мели, встречные течения еще более осложняли плавание. 13 августа сделали первое открытие: у входа в Хатангский залив обнаружили и нанесли на карту неизвестный остров (остров Преображения). От Хатангского залива повернули на север и пошли вдоль берегов таинственного Таймыра. Открытия следовали одно за другим: архипелаг Петра, острова Андрея, Павла, Фаддея, залив Фаддея, архипелаг Комсомольской Правды (названия современные.- Д. Р.).
Утром 19 августа, когда "Якутск" находился у входа в пролив Вилькицкого, путь преградили сплоченные льды. Ветер стих, и полное безветрие создало угрожающее положение: ударил мороз, разводья стали покрываться молодым льдом. Нависла опасность ледового плена. На корабельном совете было решено возвращаться назад.
Разбивая молодой лед баграми и веслами, работая круглые сутки, команда делала отчаянные усилия вырваться из западни. К счастью, на третий день поднялся ветер, он разогнал волну, и "Якутск" под парусами пробился на чистую воду. Попытка встать на зимовку в Хатангском заливе оказалась неудачной: посланные на берег люди принесли неутешительную весть о том, что плавника нет нигде, строить и отапливать жилье нечем. Прончищев решил идти к Оленекскому зимовью.
Состояние командира корабля со дня на день ухудшалось: нервное напряжение и цинга делали свое дело. Иногда он не мог подняться с постели и поручал заботы о судне штурману Семену Челюскину. Жена не отходила от него, но помочь ничем не могла. Цинга подтачивала и ее силы.
28 августа дубель - шлюп вошел в Оленекский залив, но пройти к зимовью не смог, так как дул сильный южный ветер и от сгона воды обмелел фарватер. Превозмогая слабость, Прончищев спустился на ялбот и отправился к берегу искать проход для корабля. Переночевав в зимовье, он утром вернулся на судно, с трудом взобрался на борт и потерял сознание. В восемь часов вечера 29 августа 1736 г. Василий Прончищев, не приходя в сознание, скончался.
Из - за сильного ветра "Якутск" еще несколько дней не мог войти в устье реки Оленек. Лишь 4 сентября штурман Челюскин записал в вахтенном журнале: "Свезли на берег бывшаго лейтенанта Прончищева жену. В исходе 2 часа пополуночи лейтенанта Прончищева положили во гроб и свезли на берег". 6 сентября В. В. Прончищева похоронили на высоком берегу мыса Тумуль.
А через шесть дней, 12 сентября 1736 г., Челюскин записал в журнале: "В начале сего 4 часа пополуночи бывшаго командира дубель - шлюпки Якуцка Прончищева волею божею жена его умре".
Ее похоронили рядом с мужем. На деревянном кресте вырезали славянской вязью имена первопроходцев Арктики супругов Прончищевых.
Могила Прончищевых сохранилась до наших дней. В 1875 г. ее нашел геолог А. Л. Чекановский. В 1893 г. Э. В. Толль, а в 1921 г. Н. И. Евгенов восстанавливали крест. В наши дни могила Прончищевых, рядом с которой находятся полярная станция и поселок Усть - Оленек, бережно охраняется как исторический памятник.

 


Имя первой полярной путешественницы увековечено на карте: в память о ней названа большая бухта на Таймыре. Именем ее мужа названы берег, мыс и озеро на Таймыре, горный кряж между реками Оленек и Анабар.
Как уже говорилось, имя жены Прончищева долгое время оставалось неизвестным. Факт ее участия и смерти в полярной экспедиции был зафиксирован документально лишь записями штурмана С. И. Челюскина в вахтенном журнале "Якутска". Однако в этих записях жена Прончищева не названа по имени. В других документах экспедиции, даже в рапорте Беринга в Петербург о смерти В. Прончищева, она не упоминается совсем.
Не сохранилось имя первой - полярной путешественницы и на могильном кресте.
Имя "Мария" появилось на картах и в литературе в первые годы Советской власти по случайной ошибке картографов. В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту. Надпись "М. Прончищевой" (мыс Прончищевой) была воспринята картографами как "бухта М. Прончищевой". Так это название закрепилось на картах. В 1921 г. к могильному кресту была прибита новая перекладина с надписью: "Памяти славного Прончищева и его жены Марии. Ленек, гидрограф, эксп. 1921 г."
В 1976 г. автор этих строк на основе анализа архивных документов и литературы XVIII - XX вв. пришел к выводу, что имя "Мария" - результат случайной ошибки.
В 1983 г. студент Московского университета В. Богданов по документам Центрального государственного архива древних актов установил подлинное имя первой полярной путешественницы и основные факты ее биографии до отправления в экспедицию. Открытие зарегистрировано Географическим обществом Союза ССР.

 

(Реконструкция внешности Василия и Татьяны Прончищевых, сделанная на основе слепков черепов)

Подвиг Василия и Татьяны Прончищевых навеки вписан в историю полярных исследований. Еще в прошлом веке участник экспедиции Чекановского З. Венгловский писал в своих записках: "... Чекановский в отчете об экспедиции на Оленек, прочитанном на заседании Географического общества в Петербурге, сердечными словами почтил память героев экспедиции Прончищева. Он указал, что для последующих поколений должно быть святым долгом водрузить над могилой погибших памятник взамен деревянных крестов, сколоченных из корабельных досок. Сбудутся ли пожелания Чекановского? Неизвестно. Но несомненно, что с тех пор, как в анналы полярных исследований внесены заслуги супругов Прончищевых, их героизму и благородной самоотверженности воздвигнут вечный памятник, который сохранит их имена в веках и будет прочнее любого памятника, даже отлитого из бронзы".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: