Консервативная модернизация России в последней четверти 17 середине 18 вв.




Развал 3й государственности вызвал дискомфортное состояние русского общества, что проявилось в целой середе народных выступлений (1648 г. восстание в Новгороде и Пскове, 1650 г. в Москве, в 1670-71 гг. в Поволжье, 1682 – в Москве). Дискомфортное состояние русского общество вызванное развалом 3й государственности в сочетании с остаточным дискомфортным состоянием сохранявшимся от развала 1й и 2й государственности стимулировало движение страны в сторону с сторону крайнего авторитаризма. На его основе сложилась 4я государственность и начала формироваться Российская империя, что пришлось в основном на время правления Петра I (1682, единолично с 1689, с 1721 г. император по 1725 год).

Конкретным проявлением крайнего авторитаризма была огосударствление (ОГ) всех сторон жизни русского общества.

Огосударствление экономической сферы осуществилось в ходе реализации торгово-промышленной политики Петра, когда были заложены основы государственной промышленности. При Петре имел место начальный этап промышленного развития страны, определяемый как протоиндустриализация ее сущность заключалась в переходе от естественных производительных сил (ремесленно-кустарные производства) к общественным производительным силам, основанным на кооперации и разделении труда (мануфактурное производство).

До Петра в стране насчитывалось 20 мануфактур, а к концу его правления более 200. Мануфактурное строительство содействовало стандартизации образа жизни и отношений между людьми, что в свою очередь подхлестнуло тенденцию к политической централизации, т.к. стандартизированным производством эффективней управлять из единого центра. При Петре были заложены основы не только государственной промышленности, но и торговли, по средствам введения монополии на сбыт и заготовку продукции, административного регулирования грузопотоков, насильственного сколачивания купеческих корпораций, что привело к сокращению купеческих фамилий при Петре почти в 2 раза.

Огосударствлению подверглась социальная сфера. При Петре была проведена 2я общероссийская перепись населения. В ходе которой, оно было прикреплено к месту записи в налоговые книги (кадастры). В результате возникла проблема обеспечения формировавшихся мануфактур рабочей силой, т.к. помещики стали активно разыскивать беглых крестьян, используемых в качестве основного источника формирования рабочей силы на мануфактурах и возвращать их в свои имения. Для решения возникшей проблемы Петр издал указ «О покупке крестьян к заводам», разрешивший мануфактуристам покупать крестьян в качестве рабочей силы. В результате работные люди на мануфактурах превращались в тех же крепостных крестьян, только принадлежавших не помещику, а мануфактуристу, а значит мануфактура становилась разновидностью крепостнической экономики.

Деформации был подвергнут процесс становления не только рабочего класса, но и русской буржуазии. Мануфактуристы став душе-владельцами устремились к приобретению дворянских званий, дававших социальные привилегии и тем самым блокировалась формирование самосознания русской буржуазии как особого слоя. Огосударствлению подверглась и личная жизнь каждого жителя страны, по средствам введения подушного налога на все мужское населения от 5 до 50 лет, паспортной системы, системы государственных стандартов.

Огосударствление всех сфер жизни общества было благоприятным для окончательного формирования российской бюрократии. Система управления при Петре перестраивалась на шведский манер на основе принципов унификации и регламентации. В первой четверти 18 в. перестали заседать боярские думы, в замен которых в качестве института высшей законодательной власти в 1711 году был создан сенат, в котором вместе 100 человек заседавших в боярской думе работало чуть более 10. На основе указанных принципов перестраивалась и высшая исполнительная власть, когда в 1718 году вместо 44 приказов было создано 11 коллегий, во главе президент, вице-президент. В 1721 году Петр объявил себя императором, а значит ни один общегосударственный документ не мог исходить от какого-либо учреждения кроме как от первого лица. Система управления при Петре подверглась не только бюрократизации, но и военизации. К гражданским лицам применялись военные законы, воинский устав стал основой деятельности всех государственных учреждений и расширилась практика применения смертной казни (до Петра она использовалась по 60 видах преступлений, при Петре к ним добавилась еще 13).

Преобразование страны в условиях тотального огосударствления имело не однозначные последствия, петровские реформы заключали в себе баланс как позитивных, так и негативных начал.

Позитивный потенциал реформ:

- на основе использования западного опыта началась европеизация России;

- на основе мануфактурного строительства начался процесс индустриального преобразования страны, а значит был подведен мощный экономический фундамент под русскую нацию;

- первые шаги в области индустриализации и использования западного опыта свидетельствовали о том, что в России впервые при Петре на практике началась социальная модернизация.

Негативный потенциал реформ:

- европеизация России не превратила ее в более передовую страну по меркам нового времени. Россия продолжала оставаться аграрной цивилизацией;

- экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что проявилось в усилении его закрепощения (доля крепостных крестьян при Петре увеличилась до 2/3 их состава, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России);

- петровская модернизация, содействовавшая сохранению традиционных ценностей (крепостничество) определяется как консервативная модернизация, т.е. Россия при Петре смотря вперед (в сторону западного типа цивилизаций) фактически пятилась назад (в направлении традиционных цивилизаций). Модернизационные процессы, начиная с Петра имели такую особенность в России, что были результатом не внутреннего развития страны, а навязывались обществу сверху силой авторитарной власти, что обусловило повышенную роль государства в этих процессах и потому Россия относилась к странам второго эшелона капитализма (Турция, Япония, Китай, страны восточной Европы)

Самым негативным последствием петровской модернизации было то, что социальный раскол достиг зрелых форм и в таком качестве стал определять историческое развитие страны вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы соц. раскола проявились в следующем:

- раскол разделил народ и власть, т.к. реформы создали возможность для обновления страны, но оно достигалось силами и средствами крепостничества, т.е. за счет народа.

- раскол образовал культурную дистанцию между верхами и низами общества. С 18 в. дворянская аристократия стала активно усваивать передовую западноевропейскую просветительскую культуру, а крестьянство продолжало черпать знания о мире из Библии.

В результате единая средневековая христианская культура раскололась на рационалистическую, светскую культуру дворян и патриархальную религиозную культуру крестьян, а значит по уровню образованности дворянство шагнуло в 18 век, а крестьянство продолжало находиться в 14 веке.

- Раскол проник и в душу каждого конкретного человека, т.к. с петровских времен при официальной поддержке властей стали разрушатся православные ценности (началось закрытие монастырей и гонение на монахов, было упразднено патриаршество, а для управления русской православной церковью был создан синод) и насаждение протестантских ценностей (практика богослужения и богословское образование переводились на канонический для католической церкви латинский язык). В результате одно и тоже священное писание в церкви звучало на латыни, а дома продолжали молится на старо-славянском языке, а значит получил подпитку такой феномен в менталитете русского человека, как двоеверие, который со временем трансформируется в двойной моральный стандарт личности (один для отношений в обществе, другой для поведения в быту). Зрелые формы социального раскола усилили дискомфорт русского общества и привели к развалу четвертую государственность.

- Эпоха просвещённого абсолютизма: подготовка условий для либеральной модернизации России (2я половина 18- первая четверть 19 вв.)

С развалом 4й государственности завершилась гигантская инверсия в социокультурном развитии страны, имевшая место с начала 80-х годов 9 века до середины XVII века. С середины 18 века началась обратная инверсия.

В правление Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) в России была отменена смертная казнь. При Петре III (декабрь 1761-июнь 1762 годов) был принят документ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым дворяне получили право вступать и не вступать на государственную и военную службы, по желанию выходить в отставку, выезжать за границу и там наниматься на службу к иностранному государю. Т.е. государство от закрепощения общества стало переходить к его раскрепощению. На путях обратной инверсии в рамках Российской империи сложилась 5я государственность Позднего идеала всеобщего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины II (1762-1796 гг.) и ее внука Александра I (1801-1825). Конкретным проявлением этой государственности стал либерализм, как идейно политическое течение, защищающее права и свободы человека. Зарождение либерализма в России было результатом влияния прежде всего западных идей, которое шло по двум каналам:

1 просвещение. Екатерина II и ее окружение задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсутствия в России 2й половины 18 века отечественной гуманитарной науки обратились к достижениям западно-европейских просветителей. Поэтому время ее правления называют эпохой Просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству как социальной базе самодержавия в его приспособлении к новым условиям, связанным с развитием буржуазных отношений. Просвещение и просвещенный абсолютизм находились в обратно-пропорциональной зависимости. Если просвещение обосновывало идею свободы человека, то просвещенный абсолютизм содействовал на практике его закрепощению и если просвещение было спутником развития стран первого эшелона капитализма, то просвещенный абсолютизм характеризовал развитие стран второго эшелона.

Просвещение основывалось на рационалистической традиции, согласно которой разум – это основа познания и преобразования мира.

2.Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, исходившая из того, что вера есть источник освоения мира. На ее основе в 17 веке в Англии возникла религиозно-мистическое учение и движение – Масонство, которое в 30-е годы 18 века стало проникать в Россию, а во 2-й половины 18 века Москва и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире. Масоны ставили своей целью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить историческое христианство в истинное христианство, под которым понимали нравственное самосовершенствование человека на его пути к Богу, а поскольку масоны ставили проблему свободы человека, постольку они были вторым источником формирования российского либерализма. Екатерина II и ее окружение не только увлекались либеральными идеями, но и предприняли попытку их внедрения в социальную практику по следующим направлениям:

- в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель и одновременно было освобождено около миллиона крепостных крестьян, принадлежащих церкви.

- в 1767 году по инициативе императрицы началась разработка нового свода законов Российской империи «Соборного уложения» для чего была создана комиссия об уложении. В нее вошли представители от разных социальных слоев и даже не крепостных крестьян, т.е. власть вновь взяла курс на диалог с обществом. Для обеспечения работы комиссии Екатерина собственноручно написала наказ, который на 2/3 был копией трудов ряда западно-европейских просветителей. В нем подчеркивалось, что государство существует для народа, что в государстве должны торжествовать законы и впервые вводилось понятие частной собственности как понятия гражданского права. В результате Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи не вполне освоенные даже в западной Европе.

- в 1785 году Екатерина 2 подписала жалованную грамоту дворянству, в которой в общий итог были сведены как ранее дарованные, так и вновь предоставленные Екатериной дворянству права и привилегии (монопольное право дворян на землю, свобода от рекрутской повинности, от телесных наказаний, право разведывать полезные ископаемые и открывать фабрики и заводы).

Юридическая фиксация прав дворян на предпринимательскую деятельность содействовала тому, что с Екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоев дворян стала интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно в 80е-90е годы 18 века в экономике страны стал складываться буржуазный уклад. Освобождённое дворянство получило возможность направлять появившийся у него досуг на занятия искусством, образованием, наукой и потому дворянство выступила также резервуаром русской интеллигенции.

До жалованной грамоты Екатерины юридическую фиксацию прав и привилегий в России имел только один человек – первое лицо, а жалованная грамота предоставила их целому сословию, что положило начало формированию гражданского общества, как систему связи независимых граждан.

Однако с конца 80х годов Екатерина 2 резко отошла от либерального курса в силу ряда причин:

- при обращении императрицы к просветительской науке ее интересовали только результаты и выводы этой науки (идея свободы человека). За переделами ее внимания оказалось все то, что не согласовывалось и противоречило им (здоровый народный консерватизм и в честности приверженность к общинным устоям бытия). Поэтому с самого начала истории российского либерализма обозначилась такая его особенность, как не желание или не умение синтезировать отстаивание идеи свободы с коллективистской традицией русской жизни.

- в России второй половины 18 в отсутствовала социальная база для либерализма – предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян – мелкопоместное дворянство настороженно к нему отнеслась.

- потрясением для Екатерины была французская революция конца 18 в, которая явилась реализацией на деле столь ей любимых либеральных идей и которая привела на плаху французского короля Людовика XVI. Возможность подобной участи Екатерина ощутила в Пугачевском восстании 1773-1775гг.

Под влиянием этих причин была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.

Попытку вернутся к либеральному курсы предпринял внук Екатерины 2 – Александр 1. Идеологом Александровской либерализации выступил видных государственный деятель – Сперанский Михаил Михайлович, который ставил подлинно либеральные цели – превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами, но сделал акцент на административные средства их достижения этих целей. В 1802 году по инициативе Сперанского была преобразована высшая исполнительная власть на Европейский манер, когда вместо коллегии были созданы министерства. В 1810 году был создан государственный совет, как законно-совещательный орган при императоре и тем самым законодательная власть как бы изымалась из компетенции одного лица и подготавливались условия для ее отделения от исполнительной и судебной властей. Акцент на административные средства достижения либеральных идей содействовал значительному численному росту бюрократического слоя, который выступал носителем авторитарной тенденции. В последнее пятилетние своего правления Александр 1 отошел от государственных дел и реальная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева А.А. при котором вместо раскрепощения общества вновь наблюдается его закрепощение. При нем была введена новая форма организации вооруженных сил – военные поселения, в которых строевая служба сочеталась с хозяйственной практикой. Усиление авторитаризма разрушило логику движения пятой государственности. Нарастание авторитаризма привело к формирования шестой государственности позднего умеренного авторитаризма, история которой пришлась на время правления Николая 1 (1825-1855 гг). Идеологией данной государственности была теория официальной народности, разработанная министром народного просвещения графом Уваровым С.С. Она держалась на 3 принципах (самодержавие, православие, народность), ведущим был первым. Православие рассматривалось не как духовная альтернатива общества, а как средство укрепления самодержавного государства, а народность сводилась к таким понятиям как терпением народа, его покорность, послушание перед властями. Согласно этой теории абсолютная монархия рассматривалась как идеальная форма правления для России. Конкретным проявлением 6 государственности была канцелярско-бюрократическая траектория социального движения. При Николаи 1 создавалось огромное количество канцелярий, комиссий, комитетов в ведущее учреждение превратилось Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, в рамках которой в июле 1826 было создано 3е отделение ведавшее полицейским сыском. Ведущие министерства милитаризировались во главе многих губерний были поставлены представители генералитета. Все основные вопросы развития страны решались бюрократическими методами, так для решения крестьянского вопроса под личным контролем Николая было создано 11 не гласных комитетов, результатом деятельности которых было составление более 100 указов. Их цель заключалась не в облегчении участи крестьян, а в стремлении государства поставить под свой контроль все отношения в деревне между помещиком и крестьянином, а значит в сознание помещика возвращалось ощущение не свободы. Однако не смотря на нарастание авторитаризма развитие либерализма во второй четверти 19 века не остановилось. Изменился лишь вектор этого развития. Если в екатерининскую эпоху либерализм внедрялся в общество сверху, то в николаевское время он стал распространятся снизу. Носителем либеральных идей в России в середины 19 века в условиях отсутствия буржуазии как массового слоя выступила русская интеллигенция, которая берет свою родословную от петровский времен, когда произошла смена национальной идеологии страны. Идеологией московского государства была концепция святой Руси или Москвы – третьего Рима, которая покоилась на средневековой идее о божественном происхождения государства и на идеи о том, что после гибели Византии в середине 15 века она оказалась единственным православным царством в мире. Носителями этой концепции были священнослужители. Идеологией российской империи была концепция великой России, которая покоилась на нововременной идеи о свободе человека и торжестве его разума. Поскольку Россия со времени Петра обратилась к западно-европейской идеологии постольку она должна была вступить в контекст развития западной Европы. Священнослужители не могли быть носителями этой концепции, возникла потребность в новом образованном слое, т.е. обозначилось то историческое пространство, осваивать которое будет русская интеллигенция.

Ее зачинателем считается ученая дружина Петра (Татищев, Кантемир, Феофан Прокопович…), т.к. она чутко следила за развитием западной Европы и исходила из передовой для 18 века идеи о свободе человека. Однако ученая дружина Петра не была интеллигенция в собственном смысле слова, а являлась пред интеллигенцией, т.к. весь образованный слой при Петре полностью входил во власть.

Полное тождество образованного слоя и власти имело место и в Екатерининское время (Писатель Фонвизин был секретарем главы коллегии иностранных дел, поэт Державин губернатором, писатель Радищев возглавлял Петербуржскую таможню). Слитное функционирование образованного слоя и власти давало возможность последней курировать развитие либерализма, и потому он внедрялся в общество сверху. Первую попытку высказать на зависимые от власти суждения предпринял Радищев, опубликовав в 1790 году книгу Путешествие из Петербурга в Москву, в которой разошелся с официальной властью в понимании окружающей действительности. И потому он считается первым русским интеллигентом.

По мере формировании независимой позиции у образованного слоя сложился тип русской интеллигенции, которая в отличие от людей интеллектуального труда и творчества на западе представляет собой прежде всего не профессиональную, а идеологическую группу, т.к. русскую интеллигенцию всегда объединяли социальные идеи. Формирование независимой позиции у русской интеллигенции способствовала отечественная война 1812-14 гг, когда русские живьем познакомились с образцами западной жизни. Под влиянием нового опыта возникла первая волна освободительного движения в России – декабристы, которые ставили либеральные цели (уничтожить самодержавие, отменить крепостнические порядки), но предлагали радикальные пути их достижения (революционный захват власти, насильственной подавление оппозиций). Поэтому со времени декабристов русская интеллигенция раскололась на либеральные и радикальные направления. Поражение декабристов было доказательством не возможности осуществить в России чисто подражательские западу планы его преобразования. Возникла проблема синтеза европейского опыта и национальной традиции. Эта проблема впервые была поставлена выдающимся русским мыслителем Чаадаевым Ф.Я., опубликовавшем в 1856 году 8 философических писем, в которых впервые указал на необходимость синтеза европейского опыта и Российской специфики. И потому он считается отцом русской интеллигенции. Чаадаев считал, что Россия находится все мировой истории, т.к. в ней все движется по замкнутому кругу и постоянно воспроизводится деспотизм власти и крепостничества народа. Причинами такого развития был не верно выбранный ею религиозный путь – православие. В результате чего Россия изолировала себя от мира религиозно и культурно-исторически. Чаадаев делал вывод, что Россия не Европа, но должна стать таковой. И на пути европеизации ей предстоит создать не аналогичное западу, но оригинальное общество. На основе его идей на рубеже 30-40 годов 19 века возникли 2 направления формировавшегося российского либерализма – славянофилы (Хомяков А.С., Иван и Петр Киреевские, Константин и Иван Аксаковы) и западники (Тимофей Грановский, Кавелин К.Д., Чичерин Б.Н.), которые расходились в оценке конкретных вопросов русской жизни:

- о месте России в мировой истории. Славянофилы настаивали на самобытности Российской истории, основами чего считали сельскую общину и православие, а поскольку эти основы стали разрушатся с петровских времен, постольку они негативно оценивали личность Петра и его реформу. Западники настаивали на том, что Европа указывает правильный путь всему человечеству и потому необходимо европейская трансформация страны. А поскольку она началась со времени Петра, постольку они положительно оценивали его личность и реформы.

- о политическом устройстве России. Политический идеал славянофилы усваивали в государственном устройстве допетровской России и были противники конституционной гарантии прав и свобод человека. Западники выступали за конституционную монархию как средство либерального переустройства общества и были поклонниками конституции западного образца.

- эконмические (крестьянские вопросы). Те и другие выступали против крепостного права и господства помещичьего землевладения, но по разному видели пути развития освобожденной от крепостничества деревни. Западники освобожденных крестьян представляли в качестве фермеров, т.е. свободных собственников земли, а славянофилы в освобождённых крестьянах видели лишь арендаторов земли у сельской общины, которую считали залогом решения всех русский проблем.

Однако славянофилы и западники были едины в неприятии самодержавно-крепостнических порядков и потому представляли собой либеральную оппозицию николаевскому режиму, которая с середины 50 годов стала ослабевать в связи с личными потерями в среде славянофилов и появлением в среде западников сильного радикального направления (Герцен и Огарёв). Ослабление либеральной оппозиции вновь привело к нарастанию авторитаризма. Постоянное воспроизводство авторитарной традиции страны было обусловлено рядом факторов цементировавших самодержавно-крепостнический строй во второй половине 15 – середине 19 веков.

1. Образование Российской империи – со второй четверти 14 по середину 16 вв., шел процесс собирания русских земель вокруг Москвы, а с середине 16 в начинается присоединение не русских территорий к московскому гос-ву. Во 2й половине 16 в были присоединены Казанское, Астраханское, Сибирское ханство, с 17 в. началась русская колонизация Сибири и части дальнего востока, в 18 в Россия начал войны за выход к морям (1721 – она вышла к Балтийскому морю, 1724 г. к каспийскому морю, 1774 году к Черному морю). Выход к Черному морю создал условия для распространения влияния России на Кавказ. В последней четверти 18 – первом десятилетии 19 в к России присоединено Закавказье мирным путем, а в первой половине 19 века северный Кавказ в ходе войн. В результате за вторую половину 16-середину 19 вв. территория Российской империи увеличивалась в 36 раз. Население присоединяемых территорий различалось по экономическому, политическому, культурному уровням России и единственной силой его интегрирующей была административная сила, что содействовало значительному численному росту бюрократического слоя. В середине 17 века он составлял 6 тыс., в середине 18 – 16 тыс., в середине 19 более 100 тыс. человек, а бюрократия была носителем авторитарной традиции.

2. Внешнеполитический – с конца 15 века – по середину 19 веков Россия провела в войнах более 3сот лет, постоянные войны на границе с Россией давали ей лишь в редких случаях мирную передышку более чем на 20 лет. Что так же вело к росту военно-полицейского аппарата страны.

3. Экономический – органичной составляющей самодержавно-крепостнической системы была сельская община, которая в западной Европы исчезла к рубежу 13-14 вв., а в России в своем первозданном виде она просуществовала до конца 20х годов 20 века.

Сельская община была промежуточным социальным инструментом межу государством и личностью крестьянина и потому снимала груз произвола первого на второго. Сельская община была самоуправляющимся политическим механизмом, т.к. все вопросы в ней решались сообща на сельском сходе, а староста был лишь первым среди равных. Сельская община была и саморегулирующийся экономической ячейкой, т.к. государство не вмешивалось в ее хозяйственную практику. В результате сельская община выступала своеобразных демократическим островком в море самодержавно-крепостнических порядков, что обеспечивало их длительную историческую живучесть.

Эти порядки с точки зрения внутреннего развития страны были прогрессивны, т.к. позволяли России постоянно обновляться (за первую половину 19 века объем зерновых в России вырос на 50% и страна была крупным экспортером зерна). С точки зрения внешнего развития страны самодержавно-крепостническая система была консервативна и даже реакционно, т.к. не позволялось стране вписаться в контекст мирового развития. За 18 - первую половину 19 вв. доля России в мировом промышленном производстве сократилась в 3 раза и составила 2,6%.Технико-технологическая отсталость страны была причиной ее жестокого поражения в Крымской войне 1853-56 годов. В целом самодержавно-крепостническая система постоянно подпитывала рост авторитаризма, что привело к развалу и 6ю государственность.

 

Либеральная модернизация России по 2й половине 19 - начала 20 веков.

 

Самая решительная попытка преодолеть притяжения авторитаризма была предпринята в период 7й государственности позднего соборного идеала история которой пришлась в основном на время правления Александра II (1855-1881), когда была проведена серия реформ, нацеленных на воспроизводство соборной традиции страны. В 1861 г., крестьянская реформа предоставила личную свободу 22 млн. помещичьих крестьян, а их земля передавалась сельской общине. В 1864 году личную свободу предоставила 2 млн. удельных крестьян, земля которых перешла сельской общине. В 1866 году был решен вопрос о поземельных отношениях 20 млн. лично свободных государственных крестьян, земля которых так же перешла сельской общине. В результате этих 3 реформ не было затронуто помещичье землевладение и крестьяне не стали свободными собственниками земли, но было ограничено господство государственной собственности на землю и усиленной позиции корпоративной земельной собственности (в конце 19 века 90% земель обрабатываемых крестьянами принадлежали сельским общинам, что упрочило экономические основы соборной традиции страны). Политические основы этой традиции были упрочены в ходе земской и судебной реформ 1864 года. Согласно земской реформе создавались губернские и уездные органы самоуправления – земства, в ведении которых центр передал вопросы развития местной промышленности, первичного здравоохранения и начального образования. Согласно судебной реформе вводился принцип бессословности в применении закона, гласности судопроизводства, и впервые создавались суды присяжных заседателей. Т.е. общественность была допущена к правовой практике страны.

Самой последней была военная реформа 1874 года, в соответствии с которой вводилась всеобщая воинская обязанность.

То, что военная реформа была последней свидетельствовало о силе и слабости Александровского реформирования. Сила реформ заключалась в их системности. Без освобождения крестьян не возможно было создать рынок свободной рабочей силы, что было главным условием формирования современной промышленности. Со времени Александра 2 и вплоть до начала 20 века имел место 2й этап промышленного развития страны – ране-индустриальная модернизация. Ее сущностью заключилась в переходе от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. В начале 19 века в России не было ни одной фабрики или завода, а к концу 19 века их насчитывалось более 30. Переход к машинному производству вызвал развитие железнодорожного транспорта (1834 году были в Нижнем Тагиле апробированы первая жиленая дорога и паровоз Черепановых, а в конце 19 века протяженность дорог составила 30 тыс. км, что в свою очередь привело к росту топливной промышленности (во второй половины 19 в. появилась новая угольная база страны в Донбассе и нефтяная в Боку). Слабость реформ состояла в том, что интересы государства ставились выше интересов человека. Это в свою очередь привело к тому, что с конца 70 г. потенциал реформ стал ослабевать и нарастало революционизирование, как сверху, так и снизу. Революция снизу нарастала потому что, реформы проводились бюрократией, которая окончательно превратилась в самостоятельную политическую силу и тем самым отгородила народ от императора. Революция сверху была связана с тем, что все русские цари начиная с Алексея Михайловича были революционерами на троне, т.к. они то реформами, то контр реформами расшатывали колесо истории, а отсутствие стабильности это главный критерий революционизирования общества.

Революции снизу и сверху слились в единый поток и привели к концу историю 7 государственности и первого глобального инверсионного цикла.

 

Историческая динамика российского государства и общества в 20 – начале 21 веков.

В 1917 – 1991 годах имел место второй цикл прошедший идентичные первому 7 этапов:

- октябрь 1917 – весна 1918 годов когда российская империя распалась на 30 самостоятельных государств. – это торжество раннего соборного идеала

- 1918 – 1921 гг. – политика военного коммунизма – это ранний умеренный авторитаризм.

-1921 – 1929 гг. – новая экономическая политика большевиков. – это ранний идеал всеобщего согласия.

- 1929-1953 гг. – режим неограниченной власти Сталина. – это крайний авторитаризм.

- 1953-1964 гг. – Хрущевская оттепель – поздний идеал всеобщего согласия.

-1964-середина 80х годов – брежневский застой. – это поздний умеренный авторитаризм

- середина 80х – 1991 год – горбачевская перестройка. – поздний соборный идеал.

С 1991 года начался 3 цикл, т.к. логика исторического развития России в начале 21 века остается точно такой же что и 1000 лет назад, т.к. страна находится в межцивилизационном пространстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: