Задания для самостоятельной работы по предмету
«Теория и методика художественно-эстетического развития
Детей дошкольного возраста».
Подобрать определения к понятиям из разных источников. В тексте обязательно указываются ссылки на источники.
Таблица 1. – Словарь основных определений курса.
Понятие | Определение | Источник информации |
Воспитание | Процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе | Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарьключевыхпонятий и определений. 2017. Ширшов Е.В. |
Развитие | Последовательность событий и изменений, происходящих в течение жизненного срока. | М. Кордуэлл. психология от а доя: словарь-справочник, 2000 г |
Деятельность | Активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. | Урунтаеваг.а. дошкольная психология. 2001 |
Эстетическое воспитание | Процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания – развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. | Словарь терминов и понятий по курсу психология и педагогика. 2014 г. |
Художественно-эстетическое развитие | Процесс качественных преобразований эстетической картины мира человека. Результат развития -человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии | Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014. Барышева Т.А. |
Красота | Греч. kalon; лат. pulchrum/ (краса), соответствие внешних физических данных определенным представлениям о прекрасном | Источник: Словарь доктора либидо. Сосновский А. |
Гармония | От греч. harmonia –– соразмерность частей, слияние различных компонентов системы в единое органичное целое. Является динамическим сбалансированным результатом качественного различия и противоположности элементов, составляющих устойчивую целостность | Анцупова.я., шипилова.и. словарь конфликтолога. 2009 |
Творчество | Вид деятельности человека, направленной на решение новой задачи, создание чего-либо такого, что еще никем и никогда не было создано. Продуктами творческой деятельности человека являются, как правило, предметы материальной и духовной культуры, а также преобразования природы и общества | Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007. Немов Р.С. |
Детское творчество | Форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя | Венгер А.Л. (ред.) психология развития. 2005 |
Искусство | Художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и | Анцупов А.Я., Шипилов А.И. словарь конфликтолога. 2009 |
Диалог культур | взаимодействие (взаимообмен) различных культур между собой, взаимосотворениекультурного пространства | Краткий словарь по социологии |
Ценность | То, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл | Морозов А.В. деловая психология. 2000 |
Ценностное отношение | Переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе | Психология человека от рождения до смерти.словарь |
Эстетический идеал | Образ должной и желаемой эстетической ценности в форме представления о прекрасном, являющемся критерием оценки поведения, результатов деятельности и самой деятельности индивидов, групп, классов, общества в целом как красивых или некрасивых. | Социология культуры.краткий словарь. 2011 |
Традиция | Обычаи и верования, передающиеся из поколения в поколение и способствующие преемственности культуры той или иной группы людей | Социология. Словарь. |
Результат воспитания | Это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания | Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016. Степанов П.В. |
Воспитательный эффект | Последствия, имеющие место в процессе воспитательной деятельности, не являющиеся воплощением целей. | Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016 |
Составить конспект по лекции Бахтиной Т.Г.
|
|
Художественно – эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развитияребёнка средствами искусства (изобразительное искусство, музыка, художественная литература, театр, естественная архитектура).
|
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми сверстниками); познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Задачи образовательной работы в процессе освоения образовательной области:
* Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы;
* Становление эстетического отношения к окружающему миру;
* Формирование элементарных представлений о видах искусства;
* Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирования сопереживания персонажам художественныхпроизведении;
* Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительная, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования относятся следующие социально – нормативные возрастные характеристики достижении ребёнка:
1. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании); способен выбирать свой род занятий;
2. Ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру; к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
3. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
4. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
6. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности
7. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
8. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
9. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Общие проявления художественных способностей:
1. Устойчивость интереса к искусству, эмоциональный отклик;
2. Живость и образность восприятия и передачи своих впечатлений;
3. Яркость творческого воображения и фантазииность образов.
Принципы образовательной деятельности:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
Наиболее значимы для ребёнка формами и способами творчества деятельности
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничеств Организации с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательныхдействии ребенка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования;
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.