Средства коммуникации делятся на 2 группы – вербальные (речевые) и невербальные.




Примерный перечень вопросов для устного / письменного опроса.

1. Коммуникативная сторона общения – дать определение.

2. Типы информации.

3. Средства коммуникации и их характеристика.

4. Основная цель обмена информацией.

5. Коммуникативные формы. Что происходит в процессе коммуникативного обмена информацией?

6. Какое значение для процесса коммуникации имеет акустическая система?

7. Виды коммуникативного воздействия и их краткое описание.

8. Какую роль в общении для каждого человека (собеседника) играет значимость информации?

 

Тема Коммуникативный аспект общения.

План.

1. Процесс коммуникации как процесс обмена информации.

2. Типы информации.

3. Невербальная коммуникация.

4. Коммуникативные формы.

5. Виды коммуникативного воздействия.

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Коммуникацияэто акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Коммуникативная сторона общения – это, прежде всего, обмен различными знаниями, представлениями, чувствами, установками.

Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т.д. Обратная связь позволяет выявить уровень успешности коммуникации.

Она так важна для человека, участвующего в общение, что ее прерывание воспринимается как наказание на субъективном уровне восприятия

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в форме приказа, совета или просьбы. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать (вызвать) какое-то действие. Побудительная информация предполагает активизацию (слушающий начинает действовать в заданном направлении); интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности); дестабилизацию (нарушение некоторых форм поведения).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает изменения поведения.

Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т. е. лицом, от которого исходит сообщение.

Средства коммуникации делятся на 2 группы – вербальные (речевые) и невербальные.

Передать информацию можно с помощью знаков (слова и тесты). Слова выступают в качестве средств вербальной коммуникации. Слова можно произнести вслух, про себя, написать. В зависимости от того, как используются слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи.

 

Внутренняя речь - речь для себя. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя речь это устная речь, предназначенная для людей, находящихся рядом.

В устной речи общение ограничено условиями общего пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной).

Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторение каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, грамматическая неполнота фраз. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания.

При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, отбирают нужные слова и предложения, и, часто, план устной речи письменно фиксируется.

Письменная речь появилась намного позднее устной. Причиной ее возникновения явилась необходимость общения между людьми, разделенными пространством и временем. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям.

Письменная речь более требовательна к полноте и последовательности выражения мыслей, неграмматические средства не используются.

Основная цель обмена информациейвыработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, чувствами. Но в речевое общение, помимо речи, могут быть включены неречевые знаковые системы, называемые невербальной коммуникацией.

Установлено, что в процессе общения с помощью вербальных средств передается лишь 20-40% информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств.

 

Основными задачами невербального общения являются:

· создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;

· придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

· выражение эмоций, оценок.

К невербальным средствам общения относятся жесты, мимика, позы, походка, глаза.

Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяет выражать самые разнообразные чувства и настроения. Мимика помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Ч.Дарвин говорил о том, что «… каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми.»

Глаза ключевой элемент невербальной коммуникации. Еще древние говорили: «Глаза – это зеркало души». Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят.

Американские психологи отмечают, что собеседники смотрят неотрывно друг на друга прямо в глаза не более 10 секунд. Именно взглядом собеседник выражает интерес к разговору. Бегающий взгляд чаще всего говорит о скуке. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени беседы.

 

В разговоре мы нередко сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Особенно богатой жестикуляцией отличаются итальянцы и французы, которые таким образом стремятся решительно подтвердить свои слова или придать беседе более непринужденный характер.

Свои чувства мы можем выражать телодвижениями.

Например, человек проявляет по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и, наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию. Таким образом поза позволяет узнать о человеке и его состоянии много интересного.

Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высота, тональность, громкость), интонации, темп речи.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется как горох из решета, - насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью» - так говорил о темпе речи известный режиссер К.Станиславский.

Тон речи – это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл.

Мимика, поза, жест – хотя и беззвучный язык, но настоящий язык со своими национальными особенностями. Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означают различные вещи.

Например, жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорвата «звучит» как признак удовольствия и удачи. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец – на нос.

 

Американский исследователь Эдвард Холл в очерке «Наш безмолвный язык», опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, показал значение пространства для организации общения. Он выделил четыре четкие пространственные зоны:

 

1. Интимная зона (от 15 до 45 см.). Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним (дети, родители, супруги, близкие друзья, родственники);

2. Личная зона (от 45 до 120 см.). Данное расстояние используется при обыденном общении со знакомыми людьми на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках;

3. Социальная зона (от 120 до 400 см.). На таком расстоянии мы общаемся на официальных встречах с посторонними людьми;

4. Публичная зона (более 4 метров). Общение с большими группами людей, когда и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга.

 

Э.Холл отмечал, что у каждого народа существуют свои обычаи устанавливать и поддерживать контакты на определенном расстоянии.

 

Латиноамериканцы, например, усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Поэтому американцы считают их фамильярными, которые назойливо претендуют на установление близких отношений. А латиноамериканцы считают, что американцы высокомерны, холодны и слишком официальны.

Незнание культурно обусловленных различий в интимных зонах различных людей может привести к недопониманию и неверным суждениям о поведении и культуре других.

Каждая конкретная культура накладывает сильный отпечаток на невербальные средства общения, поэтому невербальный язык другой страны нужно осваивать так же, как и ее словесный язык.

 

Таким образом, системы невербальной коммуникации вместе с вербальной системой обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности и общения.

Выделяют 3 основные коммуникативные формы:

  • монологическая – высказывания без ориентации на собеседника;
  • диалогическая – субъекты взаимно активны;
  • полилогическая – многостороннее общение, нередко имеющее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой.

Информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы просто человеческого общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: