Характеристика препятствий реки Волома (от истока до устья)




Лоция реки Волома (Карелия)

Справочные сведения

Проводящая организация: туристический клуб «ЦВеТ (Центр Велосипедного Туризма)»

Место проведения похода: Россия, Республика Карелия, оз. Волома - река Волома - Сегозерское вдхр.

Общие справочные сведения о маршруте.          
Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км     Продолжительность Сроки проведения
        общая ходовых дней    
Водный Вторая (байдарки) 206 км     21.07-06.08.2017

График движения

Дни Даты Участок пути (от-до) Протя­женн­ость участка, км Общее ходовое время Средняя скорость в движении, км/ч Метеоусловия Примечания
  22.07 Озеро Тервалампи – остров на озере Волома 11,33 2 ч 55 мин чхв 3,9 Ясно с утра, затем пасмурно, вечером переем. обл. без дождя, ветер северн 1-2 м/с, весь день 16 °С  
  23.07 Озеро Волома – исток р. Волома – разрушенный мост 14,28 4 ч 27 мин чхв 3,2 Пасмурно, утром дождь днем морось, вечером дождь, ветер северный 3-5 м/с, весь день 15-17 °С Из них по озеру 2,6 км против волны
  24.07 Разрушенный мост – выход из озера Шуонъярви 11,62 3 ч 48 мин чхв 3,1 Пасмурно, периодически обложной дождь или морось, ветер северный 3-5 м/с, весь день 15-17 °С  
  25.07 Озеро Шуонъярви – стоянка перед пор. Каменная лестница 13,22 4 ч 00 мин чхв 3,3 Пасмурно, весь день дождь с короткими перерывами, ветер слабый, утром 13 °С, днем и вечером 16 °С  
  26.07 Пор. Каменная лестница – озеро Куранъярви 13,93 3 ч 41 мин чхв 3,8 Пасмурно, утром гроза-дождь, к вечеру туман, ветер слабый, вечером штиль, утром 16 °С, днем и вечером 14 °С  
  27.07 дневка       Утром туман – облачно – к вечеру ясно, штиль, весь день около 20 °С Радиальн. выход на гору Нестерова, баня
  28.07 Озеро Куранъярви – выход из озера Елозеро 14,65 3 ч 34 мин чхв 4,1 Ясно, к вечеру грозовые облака без дождя, ветер слабый около 22 °С  
  29.07 Елозеро – стоянка на реке после Островных порогов 28,62 5 ч 09 мин чхв 5,6 Облачно, вечером ясно, ветер слабый около 22 °С  
  30.07 Стоянка – озеро Сонозеро 36.32 6 ч 57 мин чхв 5,2 Утром пасмурно морось, с середины дня ясно, 20-22 °С, ветер слабый, вечером штиль.  
  31.07 дневка       Ясно, ветер 1-2 м/с северо-западный, 20-22 °С Вода в Сонозере теплая около 20 °С, баня
  01.08 Озеро Сонозеро – Сегозеро – крупный остров к северу от о. Пачаншари 37,65 7 ч 33 мин чхв 5,0 Утром гроза, кратк. дождь. Порывистый ветер. Днем облачно, западный ветер 3-5 м/с, 18-20 °С. На озерах заметная волна, в Сегозере попутная высотой 0,3-0,5 м. Вода в Сегозере холодная около 14 °С Часть группы сошла по сокращен-ному маршруту с антистап. в Реболах
  02.08 дневка       Утром переменная облачность, дымка, штиль, 18-20 °С. К вечеру гроза обложной дождь, ветер порывистый северный 3-5 м/с.  
  03.08 Остров на Сегозере – восточный берег губы Куйвагуба 15,29 (из них поиск стоянки около 3,0) 3 ч 32 мин чхв 4,3 Утром пасмурно дождь, временами ливень. Ветер 3-5 м/с северный порывами, К вечеру ясно, штиль. Весь день 19-22 °С  
  04.08 Губа Куйвагуба – Попов порог 9,00 1 ч 50 мин чхв 4,9 Утром ясно, вечером облачно. Ветер 1-3 м/с северо-западный. 19-21 °С Вечером антистапель, ночевка на месте антистапеля
Итого   47,5 ч чхв      

Характеристика препятствий реки Волома (от истока до устья)

Обозначения:

п - порог, ш - шивера, пк - перекат (характеристика порога или его ступени, например 4ш — 4 ступени все шиверного типа), быстр - быстроток (стремина)

кс - категория сложности (в таблице графа Кат.) для высокого июльского уровня воды для байдарок (!)

300 [100 - (50) - 150] — длина первой ступени 100 м, длина второй ступени 150 м, между ними 50 м спокойной воды, общая длина 300 м

ПБ — правый берег, ЛБ — левый берег, Ц — центр русла, ПЦ — правее центра русла, ЛЦ — левее центра русла.

В графе Особенности указано: а) с какой стороны удобнее производить осмотр, б) з-д - заход - откуда следует заходить в порог, в) другие особенности.

 

Тип Название Кат. Длина Ориентир Особенности
  п - -   Исток реки Каменная гряда – мелко, возможны завалы
  завал - -   Хатка бобра в начале -
  пк - -   Остатки моста -
  пк -     - -
  мост - - - Остатки моста Узкий проход у ПБ
    Авто и ж/д мосты        
    Стоянка ПБ        
  пк - -   - Мелко
  пк - -   Остатки моста За высокий обрыв. берег
  пк - -   Правая протока Проводка, мелко
  пк - -   Обход островка -
  пк - -   Две стоянки мелко
  - 1+   - -
  ш - - - - -
  пк - - - - -
  п Разрушенный мост     Через 500 м, на ПП Осмотр! Обнос (80м) или проводкаПроход перекрыт деревьями!!!
  пк - - - - -
  п - -   - слив
  пк - - 50-20 - мель и слив
  пк - -   - мелко
  ш - -     По центру
  п Зигзаг     Через 200 м на ПП Сильный прижим к ЛБ на повороте
  пк - -     мелко
    Завал       Обнос или перелаз
    Оз. Сонозеро       Выход через камыш
  пк - -   - мель
  п - - - - слив
  пк - -   - -
  п - - - - слив
  ш Коромысло 1+   Через 400 м Вход ЛЦ
  пк - - - - Камни в русле
    Оз. Пертиярви       На выходе мель
    ламбина        
  п   1+   Перед входом в Шуонъярви В пороге лежат опасные бревна плохо читаемые с воды
    Оз. Шуонъярви        
  п - 0-1   Выход из озера слив
  ш -     Сразу за ламбиной -
  (пк-3п) - (2ш) Нежданчик 2+ 600 [180- (70) - 350] Через 100 м 2 слив крутой за ним сразу 3 слив в узкой канализации через высокую гряду (на низкой воде не проход). Осмотр затруднен. За порогом стоянка ЛБ
    Оз Шуя        
  ш - 2- - - -
  п - - - - слив
  п Островная горка 2+ 200 (100+100) Сразу после 33 начинается быстротоком Основная часть 100 метров в протоках между островками – желателен осмотр!
  пк - - - - Камни в русле
    Дом ЛБ        
  пк - -   - -
    Первый мост       Низкий
    Второй мост        
    Стоянка ПБ        
  ш - п Каменная лестница 2+   ПП и остров за ним Осмотр по ПБ (не удобен), желателен сигнальщик в конце порога Выход не очевиден
  - 1+   - -
  3пк -   3*50 - -
  2пк          
  п - - - - слив
  ш -     сразу после 40 -
  ш -     - за шиверой стоянка ПБ
  ш - -   - -
    Оз. Малое Куранъярви        
  ш - 1+   Сразу в конце ламбины после скального мыса на ПБ -
  п - 2+   Через 100 м Слив-водосброс. Осмотр по ПБ. Есть бочечки
  ш - 0-1   Сразу за разрушенным мостом За 46 вход в озеро
    Оз. Куранъярви        
  п - -   На выходе из озера -
  ш - 0-1   - -
  ш -     - -
  п Струя 2+   Сразу, сначала быстроток Осмотр возможен с воды из-под ПБ в конце быстротока. за порогом стоянка ПБ
    Оз. Лайгаярви        
  пк - -   - -
    Камень и стоянка на ЛБ        
  2пк - - 120-170    
    Новый мост       Проводка или обнос
  пк - -     мелко
    Спрямление русла        
    Оз Елозеро       Есть места для стоянки и после входа в реку
  пк-п-пк Деврума-Коски 0-1   Перед впадением Аминдомаои  
    Медвежий порог        
55.1 ш       После окончания болота по берегам  
55.2 ш       Через 120 м Перед 55.2 выход на стоянку на ЛБ
55.3 ш   0-1   Через 120 м Вдоль ПБ
55.4 пк   0-1   Через 450 м сразу за ЛП Перед 55.4 выход на стоянку на ЛБ
    завал       Узкий проход справа
  ш 1-ый Островский     Через 600 м от завала  
  ш 2-ой Островский 0-1   Через 2 км  
  п 3-ий Островский     Через 1,5 км, в начале 200 м быстротока Проход между островами
- пк - -   - -
  п 4-ый Островский     Виден ряж по ПБ Ряжевые стенки с двух сторон и острова. После порога маленькая стоянка на островке
- пк - -   - в районе длинного и очень узкого острова
    Стоянка ПБ       На краю болота Деухошуо
    Изба на ПБ        
    Ржавая бочка ЛБ        
  пк Ложный Сиг       Заход в левый язык
  ш-пк Сиг-порог 2+   Через 1,5 км Осмотр практического смысла не имеет. Заход в левый язык потом уход к ПБ. На выходе мелководный перекат
  ш-2п Лазаревский 2+   На ЛП после впадения протоки из Лазаревского оз. Осмотр по ПБ после впадения протоки непосредственно перед порогом (выход на берег на быстротоке). У порога три места для стоянки
    Оз Сонозеро       Лучшие стоянки на маршруте
  п -   - Слив плотины Чистый слив высотой около 1 м, затем перекат
    перекат        


4. Лоция реки Волома (от Тервалампи до плотины Сегозерского вдхр. в пос. Попов порог), описание возможных мест стапеля и антистапеля

Наш поезд на станции «Пенинга» встречал один единственный водитель, который должен был доставить к реке другую группу, выходившую вместе с нами. В конечном итоге он и забросил наши шмотки на стапель. Каких-либо других встречающих вообще не было. Так что о заброске лучше подумать заранее.

Собрать суда можно на небольшой площадке в самом начале озера Тервалампи, съезд к ней налево от основной дороги находится сразу после знака «Пенинга». Здесь же остатки разрушенного строения и пристань. Еще одно место стапеля на озере Ковералампи на широкой площадке к северу от поселка (вроде как у местных это называется «пляж»). Еще есть одна площадка уже в протоке, о ней будет сказано далее. Поселок хорошо виден с воды как на озере Тервалампи, так и потом в протоке. Проход из озера Тервалампи в озеро Ковералампи короткой протокой, которая начинается сразу за мостом (проход под мостом возможен на любых судах по любой воде). Протока широкая и глубокая. Сразу от начала северного плеса надо уходить направо; именно здесь на правом берегу тот самый «пляж». Здесь тоже видны мостки поселка. Вход в протоку изрядно зарос камышом и кажется, что никакой протоки там дальше нет. Однако, протока есть, она достаточно широкая и глубокая и очень живописна. Много кувшинок. Местами к правому берегу выходят дворы, бани и огороды поселка. Один из таких выходов – конец одной из улиц поселка – здесь тоже можно организовать стапель. Мост через протоку, обозначенный на некоторых картах, отсутствует. Протока выводит в маленькое озеро с заболоченными берегами. Здесь уже совсем нет признаков цивилизации. Следующая протока в озеро Хавгаярви тоже глубокая и широкая вполне типичная для Карелии. Озеро Хавгаярви крупнее предыдущих, берега по большей части заболочены. В северо-западном плесе на толстом мысе ПБ можно встать лагерем. В протоке, ведущей в следующее озерко, также препятствий нет. Озерко это по сути – обособленный плес озера Волома. Выход в озеро Волома чистый.

Озеро Волома разделено на три части. Южный плес ограничен скалистым восточным мысом и узким заболоченным западным мысом. Средний плес отделяется от Северо-Восточного плеса большим островом и грядой малых островков. На южном плесе можно организовать стоянку при входе в озеро. На большом острове, разделяющем центральный и северо-восточный плесы, с южной его стороны стоят два рыбацких домика. Стоянки возле домиков возможны, но не слишком удобны. Интересное место для стоянки на длинном западном мысу острова и в его основании. Из других лоций знаем, что есть отличное место на севере острова. Вероятно, можно встать и на северо-западных островках. По берегам озера Волома, вероятно, тоже можно найти места для лагеря – вероятно, они есть на восточном берегу. Северный берег сильно заболочен, но маленькие ровные площадки в соснах мы издалека видели.

Выход в реку Волома из небольшой широкой бухточки слегка заросшей камышом. Речка – здесь она больше походит на ручей – вытекает двумя рукавами. Правый – основной – шириной в 2-3 метра. На входе в рукав каменная гряда П1. При низком уровне воды здесь вероятно будет мелко. Слева на берегу табличка памяти погибшего здесь человека (наверное, рыбака). Русло чистое, относительно глубокое. Левый рукав короткий и не проходимый. Оба рукава соединяются примерно через 10 метров.

От истока до авто и ж/д мостов Волома больше напоминает низовое болото. Русла и течения практически нет. Через 150 метров по карте имеется раздвоение русла. Правая протока – короткая – завалена деревьями, здесь же высокая хатка бобра. По левой байдарки смогли пройти лавируя на слабом течении между стволами лежащих в воде деревьев и растущих в воде кустов – завал П2 – общая длина препятствия около 80 м. После того как разлившийся болотом ручей собирается в единое русло и становится похож на речку (примерно через 150 м) встречается первый перекат П3 длиной примерно 70 м. Его начало – полуразрушенный мост. Проход под ЛБ, далее короткий участок беспорядочно разбросанных камней на слабом течении. Когда мы проходили препятствие у ЛБ за мостом лежало дерево – но проход был свободным. Через 400 метров следующий перекат П4 (1 кс) длинной 150 м, состоящий из двух ступеней. Первая ступень – язык от центра к ПБ на выходе беспорядочные камни – далее спокойный участок и вторая ступень – основная струя достаточно чистая от центра идет поворотами меж каменных мелей. На одном из поворотов лежало дерево в стороне от струи.

Непосредственно перед мостами еще одно препятствие – старый разрушенный автодорожный мост П5. Проход через проран у ПБ шириной около 2 метров. Каты придется проводить. Течение сравнительно слабое, но идти приходится впритирку между камнями у ПБ и сваями моста. На этом месте вполне вероятно возникновение завалов.

Под авто и ж/д мостами проход чистый. Сразу за мостами на ПБ место для лагеря. Здесь же обычно стапелятся группы, которые начинают маршрут без захода в озеро Волома. Почти сразу Волома заходит в небольшую ламбину и тут же вытекает поворотом влево. В ламбине можно организовать стоянку на высоком северном берегу. От выхода из ламбины 500 м до следующего переката П6, длиной 170 м, который состоит из нескольких мелководных каменных гряд – проход между ними зигзагами, течение слабое. Входной язык ПЦ около камня у ПБ. На выходе гряда - узкий проход есть ЛЦ. Левее прохода обливной камень. После переката островной разбой – движение по очевидной левой протоке.

От авто и ж/д мостов на Воломе начинает появляться ощущение реки – ширина ее здесь от 4 до 15 метров, берега сырые – либо мшистое болото либо заболоченное березово-еловое темнолесье. Такой характер река сохраняет до входа в цепочку озер: Сонозеро – Шуонъярви.

Следующее препятствие через 400 м начинается разрушенным мостом П7. Чистая струя от прорана у ЛБ идет в обход каменных мелей. После спокойного участка по языку в центре. Длина П7 – около 100 м. В середине препятствия характерный ориентир – высокий обрывистый ПБ. Нормальных мест для стоянки на этом возвышении не замечено. Начало следующей серии препятствий сразу после раздвоения русла. В левой более длинной протоке уже от ее начала видны камни, торчащие из воды на слабом течении реки. Поэтому мы пошли в правую протоку, где через 100 метров начинается перекат П8 длиной 100 метров – пролазы между надводных камней и протаскивание по обливникам. Во второй половине надводных камней уже меньше, а таскания судов больше. Все заканчивается после слияния с левой протокой.

Дальше 1,5 км петляний по реке и 100 м перекат П9 в обход островка. После П9 спокойный участок почти 2,5 км. Здесь даже удавалось разгоняться до скорости 6 км/ч. В конце участка мелководный перекат П10, 170 м. В его начале и потом в конце видели две оборудованные стоянки.

Через 300 метров заметное препятствие – порог шиверного типа П11 (1+ кс). Общая длина 400 м. Состоит из трех ступеней. Падение и текуха в целом слабые. Входной перекат, после которого на сужении первый слив – простой и прямой, он выводит ко второй ступени – здесь струя делает легкий левый поворот причем у ПБ много не совсем очевидных камней, небольшой спокойный участок и третья ступень – выходная россыпь камней. Здесь чистый проход маловероятен.

Почти сразу еще один порожек П12. Он существенно проще и состоит из одной ступени, но на выходе тоже гребенка. Вскоре встретится еще один перекат П13 от которого до порога «Разрушенный мост» П14 остается 500 метров. П14 требует обязательного осмотра! Мост и остатки дороги обозначены не на всех картах! Приставать можно как к ПБ так и ЛБ. Причем на ПБ вполне сносная стоянка на остатках заброшенной дороги. Существенным минусом стояки является очень малое количество сухих дров и сложности с загрузкой судов ниже порога. Сам порог П14 расположен в резком сужении на правом повороте. Здесь остатки моста, который совсем развалился и не представляет опасности. Но ниже моста на пороге местные жители положили две елки, убрать которые невозможно. Проход под ними на пороге маловероятен. Елки лежат низко, а порог быстрый и бурный. Впрочем, при более низком уровне воды все может быть существенно проще. Если бы не елки, то П14 верная двушка (2 кс). Проводка судов трудна и только вдоль ЛБ, обнос 80 метров по ПБ.

Первый перекат П15 после разрушенного моста встретится через 500 метров. Еще через 100 метров порожек П16 длиной 50 метров: слив по центру. В начале правее слива обливной камень и внизу камень с бочечкой, обходится левее центра слива. На выходе камни.

Еще через 100 метров мелью начинается перекат П17 (мель - 50 м и перекат с чистым сливом -20м), затем через 200 метров длинный мелководный перекат П18, 150 м (суда придется таскать по любому уровню воды). 700-метровый чистый участок заканчивается на ЛП шиверкой П19. Ее длина 100 м. Вход центр (в нашем случае у ЛБ лежало дерево, поэтому обход этого дерева) и уход налево - на выходе у ПБ мель. Почти через 200 метров прямого участка на ПП начинается первое заметное препятствие реки порог Зигзаг П20 (2 кс). Порог – это довольно круто поворачивающая направо струя в сужении реки. Ширина реки здесь около 3 метров. Струя имеет весьма заметный прижим к ЛБ сразу после впадения ручья (или протоки) слева. За прижимом образуется отбойный вал. На выходе у ЛБ камни и бочечка за ними, однако к этому моменту можно уже спокойно уйти в центр. В конце порога традиционная каменная россыпь. Общая длина порога около 120 метров. Осмотр по ПБ. На малой воде, порог скорее всего теряет всю свою эффектность.

До следующего переката примерно 100 метров. Перекат П21 длиной около 100 метров – очередной мелководный, расположен на широком ЛП. Далее через 500 м мы встретили завал из 4 деревьев. Часть лодок протащили по берегу (15 м). Часть перетащили через бревна. По берегу проводка трудоемка. У самого берега очень глубоко и выход после завала весь в кустах. Перетаскивание тоже не удобное. До выхода в Сонозеро препятствий больше нет.

В озере Сонозере южная часть очень мелкая – берега заболочены. Кажется на ПБ при выходе видели новенькую избу. Ее хорошо было видно еще с реки (но может путаю с выходом в другое озеро). На северной стороне берег сухой. Глубины маленькие, песок. Есть обширное место для стоянки.

Выход из озера густо зарос каким-то тростником. На выходе прошли перекат-мель П22 (длиной 50 м) и через 70 м слив П23 с довольно быстрой струей. Здесь на входе у ПБ завальчик.

Почти сразу перекат П24 (длиной 70 м) с крутым падением. После него через пару сотен метров входим в ламбинку и сразу же выходим из нее налево. В ламбине стоянок нет. Через 150 метров на ПП слив П25. А через 400 метров начинается порог, который мы окрестили порог «Коромысло» П26 (1+ кс) - чтобы не путать с Зигзагом. Вход ЛЦ (левее надводные камни) – струя по валам – смещение к ПБ (слева камни с небольшими бочечками). На выходе у ЛБ бревно и обливняк – за ними россыпь камней (мелко). Общая длина порога не более 100 м.

Незадолго до выхода в оз. Пертиярви небольшой перекатик П27 (камни в русле). В озере Пертиярви адекватных мест для стоянки мы не видели, хотя берега сухие. Наверное, можно найти стоянку на южном берегу в районе начала толстого мыса у подножия холма напротив выхода из озера. Также можно встать около старой будки на ПБ у самого выхода из озера. Оба места скорее аварийные. Зато, если пройти выходную мель и войти в ламбинку – можно встать лагерем на вполне приемлемом высоком северном берегу этой ламбинки (впрочем, качество стоянки не знаем). Надо иметь ввиду, что в непосредственной близости от этого места уже на озере Шуонъярви строится домик.

На всех картах перепад между оз. Пертиярви и Шуонъярви всего 0,1 м. Это неправда. Сразу за ламбинкой – порог П28 (1+ кс) с перепадом не менее 1 м. В его начале в центре русла остров – проход справа. Далее в прямой язык по валам в центре. При этом у ПБ бревно, и вдоль слива правее его тоже лежит бревно. Если бревно не снесет половодьем, надо быть весьма осторожным. Вторая часть – слив ПЦ и дальше краем бочки идущей от ПБ. Сразу за порогом начинается озеро Шуонъярви.

На входе в озеро Шуонъярви справа сухой берег полого поднимается вверх. Здесь строится домик (нормального места для стоянки нет). Все окрестные берега тоже не кажутся подходящими для стоянки. Есть маленькое место (на 3-4 палатки) на первом южном скалистом мысу. Весьма приятное место на большую группу и много дров есть уже на выходе из озера - практически в реке (на ЛБ). В целом озеро весьма красивое с сильно изрезанными разновысотными берегами.

Выход из Шуонъярви – это порожек-слив П29 (0-1 кс) в небольшую ламбину. Его длина около 100 м. В порожке четкий язык от центра к ПБ и прижим к скальному выходу ПБ. Ниже волнение и камни в русле. Практически сразу на выходе из ламбины шивера П30 (1кс) – длиной около 130 м. Скорость течения не большая, кажется в середине был слив. Начинается все очень крутым ЛП, после чего идет более плавный ПП.

Менее чем через 100 м начинается серьезный многоступенчатый порог «Нежданчик» П31 (2+ кс), общей длиной 600 м. Его характер сильно зависит от уровня воды. На малой воде первая часть порога, скорее всего, потребует проводки судов через круто падающие гряды камней. На нашей воде порог можно было разделить на 5 ступеней. Первая ступень начинается зигзагообразным перекатом с плавно нарастающим падением после чего идет несложный узкий слив на легком ЛП. Сразу за ним вторая ступень (между первой и второй ступенями - быстроток). Эта ступень – второй слив на быстротоке с крутым падением через каменную гряду на ПП – проход узкий. Сразу после слива быстроток выносит на разлив с островком ближе к ПБ. Между островком и ПБ канализационный слив через каменную гряду (0,5 м высотой) – проход очень узкий (шириной менее 10 метров), но именно туда несет суда после второго слива. Ниже канализации требуется резкий маневр в обход камней, что лежат по центру струи. Но здесь уже совсем спокойно. Слева от островка вода течет меж больших камней (похоже, что везде непроход). Первые три ступени вместе – 180 м. Ниже островка ламбина (длиной метров 70 и столько же уходит заводью влево). Выход из ламбины стиснут каменными выступами по берегам – здесь короткая четвертая ступень – двойной прямой слив в камнях с небольшим общим перепадом. После короткого спокойного участка за ЛП начало пятой ступени. Это – длинная шивера с небольшим общим падением и малой скоростью течения, которая проходится прямым ходом вдоль ЛБ (вмести четвертая и пятая ступень – оставшиеся 350 м). За порогом место для лагеря на ЛБ – здесь высокая сельга со следами старого пожара. До следующего препятствия около 1,5 км и маленькое озеро Шуя. Озеро очень уютное, на нем вполне возможно организовать лагерь, правда оборудованных стоянок мы не заметили.

Шиверка П32 (2- кс) была осложнена бревнами на входе и выходе. Язык от ЛБ (сразу за бревном, перегородившим всю правую часть реки) выносит суда к бревну у ЛБ, в конце которого прячется обливняк. Поэтому сразу за языком уходим к центру. На выходе мелководье. Вскоре П33 – небольшой слив на прямом участке. После которого быстроток выносит к весьма не приятному порогу «Островная горка» П34 (2+ кс). Все начинается быстротоком, который тормозится перед ЛП, здесь собственно начало порога и у ПБ широкое улово, где можно высадиться на ПБ. Но для осмотра придется обходить бухту и перелезать на остров. Начало порога - островной разбой. Основной слив в центре между двумя центральными островками. Четкий пологий язык проходит точно между камней и выносит к следующему языку. Здесь основное русло стискивается левым коренным берегом и большим островом (полуостровом) у ПБ. Крутое падение и серия валов-бочек вдоль ЛБ. Причем весь берег ощетинился каменными зубами. Общая длина с учетом входного быстротока 200 м. Несмотря на видимую сложность порога, все прошли его чисто, но без матросов. По низкой воде, вероятно, здесь будет требоваться трудоемкая проводка.

После порога на участке около 200 м встретится перекатик (просто камни в русле) и еще один перекат П35. А через 1,5 км на ЛБ – дом, рядом с которым можно встать лагерем. Сразу за этим домом несложный перекат П36 длиной 50 м. До первого автомобильного моста остается менее 1 км. Первый мост низкий – на большой воде приходилось вжиматься в байдарку. У моста можно встать на аварийную стоянку на обочине дороги. Дорога вполне проезжая и используется часто. Здесь же возможен стапель с заброской от ст. Волома. Второй мост более капитальный и высокий. Здесь также можно встать на аварийную стоянку вдоль обочины.

Большой остров обходили длинной левой протокой (правая – короткая, показалась заваленной). Сразу после слияния проток небольшой перекат без перепада. А еще через 250 метров место для стоянки на ПБ у ЛП (не слишком большое, да и дров маловато). От стоянки слышно гул порога. Это П37 Каменная лестница (2+ кс). Начинается порог после ПП на прямом участке. Заметный ориентир - крупный островок по центру реки. Осмотр уместен по ПБ, чалиться придется на быстротоке, затягивающим в порог. При этом берег для осмотра не удобен. Длина порога – 280 м. Слева от острова мелководье. Входной слив в правой протоке начинается языком, расположенном ближе к острову. Обливные и подводные камни есть и в самом языке. Ниже слива валы-бочечки на чистом русле. Сразу после конца острова струя-быстроток выводит к центру реки – здесь широкий второй слив – хаотичные валы – но камней не было видно. В конце слива у ЛБ улово, да и сама струя – чистая и ведет к ЛБ, но в итоге выводит на каменную лестницу – где даже по большой воде проход практически не возможен. Если же после второго слива отклоняться через каменный лабиринт к ПБ, то судно выйдет на каменную гряду – где есть проходимый слив между каменной мелью в центре реки и островком у ПБ. Здесь узкий - высотой 0,5 м - слив и несколько маленьких бочечек за ним. Чтобы попасть в него желательно иметь сигнальщика на воде ниже слива. Справа от островка – канализационный водосброс через камни. При низкой воде уместнее будет идти к ЛБ и перетаскивать суда по той самой каменной лестнице.

Следующее препятствие – шивера П38 (1+ кс) состоящая из двух примерно равных по длине частей по 250 м каждая, с коротким спокойным участком между ними. Начало сразу после крутого s- образного крюка. Первая шивера с небольшим уклоном и маневрами между камней на прямом ходу. Вторая с крутым падением и валами на пологом ЛП (здесь вдоль всей второй части справа остров – который заканчивается вместе с шиверой). А еще через 150 метров П39 – три мелководные шиверки-переката подряд, расположенные на резких поворотах реки (каждый участок – метров по 50 длиной). После этого участка река двумя ЛП сменяет генеральное течение на север, на каждом повороте небольшие перекаты.

После заметного ПП встретится небольшой слив П40 (правая часть русла – мель – была перекрыта елкой) и сразу за ним шивера П41 (1 кс). Начинается островной разбой основное русло – правое. Здесь вход по центру – смещение в обход гряды к ПБ и потом в центр в обход островка у ПБ и мели уходящей от него к центру. На выходе у нас лежала елка в стороне от струи. Длина шиверы примерно 200 м. Еще через примерно 800 метров встретится короткая (менее 100 м) шиверка П42 (1 кс). После не крутого ПП – быстроток в обход островка/берегового выступа, расположенного у ЛБ – на выходе обливняки. Сразу за шиверкой на ПБ – место для лагеря. Еще через 750 метров встретится шиверка П43 длиной 100 метров. Далее спокойный участок почти без течения до оз. Малое Куранъярви. Озеро очень красивое. На нем две роскошные стоянки (одна на мысу при входе, другая правее после входа, причем обе подойдут для больших групп). Возможно, есть и другие места для организации лагеря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: