Глава II Виды конфликтов, их характеристика




Существует четыре основных типа конфликта:

Внутренний конфликт – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

Межличностный конфликт– самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

Конфликт между личностью и группой появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Межгрупповой конфликт:

Классификация конфликтов:

По степени проявления:

1.Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

2.Открытый конфликт.

 

Различают:

- случайные,

- стихийно возникающие,

- хронические,

- сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

1. (+; +) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки) Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

 

По направленности конфликты бывают трех типов:

1.Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

2.Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

3.Смешанные - представленные «вертикальной» и «горизонтальной» составляющими.

Причины возникновения конфликтов.

Причины конфликтов - важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.

Определяют четыре основных группы причин:
1. Объективные причины.
2. Структурно-управленческие, или организационные.
3. Социально-психологические факторы.
4. Субъективные причины.

Глава III. Пути разрешения конфликтов, их характеристика

Способы разрешения конфликта

Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации.

Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.

Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения.

Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.

Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок.

Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.


Заключение

Социальные конфликты все более становятся нормой социальных отношений. В нашей стране идет процесс формирования некоего промежуточного вида экономики, где буржуазный тип отношений, основанный на частной собственности, сочетается с отношениями государственной собственности и государственной монополией на определенные средства производства. Создается общество с новым соотношением классов и социальных групп, где будут возрастать различия в доходах, статусе, культуре и т. д. Поэтому конфликты в нашей жизни неизбежны. Нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы разрешать их с наименьшими издержками как для общества в целом, так и для отдельной личности в частности.

 


Список использованной литературы

1. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. Раздел II. Общая теория конфликта. Глава 3. Понятие и типология конфликтов

2. Томас К. Шеллинг «Стратегия конфликта».

3. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. –459с.

4. Добрина О.А. Д 55 Конфликтология: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007. – 76 с

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: