ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНДРОНИКА, АРХИЕПИСКОПА ПЕРМСКОГО




Свя­щен­но­му­че­ник Ан­д­ро­ник ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле По­вод­не­во Мыш­кин­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Ге­ор­ги­е­ви­ча Ни­коль­ско­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Вла­ди­ми­ром. Дед его, Ге­ор­гий Гав­ри­ло­вич Ни­коль­ский, был свя­щен­ни­ком в хра­ме се­ла Кня­же­во Мыш­кин­ско­го уез­да. Отец, Алек­сандр Ге­ор­ги­е­вич, слу­жил с 1867 го­да пса­лом­щи­ком в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме се­ла По­вод­не­во, ему ис­пол­нил­ся то­гда два­дцать один год; впо­след­ствии он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой же церк­ви.
В По­вод­не­во в то вре­мя бы­ло око­ло со­ро­ка до­мов, в ко­то­рых про­жи­ва­ло око­ло двух­сот пя­ти­де­ся­ти жи­те­лей, а весь при­ход со­сто­ял из во­сем­на­дца­ти де­ре­вень с ты­ся­чью при­хо­жан. На­сто­я­те­лем Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма был свя­щен­ник Петр Бо­го­слов­ский, ко­то­рый ока­зал зна­чи­тель­ное вли­я­ние на ма­лень­ко­го Вла­ди­ми­ра. Отец Петр ча­сто по­се­щал до­ма сво­их при­хо­жан; при­гла­шен­ный со­вер­шить в том или ином до­ме тре­бу, он тут же про­ве­рял де­тей, на­сколь­ко они зна­ют мо­лит­вы, ес­ли те их не зна­ли и неис­прав­но по­се­ща­ли храм, он де­лал им за­ме­ча­ние, но тут же и учил, как мо­лить­ся, а ро­ди­те­лей учил, как вос­пи­ты­вать де­тей хри­сти­а­на­ми. Он бе­се­до­вал с при­хо­жа­на­ми как отец с детьми, и эта бе­се­да остав­ля­ла в их ду­шах бо­лее глу­бо­кий след, чем ска­зан­ная в тор­же­ствен­ной об­ста­нов­ке крас­но­ре­чи­вая про­по­ведь. У свя­щен­ни­ка был столь боль­шой ав­то­ри­тет, что ни од­но­го де­ла при­хо­жане не на­чи­на­ли без его бла­го­сло­ве­ния, а уж бла­го­сло­вив­шись, со­вер­ша­ли де­ло со спо­кой­ной со­ве­стью, как пе­ред Бо­гом.
В 1880 го­ду Вла­ди­мир по­сту­пил в Уг­лич­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а по окон­ча­нии его в 1885 го­ду – в Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1891 го­ду он окон­чил се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Сра­зу же по по­ступ­ле­нии, по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го он изъ­явил же­ла­ние при­нять мо­на­ше­ство – слу­чай в те вре­ме­на неча­стый, сви­де­тель­ство­вав­ший о боль­шой ре­ши­мо­сти и твер­до­сти ха­рак­те­ра юно­ши. 31 июля 1893 го­да, пе­ред днем его рож­де­ния, в хра­ме Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии во вре­мя все­нощ­ной по­сле ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия рек­тор ака­де­мии ар­хи­манд­рит Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) по­стриг его в мо­на­ше­ство и на­рек ему имя Ан­д­ро­ник в честь пре­по­доб­но­го Ан­д­ро­ни­ка, уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го[1].
При по­стри­ге ар­хи­манд­рит Ан­то­ний ска­зал ему: «По­чи­тай се­бя сто­я­щим над про­па­стью или ви­ся­щим над нею на про­тя­ну­том свер­ху вер­вии и гром­ко взы­ва­ю­щим о по­мо­щи к Со­вер­ши­те­лю на­ше­го спа­се­ния. Дни ду­хов­ных вос­тор­гов и ча­сы сла­дост­ных со­зер­ца­ний пусть не от­де­ля­ют от те­бя мыс­ли о пред­сто­я­щей опас­но­сти; пусть не ввер­га­ют те­бя в по­сле­ду­ю­щие ча­сы и дни в са­мо­уве­рен­ную бес­печ­ность, но, на­про­тив, да снаб­жа­ют они те­бя си­лою и но­вым по­дви­гом... Пусть и эти пер­вые дни... осла­бят вра­га со­вер­шен­но, укре­пив те­бя да­ра­ми Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, и наи­па­че бла­го­да­ти сми­ре­ния, дабы эти свя­щен­ные да­ры, раз­да­ва­е­мые за­тем Бо­гом через тру­ды твои мно­гим и мно­гим, ни­ко­гда не над­ме­ва­ли те­бя, но лишь пре­ис­пол­ня­ли серд­це твое лю­бо­вью к лю­дям и про­слав­ле­ни­ем Ис­ку­пи­те­ля, дабы не по на­зва­нию толь­ко, но и на са­мом де­ле яв­лял­ся ты но­си­те­лем об­ра­за ан­ге­лов, все­гда со­слу­жа­щих спа­се­нию лю­дей и вос­пе­ва­ю­щих во ве­ки Твор­ца»[2]. 6 ав­гу­ста то­го же го­да мо­нах Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на[3].
Во вре­мя ка­ни­кул по­сле окон­ча­ния 3-го кур­са иеро­ди­а­кон Ан­д­ро­ник и ин­спек­тор ака­де­мии ар­хи­манд­рит Сер­гий (Стра­го­род­ский) бы­ли на­прав­ле­ны в Са­мар­скую гу­бер­нию для ле­че­ния ку­мы­сом. Здесь они ча­сто об­суж­да­ли, что из се­бя пред­став­ля­ет мис­си­о­нер­ское слу­же­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, и в част­но­сти в Япо­нии. Ар­хи­манд­рит Сер­гий имел к то­му вре­ме­ни лич­ный опыт мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти в этой стране, так как с 14 июня 1890 го­да по 9 ав­гу­ста 1893 го­да со­сто­ял чле­ном Япон­ской ду­хов­ной мис­сии[4] в непо­сред­ствен­ном под­чи­не­нии гла­ве Мис­сии епи­ско­пу Ни­ко­лаю[a].
В 1895 го­ду иеро­ди­а­кон Ан­д­ро­ник окон­чил Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и 22 июля то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра в Ку­та­ис­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию[5]. Через год он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем, а за­тем ин­спек­то­ром Алек­сан­дров­ской мис­си­о­нер­ской се­ми­на­рии[6].
Се­ми­на­рия на­хо­ди­лась в ме­стеч­ке Ар­дон на Се­вер­ном Кав­ка­зе в Осе­тии. Усер­ди­ем ее ос­но­ва­те­лей и устро­и­те­лей она ско­ро при­об­ре­ла сре­ди кре­стьян-осе­тин по­ло­жи­тель­ную ре­пу­та­цию про­све­ти­тель­ско­го учре­жде­ния, вос­пи­ты­ва­ю­ще­го де­тей в твер­дых пра­ви­лах нрав­ствен­но­сти. Отец Ан­д­ро­ник пи­сал о ней впо­след­ствии: «Се­ми­на­рия там име­ет зна­че­ние рас­сад­ни­ка пра­во­сла­вия и про­све­ще­ния на всю Осе­тию. Пре­дан­ный де­лу и муд­рый ее ос­но­ва­тель ар­хи­манд­рит И<оанн (Алек­се­ев)>[7] так пре­крас­но по­ста­вил се­ми­нар­ское де­ло, что те­перь, через де­сять лет ос­но­ва­ния, се­ми­на­рия со­вер­шен­но из­ме­ни­ла все ли­цо зем­ли Осе­тин­ской. Из се­ми­на­рии вы­хо­дят пре­крас­ные учи­те­ля и свя­щен­ни­ки, с рев­но­стью на­саж­да­ю­щие сло­во ис­ти­ны. И те­перь бед­ные осе­ти­ны, преж­де не имев­шие по­ня­тия ни о шко­ле, ни о Церк­ви, те­перь са­ми на по­след­ние гро­ши за­во­дят шко­лы, пла­тят жа­ло­ва­нье учи­те­лям, ста­ра­ют­ся стро­ить хра­мы; от­па­дав­шие от Церк­ви в ма­го­ме­тан­ство или про­сто осла­бев­шие по­сте­пен­но воз­вра­ща­ют­ся... Ар­дон­ская се­ми­на­рия яви­лась дей­стви­тель­но све­том для Осе­тии... Я с лю­бо­вью пре­дал­ся это­му де­лу: вес­ной разъ­ез­жал... по шко­лам, те­перь уже мно­го­чис­лен­ным, и на де­ле ви­дел жаж­ду и усер­дие осе­тин к воз­ро­див­ше­му­ся цер­ков­но­му де­лу»[8].
В 1896 го­ду же­ла­ю­щих учить­ся в се­ми­на­рии бы­ло во мно­го раз боль­ше, чем она мог­ла при­нять. Без­услов­ное до­ве­рие кре­стьян к мис­си­о­не­рам, жаж­да хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния, по­все­днев­ное об­ще­ние с эти­ми про­сты­ми людь­ми на их ро­дине сре­ди цве­ту­щих лу­гов и паст­бищ – все это до­став­ля­ло мо­ло­до­му пре­по­да­ва­те­лю огром­ную ра­дость. Ве­ли­кое сча­стье пас­тыр­ски по­тру­дить­ся сре­ди жаж­ду­ще­го хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния на­ро­да, ко­гда мож­но на­де­ять­ся, что при бес­ко­рыст­ном мис­си­о­нер­ском слу­же­нии про­стые серд­ца от­зо­вут­ся на при­зыв сло­ва Бо­жия. Об­ще­ние с кре­стья­на­ми дей­ство­ва­ло на мо­ло­до­го пас­ты­ря вдох­нов­ля­ю­ще, а сре­ди кре­стьян­ских де­тей он сам ста­но­вил­ся ре­бен­ком. И он уже ду­мал про­жить в этом ме­сте всю жизнь, усерд­но тру­дясь на ни­ве на­род­но­го про­све­ще­ния. Но все сло­жи­лось ина­че.
В 1895 го­ду ар­хи­манд­рит Сер­гий (Стра­го­род­ский), на­зна­чен­ный на­сто­я­те­лем по­соль­ской церк­ви в Афи­нах, всту­пил в пе­ре­пис­ку с епи­ско­пом Ни­ко­ла­ем (Ка­сат­ки­ным), вы­ра­зив же­ла­ние сно­ва от­пра­вить­ся мис­си­о­не­ром в Япо­нию, хо­тя, как он пи­сал, и «не при­шел к окон­ча­тель­но­му ре­ше­нию под вли­я­ни­ем со­ве­тов раз­ных лиц»[9]. 18 мая 1896 го­да епи­скоп Ни­ко­лай на­пи­сал ар­хи­манд­ри­ту Сер­гию, со­ве­туя «оста­вить мысль о слу­же­нии здесь, ибо нет у него мис­си­о­нер­ско­го при­зва­ния – по все­му вид­но»[10]. Од­на­ко, вла­ды­ка все же на­пи­сал обер-про­ку­ро­ру Свя­тей­ше­го Си­но­да По­бе­до­нос­це­ву, чтобы тот спи­сал­ся с ар­хи­манд­ри­том Сер­ги­ем от­но­си­тель­но по­же­ла­ния то­го ехать мис­си­о­не­ром в Япо­нию. Впо­след­ствии епи­скоп Ни­ко­лай по­дроб­но рас­спро­сил ар­хи­манд­ри­та Сер­гия и иеро­мо­на­ха Ан­д­ро­ни­ка, ка­ким об­ра­зом они по­лу­чи­ли на­зна­че­ние. «Ока­за­лось, что от­цу Сер­гию в Гре­цию со­всем не пи­са­ли... и не спра­ши­ва­ли его со­гла­сия, а при­е­хал он в Рос­сию слу­чай­но, и тут в Си­но­де Саб­лер ска­зал ему, что же­ла­тель­но его в Япо­нию. Он при­нял пред­ло­же­ние и от­ре­ко­мен­до­вал еще от­ца Ан­д­ро­ни­ка, ко­то­ро­го пря­мо и на­зна­чи­ли по его ука­за­нию»[11].
Отец Ан­д­ро­ник го­то­вил­ся уже ко вто­ро­му учеб­но­му го­ду, ко­гда неожи­дан­но для се­бя 3 сен­тяб­ря 1897 го­да по­лу­чил те­ле­грам­му о на­зна­че­нии его мис­си­о­не­ром в Япо­нию. Этим же ука­зом он был на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом[12].
«При­зна­юсь, это ме­ня в та­кую пе­чаль вве­ло, что я пла­кал, и весь­ма рад бы был, ес­ли бы се­го не слу­чи­лось... – пи­сал он. – Груст­но мне бы­ло рас­ста­вать­ся с Ар­до­ном, но это-то и вло­жи­ло мне мысль, что не так жи­ви, как хо­чет­ся, а как Бог ве­лит, что по воз­мож­но­сти не имей ни­ка­ких ко­неч­ных, хо­тя бы и бла­го­род­ных при­вя­зан­но­стей, ибо вся­кая при­вя­зан­ность уже по са­мо­му сво­е­му име­ни есть огра­ни­чен­ность и несво­бо­да ду­ха, а ведь к этой имен­но сво­бо­де ду­ха мы и долж­ны вся­че­ски стре­мить­ся; на­про­тив, де­лай вся­кое дан­ное те­бе де­ло, вы­со­кое или сред­нее, и да­же по ви­ди­мо­сти уни­зи­тель­ное, как са­мое свое за­ду­шев­ное де­ло, ибо оно есть толь­ко по­ру­че­ние свы­ше для еди­ной ис­тин­ной це­ли все­го ми­ра, а не са­мо­цель... Вот к этой-то пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей и мы долж­ны стре­мить­ся... По­мо­ги мне, Гос­по­ди, де­ло про­по­ве­ди в Япо­нии де­лать имен­но как Твое по­ру­че­ние...»[13]
По­про­щав­шись с пре­по­да­ва­те­ля­ми и уче­ни­ка­ми, отец Ан­д­ро­ник вы­ехал в Санкт-Пе­тер­бург. По­сле ула­жи­ва­ния всех фор­маль­но­стей, свя­зан­ных с на­зна­че­ни­ем, он по­ехал на­ве­стить род­ных, а за­тем по­бы­вал в Москве и Ка­за­ни, по­про­щал­ся с дру­зья­ми и зна­ко­мы­ми. 26 ок­тяб­ря, в вос­кре­се­нье, отец Ан­д­ро­ник с ар­хи­манд­ри­том Сер­ги­ем от­плы­ли из Одес­сы.
Пу­те­ше­ствие в Япо­нию за­ня­ло два ме­ся­ца. Еха­ли через Гре­цию, Ита­лию и Се­вер­ную Аме­ри­ку. На от­ца Ан­д­ро­ни­ка это пу­те­ше­ствие про­из­ве­ло огром­ное впе­чат­ле­ние. Вез­де, где при­хо­ди­лось оста­нав­ли­вать­ся, они с от­цом Сер­ги­ем по­се­ща­ли древ­ние хри­сти­ан­ские свя­ты­ни, ка­та­ком­бы и гроб­ни­цы му­че­ни­ков, мо­ли­лись у мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, по­бы­ва­ли в раз­ва­ли­нах древ­не­го Ко­ли­зея, про­слав­лен­но­го мно­же­ством за­му­чен­ных в нем хри­сти­ан. И вез­де зна­ко­ми­лись с совре­мен­ным со­сто­я­ни­ем хри­сти­ан­ства, в Гре­ции – пра­во­сла­вия, в Ита­лии – ка­то­ли­циз­ма. Уди­ви­ла и по­ра­зи­ла от­ца Ан­д­ро­ни­ка пре­крас­ная по­ста­нов­ка де­ла пре­по­да­ва­ния у ка­то­ли­ков, и в осо­бен­но­сти у иезу­и­тов, и неве­же­ство и ни­ще­та у гре­ков. Уди­ви­ло, как мно­го ка­то­ли­ки тру­дят­ся, сколь­ко вкла­ды­ва­ют уси­лий в свои ме­ро­при­я­тия, при­чем не ра­ди Хри­ста, а ра­ди ка­то­ли­че­ской идеи. По­ра­зи­ло несо­от­вет­ствие ве­ли­ких хри­сти­ан­ских свя­тынь, въяве сви­де­тель­ству­ю­щих о без­раз­дель­ном слу­же­нии древ­них хри­сти­ан Еди­но­му Бо­гу, и совре­мен­но­го ка­то­ли­че­ско­го ми­ра, ко­то­рый толь­ко по на­зва­нию еще оста­вал­ся хри­сти­ан­ским, все свои уси­лия при­ла­гая на уго­жде­ние че­ло­ве­ку. Вся вы­да­ю­ща­я­ся де­я­тель­ность совре­мен­ных про­по­вед­ни­ков, зву­ча­щая в хра­мах му­зы­ка ор­га­нов и да­же це­лых ор­кест­ров, все это де­ла­лось в по­твор­ство стра­стям совре­мен­но­го че­ло­ве­ка, чтобы дать ему по­чти те же раз­вле­че­ния, что и без­бож­ный мир, но толь­ко бес­плат­но. В про­по­ве­дях хри­сти­ан­ство зву­ча­ло все­го лишь как те­ма, взя­тая про­по­вед­ни­ком для то­го, чтобы по­ка­зать свои ора­тор­ские спо­соб­но­сти. Про­по­вед­ни­ки на­пе­ре­бой спе­ши­ли услу­жить сво­ей пастве.
Мо­лит­ва на кам­нях Ко­ли­зея, по­ли­тых му­че­ни­че­ской кро­вью, у гроб­ниц му­че­ни­ков-хри­сти­ан, срав­не­ние их жиз­ни с жиз­нью во­круг и соб­ствен­ной, все­гда недо­стой­ной, вдох­нов­ля­ли на по­двиг и на слу­же­ние Ма­те­ри-Церк­ви, си­я­ю­щей сре­ди стре­ми­тель­но ка­тя­ще­го­ся в ду­хов­ную без­дну ми­ра.
«Те­перь эта от­кры­тая борь­ба све­та со тьмою уже про­шла. Те­перь ред­ки от­кры­тые го­не­ния на хри­сти­ан­скую ве­ру со сто­ро­ны неве­ру­ю­щих, – пи­сал отец Ан­д­ро­ник. – Враг по­нял, что так бо­роть­ся для него же невы­год­но. И вот он ухищ­ря­ет­ся по­бо­роть хри­сти­ан­ство ины­ми, тай­ны­ми сред­ства­ми и пу­тя­ми. Он всю­ду рас­ста­вил свои ан­ти­хри­сти­ан­ские се­ти, вся­че­ски и да­же под бла­го­вид­ны­ми пред­ло­га­ми сму­ща­ет и со­вра­ща­ет вер­ных чад Бо­жи­их, при­зван­ных к свя­тыне; и мно­гие-мно­гие гиб­нут, не ра­зу­мея пу­ти Гос­под­ня. И те­перь нам над­ле­жит бо­роть­ся, как и все­гда бы­ло это, про­тив то­го же го­не­ния на ве­ру, толь­ко в дру­гом ви­де, а по­это­му и со­про­тив­ле­ние долж­но быть иное. Пер­вые хри­сти­ане за ве­ру не устра­ша­лись и смер­ти и охот­но шли на нее, чтобы со­хра­нить свое дра­го­цен­ное до­сто­я­ние, ибо жи­вот их был со­крыт со Хри­стом в Бо­ге [Кол.3:3]. Мы те­перь долж­ны ста­рать­ся как мож­но глуб­же за­кла­ды­вать в се­бя се­мя ис­тин­ной ве­ры, чтобы она бы­ла в нас жи­вой и дей­ствен­ной, чтобы весь строй на­шей жиз­ни про­ти­во­сто­ял вся­ким ухищ­ре­ни­ям диа­воль­ским. Все мы, хри­сти­ане, долж­ны по­за­бо­тить­ся, чтобы об­щее цер­ков­ное со­зна­ние для всех бы­ло уяс­не­но и ста­ло как свое, чтобы цер­ков­ное на­ча­ло жиз­ни бы­ло свет­лым и пол­ным на­ча­лом для всех нас. И чем креп­че и яс­нее бу­дем мы со­зна­вать се­бя жи­ву­щи­ми в Церк­ви, тем непо­бе­ди­мее явим­ся для вся­ких ухищ­ре­ний са­та­ны. Вот это де­ло и есть опять де­ло кро­ви хри­сти­ан»[14].
Стоя в ка­та­ком­бах у гро­бов му­че­ни­ков, при­ни­кая ду­шой к этим свя­ты­ням, как бы­ло и са­мо­му не вдох­но­вить­ся на по­двиг.
«Здесь, на ко­стях му­че­ни­ков, со­зда­лась и окреп­ла цер­ков­ная жизнь, – пи­сал отец Ан­д­ро­ник, – здесь, сре­ди скор­бей и стра­да­ний из­гнан­ни­ков, про­яви­лась вся си­ла ве­ры Хри­сто­вой; здесь ис­по­вед­ни­ки ве­ры со­зда­ли непре­одо­ли­мую сте­ну и по­бе­ди­ли гор­дый мир слав­ной по­бе­дой ду­ха над пло­тию... По­учи­тель­но про­хо­дить по этим ме­стам ми­нув­шей силь­ней­шей скор­би для пер­вых ис­по­вед­ни­ков ве­ры Хри­сто­вой, ни­че­го не имев­ших за со­бой, кро­ме этой са­мой ве­ры... Чув­ству­ет­ся, что вот от­се­ки че­ло­век са­мо­во­лие и уго­жде­ние се­бе, за­бо­ту о се­бе по­ми­мо Бо­га, по­верь и ска­жи се­бе раз на­все­гда: “Бог нам при­бе­жи­ще и си­ла” [Пс.45:1], ска­жи так, чтобы на­все­гда хра­нить в серд­це это сло­во, и нач­нет­ся иная жизнь, жизнь яс­ная, жизнь хож­де­ния по яс­ным пу­тям Бо­жьим»[15].
Отец Ан­д­ро­ник дав­но уже жил этой ве­рой, по­ло­жив все свое упо­ва­ние в Бо­ге. И это упо­ва­ние не по­срам­ля­ло. Ра­до­стью ду­хов­ной на­пол­ни­лось для него это вре­мя, ра­дост­ны бы­ли встре­чи с людь­ми, в осо­бен­но­сти с пра­во­слав­ны­ми, с те­ми, кто все зем­ное оста­вил ра­ди Хри­ста, по­доб­но епи­ско­пу Ни­ко­лаю, под чье на­ча­ло отец Ан­д­ро­ник по­сту­пил, при­быв в Япо­нию. Уди­ви­тель­но ему бы­ло ви­деть сре­ди япон­ской паст­вы ре­зуль­та­ты бла­го­дат­ных тру­дов од­но­го че­ло­ве­ка. По­мощь Бо­жия тут бы­ла яв­ная. За трид­цать семь лет пре­бы­ва­ния вла­ды­ки в Япо­нии чис­ло пра­во­слав­ных уве­ли­чи­лось до два­дца­ти пя­ти ты­сяч с ис­клю­чи­тель­но япон­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми и ка­те­хи­за­то­ра­ми. Пра­во­слав­ные об­щи­ны здесь хо­тя и бы­ли немно­го­чис­лен­ны, но ос­но­ва­ны проч­но и жи­ли пол­ной хри­сти­ан­ской жиз­нью сре­ди мно­го­мил­ли­он­но­го на­ро­да, по­кло­ня­ю­ще­го­ся идо­лам. Япон­цы по­ра­жа­ли про­сто­той вос­при­я­тия уче­ния Хри­сто­ва и глу­би­ной ве­ры. Они са­ми ис­пы­та­ли на се­бе див­ные зна­ме­ния и чу­де­са, а так­же ис­це­ле­ния, о ко­то­рых про­си­ли с дет­ской ве­рой, – и по­лу­ча­ли их. Как непре­лож­но­му вни­ма­ли они сло­вам Гос­под­ним: про­си­те и даст­ся вам, ищи­те и об­ря­ще­те... (Мф.7:7).
26 де­каб­ря 1897 го­да иеро­мо­нах Ан­д­ро­ник и ар­хи­манд­рит Сер­гий при­бы­ли в Япо­нию. Епи­скоп Ни­ко­лай встре­тил при­быв­ших мис­си­о­не­ров с боль­шой ра­до­стью и сра­зу озна­ко­мил их с де­ла­ми Мис­сии, рас­ска­зал о труд­но­стях и осо­бен­но­стях мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти в Япо­нии, о том, «как нуж­но ве­сти здесь де­ло про­по­ве­ди, как сле­ду­ет во­оду­шев­лять­ся и дру­гих во­оду­шев­лять на это де­ло, как нуж­но во все вни­кать здесь и ко все­му при­ла­гать свою ру­ку; го­во­рил о том, что не нуж­но иметь в ви­ду ни­ка­ких вре­мен­ных рас­че­тов для Мис­сии, то есть мы не для Рос­сии, не для Япо­нии при­шли, а де­ла­ем де­ло Хри­сто­во, и по­это­му не нуж­но ни­че­го бо­ять­ся...»[16].
Пер­вой за­да­чей от­ца Ан­д­ро­ни­ка ста­ло изу­че­ние япон­ско­го язы­ка, для это­го епи­скоп Ни­ко­лай дал ему двух учи­те­лей, и при­леж­ный уче­ник за­ни­мал­ся с од­ним утром, а с дру­гим – ве­че­ром. Од­на из труд­но­стей мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти для от­ца Ан­д­ро­ни­ка, как и для вся­ко­го но­вич­ка мис­си­о­не­ра, за­клю­ча­лась в слож­но­сти япон­ско­го язы­ка. Отец Ан­д­ро­ник пи­сал: «По пер­во­му со­ве­ту Прео­свя­щен­но­го Ни­ко­лая я с учи­те­лем япон­цем, ни зву­ка не по­ни­мав­шим по‑рус­ски, при­нял­ся чи­тать мо­лит­во­слов: мо­лит­вы мне, ко­неч­но, все из­вест­ны, по­это­му я по­сте­пен­но мог до­га­ды­вать­ся о зна­че­нии то­го или дру­го­го япон­ско­го сло­ва; для бо­лее вер­но­го пе­ре­во­да мы при­бе­га­ли и к ми­ми­ке, и к лек­си­ко­ну. Про­си­дел я над мо­лит­во­сло­вом боль­ше ме­ся­ца, за­учил ты­ся­чи пол­то­ры слов с из­вест­ным мне смыс­лом, а меж­ду тем ока­за­лось, со­вер­шен­но не мо­гу со­ста­вить фра­зы и не мо­гу по­нять япон­ско­го раз­го­во­ра, кой-что по­ни­мая лишь у сво­е­го учи­те­ля, при­спо­со­бив­шись к нему и его неволь­но при­спо­со­бив­ши к сво­им сло­вам. Пал я ду­хом и не знал – как по­со­бить де­лу. Груст­но бы­ло си­деть при де­ле без де­ла, да скуч­но бы­ло и без язы­ка си­деть сре­ди япон­цев. По­мог мне в этой бе­де наш мис­сий­ский диа­кон, лет пят­на­дцать про­жив­ший в Япо­нии и го­во­рив­ший, как на­сто­я­щий япо­нец. Он мне по­со­ве­то­вал ку­пить так на­зы­ва­е­мый “То­ку­хон”, то есть аз­бу­ки и книж­ки для обу­че­ния гра­мо­те япон­ской... Та­ких книг... во­семь ча­стей. Чи­тал я их, с пер­вой на­чи­ная, и дей­стви­тель­но, из немо­го сде­лал­ся го­во­ря­щим...»[17]
Через ме­сяц по­сле при­ез­да, 31 ян­ва­ря 1898 го­да, отец Ан­д­ро­ник смог от­слу­жить все­нощ­ную на япон­ском язы­ке. «Пер­вая его служ­ба на япон­ском язы­ке, – пи­сал епи­скоп Ни­ко­лай, – очень тща­тель­но при­го­тов­лен­ная им: по­чти ни­где ни­ка­кой ошиб­ки в про­из­но­ше­нии... По все­му вид­но, что че­ло­век сей – ве­ли­кая на­деж­да Япон­ской Церк­ви»[18].
В суб­бо­ту 21 фев­ра­ля 1898 го­да епи­скоп Ни­ко­лай за­пи­сал: «С вось­ми ча­сов на­ча­лось бо­го­слу­же­ние... ча­сы и ли­тур­гия, свя­щен­но­дей­ство­ван­ные от­цом ар­хи­манд­ри­том Сер­ги­ем, от­цом Ан­д­ро­ни­ком (ко­то­рые вче­ра по­сле все­нощ­ной по­ис­по­ве­до­ва­лись у ме­ня)...»[19] Ве­че­ром то­го же дня «по­сле все­нощ­ной я ис­по­ве­до­вал­ся у от­ца Ан­д­ро­ни­ка. Да спа­сет Гос­подь мо­е­го ду­хов­но­го от­ца и ме­ня вме­сте с ним!»[20]
Ве­ли­ким по­стом 1898 го­да епи­скоп Ни­ко­лай, ис­пол­няя прось­бу от­ца Ан­д­ро­ни­ка, при­нял ре­ше­ние от­пра­вить его «по­сле Пас­хи – ко­гда уже теп­ло бу­дет – жить в Оса­ка, где он ско­рей мо­жет изу­чить япон­ский язык, один на­хо­дясь сре­ди япон­цев»[21].
«По­сле Пас­хи в кон­це ап­ре­ля я пе­ре­се­лил­ся в Оса­ка, – пи­сал иеро­мо­нах Ан­д­ро­ник, – где уже ни сло­ва рус­ско­го не услы­шать, – по­не­во­ле при­хо­дит­ся го­во­рить по-япон­ски. Да и сам я в этом от­но­ше­нии вся­че­ски усерд­ство­вал, изо дня в день хо­дя по до­мам хри­сти­ан и ве­дя с ни­ми по­силь­ные бе­се­ды и раз­го­во­ры. В до­ро­ге я обя­за­тель­но чи­тал Но­вый За­вет в япон­ском пе­ре­во­де, чтобы вся­че­ски осва­и­вать­ся с япон­ской ре­чью. При­хо­ди­лось неод­но­крат­но и вы­ез­жать из Оса­ка по церк­вям сво­е­го окру­га, и я сво­бод­но вез­де про­ез­жал и объ­яс­нял­ся по-япон­ски. Ко­неч­но, все это не без тру­да и со страш­ным на­пря­же­ни­ем сил до­ста­ва­лось... А тут же нуж­но бы­ло изу­чать и ан­глий­ский язык, так упо­тре­би­тель­ный на всем Во­сто­ке, на­чи­ная с Су­э­ца. Нуж­но бы­ло чи­тать и рус­ские книж­ки... пло­дом та­ких уси­лий бы­ло об­ла­да­ние весь­ма до­ста­точ­ное за один год япон­ской ре­чью, зна­ком­ство с 1500 (при­бли­зи­тель­но) ки­тай­ских иеро­гли­фов. С та­ким за­па­сом мож­но бы­ло без­бед­но су­ще­ство­вать сре­ди япон­цев и да­же, при по­мо­щи Бо­жи­ей, на­зи­дать их на путь бла­го­че­стия»[22]. «Итак, я на­чи­наю са­мо­сто­я­тель­ную жизнь в Япо­нии, при­зван­ный на де­ло про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства. Дай Бог, чтобы и мои бла­гие на­ме­ре­ния дей­стви­тель­но Бог по­мог мне ис­пол­нить на де­ле, а для это­го, чтобы мне са­мо­му ре­ши­тель­но и жи­во ве­ро­вать толь­ко в еди­ную во всем си­лу – си­лу бла­го­да­ти Хри­ста Ца­ря Небес­но­го. Он Сам да­же с неба при­шел един­ствен­но ра­ди спа­се­ния Сво­ей непо­кор­ной и зло­ху­дож­ной тва­ри от гре­ха; Он всем по­жерт­во­вал ра­ди это­го спа­се­ния и дей­стви­тель­но це­ною Сво­ей кро­ви нас ис­ку­пил от гре­ха, чтобы быть нам с Ним вме­сте в раю веч­ном, как Его уче­ни­кам и по­слуш­ным де­тям. А ес­ли та­кою до­ро­гою це­ною мы куп­ле­ны, то как же нам и не до­ро­жить всем этим де­лом и не ста­рать­ся все­ми си­ла­ми при­ве­сти его в дей­стви­тель­ную си­лу, чтобы нам и всем дру­гим дей­стви­тель­но и сер­деч­но по­знать и жить ею во всей сво­ей жиз­ни? Вот на­ша цель жиз­нен­ная, с ко­то­рою ни­что дру­гое не мо­жет срав­нить­ся по вы­со­те и веч­но­сти и един­ствен­но­сти: это – спа­се­ние всех лю­дей ве­рою и жиз­нью во Хри­сте Спа­си­те­ле»[23].
При­е­хав в го­род Оса­ка, он на­шел пра­во­слав­ную об­щи­ну в пла­чев­ном по­ло­же­нии. В храм хо­ди­ло не бо­лее де­ся­ти че­ло­век, на кли­ро­се чи­тал и пел один пса­лом­щик. Хри­сти­ане, ка­за­лось, бы­ли рас­се­я­ны и неви­ди­мы в этом огром­ном язы­че­ском го­ро­де. Про­дол­жать­ся так даль­ше не мо­жет, ре­шил отец Ан­д­ро­ник, на­до са­мо­му ид­ти к пастве. И в буд­ние дни каж­дый ве­чер с пя­ти ча­сов ве­че­ра он на­чи­нал об­ход до­мов хри­сти­ан. В это вре­мя лю­ди за­кан­чи­ва­ли свои ра­бо­ты и бы­ли сво­бод­ны. Мис­си­о­нер зна­ко­мил­ся со всей се­мьей. Рас­спра­ши­вал, где и при ка­ких об­сто­я­тель­ствах они при­ня­ли хри­сти­ан­ство, кем и ко­гда кре­ще­ны де­ти. Ес­ли это бы­ли не ко­рен­ные жи­те­ли, то он рас­спра­ши­вал, где они жи­ли до пе­ре­се­ле­ния, ка­кая при­чи­на по­бу­ди­ла их пе­ре­ехать на но­вое ме­сто, ка­кую жизнь про­во­ди­ли они на ста­ром ме­сте, ис­прав­но ли по­се­ща­ют цер­ковь и так да­лее. И по­сте­пен­но он уяс­нял се­бе всю кар­ти­ну их жиз­ни, все­го се­мей­но­го и хо­зяй­ствен­но­го укла­да, на­сколь­ко они твер­ды в ве­ре и ка­ко­во их бла­го­че­стие. Бе­се­да шла за сто­лом, хо­зя­е­ва по­да­ва­ли чай, и раз­го­вор от пред­ме­тов жи­тей­ских пе­ре­хо­дил к пред­ме­там ре­ли­ги­оз­ным. Те­мы непри­нуж­ден­ной бе­се­ды са­ми да­ва­ли по­вод для сло­ва на­зи­да­ния, обод­ре­ния, а ино­гда и об­ли­че­ния и вра­зум­ле­ния. Бы­ва­ло, что кто-то по­пла­чет, и отец Ан­д­ро­ник вме­сте с ним и по­пла­чет, и по­се­ту­ет. Раз­го­вор пе­ре­хо­дил на ис­то­рию Церк­ви. Он рас­ска­зы­вал о жиз­ни пер­вых хри­сти­ан, об их рев­но­сти и бла­го­че­стии, о свя­тых, о мо­лит­ве и как нуж­но мо­лить­ся, о хри­сти­ан­ских пра­ви­лах и обы­ча­ях, ко­то­рые долж­но со­блю­дать в жиз­ни. И вме­сте со сво­и­ми слу­ша­те­ля­ми ра­до­вал­ся и уте­шал­ся ду­хов­ной бе­се­дой. За два го­да он узнал сво­их при­хо­жан, их нуж­ды и по­ло­же­ние каж­до­го. И по­сте­пен­но храм на­пол­нил­ся, и уже не один пса­лом­щик пел на кли­ро­се, а боль­шой сме­шан­ный хор. И это при том, что в Япо­нии не при­зна­ют­ся пра­во­слав­ные празд­ни­ки и пра­во­слав­ным япон­цам при­хо­дит­ся сов­ме­щать их с ра­бо­той.
Од­на­ко по­па­да­лись слу­чаи неве­ро­ят­но­го ан­ти­хри­сти­ан­ско­го упор­ства, осо­бен­но пе­чаль­ные то­гда, ко­гда это про­ис­хо­ди­ло с при­шед­ши­ми ко­гда-то к Хри­сту. «Ка­ки­ми сред­ства­ми дей­ство­вать на них? – спра­ши­вал отец Ан­д­ро­ник. – Да и мож­но ли еще это с успе­хом хоть неко­то­рым? А так как все­гда бы­ва­ет так, что при на­ру­ше­нии ду­шев­но­го рав­но­ве­сия или ра­до­стью, или скор­бью во­об­ра­же­ние ра­бо­та­ет не оста­нав­ли­ва­ясь имен­но в на­прав­ле­нии этой ми­нут­ной чер­точ­ки ду­шев­ной жиз­ни, то и со мной слу­чи­лось то же. Я неволь­но оста­но­вил­ся над во­про­сом о том, как труд­но нам здесь дей­ство­вать, ко­гда у на­ро­да нет ни­ка­ких ре­ли­ги­оз­ных свя­зей с ве­рой, да и мы не об­ла­да­ем ду­хом на­сто­я­щих апо­сто­лов Хри­сто­вых, не име­ем их бла­го­да­ти, бо­га­то вос­пол­няв­шей их креп­кие си­лы. Впро­чем, го­во­рил я се­бе, ес­ли бы в Рос­сии я так же неустан­но дей­ство­вал для на­ро­да, по­сто­ян­но вхо­дя в его сре­ду и го­во­ря ему по­про­сту, от ду­ши сло­во Бо­жие, то там мож­но бы бы­ло вы­со­ко под­нять при­ход­скую жизнь; наш на­род ис­пол­нен ве­ры, толь­ко сто­ит немно­го его воз­бу­дить. И вспом­нил я ми­нув­шие два го­да служ­бы в Рос­сии, осо­бен­но по­след­ний в Ар­доне, где я на­чи­нал дей­стви­тель­ное об­ще­ние сло­вом с на­ро­дом, да и в се­ми­на­рии за­вел де­ло очень проч­но, да и на всю Осе­тию весь­ма раз­вер­нул­ся. А здесь вот сколь­ко вре­ме­ни хо­дишь и в дождь и в грязь, и в немо­щи и в недо­суг, и ма­ло про­буж­да­ет­ся на­род, уже уве­ро­вав­ший преж­де, но осла­бев­ший; а от­но­си­тель­но вни­ма­ния языч­ни­ков к сло­ву о Хри­сте нече­го и го­во­рить: не внем­лют. И в этих сер­деч­ных про­ти­во­ре­чи­ях я дол­го и мно­го хо­дил, сер­деч­но мо­лясь к Бо­гу, да да­ру­ет нам Ду­ха Сво­е­го Свя­то­го, на­став­ля­ю­ще­го, умуд­ря­ю­ще­го нас, про­све­ща­ю­ще­го и ис­пол­ня­ю­ще­го Сво­ею Бо­же­ствен­ной си­лою, чтобы мы дей­стви­тель­но бы­ли но­си­те­ля­ми и то­го Бо­же­ствен­но­го уче­ния, о ко­то­ром ве­ща­ем, и Той Си­лы Бо­жи­ей, к Ко­то­рой, как спа­се­нию всех, при­зы­ва­ем на­род»[24].
24 июля 1898 го­да епи­скоп Ни­ко­лай вы­ехал с ар­хи­манд­ри­том Сер­ги­ем «для по­се­ще­ния церк­вей в Хок­кай­до. За­ве­до­ва­ние мис­си­ей остав­ле­но от­цу Ан­д­ро­ни­ку; остав­ле­ны ему че­ки для рас­сыл­ки со­дер­жа­ния за де­вя­тый и де­ся­тый ме­ся­цы, ска­за­но, ка­кой про­из­ве­сти ре­монт в до­мах и про­чее»[25]. «Остав­лен­ный хо­зя­и­ном... отец Ан­д­ро­ник от­лич­но вел де­ла...»[26], – с удо­воль­стви­ем от­ме­тил впо­след­ствии вла­ды­ка Ни­ко­лай.
Сверх­на­пря­жен­ная де­я­тель­ность от­ца Ан­д­ро­ни­ка в кон­це кон­цов при­ве­ла к рас­строй­ству его здо­ро­вья.
«Ва­ше Прео­свя­щен­ство, – пи­сал он 30 ав­гу­ста 1898 го­да епи­ско­пу Ни­ко­лаю. – Стыд­но мне со­знать­ся, а нуж­но: я бо­лен. Что бо­лит? Да все: го­ло­ва как свин­цом на­ли­та (силь­ное го­ло­во­кру­же­ние, как буд­то па­да­ешь; ко­неч­но, от сла­бо­сти), в серд­це ино­гда... как буд­то го­ря­чи­ми кле­ща­ми ко­па­ют­ся, а во­об­ще как-то нелад­но оно да­ет о се­бе знать, грудь но­ет, хо­тя не раз­бе­ру – в гру­ди или толь­ко в ко­стях; а тут и но­ги уже кста­ти бо­лят, да и ру­ки. Как и во­дит­ся, с те­лом все бо­лит: на­стро­е­ние са­мое от­вра­ти­тель­ное. По но­чам ино­гда не сплю; а тут раз кто-то вдруг сту­чит в ок­но, да так яв­ствен­но, что я мо­мен­таль­но проснул­ся: ко­неч­но ни­че­го и нет. Обу­ял ка­кой-то страх смер­ти, а за ним та­кая тос­ка по Ро­дине, что хоть бы сей­час бе­жать ту­да: умрешь-де здесь, и за­бро­сят на язы­че­ском клад­би­ще, и ни­ко­го не уви­дишь из сво­их, и ни­че­го не сде­лал. А тут всплы­ва­ет на серд­це и все, что ни­как не мо­гу за­быть, – все остав­лен­ное в Рос­сии. И за­чем-де ме­ня по­та­щи­ли сю­да? Си­дел бы да де­лал там свое де­ло, как Бог по­слал. Вспо­ми­на­ют­ся, как на­роч­но, и сло­ва Прео­свя­щен­но­го... (мо­жет быть, за недо­ве­рие к ним сие на­ка­за­ние): пусть от­ка­жет­ся, так как здо­ро­вье-де не поз­во­ля­ет. А я ду­мал: ну, это ма­ло­ду­шие, стыд­но из-за это­го, да и Бог по­мо­жет. И Бог дей­стви­тель­но по­мо­гал: опра­вив­шись по­сле пу­те­ше­ствия до Япо­нии, я с жа­ром при­нял­ся за де­ло; ино­гда тя­же­ло ста­но­ви­лось, а я все упо­вал на Бо­га, и Бог по­мо­гал; но чтобы Он все­гда и силь­но по­мо­гал, нуж­но быть для это­го до­стой­ным, нуж­но иметь креп­кую ве­ру и пре­дан­ность Ему... Что бу­дет даль­ше, не знаю. А те­перь тя­же­ло. За­ни­мать­ся нуж­но, а де­ло из рук ва­лит­ся: ино­гда из­му­ча­ешь­ся, да и по­бе­жишь на ули­цу, с из­не­мо­же­ни­ем и скор­бью бро­дишь до уста­ли. Знаю, что мо­лить­ся нуж­но, и мо­люсь, да си­лы не на­хо­жу в мо­лит­ве: тос­ка ка­кая-то обу­я­ла. А тут уж за­од­но ле­зет в го­ло­ву и все непри­ят­ное: ле­зет в го­ло­ву, как ино­гда нехо­ро­шо и к Вам да­же от­но­сят­ся на­ши хри­сти­ане, ко­неч­но ду­хо­вен­ство; а как же нам по­том мож­но бу­дет управ­лять ими? И пе­ред этим страх. Как ви­ди­те, от­рад­но­го ма­ло. Ко­гда я с Ва­ми бе­се­до­вал о смер­ти ма­те­ри, де­да и о се­бе, то­гда, при­знать­ся ска­зать, мне хо­те­лось бод­ры­ми сло­ва­ми под­бод­рить се­бя, ска­зать, что ни­че­го се­бе – все прой­дет, толь­ко знай ра­бо­тай да не трусь, а уме­реть-то все рав­но нуж­но. И то­гда я дей­стви­тель­но мно­го под­бод­рил се­бя, не знаю и как. Но де­ло взя­ло свое, а ду­ха не хва­та­ет. По­мо­ги­те мне, впро­чем, не знаю и чем... По­мо­ли­тесь за ме­ня, чтобы мне вос­пря­нуть. Ме­ня все­гда в страш­ное уны­ние при­во­ди­ла вся­кая моя те­лес­ная рас­слаб­лен­ность, – я ску­чаю без де­ла, ото­рван­ный от него. А здесь это осо­бен­но вред­но – пре­рви для от­ды­ха, по­том на­чи­най все сна­ча­ла, а си­лы-то уже не те, и охо­ты нет преж­ней. Скорбь и уны­ние на­шло и ду­шит ме­ня...»[27]
В от­вет вла­ды­ка Ни­ко­лай пи­сал ему: «...Удрать Вам из Япо­нии не при­дет­ся, а при­дет­ся раз­ве удрать из Оса­ка в То­окео[b], чтобы здесь по­пра­вить­ся нрав­ствен­но. Физи­че­ски по­пра­вить­ся вдруг нель­зя. Толь­ко мысль о Рос­сии брось­те, и да не сму­ща­ет она Вас ни на­яву, ни во сне. В Рос­сии вме­сто Вас мно­го де­я­те­лей; здесь за­ме­нить Вас неко­му. Не ис­ку­си­тесь от вну­ше­ния лу­ка­во­го бро­сить Ва­шу бла­гую часть. Да хра­нит Вас Бог и вну­ша­ет Вам все, что по­лез­но для про­слав­ле­ния Его име­ни в сей стране. Ду­шев­но пре­дан­ный Вам епи­скоп Ни­ко­лай»[28].
В тот же день иеро­мо­нах Ан­д­ро­ник от­ве­тил ему: «По­жа­луй­ста, брось­те мысль, что я со­блаз­нил­ся мыс­лию удрать в Рос­сию. Нет, эта мысль у ме­ня воз­ник­ла толь­ко по слу­чаю бо­лез­ни... Вот и сей­час пи­шу, а сто­ит толь­ко за­крыть гла­за, и все как кру­гом пошло... Я со­об­ра­зил то­гда, что, оче­вид­но, мне все рав­но при­дет­ся от­сю­да уби­рать­ся, ибо даль­ше еще боль­ше бу­ду уста­вать. Так не луч­ше ли за­бла­говре­мен­но убрать­ся? И к де­лу я еще не при­стал, и ни­че­го по­ка еще не сде­лал, и си­лы по­ка еще есть кой-ка­кие, и, сле­до­ва­тель­но, еще не все по­те­ря­но и в Рос­сии. Вот как я мыс­лил. Но, оче­вид­но, на это нет во­ли Бо­жи­ей по­ка, и по­это­му оста­ет­ся так, как я Вам вы­ше пи­сал. И уны­ния у ме­ня силь­но­го не бы­ло по­сле то­го, как я Вам на­пи­сал то пись­мо; на­пи­сав­ши, я ска­зал: бу­дет так непре­мен­но в кон­це кон­цов, как и долж­но быть. А до это­го дей­стви­тель­но страш­но му­чил­ся ду­шев­но. И в Рос­сии осо­бен­ных пре­ле­стей нет, а толь­ко здесь, ни­че­го еще не сде­лав­ши и не срод­нив­шись с де­лом, – все-та­ки при­ят­нее хоть уме­реть да на Ро­дине, с род­ны­ми.
За­ня­тий не пре­кра­щаю, ибо это зна­чи­ло бы на­чи­нать по­том со­вер­шен­но все сна­ча­ла. А толь­ко и труд­но же те­перь мне все это. В го­ло­ве как буд­то ни кро­вин­ки нет. Гос­по­ди, по­мо­ги, – по­сто­ян­но взы­ваю... Вы на­прас­но го­во­ри­те, что здесь за­ме­нить ме­ня некем. Ва­ше де­ло не Ва­ше лич­ное, не слу­чай­ное, его Сам Бог не вы­пу­стит из рук...
За это вре­мя я вы­хо­дил по­чти еже­днев­но к хри­сти­а­нам; те­перь об­хо­жу еще мед­лен­нее пер­во­го ра­за, ста­ра­юсь обо всем и вся­че­ски на­го­во­рить или рас­спро­сить – авось, и оду­ма­ет­ся иной. При­хо­дит­ся все го­во­рить од­но и то же, по­то­му что за­ме­чаю то же, что и преж­де. Оправ­ды­ва­ют­ся недо­су­гом да бед­но­стью. Я вся­че­ски убеж­даю хоть один-то день уде­лить на мо­лит­ву; но так как и дей­стви­тель­но неко­то­рые очень недо­суж­ли­вы, то ста­ра­юсь по край­ней ме­ре внед­рить в серд­це па­мять о Бо­ге, чтобы в серд­це ле­жа­ло се­мя дей­стви­тель­но ве­ры, по­сте­пен­но со­зи­да­ю­щей на­стро­е­ние ве­ру­ю­ще­го. Го­во­рю о том, что Бог всю­ду и все ви­дит и слы­шит, – так и нуж­но се­бя ве­сти и ду­мать, чтобы по­сто­ян­но сто­ять пе­ред Бо­гом. Вся­че­ски нуж­но на­стра­и­вать се­бя на том, чтобы от серд­ца ча­ще взы­вать к Бо­гу, как близ нас Су­ще­му. Ко­гда это креп­ко за­ля­жет в на­шем серд­це, то по­сте­пен­но Хри­сто­во уче­ние бу­дет нам свое, а так и Хри­ста мы бу­дем иметь в серд­це. Ино­гда при­хо­дят со­вер­шен­но мне не зна­е­мые хри­сти­ане. Кто зна­ет, ведь, мо­жет быть, чья-ни­будь мо­лит­ва да и при­ве­ла его, ибо я и хри­сти­ан вся­че­ски при­зы­ваю иметь цер­ков­ное де­ло как свое соб­ствен­ное, ибо мы все еди­но те­ло. Мо­жет быть, и дей­стви­тель­но кто-ни­будь от ду­ши взы­ва­ет к Бо­гу, а Бог-то сде­ла­ет свое де­ло. А неко­то­рые и дей­стви­тель­но отыс­ки­ва­ют и при­во­дят осла­бев­ших. По­мо­ги им Бог...
С иеро­гли­фа­ми ни­че­го не мо­гу по­де­лать: не при­по­ми­на­ют­ся. В Слу­жеб­ни­ке те­перь дол­жен был сде­лать над­пи­си. Го­ло­во­кру­же­ния по-преж­не­му. Но на­стро­е­ние, как я Вам и пи­сал, по­сле пер­во­го же пись­ма к Вам хо­ро­шее. А сил нет. На­де­юсь на пу­те­ше­ствие. По­мо­ги, Гос­по­ди...»[29]
Епи­скоп Ни­ко­лай не те­рял на­деж­ды, что здо­ро­вье иеро­мо­на­ха Ан­д­ро­ни­ка по­пра­вит­ся. «Отец Ан­д­ро­ник, – пи­сал он, – даст Бог, бу­дет от­лич­ным мис­си­о­не­ром, ка­жет­ся, и бу­дет тем хо­зя­и­ном де­ла, о ко­то­ром я меч­тал. По­се­ща­ет и ожив­ля­ет церк­ви окрест­ные Оса­ка; роп­щет на неуспе­хи в япон­ском язы­ке, а меж­ду тем го­во­рит так, что все от­лич­но его по­ни­ма­ют и ино­гда тро­га­ют­ся до слез его ре­ча­ми. На днях был здесь хри­сти­а­нин из Ва­ка­я­ма, где толь­ко что по­был отец Ан­д­ро­ник, и рас­ска­зы­вал, что все удив­ля­ют­ся, как отец Ан­д­ро­ник в де­вять ме­ся­цев так на­учил­ся го­во­рить по-япон­ски, уве­рял, что ре­ши­тель­но всё, что он го­во­рит, все от­лич­но по­ни­ма­ют»[30].
Од­на­ко здо­ро­вье от­ца Ан­д­ро­ни­ка ни­сколь­ко не шло на по­прав­ку, и ему при­шлось вер­нуть­ся в Рос­сию[31]. 5 мар­та 1899 го­да он был на­зна­чен рек­то­ром Алек­сан­дров­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в Осе­тии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та[32]. Рас­стро­ен­ное здо­ро­вье его не по­пра­ви­лось и в Рос­сии, и 13 ян­ва­ря 1900 го­да он был уво­лен от долж­но­сти рек­то­ра и во­об­ще от ду­хов­но-учеб­ной служ­бы и от­прав­лен в рас­по­ря­же­ние Ка­зан­ско­го ар­хи­епи­ско­па и 15 ян­ва­ря на­зна­чен в Ки­зи­че­ский мо­на­стырь[33]. 9 сен­тяб­ря 1900 го­да ар­хи­манд­рит Ан­д­ро­ник был пе­ре­ве­ден в Уфим­скую епар­хию и за­чис­лен в бра­тию Уфим­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма[34].
18 ок­тяб­ря 1900 го­да по хо­да­тай­ству епи­ско­па Уфим­ско­го Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го) ар­хи­манд­рит Ан­д­ро­ник был на­зна­чен рек­то­ром Уфим­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, а с 11 ян­ва­ря 1901 го­да, кро­ме то­го, – бла­го­чин­ным мо­на­сты­рей Уфим­ской епар­хии[35]. За это вре­мя, по­ка ар­хи­манд­рит Ан­д­ро­ник был бла<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: