Музыка в храмовом синтезе искусств. Неизвестный Свиридов




В Христианстве музыка включена в богослужение. В единстве с величественной архитектурой, красивым убранством церквей и соборов, проникновенным словом священника она помогает верующим погрузиться в особое молитвенное состояние.

Не случайно многие композиторы обращались к музыке религиозной традиции. Среди них и Георгий Васильевич Свиридов.

 

На протяжении многих веков церковь была духовным центром жизни русского народа, хранителем традиций, точкой притяжения его творческих устремлений.

В церкви совершаются таинства крещения и бракосочетания, причастия и благословения в последний путь. Жизнь отдельного человека при этом становится частью жизни церковной общины, которая имеет свой уклад.

Каждый год в определённое время Православная Церковь отмечает христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение. В эти дни проходят особенно красивые, торжественные службы. В обычные дни совершаются более скромные ритуалы. Но каждый вид богослужения неразрывно связан с музыкой. Величественная архитектура, фресковая живопись, иконы, вдохновенное Слово Божье и строгие напевы… Всё это вместе создает особую атмосферу храма, помогая человеку отрешиться от повседневной суеты, вспомнить о своей бессмертной душе, обратив молитву к Всевышнему.

В католическом храме царствует орган, там могут звучать и другие, например, струнные инструменты. А вот Православная церковь признаёт звучание только одного инструмента – колокола. И то лишь в качестве сигнала к началу богослужения. Основная же часть Православной службы – это музыка исключительно вокальная, исполняемая без сопровождения. «Православная практика вокальных песнопений на службе является более древней в христианской церкви. Орган был введен в католической церкви только в 9 веке. Сохраняя практику древности, мы считаем уместным приносить в дар Богу живые голоса людей, воспевающих молитвы от полноты своих сердец, а не механические звуки бездушного инструмента», говорил протоиерей Михаил Самохин.

Вплоть до XVII века в русских церквях звучала одноголосная музыка. Древние напевы записывались особыми знаками – знаменами. Поэтому образцы старинной русской духовной музыки называют знаменным распевом.

Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение. Во второй половине XVIII века получил распространение новый жанр – духовный концерт. Это – многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения. Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

В XIX веке традиции русской духовной музыки продолжили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. Эти композиторы больше известны как авторы опер, романсов, симфонических произведений. Но все они были людьми глубоко верующими. И сегодня их религиозные произведения звучат наравне со светскими. Уже в начале XX века, в 1915 г.- практически накануне революции создал свой бессмертный шедевр С. В. Рахманинов. Его «Всенощное бдение» основано на бережном сохранении церковных гласов. В некоторых хорах его «Всенощной» звучат подлинные старинные знаменные распевы.

В течение XX века отношение к религии в нашей стране несколько раз менялось. В СССР долгие годы продолжались гонения на Церковь и её служителей. Сочинение духовной музыки, разумеется, тоже не приветствовалось.

Композитор Георгий Васильевич Свиридов был известен как автор веселых музыкальных комедий и музыки к кинофильмам. Его кантаты, оратории, романсы, инструментальная музыка принесли ему не только любовь публики, но и высокие правительственные награды. Слава, признание – всего этого у Свиридова было в достатке. Но композитора заботило совсем другое. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях.. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы…»

Три хора, созданные Свиридовым к театральной постановке «Царь Федор Иоаннович» были сочинены на слова Православного обихода. Но это не было данью седой старине. Для композитора эти строки – знак проживания собственной жизни по Евангельским заветам.

В одной из своих тетрадей Свиридов так расшифровал музыкальные термины. Он пишет:

«Музыка делится на а) церковную, б) светскую, в) духовную. Первая – предназначена для исполнения в Храме, и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного. Вторая – светская, исполняемая на концерте, либо в театре. А вот третья – духовная музыка – это и то, и другое. Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго…» Не случайно последним его сочинением стал цикл «Песнопения и молитвы». Композитор хотел создать светскую по форме, но православную по духу «литургическую музыку». Все хоры написаны на богослужебные тексты: из Псалтири, молебнов, литургии. В цикл вошло 26 отдельных номеров. Полностью в духе Православной традиции они звучат в исполнении хора a capella.

 

Жанры церковной музыки православной традиции:

Партесное пение (от позднелат. partes – голоса) – стиль русской хоровой многоголосной музыки XVII-XVIII веков. Количество партий составляло от 3 до 12 голосов, а в некоторых случаях доходило до 16, 24 и даже 48.

 

Духовный концерт - многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения.

 

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. В храмовом синтезе искусств в русской православной церкви музыка сочетается с…

– Театром

– Кино

– Живописью

– Хореографией

– Скульптурой

– Архитектурой

 

2. Что называется партесным пением?

– одноголосное пение без инструментального сопровождения

– одноголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента

– многоголосное пение без инструментального сопровождения

– многоголосное пение в сопровождении инструментального аккомпанемента

 

3. В творчестве каких композиторов достиг своего расцвета жанр духовного концерта?

– П. И. Чайковский

– М. С. Березовский

– Н. А. Римский-Корсаков

– М. П. Мусоргский

– Д. С. Бортнянский

– Г. В. Свиридов

 

4. Какое произведение С. В. Рахманинова является величайшим шедевром русской музыки?

 

5. В какие циклы входят данные произведения Г. В. Свиридова. Составьте правильные пары.

 

Хор «Величание Богородицы»   Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
     
Хор «Любовь святая»   Цикл «Песнопения и молитвы»
     
Оркестровая пьеса «Тройка»   Три хора к трагедии А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

 

 

6. Почему Г. В. Свиридов обратился в своём творчестве к религиозным текстам?

– сочинение духовной музыки в СССР было престижным

– он получил от Церкви заказ на создание духовной музыки

– ему хотелось сохранить трепетное, святое отношение к музыке

 

7. Расположите по порядку фамилии русских композиторов, в соответствии с историческим периодом их творчества:

- Г. В. Свиридов

- М. И. Глинка

- М. С. Березовский

- П. И. Чайковский

 

8. Как Г. В. Свиридов расшифровал значение этих слов? Составьте соответствие.

 

Церковная музыка   Музыка, отмеченная влиянием Духа Святаго
     
Светская музыка   Музыка, исполняемая на концерте, либо в театре.
     
Духовная музыка   Музыка, предназначенная для исполнения в Храме, и являющаяся частью обряда канонического, традиционного, строго узаконенного

 

 

9. Какому веку соответствует музыка? Составьте пары.

 

Конец XX века   Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» М. С. Березовского
     
XVII век   «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова
     
Начало XX века   «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова

 

XVIII век   Знаменный распев

 

 

10. Что из перечисленного соответствует традициям исполнения музыки в Православном храме?

– Звучание хора a capella

– Звучание хора в сопровождении органа

– Звучание органа

11. Почему старинные напевы русской церкви назывались знаменным распевом?

– Потому что они распевались под хоругвями – церковными знаменами и флагами

с изображением Иисуса Христа и святых.

– Потому что они считались знамением Божьим.

– Потому что они записывались особыми знаками, которые назывались

знаменами.

 

12. Как называлось многоголосное пение, которое появилось в храме с XVIII века?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: