РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ УЧАСТНИКов,
Желающих открыть собственный бизнес
(стартовый уровень)
«Ты - предприниматель »
Г.
Цель данной рабочей тетради – оказать помощь участнику программы по планированию и созданию предпринимательского дела, в детальном анализе бизнес-идеи и подготовке бизнес-плана, необходимого для начала предпринимательской деятельности.
Рабочая тетрадь заполняется в ходе каждого цикла лекций и используется в качестве домашней работы между циклами лекций. Проблемы, возникающие при выполнении домашней работы, обсуждаются в начале каждого цикла лекций. Очень важно до начала лекционного дня дома прочитать тему лекции и соответствующую времени приобретения знаний и навыков, часть бизнес-плана. Этим достигается такая ситуация, что в лекционный день, участник уже понимает, что он не знает или не умеет и, таким образом, он может по оставшейся неясной части задать вопросы.
Общие пожелания заполняющему рабочую тетрадь:
Уясните для себя свою цель. Почему для Вас необходим этот бизнес? Что вы хотите достичь? В чем состоит ваш интерес? Ясно представляйте свою идею. Какую и как получите выгоду или прибыль, будет ли бизнес прибыльным? Из своих личных целей и бизнес-идеи сможете сформулировать будущие цели предприятия. Используемая в рабочей тетради структура бизнес-плана носит учебный характер. Структуру для своего бизнес-плана выбирайте исходя из характера своей, требований оценивающей бизнес-план организации (кредиторы и т. п.). Первоначальный план напишите сначала для себя, чтобы выяснить, стоит или не стоит этим бизнесом заниматься, посвящать ему или другому виду бизнеса свое время, деньги и т.д., ресурсы.
Окончательный бизнес-план оформляется в соответствии с требованиями того, кому он будет предъявляться. Постарайтесь все рекомендуемые в рабочей тетради оценки давать по возможности реалистично. Этому поможет сравнение с аналогичным предприятием или ситуациями. Для систематического ответа на вопросы рекомендуется представить себе модель претворения бизнес-идеи в жизнь, постоянно её дополняя отвечая на вопросы. Рабочую тетрадь можно использовать для составления бизнес-плана как для создаваемого предприятия, так и уже действующего. Для лучшего обзора желательно представлять информацию в виде таблиц и графиков.
1. Титульный лист бизнес-плана
БИЗНЕС-ПЛАН
Выполнил (а): Боченкова Вероника и Осадчая Ирина
Название и адрес предприятия: Аптечный пункт «Пилюлька», 241550 Брянская обл., г. Сельцо, ул. XIX Партсъезда, д. 37
Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале:
Боченкова Вероника Владимировна Брянская обл., г. Сельцо, ул. Парковая д.8А тел. 89307213772. 50% - доля в уставном капитале
Осадчая Ирина Олеговна Брянская обл., Брянский район, с. Глинищево, ул. Октябрьская д. 13 тел. 892028638724. 50% - доля в уставном капитале
Фамилия, имя, отчество руководителя организации: Потапкина Светлана Николаевна
Суть проекта Открытие аптечного пункта «Пилюлька» с целью обеспечения лекарственными средствами население в данном районе, а также с целью обеспечения конкурентноспособности на фармацевтическом рынке и поставке ветеринарных лекарственных средств ветеринарному участку г. Сельцо
Инвестиционная емкость проекта 5 млн. рублей
Финансирование проекта (в процентах):
60 % - собственные средства;
40 % - заемные средства;
- % - средства государственной поддержки.
Срок окупаемости проекта 5 лет
Резюме проекта
Идея проекта и его уникальность открытие аптечного пункта с лекарственными средствами, изделиями мед. назначения и ветеринарной продукции с целью обеспечения лекарственными средствами ветеринарного участка г. Сельцо
__________________________________________________________________
Коммерческие перспективы проекта (рыночные возможности ) экономические мотивы: извлечение прибыли, увеличение продаж путем расширения ассортимента лекарственных средств
__________________________________________________________________
Краткое описание целевого рыночного сегмента: сегментация по демографическому признаку
Что делает проект непохожим на конкурентов: наличие в нашем аптечном пункте ветеринарной продукции
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Основные стратегии организации, разработанные для достижения идеи проекта:_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План-график реализации проекта (сроки реализации основных этапов):
А) инвестиционный:_________________________________________________
__________________________________________________________________
Б) выхода на проектную мощность:_________________________________
__________________________________________________________________
В) стабильная деятельность:_______________________________________
__________________________________________________________________
Риски реализации и заключение о перспективах проекта Риски: возможен малый товарооборот по ветеринарным лекарственным средствам
Перспективы: привлечение новой клиентуры, получение прибыли засчет лекарственных средств и изделий мед. назначения, создание собственного ветеринарного кабинета
Идея и анализ рыночного окружения
Составьте достаточно подробное описание товара / услуги: _______________
1. отпуск лекарственных средств, изделий мед. назначения и ветеринарных лекарственных средств
2. высоко квалифицированная консультация посетителей
3. конкурентно спобные цены будут создавать устойчивую клинтскую базу
4. проведение санитарно-просветительной работы среди населения
5. возможность заказа лекарственных средств и изделий мед. назначения через наш Web-сайт
Составьте рисунок, раскрывающий уровни разработки товара, который Вы собираетесь производить. На рисунке-примере представлены стандартные уровни разработки товара.
Рисунок-пример
Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе наличие среднего (фармацевт стаж 1 год) /высшего (провизор стаж 3 года) фармацевтического образования
______________________________________________________________
Лицензии, патентные права, подтверждающие уникальность товара_______
лицензия на осуществления фармацевтической деятельности и лицензия на реализацию и отпуск ветеринарных лекарственных средств
Описание основных отличий от товаров-конкурентов экономически выгодное территориальное расположение аптечного пункта, конкурентно способные цены, создающие устойчивую клиентскую базу, реализация и отпуск ветеринарных лекарственных средств
Сводная информация по конкурентам:
Изделие / услуга / работа | Ценовой диапазон, руб. | Примерный объем сбыта, ед. / мес. | Потребительские параметры | |||
Основные плюсы | Основные минусы | |||||
ГУП Брянскфармация (атека и апт. пункт) ООО «МЭТР» ООО «ГРАНД» ИП аптечный пункт | средний выше среднего выше среднего выше среднего | 100000/месс 10000/месс 100000/месс 10000/мес | рядом больница в центре города в торговом центре мини рынок | нет зоо-продукции высокие цены, нет зоо-продукции, не удобное расположение | ||
Описание (портрет) основных потребителей:
Детальный портрет: средне-статистическое рабочее население | ||
Семья | жена, муж, дети, бабушки, дедушки, внуки | |
Дом | частный сектор | |
Автомобиль | имеется | |
Дом. питомцы | имеются | |
Пресса | газета, интернет, телевидение, листовки |
Оценка объема и состояния рынка (растет / стабилен / падает, какие изменения на нем происходят). Составьте график
.
Сильные и слабые стороны компании. По примеру составьте рисунок слабых и сильных сторон собственной компании, так как на рисунке ниже.
План маркетинга
Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения: реализация ЛС, ИМН, ветеринарных ЛС
Тенденции: работаем на увеличение количества продаж, получение прибыли, создание стойкой клиентской базы
Позиционирование производимого товара / оказываемой услуги. На рисунке пример позиционирования товаров А, В, С.
ИМН
Ветеринарные ЛС
ЛС
Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием методов или фирм, привлекаемых к реализации продукта: розничная реализация
Стратегия и тактика ценообразования: цена = цена поставщика + 15% + средняя стоимость коммунальных услуг + реклама + налоги + амортизация имущества
Программа по организации рекламы проекта / бизнеса / товара /услуги. Примерный объем затрат:
· Рекламный баннер – 30 тыс. руб.
· Листовки – 5 тыс. руб.
· Разработка Web-сайта – 5 тыс. руб.
Фотография / рисунок эмблемы организации:
Программа реализации продукции (прогноз объемов продаж):
Продукты / услуги | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 | Месяц 7 | Месяц 8 | Месяц 9 | Месяц 10 | Месяц 11 | Месяц 12 |
Объемы реализации в натуральном выражении (шт.) | ||||||||||||
ЛС, ИМН | ||||||||||||
Вет. ЛС | ||||||||||||
Объемы выручки (тыс. руб.) | ||||||||||||
ЛС, ИМН | ||||||||||||
Вет. ЛС | ||||||||||||
5. Производственный план
Требования к организации производства:
Собственный участок, помещение, наличие мест хранения, товары, наличие лицензий, договора с поставщиками на поставку товаров, договор поставки ветеринарных ЛС в вет. участок
Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка). Лизинг оборудования:
Наименование | Назначение | Количество | Стоимость приобретения и доставки | Стоимость монтажа | ИТОГО стоимость |
Здания и сооружения (без оборудования) | |||||
Основное оборудование | |||||
Складское оборудование | |||||
Торговое оборудование | |||||
Транспорт | |||||
Вспомогательное оборудование | |||||
Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены:
Параметр | Значение в разрезе товаров / услуг | ||||
Поставщик | |||||
Система оплаты: предоплата / оплата по факту / оплата частями / рассрочка | |||||
Цена | |||||
Объем разового заказа | |||||
Транспортные издержки | |||||
Издержки по погрузке / разгрузке |
Форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизации:
А) для зданий и сооружений: ____% в год.
Б) для оборудования: ____% в год.
В) для транспортных средств: ____% в год.
Список текущих затрат (таблица заполняется для каждого вида продукции отдельно; так же отдельно заполняется такая таблица для коммерческих и управленческих расходов):
Вид затрат | Единица измерения | Расход на единицу продукции / услугу / работу | Цена с учетом затрат на доставку | Периодичность закупки и поставки |
Материалы | ||||
Расходный инвентарь / комплектующие элементы для производства | ||||
Услуги сторонних организаций, аренда, маркетинг и продажи | ||||
Электроэнергия, вода, газ | ||||
Производственная программа:
Элементы программы (в натуральных показателях) | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 | Месяц 7 | Месяц 8 | Месяц 9 | Месяц 10 | Месяц 11 | Месяц 12 |
Объемы производства | ||||||||||||
Остаток готовой продукции на складе | ||||||||||||
Запас материалов для производства (и в производстве – зависит от длительности цикла) | ||||||||||||
Обеспечение экологической и технической безопасности:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Организационный план
Организационно-правовая форма и структура собственности:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Члены команды, краткие биографические справки:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Распределение обязанностей между членами руководящего состава:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проект организационной структуры изобразите в форме рисунка.
Численность персонала, затраты на оплату труда:
Должность | Количество единиц | Основные функции | Затраты на оплату труда (без учета налогов) | Месяц, с которого вводится должность |
Управление бизнесом | ||||
Основная деятельность (производство / оказание услуг) | ||||
Продажи | ||||
Обслуживание (технический персонал: технические специалисты, разнорабочие и т.д.) | ||||
7. Финансовый план
План-график инвестиционного этапа:
Укрупненные этапы* | Месяц 1 | Месяц 2 | Месяц 3 | Месяц 4 | Месяц 5 | Месяц 6 | Месяц 7 | Месяц 8 | Месяц 9 | Месяц 10 | Месяц 11 | Месяц 12 |
1. Поиск и получение площадей | ||||||||||||
2. Поставка оборудования | ||||||||||||
3. Монтаж и наладка оборудования | ||||||||||||
4. Наем и обучение персонала | ||||||||||||
5. Заключение договоров на поставку сырья и материалов | ||||||||||||
6. Прочие работы по запуску проекта | ||||||||||||
График выхода на проектную мощность (в процентах от целевого объема) |
* наименования указаны в качестве примера и могут быть изменены
Налоговый паспорт проекта:
Налог / сбор | База | Ставка | Периодичность уплаты | Льгота |
Налог на имущество | 1,5 млн. руб. | 1,5% | 1 раз в год | |
Налог на прибыль организаций | 6 750 млн. руб. | 20% | 1 раз в год | |
НДС | 10% | Ежемесячно | ||
Отчисления с оплаты труда | 160 тыс. руб. | 0,6% | Ежемесячно | |
НДФЛ | 9% | 1 раз в год |
Операционный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку.
Показатели | Месяц (квартал, год) | Всего за период | ||||
План | Факт | План | Факт | |||
1. Рыночный потенциал фирмы, шт. | ||||||
2. Цена товара, руб. | ||||||
3. Объем продаж, шт. | ||||||
4. Количество товаров произведенных фирмой, шт. | ||||||
5. Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода, шт. | ||||||
План доходов и расходов показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой.
Показатели | Месяц | Всего за период | |||
План | Факт | План | Факт | ||
1.Выручка от продажи, руб. | 565 тыс. руб. | 600 тыс. руб. | 6 759 млн. руб. | 7 200 млн. руб. | |
2. Производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров по статьям, руб. | 120 тыс. руб. | 120 тыс. руб. | 1 440 млн. руб. | 1 440 млн. руб. | |
3. Общепроизводственные издержки по статьям, руб. | 160 тыс. руб. | 160 тыс. руб. | 1 920 млн. руб. | 1 920 млн. руб. | |
4. Налоги и отчисления, руб. | 960 руб. | 960 руб. | 1 373 460 руб. | 1 373 460 руб. | |
5. Чистая прибыль, руб. | 284 040 руб. | 319 040 руб. | 2 025 540 руб. | 2 466 540 руб. |
Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение:
______________________________________________________________
Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия.
Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. Изобразите точки безубыточности на графике: