Лабораторная работа
Цель: изучить методику определения достоверности совпадения и различий для экспериментальных данных, измеренных дихотомической шкале.
Предположим, что имеется экспериментальная группа, состоящая из N человек и контрольная группа, состоящая из М человек (N=25, M=30). Результаты измерений уровня знаний в группах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента |
Задание 1. Перейти от шкалы отношений к дихотомической шкале, считая, что учащийся не усвоил материал, если – число решенных задач меньше либо равно 10, что учащийся усвоил материал если – число решенных задач строго больше 10. Результаты представить в таблице 2
Таблица 2
Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента | |
Количество учащихся не усвоивших материал | ||||
Количество учащихся усвоивших материал |
Рекомендации для выполнения:
1. Сформировать на листе таблицу 2.
Таблица 2
Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента | |
Количество учащихся не усвоивших материал | ||||
Количество учащихся усвоивших материал |
2. Ввести формулы для подсчета значений таблицы 2:
1. Выделить ячейку, в которую будет вводится формула.
2. Меню => Вставка => Функция => Выбрать категорию «Полный алфавитный перечень» => Выбрать функцию «СЧЕТЕСЛИ»
3. Выберите диапазон, содержащий первый столбец таблицы 1, укажите критерий: для определения количества учащихся не усвоивших материал - «<=10», для определения количества учащихся усвоивших материал - «>10».
Задание 2. Перейти от таблицы 2 к таблице 3, разделив значения таблицы 2 на количество учеников в классе.
Таблица 3
Контрольная группа до эксперимента | Экспериментальная группа до эксперимента | Контрольная группа после эксперимента | Экспериментальная группа после эксперимента | |
Доля, которую составляют учащихся не усвоившие материал | 0,3 | 0,28 | 0,4 | 0,08 |
Доля, которую составляют учащихся усвоившие материал | 0,7 | 0,72 | 0,6 | 0,92 |
Рекомендации для выполнения:
- Для заполнения таблицы используйте формулу (где ячейка B36 – ячейка таблицы 2, содержащая количество учащихся усвоивших материал в контрольной группе: число 9):
- Скопируйте формулу вниз.
- Аналогично заполните оставшиеся ячейки таблицы 3 (для экспериментальной группы делить на 25).
Задание 3. Вычислить эмпирическое значение критерия Фишера до начала эксперимента по формуле:
где:
- p =0.72 (значение из таблицы 3 для экспериментальной группы до эксперимента);
- q =0.7 (значение из таблицы 3 для контрольной группы до эксперимента).
Рекомендации для выполнения.
- В отдельных ячейках листа высчитайте (используя функцию КОРЕНЬ), (используя функцию КОРЕНЬ);
- Используя подсчитанные значения пункта 1 вычислить (используя функцию ASIN);
- Используя подсчитанные значения пункта 1 вычислить (используя функцию ASIN);
- Используя подсчитанные значения пунктов 2 и 3 вычислить (используя функцию ABS);
- В отдельной ячейке листа высчитайте (используя функцию КОРЕНЬ),
- Вычислите итоговое значение, используя арифметические операции.
- Сравнить полученное значение с критическим значением . Если , то сделать вывод, что характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05. Если , что сделать вывод, что достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Задание 4. Вычислить эмпирическое значение критерия Фишера после эксперимента по формуле:
где:
- p =0.92 (значение из таблицы 3 для экспериментальной группы после эксперимента);
- q =0.6 (значение из таблицы 3 для контрольной группы после эксперимента).
Рекомендации для выполнения: (аналогично предыдущему заданию).