Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………….………….2
2. Основная часть…………………………………………………………………….…..3
2.1.Теоретическая часть…………………………………………………………………3
2.2Практическая часть…………………………………………………………………..5
3.Заключение……………………………………………………………………………..7
4.Список литературы……………………………………………………………………8
Введение
Актуальность: В магазинах мы покупаем всегда свежие продукты, но спустя некоторое время, на них появляется зеленый налет. Этот налет говорит о том, что продукт испортился. На нем начала расти плесень. Мне стало интересно, что такое плесень,как она попадает на продукты? И почему заплесневевшие продукты нельзя есть? Я решила попробовать вырастить плесень в домашних условиях, а заодно выяснить: что такое плесень, приносит ли она вред, можно ли ее употреблять.
Цель: Что такое плесень и вредна ли она для человека.
Задачи: 1.Узнать, что собой представляет плесень.
2.Попытаться «вырастить» плесень в домашних условиях.
3.Понаблюдать за ростом плесени.
Гипотеза: Я думаю, что плесень это гриб, приносимый человеку только вред.
Методы исследования:
Я смотрела фильм о плесени, вырастилплесень в домашних условиях, рассматривал и фотографировал ее.
Основная часть
Теоретическая часть
Что такое плесень?
Нашу планету населяет большое количество живых организмов. Плесень относится к одним из этих организмов. Плесень – это налет на продуктах питания растительных остатках и др. органических веществах, образованный плесневыми грибами.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор.
Тело плесневых грибов представляет собой грибницу - мицелий (от греч. «микес» - «гриб»), состоящую из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей - гиф (от греч. «гиф» - «ткань», «паутина») с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созреют, спорангий разрывается, и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся потоком воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Другие, более короткие гифы, проникают в глубь поверхности, на которой находится плесень. Они служат для плесени тем же, чем корни для растений, так как не только помогают ей закрепиться на одном месте, но и всасывают питательные вещества, необходимые для ее роста.
Вывод: Плесень – это гриб, который приспосабливается к любым условиям жизнедеятельности, известный с древних времен, всеядна и вездесуща.
Условия появления и развития плесневых грибков.
Прежде чем понять, как вырастить плесень, выясним, какие условия нужно создать для её выращивания.
Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий). Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени – температура + 20 С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Кроме этого, плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибков.
Плесень активно размножается при комнатной температуре в условиях повышенной влажности.
Вредная плесень.
Плесень способна выделять вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Действие плесени ощущается, когда ее споры проникают через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатываются вместе с пищей. Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно. В VI веке до н.э. ассирийцы использовали древний вид биологического оружия — спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов. В средние века отравление той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечнососудистые нарушения. Плесень – токсична. Плесень – яд! Заплесневелые продукты – выкидывайте без сожаления. Наиболее опасным видом является плесень желтого цвета, продукты с такими поражениями – следует немедленно утилизировать. И не надейтесь, что, обрезав плесень, хлебушек можно еще скушать! При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия. Но, как говорится в определении, у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Например, ее используют в сыроделии для придания сыру определённого аромата, а также при производстве лекарств.
Полезная лекарственная плесень.
Плесень оказала человечеству неоценимую услугу. Благодаря ей, во время первой мировой войны появилось лекарство «пенициллин», которое спасло миллионы жизней. Ни одна операция в мире не обходится без пенициллиновой терапии. Лечебные свойства плесени были открыты случайно в 1928 году. Ассистент шотландского биолога Александра Флеминга забыл зарыть окна на ночь, и утром оказалось, что некоторые споры покрыли образцы стафиллококов в открытом контейнере. Сначала он чуть не выбросил «испорченный» материал, но догадался изучить его под микроскопом. Оказалось, что бактерии, которые окружила сине-зеленая плесень, погибают и не способны размножаться. Изучение этого вида плесени привело позже к выпуску лекарственного средства - пенициллина. Он способен лечить опасные болезни у людей и животных.
Практическая часть
Экспериментальная часть
Время проведения наблюдений и исследований: Март 2020г.
Объект наблюдений и исследований: плесень, выращенная на хлебе.
Исследование процесса образования плесени мы проводили с использованием хлеба.
Опыт № 1.
Я вырастила плесень и изучила её строение. Свои наблюдения записала в таблицу. Взяла два кусочка белого хлеба и 2 контейнера. Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба. А в другой контейнер я поместила сухую салфетку, а на ней кусочек хлеба. Затем плотно закрыла крышки на контейнерах и поставил в теплое место.
дни | 1 кусочек хлеба | 2 кусочек хлеба |
1 день | Смочила водой салфетку и положила в контейнер, сверху положила кусочек хлеба | Положила в сухой контейнер |
2 день. | Хлеб увеличился в размерах за счет воды | Кусочек хлеба подсох |
3 день | На хлебе появились черные точки | Кусочек хлеба стал твердым |
4 день | От черных точек появились редкие волосинки плесени | Хлеб стал крошиться |
5 день | Ниточек плесени стало больше, они образовали легкий пушок | Крошек стало больше, а кусочек хлеба уменьшился |
6 день | Пушок плесени увеличился, кусочек хлеба слегка пожелтел | Сухарик продолжает крошиться |
7 день | Плесень в виде пушистого облачка с сероватым оттенком | Сухарик крошится |
8 день | На желтом кусочке хлеба красивое пушистое облако плесени серого цвета | Сухарик маленький, крошек много |
У меня получилось вырастить настоящую плесень потому, что невидимые простым глазом семена плесени присутствуют в воздухе и начинают развиваться и расти, как только попадают в благоприятную среду. Моя плесень выросла не только на кусочке хлеба, но и проросла внутрь его.
Вывод: При наличии питательных веществ и влаги появляется плесень.
Заключение
Моя гипотеза, что плесень – это гриб, приносящий только вред человеку, не подтвердилась.
Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств. С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму.
Проделав опыты, я поняла, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов, увидел, что плесень состоит из тоненьких ниточек, все они переплетаются, образуя как бы паутину. Переплетенные нити называются гифами. На концах гифов я увидел спорангии, в которых образуются споры.
Список использованной литературы
1. Детское творчество. Иллюстрированный журнал, Январь 2015 г.
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Медицина, 2001 г.
3. Журнал «Наука и жизнь» №10. «Многоликая плесень», 2009 г.
4. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Биология. «Обо всём живом». 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.:Баллас, 2012.
6. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы. В 2 т. Т.1./ Под ред. Т. И.