Второй позитивизм.Эмпириокритицизм.




Бурдакова М.А. Юзм-211

Этапы развития позитивизма

Позитивизм исходит из «позитивного», то есть из данного, фактического, несомненного, и ограничивает им свое исследование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.

Позитивизм представлял собой междисциплинарное течение в европейской философии XIX в., опиравшееся на достижения естественных наук. Позитивисты утверждали примат научного знания и полагали, что естественнонаучные методы необходимо применять в социальных науках. Социология стала результатом применения этого принципа.

Традиционно выделяют три исторические формы позитивизма:1) первый позитивизм;2) второй позитивизм (эмпириокритицизм);3) неопозитивизм.

Первый позитивизм.

Французский позитивизм.

Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798–1857), ученик Сен-Симона, изложивший свое учениев трудах «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики. Трактат по социологии».

Контизобрел термин «социология», под которым понимал научное исследование общества при помощи «позитивных наук», противопоставляемых теологии и метафизике и оказывающих, по его мысли, преобразующее и воспитательное влияние на человека. В социальнойтеории первенство принадлежит социально-исторической практике.

В социологии Конт выделяет два уровня:1) социальная статика (изучение условий существования и законов функционирования социальных систем);2) социальная динамика (изучение тенденций и основных стадий общественного развития)

Социология не выдвигает проекты преобразования общества,а осмысляет действительность со всеми ее противоречиями. Позитивная социальная наука может познавать и прогнозировать направления социального развития и тем самым отчастиих регулировать.

Социальная динамика Конта рассматривает развитие человеческого духа как главную движущую силу в истории человечества.Это развитие выражается в смене форм познавательной деятельности.

Научное познание носит теоретический характер, его следует отличать от технико-практического знания. Позитивная наука служит мерилом прогрессачеловечества, а сам прогресс заключается в освобождении человеческого духа от фикций, абстракций и спекуляций и в освоении фактических данных. Этому особенно благоприятствует разделениетруда в науке. Однако чрезмерно узкой специализации следует избегать, поскольку она ведет к поиску бесполезного знания.

Английский позитивизм.

Джон Стюарт Милль (1806–1873) в своих взглядах испытал влияние О. Конта. Его главные произведения — «Система логики»и «Утилитаризм». Продолжая традицию британского эмпиризма,Милль разработал феноменалистскую теорию познания. Он отвергал априоризм в любых формах и ссылки на самоочевидностьсознания, опираясь на философию Дж. Беркли. Милль выступалпротив картезианского дуализма, считая материю и сознание сочетаниями ощущений. Материя для него — «постоянная возможность ощущений», а физические тела — комплексы «одновременныхвозможностей ощущений». Это позволило ему снять психофизическую проблему. Сознание, по Миллю, есть предрасположенностьк ощущениям. Человеческий ум может предвидеть и ожидать теили иные ощущения, поэтому в нем могут возникать представленияо возможных ощущениях. Ощущения, составляющие сознание, зависят от ощущений, составляющих тело, и наоборот.

Главным научным методом Милль (вслед за Ф. Бэкономи Д. Юмом) считает индукцию. Полная индукция не может статьоснованием науки, поэтому наука опирается на «несовершенную»индукцию — заключение от частного к общему, дающее приращениеинформации. В основе индукции лежит принцип единообразия природных процессов, который нельзя доказать рационально. Методомперевода гипотезы в каузальный закон служит «элиминативнаяиндукция». Милль перечисляет пять таких методов, вошедшихв учебники по логике:

1) метод единственного сходства;2) метод единственного различия;3) объединенный метод сходства и различия;4) метод остатков;5) метод сопутствующих изменений.

Даже математические истины имеют индуктивное происхождение. Гипотезастроится методом индукции, но проверяется методом дедукции. Темсамым Милль намечает создание гипотетико-дедуктивного метода.

Второй позитивизм.Эмпириокритицизм.

Эмпириокритицизм иногда называют по имени его создателя Эрнста Маха (1838–1916) махизмом, однако это влиятельное течениеконца XIX — начала XX в. имело и второго основателя — Р. Авенариуса.

Швейцарский философ Рихард Авенариус (1843–1896)известен своими произведениями «Философия как мышлениео мире по принципу наименьшей меры сил», «Критика чистогоопыта» и «Человеческое понятие о мире». Эти сочинения менеепопулярны, чем работы Э. Маха.

Австрийский физик и математикЭрнст Мах изложил свои философские идеи в трудах «Анализощущения и отношение физического к психическому» и «Познаниеи заблуждение».

Представители эмпириокритицизма унаследовали от первогопозитивизма критическое отношение к метафизике, стремясь найтив познавательном процессе источники метафизических заблуждений. Сам термин «эмпириокритицизм» означает философию критического опыта. При этом они опирались на психологию как наукуо человеческом сознании. Эмпириокритики стремились обобщитьпрактику научного познания, детально проследив путь научноймысли к истине. Психология оказывалась у них позитивным учением не только о духе, но и о мире. Они старались избежать какоппозиции идеального и материального, так и противопоставлениясубъективного и объективного. Мах характеризовал свою позициюкак «теоретико-познавательный идеализм».

Средством ниспровержения метафизики эмпириокритики считали детальное отслеживание познавательного процесса при опорена позитивную науку, отвергающую универсализм и априоризм.

Теория познания при этом оказывается адекватным описаниемпознавательной деятельности. Сам познавательный процесс отталкивается от ощущений, а потому всякий опыт можно свестик чувственному. Принципиального различия между чувственными рациональным уровнями познания нет. Фундаментальным законом развития знания служит закон экономии мышления, а потомускачков в познании быть не может. Передовой наукой является биология — позитивная наука о жизни. Она может выступать в качествеуниверсальной науки, заняв место философии.

Авенариус понимал жизнь как «биологическую экономику»,представляющую собой взаимодействие противоположно направленных процессов, уравновешивающих друг друга. В жизни организма уравновешиваются колебания в сторону расхода энергиии колебания в сторону ее потребления. Критерием жизнеспособности организма служит «принцип наименьшей меры силы»:выживает тот организм, который экономнее расходует энергию.

Согласно Эрнсту Маху, данное в опыте физическое тело есть«комплекс ощущений». Представление о неизменности субстанции — всего лишь наивный реализм, от которого надлежит избавиться. Данные в опыте «нейтральные элементы мира» не материальны и не идеальны. Восприятия сами по себе не являютсясубъективными, ведь они существуют до того, как метафизическоемышление разделит мир на субъект и объект. Мир в целом и всевещи в нем — «комплексы ощущений». Задача науки — их описание (с математической обработкой), то есть «чистое описание»фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается»мысль. Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях «экономиимышления» следует удалить. Это надо сделать для того, чтобынаука наилучшим образом удовлетворяла необходимые жизненныепотребности людей. Субъективное и объективное имеют общийисточник, поэтому и материализм, и идеализм в равной степенизаблуждаются. Эмпириокритицизм, по замыслу Маха, должен возвыситься над тем и другим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: