1. Выписать исходные данные (приложение 1).
2. Определить объем бункера, ширину захвата жатки, удельный вес культуры (приложение 3, 4).
3. Рассчитать путь, за который намолачивается один бункер зерна, м:
, (1)
где γ0 - удельный вес зерна, кг/м3;
VБ - объем бункера, м3;
ВР - рабочая ширина захвата жатки, м;
U - урожайность зерна, ц/га;
4. Рассчитать количество проходов (гонов) комбайна, необходимых для заполнения одного бункера зерном:
. (2)
5. Рассчитать количество бункеров зерна, намолачиваемых комбайном
за один круг (2L):
. (3)
6. По полученным величинам nП и nБ определить количество мест выгрузки (таблица 1) и дать схему их расположения с указанием размеров поля, расстояния до разгрузочных магистралей и т.д.
7. Сделать вывод о построении уборочно-транспортного комплекса с описанием порядка работы зерноуборочных комбайнов и транспортных средств.
Практическое занятие 3.
Расчет рационального состава уборочно-транспортных звеньев
За основу расчета берется равенство производительности звена комбайнов и звена транспортных средств при наименьших простоях техники и максимальной загрузке транспорта. Количество комбайнов в звене принимают в пределах 3...7 единиц одной марки и рассчитывается по количеству бункеров зерна, которое сможет войти в кузов транспортного средства, а также по времени отсутствия транспортного средства на поле и графику согласованности работы уборочных и транспортных средств.
Расчет технологических и транспортных звеньев для различных способов транспортного обеспечения уборки зерновых культур ведется по одной методике, различными будут лишь составляющие времени рейса транспортных средств.
Порядок расчета
1. Согласно варианту задания выписать и определить исходные данные (приложение 2, таблицы 1, 2, 3):
- марка комбайна и транспортного средства;
- урожайность культуры;
- расстояние от тока до поля 1 ге;
- объем бункера VБ, рабочая скорость VPK и рабочая ширина захвата жатки комбайна ВР, коэффициент технической готовности комбайна КгК;
- грузоподъемность транспортного средства q, объем кузова VA, площадь платформы SПЛ, скорость движения с грузом VТ и без груза VХ, коэффициент технической готовности транспортного средства КгТ.
Рабочая ширина захвата жатки, м, определяется по выражению:
ВР = 0,96 ВК, (4)
где ВК - конструктивная ширина захвата жатки.
Максимально возможная рабочая скорость, км/ч, зерноуборочного комбайна по пропускной способности молотилки определяется по выражению:
, (5)
где qM - пропускная способность молотилки комбайна, кг/с;
с - отношение урожайности соломы к урожайности зерна
Фактическая скорость движения комбайна не может превышать 6...7 км/ч.
В зависимости от сорта, метеорологических условий отношение урожайности соломы к урожайности зерна изменяется в широких пределах и может быть принято согласно приложению 5.
2. Определить количество бункеров зерна, которые могут войти в кузов транспортного средства:
, (6)
где q - грузоподъемность транспортного средства (включая кузов и прицепы), т;
γо - объемный вес зерна, т/м3.
Количество бункеров округляем до целого числа в меньшую сторону. Допускается превышение номинальной грузоподъемности транспортного средства до 10%.
3. Проверить фактически перевозимый груз по высоте наращенных бортов транспортного средства:
GФ = m VБ γ0 , т. (7)
Максимальная масса зерна, т, которая может войти в кузов при наращенных бортах:
GH = SПЛ hБ γ0, (8)
где SПЛ - площадь платформы кузова автомобиля и прицепа, м2;
hБ - максимально возможная высота наращенных бортов, м;
hБ = 3 - hПЛ, (9)
где hПЛ - высота платформы кузова, м.
Если GФ > GН, то количество бункеров зерна, которое может войти в кузов транспортного средства, необходимо уменьшить:
GФ ≤ GH. (10)
4. Определить коэффициент использования грузоподъемности
транспортного средства:
. (11)
5. Определить время загрузки транспортного средства зерном (время нахождения транспортного средства на поле), ч.
Данное время (составляющая времени цикла транспортного средства) рассчитывается по разным выражениям в зависимости от способа транспортного обеспечения.
При прямых перевозках
tП = m (tПОД + tВ), (12)
где tПОД - время подъезда к комбайну, tПОД = 0,05...0,07 ч;
tB - время выгрузки бункера, tB = 0,025...0,035 ч;
При комбитрейлерном способе
tП = tУ + m (tПОД + tВ)+tСП, (13)
где tУ - время установки порожних прицепов, tУ=0,05...0,12 ч;
tСП - время составления поезда, tСП = 0,1...0,15 ч;
При порционном способе с использованием оборотных прицепов
tП = tУ + tПО, (14)
где tУ - время установки порожних прицепов на разгрузочной магистрали, tУ=0,08...0,12 ч;
tПО - время агрегатирования оборотных прицепов, tПО = 0,1...0,15 ч;
При порционном способе с использованием бункеров-перегружателей
tП = tПОД + tА, (15)
где tПОД - время подъезда к бункеру-перегружателю, tПОД = 0,05...0,07 ч;
tА – время загрузки автомобиля (транспортного средства), ч;
, (16)
где WБП - производительность шнеков бункера-перегружателя, WБП = 120 … 160, т/ч.
6.Определить время движения с грузом, ч:
, (17)
где lге - расстояние от поля до тока, км;
VT – среднетехническая скорость движения транспортного средства, км/ч.
7. Определить время движения порожнего транспортного средства, ч:
, (18)
где VХ – скорость холостого хода транспортного средства, км/ч
Скорость движения автомобиля с грузом принимается в зависимости от группы дорог (приложение 6). Скорость движения без груза может быть принята в пределах 45...60 км/ч в зависимости от состояния сельских дорог и вида транспортного средства. Скорость движения трактора с грузом может быть принята в пределах 20...25 км/ч, без груза - 25...35 км/ч.
8. Определить время рейса транспортного средства, ч:
tРЕЙС = tП + tГ + tР + tХ, (19)
где tР - время пребывания транспортного средства на току (взвешивание, разгрузка, оформление документов), tp=0,05...0,08 ч.
9. Определить производительность транспортного средства, т/ч:
, (20)
где КгТ - коэффициент технической готовности транспортного средства.
10.. Определить производительность комбайна, т/ч:
WК = 0,l ВР VР U τ КГК, (21)
где КГК - коэффициент технической готовности комбайна;
τ - коэффициент использования времени смены;
U - урожайность культуры, т/га.
11. Определить время цикла работы комбайна, ч:
tЦК = tВ + tБ, (22)
где tВ - время выгрузки бункера, ч;
tБ - время наполнения бункера зерном, ч;
. (23)
12. Рассчитать необходимое количество комбайнов в звене.
Количество комбайнов в звене (NK, шт.) можно рассчитать по количеству бункеров зерна, которое намолотит комбайн за время отсутствия транспортного средства на поле:
. (24)
Количество комбайнов в звене (NK) принимается кратным числу N в пределах 3...7 единиц.
. (25)
13. Определить количество транспортных средств в звене, шт.:
. (26)
Количество транспортных средств округляем до целого числа в большую сторону.
14. Комплектование звеньев осуществляется исходя из обеспечения максимальной согласованности по производительности уборочных и транспортных агрегатов.
15. При работе комбитрейлерным способом определить количество тракторов МТЗ (или Т-150К) для загрузки оборотных прицепов:
, (27)
где tЗ - время загрузки оборотных прицепов, ч;
tЗ = К m (tПОД + tВ) + tСП, (28)
где К - количество прицепов в составе автопоезда, шт.
Количество тракторов округляем до целого числа в большую сторону.
16. Сделать вывод о составе уборочных и транспортных звеньев и порядке их работы.
Приложение 1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К ЗАНЯТИЮ 2
№ вар-та | Культура | Урожай- ность,ц/га | Длина гона, м | Марка жатки | Марка комбайна | Способ уборки |
пшеница | ЖНС-6-12 | СК-5А | 2 – фазн. | |||
- | СК-5А | 1 - фазн. | ||||
- | Енисей 1200 | 1 - фазн. | ||||
ЖНС-6-12 | Енисей 1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖРВ-4,2 | Енисей 1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
- | Дон-1500 | 1 - фазн. | ||||
ячмень | - | Енисей 1200 | 1 - фазн. | |||
ЖВН-6 | Енисей-1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | СК-5А | 2 – фазн. | ||||
ЖРВ-4,2 | СК-5А | 2 – фазн. | ||||
- | СК-5А | 1 - фазн. | ||||
- | Дон-1500 | 1 - фазн. | ||||
ЖВР-10 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
овес | ЖВН-6 | СК-5А | 2 – фазн. | |||
- | СК-5А | 1 - фазн. | ||||
- | Енисей 1200 | 1 - фазн. | ||||
ЖРВ-4,2 | Енисей 1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖВР-10 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
ЖНС-6-12 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
- | Дон-1500 | 1 - фазн. | ||||
гречиха | ЖВН-6 | СК-5А | 2 – фазн. | |||
ЖНС-6-12 | СК-5А | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | СК-5А | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | Енисей 1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖНС-6-12 | Енисей 1200 | 2 – фазн. | ||||
ЖНС-6-12 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | Дон-1500 | 2 – фазн. | ||||
ЖВН-6 | СК-5А | 2 – фазн. | ||||
ЖНС-6-12 | Дон-1500 | 2 – фазн. |
Приложение 2
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К ЗАНЯТИЮ 3
Таблица 1
Отвозка зерна от комбайнов способом «Прямые перевозки»
Вариант | Культура | Урожайность, ц/га | Расстояние до поля, км | Марка комбайна | Марка автомобиля | Коэфф. технической готовности | |
Комбай-на, КГК | Автомо-биля, КГА | ||||||
пшеница | СК-5А | ЗИЛ | 0,87 | 0,93 | |||
Д-1500 | КамАЗ | 0,94 | 0,90 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,91 | 0,75 | ||||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,89 | 0,84 | ||||
I8 | СК-5А | КамАЗ | 0,85 | 0,91 | |||
гречиха | Д-1200 | ЗИЛ | 0,90 | 0,95 | |||
Д-1500 | ЗИЛ | 0,93 | 0,84 | ||||
СК-5А | ЗИЛ | 0,87 | 0,87 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,89 | 0,91 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,91 | 0,82 | ||||
овес | Д-1200 | КамАЗ | 0,93 | 0,94 | |||
СК-5А | ЗИЛ | 0,93 | 0,91 | ||||
СК-5 | КамАЗ | 0,86 | 0,95 | ||||
Д-1500 | ЗИЛ | 0,92 | 0,88 | ||||
Е-1200 | ЗИЛ | 0,90 | 0,93 | ||||
горох | Д-1500 | КамАЗ | 0,90 | 0,88 | |||
Е-1200 | ЗИЛ | 0,85 | 0,94 | ||||
Д-1200 | КамАЗ | 0,94 | 0,91 | ||||
Д-1200 | КамАЗ | 0,91 | 0,95 | ||||
СК-5А | ЗИЛ | 0,89 | 0,90 | ||||
ячмень | Д-1500 | КамАЗ | 0,83 | 0,93 | |||
Д-1500 | КамАЗ | 0,95 | 0,90 | ||||
СК-5А | КамАЗ | 0,91 | 0,91 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,87 | 0,93 | ||||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,88 | 0,83 | ||||
вика | СК-5 | ЗИЛ | 0,89 | 0,94 | |||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,93 | 0,94 | ||||
Д-1200 | КамАЗ | 0,95 | 0,89 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,97 | 0,90 | ||||
Е-1200 | КамАЗ | 0,97 | 0,90 |
Таблица 2
Отвозка зерна энергонасыщенными тракторами К-701 с оборотными тракторными прицепами типа 2-ПТС-9+3-ПТС-12
.Вариант | Культура | Урожайность, ц/га | Расстояние до поля, км | Марка комбайна | Коэфф. технической готовности | |
Комбайна, КГК | Автомобиля, КГА | |||||
ячмень | Д-1500 | 0,83 | 0,93 | |||
Д-1500 | 0,85 | 0,90 | ||||
СК-5А | 0,81 | 0,91 | ||||
Е-1200 | 0,87 | 0,93 | ||||
Д-1200 | 0,88 | 0,83 | ||||
вика | СК-5А | 0,79 | 0,94 | |||
Д-1200 | 0,83 | 0,94 | ||||
Д-1200 | 0,75 | 0,89 | ||||
Е-1200 | 0,87 | 0,90 | ||||
Е-1200 | 0,81 | 0,93 | ||||
горох | Д-1500 | 0,90 | 0,88 | |||
Е-1200 | 0,85 | 0,94 | ||||
Д-1200 | 0,84 | 0,91 | ||||
Д-1200 | 0,81 | 0,95 | ||||
СК-5А | 0,79 | 0,90 | ||||
пшеница | СК-5А | 0,87 | 0,93 | |||
Д-1500 | 0,84 | 0,90 | ||||
Е-1200 | 0,91 | 0,75 | ||||
Д-1200 | 0,89 | 0,84 | ||||
СК-5А | 0,85 | 0,91 | ||||
овес | Д-1200 | 0,83 | 0,94 | |||
СК-5А | 0,83 | 0,91 | ||||
СК-5А | 0,86 | 0,95 | ||||
Д-1500 | 0,82 | 0,88 | ||||
Е-1200 | 0,90 | 0,93 | ||||
гречиха | Д-1200 | 0,80 | 0,95 | |||
Д-1500 | 0,83 | 0,84 | ||||
СК-5А | 0,87 | 0,87 | ||||
Е-1200 | 0,89 | 0,91 | ||||
Е-1200 | 0,91 | 0,82 |
Таблица 3
Отвозка зерна от комбайнов с использованием бункеров-перегружателей
Вариант. | Культура | Урожайность, ц/га | Расстояние до поля, км | Марка комбайна | Марка автомобиля | Коэфф. технической готовности. | |
Комбай-на, КГК | Автомо-биля, КГА | ||||||
горох | Д-1500 | КАМАЗ | 0,87 | 0,93 | |||
Е-1200 | ЗИЛ | 0,94 | 0,90 | ||||
Д-1200 | К-701 | 0,91 | 0,75 | ||||
Д-1200 | МТЗ-82 | 0,89 | 0,84 | ||||
СК-5А | Т-150К | 0,85 | 0,91 | ||||
пшеница | СК-5А | МТЗ-80 | 0,90 | 0,95 | |||
Д-1500 | КАМАЗ | 0,93 | 0,84 | ||||
Е-1200 | КАМАЗ | 0,87 | 0,87 | ||||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,89 | 0,91 | ||||
СК-5А | Т-150К | 0,91 | 0,82 | ||||
ячмень | Д-1500 | К-701 | 0,93 | 0,94 | |||
Д-1500 | К-701 | 0,93 | 0,91 | ||||
СК-5А | ГАЗ-53Б | 0,86 | 0,95 | ||||
Е-1200 | МТЗ-82 | 0,92 | 0,88 | ||||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,90 | 0,93 | ||||
вика | СК-5А | Т-150К | 0,90 | 0,88 | |||
Д-1200 | ЗИЛ | 0,85 | 0,94 | ||||
Д-1200 | КАМАЗ | 0,94 | 0,91 | ||||
Е-1200 | КАМАЗ | 0,91 | 0,95 | ||||
Е-1200 | ЗИЛ | 0,89 | 0,90 | ||||
гречиха | Д-1200 | К-701 | 0,83 | 0,93 | |||
Д-1500 | КАМАЗ | 0,95 | 0,90 | ||||
СК-5А | Т-150К | 0,91 | 0,91 | ||||
Е-1200 | МТЗ-82 | 0,87 | 0,93 | ||||
Е-1200 | КАМАЗ | 0,88 | 0,83 | ||||
овес | Д-1200 | К-701 | 0,89 | 0,94 | |||
СК-5А | ЗИЛ | 0,93 | 0,94 | ||||
СК-5А | МТЗ-80 | 0,95 | 0,89 | ||||
Д-1500 | К-701 | 0,97 | 0,90 | ||||
Е-1200 | ЗИЛ | 0,97 | 0,90 |
Приложение 3
Характеристика зерноуборочных комбайнов
Марка комбайна | Пропускн. способн., кг/с | Объем бункера, м3 | Ширина захвата жатки, м | Мощность двигателя, кВт | Масса комбайна, т |
Енисей 1200 | 4,5 | 6,0 | 9,4 | ||
Дон-1200 | 6,0 | 7,0 | 11,5 | ||
Дон-1500 | 6,0 | 8,6 | 12,8 | ||
СК-5А | 3,0 | 4,1…5,0 | 7,8 |
Приложение 4
Удельный вес семян, кг/м3
Пшеница | Овес | Ячмень | Гречиха | Горох | Вика |
680...750 | 550..570 | 650...750 | 590...650 | 750...800 | 840...850 |
Приложение 5
Отношение урожайности соломы к зерну (с)
Пшеница | Овес | Ячмень | Гречиха | Горох | Вика |
1,1…1,4 | 1,3…1,5 | 1,3…1,6 | 1,2…1,5 | 1,2…1,5 | 1,2…1,8 |
Приложение 6
Среднетехническая скорость автомобиля в зависимости от групп дорог*, км/ч
Группа дорог | |||
Скорость, км/ч |
*
- к первой группе относятся дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтированные, брусчатые и т.д.);
- ко второй группе относятся дороги с твердым покрытием (булыжные, щебенчатые, гравийные и т.д.);
- к третьей группе относятся дороги грунтовые естественные.
Приложение 7
Характеристика транспортных средств
Марка трактора, автомобиля | Марка прицепа | Номинальная грузоподъемность, т | Объем кузова м3 | Высота платформ, м | Площадь кузова, м2 |
МТЗ-80 | 2-ПТС-4 | 5,0 | 1,3 | 9,2 | |
МТЗ-82 | 2-ПТС-6 | 6,4 | 1,34 | 9,2 | |
Т-150К | 2ПТС-9 | 1,4 | 11,6 | ||
ОЗТП8572 | 1,4 | 11,6 | |||
К-701 | З-ПТС-12 | 1,4 | 17,0 | ||
ОЗТП8573 | 14,5 | 1,4 | 17,0 | ||
ГАЗ-53Б | 3,55 | 5,0 | 1,3 | 7,7 | |
САЗ-3507 | 4,2 | 5,0 | 1,3 | 7,7 | |
ЗИЛ-45022 | 5,8 | 3,8 | 1,34 | 6,5 | |
ЗИЛ-554 | 5,5 | 6,0 | 1,37 | 7,6 | |
КамАЗ-55102 | 8,0 | 1,45 | 12,3 | ||
Урал-5557 | 8,3 | 1,58 | 9,0 | ||
Полуприцеп | ОдА39557 | 1,4 | 28,4 | ||
Полуприцеп | МА35205 | 1,45 | 30,0 | ||
Автоприцеп | ГКБ-8527 | 7,7 | 1,4 | 9,4 | |
Автоприцеп | ГКБ-8551 | 7,9 | 1,4 | 9,4 | |
Автоприцеп | ПСБ-819 | 6,4 | 1,4 | 8,8 | |
Автоприцеп | ПСБ-8536 | 4,6 | 5,8 | 1,35 | 8,2 |
Автоприцеп | ГКБ-8535 | 5,5 | 7,0 | 1,35 | 9,0 |
Окунев Геннадий Андреевич
Маринин Сергей Павлович
Методические указания по курсу эксплуатации МТП