Методика расчета политического риска на примере РК




 

К политическим рискам относится большой спектр политических событий, которые затрагивают как финансовые и экономические отношения на внутригосударственном и межнациональном уровнях, так и имущественные риски (национализация, экспроприация, военные действия) и риски, относящиеся к отдельным гражданам, выезжающим за пределы своей страны (Рис. 6). Политические риски представляют собой множество опасностей, которые могут быть вызваны решениями, событиями или действиями политического или административного характера на региональном, государственном или международном уровне, способных повлечь за собой финансовые, коммерческие и экономические потери для компании, проводящей импортные и экспортные операции, осуществляющие инвестиции за границу, заключившей международные контракты, и ущерб жизни, здоровью и имуществу экспатриированных граждан. В зависимости от участника инвестиционного процесса политические риски можно классифицировать следующим образом. Во-первых, политические риски, которым подвергается экспортер/импортер: препятствование проведению импортных или экспортных операций; отзыв лицензий, эмбарго; неправомерный вызов гарантий; неплатеж государственного или частного покупателя вследствие запрета на конвертацию или перевод денежных средств либо вследствие государственного моратория на погашение всей или части торговой задолженности;
препятствование проведению операций со стороны государственной власти; необоснованное расторжение контракта государственным контрагентом; неисполнение судебных арбитражных решений.
Организации, осуществляющие инвестиции за рубежом, могут подвергаться следующим рискам: конфискации, экспроприации, национализации; повреждению активов вследствие военных действий, беспорядков, саботажа и пр.; препятствованию проведения операций со стороны государственных органов власти, скрытой экспроприации; вмешательству в деятельность компании; запрету на конвертацию национальной валюты и денежные переводы, а также на репатриацию активов и произведенных товаров; неисполнению судебных арбитражных решений.
Необходимо учитывать, что компании, проводящие торговые операции с иностранными контрагентами, а также компании — инвесторы зачастую вынуждены направлять сотрудников за границу для представления своих интересов в проводимых торговых и финансовых операциях. Очевидно, что эти сотрудники, которых в данном контексте называют экспатриированными, в свою очередь подвергаются рискам, связанным с особенностями принимающей страны и проводимых их компанией международных операций. Здесь выделяют следующие политические риски: похищение, шантаж, физический вред, репатриация из страны — реципиента, ущерб имуществу и пр. Необходимо специально оговорить, что в конечном итоге финансовое бремя этих рисков несет на себе компания, чьи сотрудники отправляются за границу, что будет описано ниже.
Сделаем обобщение данной схемы. Во-первых, рассматриваемые политические риски нельзя четко разделить на риски инвесторов и риски экспортеров (к примеру, запрет на конвертацию может затрагивать интересы как инвестора, так и экспортера). Далее, рассмотренные в схеме риски (Рис. 6, столбец Ь) сами по себе не обязательно должны приводить к финансовым потерям инвестора или экспортера. В глобальном плане именно они могут явиться причиной тех событий, которые наносят ущерб участникам международного рынка. То есть смена власти (режима) в стране может повлечь за собой кардинальные изменения в законодательстве или конфискацию активов иностранных компаний; политические беспорядки в данной стране не в обязательном порядке, но могут привести к повреждению активов иностранных предприятий. Но при этом нельзя утверждать, что первопричиной всех политических рисков являются лишь революция, смена власти или правительства либо военные действия. Риск неправомерного вызова гарантии экспортера, например, может рассматриваться и без привязки к перечисленным факторам.

 

есть через конфискацию, экспроприацию, лишение права владения и национализацию. Это также включает дискриминационные меры государственной власти иностранного государства, которые провоцируют окончательное прекращение деятельности компании — инвестора в данной стране либо целью которых является лишение инвестора его собственности, контроля и права получения прибыли от произведенных инвестиций. Эти риски охватывают не только основные средства, принадлежащие инвестору, но и оборотные активы, запасы сырья и товаров и пр.
Таким образом, политические и экономические меры, подпадающие под разряд данного риска, можно назвать наиболее «бесповоротными». С одной стороны, они оказываются проявлением серьезнейших негативных последствий для иностранных инвесторов решений либо изменений в политической системе и экономической политике данного государства. Кроме того, эти меры затрагивают фундаментальные секторы экономики, в которые были направлены значительные объемы инвестиций, являющиеся источниками финансовой прибыли (банковский или страховой секторы).
На практике все развивающиеся страны прибегали к таким мерам. Наибольший ущерб при этом понесли США, Великобритания и Франция, и в основном в области банковской деятельности, страхования, энергообеспечения и горной промышленности.
Риски военных действий (в т. ч. гражданской войны) и политических беспорядков соответствует разрушениям и финансовым последствиям физического ущерба, причиненного имуществу инвестора вследствие военных действий, беспорядков, гражданской войны, актов политического неповиновения.
Риски неконвертируемости валюты и запрета на перевод денежных средств могут затруднить репатриацию в свободно конвертируемой валюте задолженности по импортным и экспортным операциям, а также капитала и прибыли от инвестиций. Такие события могут стать результатом действий органов власти (законодательные решения), но также их бездействия (административные и бюрократические задержки, которые задерживают перевод на длительный период времени).
Риск одностороннего (необоснованного) расторжения контракта определяет потери, вызванные самовольным расторжением контракта со стороны иностранного государственного контрагента либо расторжением контракта, заключенного с частным иностранным партнером, исключительно по политическим причинам.
В качестве примера здесь можно привести разрыв соглашения о разделе продукции в перерабатывающей промышленности, отказ банка исполнять свои обязательства по аккредитиву, отказ государственного органа (предприятия) исполнить свои контрактные обязательства, торговые эмбарго, отказ иностранного государственного покупателя акцептовать счета и пр.
Риск неправомерного вызова гарантий касается компаний, которые предоставили своим иностранным контрагентам гарантии, обеспечивающие исполнение контрактных обязательств. Риск заключается в необоснованном вызове таких гарантий в том случае, если иностранный контрагент является государственной компанией, либо в основанном на политическом решении вызове гарантии со стороны иностранного контрагента.
Риски экспатриированных сотрудников. Эти риски определяют финансовые расходы, которые несет компания по ущербу, которому могут подвергнуться ее сотрудники, отправленные на работу или в командировку за границу: похищение с требованием выкупа или без него; насильственное лишение свободы, взятие заложников; шантаж, вымогательство средств или информации; выдворение из страны; конфискация, уничтожение или похищение имущества экспатриированных сотрудников; дополнительные расходы: посмертная выплата родственникам или пенсия по инвалидности, оплата проезда обратно в страну проживания, заработная плата похищенных сотрудников, транспортные расходы и заработная плата прибывающих на замену новых сотрудников, расходы по защите жизни и имущества сотрудников и их семей, расходы на лечение и пр.
Количественные методы оценки политических рисков трудно отнести к методам актуарных расчетов, традиционно используемых в страховании при оценке вероятности наступления страхового случая и исчисления связанных с этим обязательств страховщика по страховым выплатам. Используемые здесь методы носят характер экспертных оценок, которые в большей или меньшей степени могут составить основания для определения степени «рискованности» осуществляемых инвестиций.
К наиболее распространенным методам оценки политического риска при осуществлении инвестиций можно отнести: инспекционные поездки экспертов, метод разведки, метод Делори, численные методы.

Инспекционные поездки носят частный характер и основываются на суждениях сотрудников фирмы по результатам посещения страны — реципиента инвестиций. Надежность полученных результатов невысока, поскольку субъективность сделанных выводов может быть связана с недостаточно глубоким знанием национального законодательства, инвестиционных льгот, отраслей и направлений наиболее эффективных инвестиций.
Метод разведки основан на изучении того же вопроса специализированными экспертными фирмами и сопоставлении информации, получаемой из разных источников. Однако и при этом методе риск «субъективности» полученного оценочного результата достаточно велик.
Оценочный метод политического риска Делори основан на специальном методе анализа информации, использующем ранжирование выделенных параметров риска и вычислении комбинированного индекса политического риска. На основании такого анализа, проведенного в разрезе различных государств, осуществляется общая оценка благоприятности инвестиционного климата и соответствующее ранжирование стран.
Однако, даже в случае качественных оценок можно применить количественные методы оценки полученных результатов. В частности, существуют сравнительные методы классификации стран по отношению друг к другу в соответствии с двумя основными принципами:
В качестве примера можно привести две методики расчета индексов, оценивающих политические (страновые) риски.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: