Государство Киевская Русь.




В основе жизни восточных славян в догосударственный период лежал вечевой социальный порядок. Вече – это народное собрание, состоящее из первых лиц локальных миров. Вечевой порядок имел двойственный характер: решение, регулирующее жизнь восточно-славянского общества принималось на собрании, но оно состояло лишь из первых лиц. В результате в вечевом порядке содержались с одной стороны авторитарная (сводящая все властные полномочия к одному человеку) ориентация на власть одного лица, а с другой соборная (коллективная) ориентация на власть собрания.

В момент формирования государства у восточных славян вечевой порядок раскололся на 2 идеала на авторитарный и соборный, циклическая смена которых это содержание отечественной истории вплоть до сегодняшнего дня. С начала 80х годов 9 века до рубежа 13-14 вв имело место первая государственность: становление государственных учреждений было связано с ростом княжеской власти. До середины 9 в. Князья были орудием народной воли, во 2й половине 9-12 вв. изменились свойства княжеской власти под влиянием ряда факторов.

1. Тенденция к отрыву княжеской власти от народа была связана с появлением в 9-11 вв на территории Руси варягов, под которыми здесь понимали северных германцев (шведов, норвежцев, дадчан). Древне русские города и торговля нуждалась в вооруженной охране для чего и приглашались варяжские князья и их дружины. Но энергичные варяги не мирились с ролью наемных охранителей, а там, где чувствовали силу, захватывали власть, превращаясь из союзников во властителей.

В 862 г. Новгородский князь Гостомысл пригласил варяжского князя Рюрика, захватившего власть в городе. Он положил начало первой правящей династии в отечественной истории – династии Рюриковичей.

Варяжский элемент был инородным телом в восточно славянской среде и мог прижиться только с помощью силы, что стимулировало рост княжеской власти как публичной власти.

В истории первого государства особую роль сыграло собрание восточных славян в единый супер этнос. В 10-14 вв на территории восточной Европейской равнины проживало до 15 восточно славянских племенных союзов (поляне, родимичи, древляне, дреговичи, северяне, вятичи) Объединение восточных славян проходило в форме подчинения полянами других племенных союзов.

В 879 г. в Новгороде умирает Рюрик, передав власть и своего малолетнего сына Игоря на воспитание племяннику Олегу, который в 882 г. пришел в Киев и захватил здесь власть. Именно с правлением Олега (882-912) берет свой отсчет история древнерусского государства, т.к. ему удалось объединить Новгородскую и Киевскую земли и племена, проживавшие на этой территории, поэтому он получил титул Великого князя.

Поскольку объединение восточно славянских племен происходит с помощью силы, постольку этот фактор вновь подпитывал рост княжеской власти.

3. Объединение восточных славян привело к образованию огромной территории, управление которой предъявляло новые требования к княжеской власти. До середины 10 в. государственные институты использовались только для сбора дани, в ходе полюдья, т.е. объезда князем подвластных территорий с указанными ценами.

Со времени правления княгини Ольги (945-964 гг) государственные институты стали использоваться для решения большинства проблем социальной регуляции, т.к. ею была проведена первая реформа государственного управления в ходе которой полюдье было заменено погостами – правительственные центры на местах, в которые назначались наместники князя, не только собиравшие дань, но выполнявшие судебные, финансовые и другие административные функции.

Княжеская власть – это авторитарное начало древнерусской жизни, но оно не было определяющим в киевской Руси, т.к. князья опирались на старую дружину, состоявшую из крупных землевладельцев – бояр, их владения назывались вотчиной – это земельное владение, передаваемое по наследству. Бояре и вотчина и собственность формировались с рубежа 10-11 вв. С ними князь заключал иммунитетные грамоты, где фиксировались их права и привилегии и тем самым они обладили экономической и политической независимостью, а значит князь в старшей дружине был лишь первым среди равных. Дружинный элемент власти – это соборное начало древнерусской жизни. Более того в древнерусских городах имелись вече, которые принимали и свергали князей, объявляли войну и заключали мир, определяли налоговую политику. Вечевой элемент власти это так же соборное начало древнерусской жизни. В результате преобладания соборных элементов власти над авторитарными древнерусской государство нельзя определять как самодержавное по характеру. Киевская Русь была государством раннего соборного идеала.

 

Идеология и человек Киевской Руси.

 

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского государства восточные славяне не успели создать своей мировой (национальной) религии, но Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались различные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди существующих в мире религий.

Классификация религий мира

 
Мировые (универсальные)Религии мира
Буддизм
Ислам
Христианство
Этнические (национальные)
Иудаизм
Синтоизм
Иудаизм
Даосизм
Конфуцианство
Традиционные (языческие)
Фетишизм
Тотемизм
Анимизм

 

Духовный выбор Руси связан с именем внука княгини Ольги, князем Владимиром Святославовичем (980-1015). Его выбор состоял из 3х конкретных выборов:

1. Между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первых.

В 980 г. Владимир провел языческую религиозную реформу в ходе которой был создан объединенный пантеон богов, в который вошли 6 наиболее почитаемых у восточных славян божеств (перун, дажьбог, хаорс, стрибог, семарж, мокаль), однако эта реформа не принесла успеха, т.к. в язычестве (политеизме) объектом поклонения является природа, а почитание каждым племенем или даже родом определенной стихии не содействовало духовной интеграции большого общества.

2. Выбор между восточными (буддизм, ислам) и западными (христианство) мировыми религиями

В 986 г. Владимир пригласил миссионеров от мировых религий. Представителя от буддизма он не приглашал, хотя русские купцы доходили до индии, а буддийские монахи иногда появлялись на Руси. Буддизм возник в середине первого тысячелетия до нашей эры. Его священная книга это трипитака (3 корзины закона). Все индийские религиозные культуры в том числе буддизм ориентирует человека исключительно на потусторонний план бытия, признавая земную жизнь лишь миражом. Такая ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого восточно-славянского относа, который в 10-11 вв находился на инерционной стадии этногенеза и испытывал сильное влияние природных форм бытия, а значит призывы буддистов отказаться от земной жизни ради достижения потусторонних далей были для него не воспринимаемы.

Ислам возник в 7м веке в Аравии. Ислам обладает спецификацией в толковании Бога. Мусульманский Бог Аллах с одной стороны проявлялся в материальном мире через откровения пророков, а с другой стороны он абсолютно потусторонен этому миру: нет ничего подобного ему. Поэтому даже правоверный не способен после смерти достичь собственно божественной сферы бытия. Он попадает в Рай, который находится хотя и на самом 7ом ярусе (небе), но материального космоса. Такое понимание Бога так же не соответствовало мироощущению восточных славян, т.к. испытывая сильное земное притяжение они в конечном итоге мечтали о потусторонних далях.

Христианство возникло на рубеже нашей эры на ближнем востоке в западной азии, а точнее в восточной православной римской империи – Полестине. Оно возникло среди еврейского народа как секта в иудаизме, а значит иудаизм и христианство генетически связано.

Иудаизм формировался с 12в до нашей эры по 2й век, его священная книга Танах – это ветхозаветные книги библии. Христианство и иудаизм имеют различные основания. Иудаизм этноцентричен, т.к. главная мысль в нем заключена в идее о предпочтении Бога евреев другим народам и потому он лишь национальная религия.

Христианство полицентрично, т.к. Христос – это спаситель всего человечества, что содействовали широкому распространению этой религии.

Христианство так же имеет специфику в понимании Бога: в нем впервые отчетливо на основе иудаизма сформирована идея личного Бога, критериями которой являются воля и способность к творению.

Конкретным проявлением личного Бога является феномен Бога-человека, под которым понимается вся полнота как божественной, так и человеческой природы.

Такое понимание Бога полностью соответствовало мироощущению восточных славян, так как давало возможность проявляться в земной истории и не закрывало божественную перспективу, поэтому Владимир остановил взор на христианстве. Нем в нем в конце 4 века в связи с распадом римской империи на западно римскую и восточно римскую (Византийскую) обозначились два направления:

1. Западное христианство (католицизм)

2. Восточное христианство (православие)

Перед Владимиром встал третий выбор католицизм или православие.

Католическая церковь с самого начала истории всю энергию обратило на овладение искусством управления людьми. И потому христианство в католицизме понимается как богооткровенная программа социального устройства, (акцент делается на социальность, т.е. освоение человеком окружающего мира)

Цель истории в католицизме считается построение царства божьего на Земле.

Организационно католическая церковь строится на принципе жесткой централизации: она одна в мире (у нее единый центр и единый глава: римский папа, который воспринимается в качестве наместника бога на Земле)

Богослужение в католицизме до конце 20 в. происходило на интернациональном католическом (латинском) языке.

Православная церковь вели борьбу за чистоту христианской веры, потому христианство понимается как путь к спасению человека через православное совершенствование слияние с Богом. Акцент делается на духовность (внутренний мир человека).

Цель истории в православии считается построение царства божьего в душе каждого верующего.

Организационно православная церковь это федеративный союз самостоятельных церквей (их много - 15). Глава православной церкви – патриарх – это лишь первый среди равных ему священнослужителей. Богослужение в православии на национальных языках.

Из этих 2х направлений в 988 г. Владимир выбрал православие в силу ряда причин:

1. Федеративный принцип построения православной церкви в большей степени соответствовал соборному характеру древне русского государства. Идея православия о самостоятельности национальных церквей в наибольшей степени являлась залогом государственной независимости Руси.

2. В католической средневековой западной Европе имели место приоритет высшей духовной власти над светской. Такая конфигурация властей не устраивала Владимира, устремившегося к увеличению новым престижа великокняжеской власти.

3. На выбор православия в конечном итоге сказались не решение князи, а действие принципа, на основе которых выстраиваются отношения как между отдельными людьми, так и целыми народами – принцип комплиментарности (приветливости), т.е. подсознательного ощущения симпатии или антипатии между людьми и народами на основе чего они делят на своих и чужих.

При выборе идеологии стрелка компаса общественного сознания и психологии восточных славян покрутившись в мировом историческом пространстве остановилась в направлении православной византии, т.к. Византийский и вострочно славянские этносы были ровесниками и у них сложились давние и прочные экономические, политические и культурные контакты.

Христианизация Руси имела не однозначные последствия. Она сообщила Руси ее цивилизационное и объединяющее свойство. Цивилизационная роль православия проявилась в том, что Русь через Византию вошла в мировую историю, присвоила письменность, книжность, архитектуру, иконописи и другие элементы культуры.

Объединяющая роль православия. На его основе были объединены пять этносов, проживающих на территории восточно европейской равнины и прилагающих регионов (восточные славяне, финноугры, балты, тюркоязычные племена, северо кавказские

народы).

Одновременно были объединены их хозяйственные уклады и образ жизни (оседлые земледелия, кочевое скотоводство, бродячий промысел).

Православие сблизив Русь с Византией отдалило ее от католической западной Европы, которая в 13-14 веках станет передовым регионом мира, а Византия с 13 века пойдет под свой исторический уклон и Русь останется одинокой в мировом историческом пространстве.

Самым негативным последствием было то, что в отечественной истории возникли первые элементы социального раскола, т.к. христианизация Руси ощущалась не как спонтанное движение масс, а как решение князя, причем навязываемое сверху, зачастую силой. В результате в менталитете древнерусского человека стал складываться такой феномен двоеверие, когда одна часть населения сразу же приняла христианство, а другая еще длительное время находилась в плену языческих традиций.

Таким образом начальные этапы движения отечественной истории свидетельствовали о его межцивилизационным характером.

 

Восточно-славянский этнос в 10-13 вв.

1. Расцвет древнерусской цивилизации

2. Угасание древнерусской руси

Со второй половины 10 по середину 12 вв наблюдался цивилизационный взлет Руси, вызванный действием ряда факторов:

- экономический. На территории восточно-европейской равнины протекали 2 основные водные магистрали Волжский и Волховско-Днепровский речные пути. До середины 10 века ведущая роль принадлежала первому, на котором распологались соседние по отношению к Киевской Руси государства: Волжская Булгария и Хазарская держава. В ходе военных походов князя Святослава (964-967 гг.) была разгромлена Хазарская держава и значительно ослаблена Волжская Булгария. После этих событий центр мировой торговли ранее располагавшийся на волжском пути переместился на Волжско-Днепровский, т.е. жизненное пространство восточных славян. Овладение или контролем над мировой торговлей подготовила экономические предпосылки для расцвета их цивилизации.

- цивилизационный. Из двух тенденций мирового развития прозападнической и провизанстийской Русь выбрала вторую. Истоки провизантийской тенденции уходили в историю Древней Греции, в рамках которой выделяется ее завершающий элликистический период (2я половина 4 – конец 1го вв до нашей эры). Начало этому периоду положили походу Александра Македонского на восток. В результате которой была создана первая в истории многоэтническая империя. В нее вошли народы балканского полуострова, островов эгейского моря, северной африки, малой азии, южных регионов средней азии и южной азии до реки Инд. Эта империя была империей великой личности, и потому со смертью Македонского в 323г. до н.э. она распалась на ряд самостоятельных государств (Македонию, Иран, Египет).

Период древне греческий с 323 г. до нашей эры по 30 г. нашей эры. когда Рим завоевал последнее независимое государство – Египет, возникшее на развалинах указанной империи называется эпохой эллинизма. Следует различать понятия эллин и эллинизм. Эллин – это самоназвание греков, а понятия эллинизм возникло в 19 в и означает подражание грекам.

Феномен эллинизм означал собой синтез греческой и национальных восточных культур. Он проявился в образовании эллинистических территориальных монархий. В них были синтезированы с одной стороны элементы греческих поясов, т.к. города монархий обладали широкой автономией, а с другой элементы восточной деспотии, т.к. власть принадлежала одному лицу, не ограниченному законами и опирающемуся на военную и административную силы. В эпоху эллинизма произошло разбавление, начавшее формироваться в древней Греции античной цивилизации элементами восточной исторической культуры. Это влияние востока испытала на себе наследница древне греческой цивилизации Византии через которую оно будет транслировано на Русь.

Прозападническая тенденция своими истоками уходила в историю древнего рима в рамках которой возникла вторая в истории Европы многоэтническая империя с 3го по 1й век до нашей эры – Римская империя. Если империя Македонского была империей великой личности, то римская империя – империей великого народа, создавшего высокую городскую культуру, римское право, как право частной собственности и современную технологию строительства. Однако влиянию римской культуры в пределах империи не поддалось 2 небольших народа- это иудеи и христиане, а на основе христианства сложилась третья в истории Европы многоэтническая империя –Священная империя.

Первой записанной книгой христиан было откровение святого Иоанна (Апокалипсис).В соответствии с идеями которой первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа. Поэтому они не стремились к освоению земной истории. У них не было идеи о создании собственного государства на земле (не было теократической империи). Ситуация в христианстве изменилась в 4м веке. При римском императоре Константине (306-337) была объявлена веротерпимость по отношению к христианам, т.е. языческое государство склонилось перед духовной мощью христиан. С этого времени в нем возникает теократическая идея в двух формах соответственна двум частям на которые в 395 г. Распалась Римская империя (Западно Римскую и Восточно Римскую (Византийскую).

В западноевропейской части распадавшейся римской империи утвердится первая форма теократической империи (идея папской теократии) на его основе в средневековой западной империи реализуется римско-католическая модель социально-исторического движения.

Ее духовным стержнем был католицизм, а социально-политическим стержнем было исключительное государственное значение римских пап. В 4м – 1й половине 5 вв римская империя распалась. Одной из причин чего было нашествие варварских (германо-язычных племен) которые сумели на его территории создать собственное королевство (вест готов в Испании, остготов в Италии, англов и саксов в Британии). В условиях нашествия варваров, иерархии католической церкви выполняли не только духовные, но и военные, экономические, социальные и др. функции). В результате католическая церковь оказалась единственной силой, способной стать восприемницей разрушавшейся римской государственности. Это содействовало тому, что возвышается авторитет римских пап над светской власти, а на основе такой конфигурации властей и сложилась священная империя.

Предпосылкой для формирования священной империи было распространение католицизма среди германоязычных племен. Первыми из них католицизм приняли в 4 веке готы, а в 5 веке наиболее многочисленный и воинственные племена франки, которые сумели в конце 5 в. на его основе объединить варварские королевства в единое франкское государство. Свое непосредственное начало Священная империя брала в середине 8 в, когда франкское государство стало империей при Карле Великом, и эта империя объединилась в союзе с католической церковью. В образовавшемся союзе алтаря и трона, первоначально, ведущие позиции были у императора, т.к., пользуясь военным могуществом империи, римские папы продолжали распространять католицизм в Европе (в конце до Британии и Италии).

Ситуация во взаимоотношениях высшей светской и духовной властей изменились в середине 9 в., когда при внуках Карла Великого Франкская Империя распалась, и на ее развалинах стали возникать современные западноевропейские государства: Франция, Германия, Италия. Наиболее сильным из них была Германия. Германский король Оттон 1 перешел с севера границы Италии, завоевал ее северные и центральные области, включил их в состав Германии – так возникла Первая Германская Империя, которая в Средние века называлась Священной Римской Империей, в ней, первоначально, ведущие позиции были у императора, но к середине 11в римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде кардиналов, а затем право назначать самим других священно первослужителей. А в начале 13 в при Иннокентии 3 все западноевропейские короли и императоры признали себя вассалами римского папы.

Приоритет высшей духовной власти над светской в средневековой западной Европе содействовал воспроизводству, хотя бы минимального правового пространства, т.к. на христианском Западе управление обществом осуществлялось на основе, пусть божественных, но законов, которые фиксировались в их священном писании и носителями которых были иерархии католической церкви. Ибо в средневековой западной Европе господствовало каноническое право, как право управления, источником которых была библия.

Другой была траектория истории движения средневековой восточной Европы(Византии), где утвердилась вторая форма теократической идеи. Идея императорской теократии, на ее основе на христианском Востоке реализовалась Византийская модель социально исторического движения.

Ее духовным стержнем было православие, о социально-политическим стержнем было исключительно церковное значение Византийский императоров, т.к. Византия представляла собой уникальный пример в Мировой истории, ибо, выбрав единожды монархический принцип правления, она ни разу на протяжении своей тысячелетней истории(конец 4-середина 15 вв) не отказалась от него.

Византийская концепция власти формировалась на основе 3-х исторических традиций:

- классической греческой;

- римской;

- эллинистической.

От античной Греции Византия первоначально унаследовала демократические институты в лице совета старейшин и органов городского самоуправления, которые придавали силу законности и авторитета императорской власти, но в 6-10 вв произошел отказ от демократических обычаев, что проявилось в изменении порядка вступления на престол первого лица до 10 в императора провозглашал народ на ипподроме, а с 10 в императоров стали венчать на царство, как божьих избранников в Софийском соборе. Одновременно они получили титул бозелевса (царя) и автократора (самодержца), и тем самым они отстранили народ от управления государством.

От Древнего Рима Византия восприняла идею почитания императорской власти, но не самой личности императора. Из 109 византийских императоров только 34 умерли своей смертью, т.к. в Византии не было закона «О престолонаследовании».

От Эллинистического мира Византия восприняла идею обожествления императорской власти. Это проявилось в том, что византийский император политически подчинил себе Константинопольских патриархов. Такое соотношение властей на христианском Востоке блокировало воспроизводство, хотя бы минимального правового пространства, т.к. управление обществом строилось не на законе, а воле и капризе императорской власти, выступавшей в качестве основного источника законотворчества.

Римско-католическая и Византийская модели социально исторического движения Средневековой Европы представляли собой соответственно западный и восточный полисы развития Древней Руси.

С точки зрения культурно цивилизационной для Руси была бы предпочтительной первая модель, но с точки зрения конкретного этапа этногенеза она оказалась для Руси опасной, т.к. западноевропейские народы и восточные славяне находились на разный уровнях развития (первые на акматическом, вторые на инерционном). И потому молодая Западная Европа, обладая большим энергетическим зарядом могла поглотить стареющую Русь (не случайно католическая Западная Европа в лице Итальянского купечества и немецкого рыцарства к берегам Днепра).

С точки зрения конкретного этапа этногенеза для Руси более выгоднее авторитарная византийская модель, т.к. византийские восточнославянские этносы были ровесниками и обладая энергетическим потенциалом, являлись безопасными друг для друга при внешне политических контактах.

Цивилизационный выбор Руси определился не в одночасье, а на пути движения к Мировым цивилизациям прошла ряд этапов:

А) время правления Владимира Святославовича(980-1015), когда в ходе христианизации Руси был задан провизантийский вектор ее развития на уровне решения лишь первого лица;

Б) время правления Святополка 1 (1015-1019), который в борьбе за власть обратился за помощью к полякам, и впервые из Польши на Русь пришло западное влияние;

В) время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществился баланс прозападнической и провизантийской линии развития Руси. С одной стороны: Ярослав был женат на дочери шведского короля, выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 сыновей на представителях западных правящих домов, а с другой стороны в Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы, а Софийский храм был главным в Константинополе, повторное посвящение храма подчеркивало единоверность Руси православной Византии. Более того при дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия во главе с его сыном Изяславом (1057-1078) и провизантийская партия во главе с Всеволодом (1078-1093);

Г) время правления Святополка 2 (1093-1113), когда восторжествовала прозападная линия развития Руси, и она была поставлена на грань развала;

Д) время правления Владимира Мономаха (1113-1125) при котором созвано общерусское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной Византии, как единоверной и равновеликой державе.

Таким образом, окончательный выбор провизантийской линии развития обусловил расцвет Руси во второй половине 10- середине 12вв.

-этнический. С рубежа 11 века восточные славяне перевели свои отношения с соседними народами на супер этнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (аваров, викингов, печенегов, половцев и т.д.), но и сумели вобрать в свою этническую систему соседние народы. До рубежа 11в господствовал такой тип этноса, как племя или племенной союз, его характерными чертами были:

1. отношения между людьми строились на основе кровнородственных связей;

2. происхождение людей велось от мифического предка;

3. в племенном сознании преобладало противопоставление «Мы свои – они чужие».

С рубежа 11 в произошел переход к новому типу этноса – народности, характерными чертами которого были:

А) общность территории;

Б) единство языка и культуры;

В) зачатки хозяйственных связей;

Г) подчинение единому государству и в частности Киевской Руси (значит народность это не только этническая, но и социально-политическая общность).

Этот переход в конкретно исторической практике проявился в том, что с рубежа 11в стали исчезать племенные самоназвания (поляне, древляне, северяне) на смену которым пришло понятие Русская земля(Древнерусская народность), которая включала в себя финноугров, балтов, некоторые тюркоязычные племена и северо кавказские народы при ведущем восточнославянском этническом элементе.

Таким образом, создание большого этнического образования благоприятствовало расцвету Руси во второй половине 10- середине 12вв.

-духовный. Был связан с обретением восточными славянами своей письменности.

Возникновение письменности считается второй, после появления у человека членораздельной речи, информационной революцией. Первая письменность возникла в последней трети 4-го тысячелетия до н.э. (3300 до н.э.) у шумеров. В начале 3-го тысячелетия в Древнем Египте, в середине 2-го тысячелетия до н.э. в Индии. Древняя письменность была пиктографической или иеролифической, т.е. рисуночно образной (один знак = один рисунок = одно слово) в рамках этого письма передавалась информация о предметах и понятиях.

На основе Египетской иероглифике в середине 2-го тысячелетия до н.э. (1600г) у финикийцев возникла первая алфавитная письменность, т.е. буквенно-звуковая, когда звук отделялся от слова и фиксировался в знаке.

На основе финикийского письма возникли алфавиты всех народов мира. Первыми у финикийцев восприняли алфавит древние греки, а на основе греческого письма сложилась славянская письменность.

В 862 году великоморавский князь Ростислав в борьбе с германским влиянием обратился за помощью к православной Византии, откуда в Великую Моравию были отправлены 2 ученых монаха Кирилл и Мефодий, на основе греческого классического письма создали азбуку для западных славян – Глаголицу. Одновременно они добились разрешения вести богослужение не только канонических (латинском и греческом) но и на славянском языках. После распада Великой Моравии их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона не привлекала идея богослужения на славянском языке, но язык глаголицы был для болгар не понятен, они обратились ко второй форме славянской письменности Кириллице, созданной на основе греческого классического письма и символов, отражавших только славянские звуки. Из Болгарии Кириллица проникла на Русь, где на ее язык были переведены многие книги библии и на ее языке стало проводиться богослужение. В результате около 6 миллионов русичей получили доступ к достижениям Мировой культуры, что подготовило духовные предпосылки для расцвета Руси.

 

Угасание древнерусской цивилизации.

 

С середины 12в Русь испытала действия ряда факторов, приведших к ее упадку:

1 Экономический. С конца 11в католическая западная Европа начала серию крестовых походов на Восток. Основные пути крестоносцев пролегли через Средиземноморье куда переместился центр Мировой торговли, ранее располагавшийся на Волховско-Днепровском пути, т.е. на жизненном пространстве восточных славян. Потеря ими контроля над Мировой торговлей подготовила экономические предпосылки для угасания их цивилизации.

2 Внутриполитический. С середины 12в Русь испытала действия удельной системы, или политической раздробленности. В середине 12 в Киевская Русь распалась на 15 княжеств, в середине 13в их было более 50, в середине 14в около 250.

Основными центрами Руси стали на ее:

Северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество;

На юго-западе – Галицко-Волынское;

На северо-западе – Новгородская и Псковская республики.

Удельная система была закономерностью средневекового европейского развития, ее вызвали к жизни поземельные отношения, сложившиеся более отчетливо в Западной Европе. Западная Европа, представленная франкским государством с 5 в была объектом нападений из вне – со стороны аваров, арабов, викингов. С середины 8 в Европа стала центром сопротивления внешнему натиску благодаря системе поземельных отношений, созданных при Карле Великом. Этот король для управления государством и для отражения внешнего натиска стал раздавать земли в государстве своему ближайшему окружению за службу и верность ему - так возникла единица поземельных отношений – феод. Т ак и стал складываться слой землевладельческой аристократии – герцоги и графы, как вассалы короля, с ними он заключает иммунитетные грамоты, где фиксировались их права привилегии. Герцоги и графы часть земли передавали своим вассалам – баронам и виконтам. В результате сложилась система вассолитетных отношений, сущность которой заключалась в том, что князья любого уровня были землевладельцами и потому обладали относительной самостоятельностью, но в Средние века земля не была объектом купли/продажи и предоставлялась при условии службы и потому все землевладельцы находились в абсолютной зависимости.

Сложное переплетение относительной независимости и абсолютной зависимости землевладельцев порождало усобицы между ними.

Удельная система была вызвана к жизни на Руси и конкретно историческими причинами:

А)экономическая. До рубежа 10-11вв основным источником экономического роста Руси были торговля и управление, а затем в качестве такого начинает выступать крупные землевладения, т.к. князья и их дружинники стали оседать на землю, что привело к появлению крупного вотчинного землевладения (-родовое имение, передаваемое по наследству) в результате на Руси стал действовать принцип – «у кого земля – того власть, дробилась земля, дробилась и власть» - значит возникла экономическая основа для борьбы между земельными собственниками за расширение их владений. С появлением вотчинной собственности распалась дружинная организация, из которой выделились бояре и чиновничий аппарат княжеского двора;

Б) политическая. На Руси имел место особый порядок престолонаследования – все земли в Киевской Руси являлись достоянием великокняжеского рода и не дробились, а определить их часть предоставлялось во временное управление князьям в зависимости от их старшинства в следующий за влавствующим киевским князем или все его братья, а затем уже их сыновья. Эта система лестничного восхождения (власть передавалась от брата к брату) порождала усобицы между племянниками, братьями и сыновьями великого князя;

В) социальная. Киевская Русь была страной городов (в середине 9 в их было около 20, а в начале 13 в более 220) города создавались с претензией быть центрами экономической, политической и культурной жизни и потому вели борьбу за свое возвышение.

Удельная система Руси, будучи проявлением закономерности средневекового европейского развития, имела ряд особенностей:

А) усобицы князей на Руси приняли характер межэтнической войны. В 1157 г Суздальский князь Юрий Долгорукий пришел в Киев, чтобы занять принадлежавший ему по праву столичный престол, но не был принят киевлянами, посадившими на этот престол местного Мстислава Волынского. В этом факте обнаружилось не простое столкновение князей, а имел место начавшийся раскол этнического поля восточных славян, когда их северо-восточная часть пришла в противодействие и юго-западной частью;

Б) усобицы князей на Руси приняли характер и межгосударственной войны. 1169 г сын Юрия Долгорукого Суздальский князь Андрей Боголюбский пришел в Киев отомстить за смерть отца с дружиной 150000 человек. Если раньше княжеские дружины насчитывали 10 и 100 человек, то теперь они выросли до нескольких тысяч, если раньше князья лишь соперничали за один и тот же престол, то теперь они воевали, решая государственные вопросы военным путем.

Межэтнический и межгосударственный характер княжеских усобиц свидетельствовал об изменении стереотипа поведения восточных славян, когда их засидательская деятельность сменилась на разрушительную, патриотизм на предательство, героизм на жестокость. Это в свою очередь свидетельствовало о старении восточных славян, которые с середины 12 в вступили в стадию дряхлости (обскурации)

3 Внешнеполитический. С середины 12 в на территории Руси столкнулись железный натиск запада и неожиданный ураган с востока. Железный натиск запада был связан с крестовыми походами католической западной Европы в трех направлениях:

- на Запад (в Испанию против арабов-мусульман)

- на Восток (в Сирию и Палестину против арабов)

- на Северо-Восток (против язычников)

В ходе походов на запад Испания была освобождена от мусульман, и здесь было образовано 5 христианских королевств: Леон, Орагон, Наварра, Португалия, Костилия.

В ходе походов на северо-восток в начале 12в немецкие крестоносцы покорили полабских славян-язычников, которые были частично онемечены и их территория вошла в состав Германской империи.

В первой половине 13 в немецкие крестоносцы завоевали население восточной Прибалтики - Ливов, а во второй половине 13 века население западной Прибалтики – Пруссов. В результате чего они создали здесь первое государство Ливонский Ордер, который выступил плацдармом наступления крестоносцев на Русь, но оно захлебнулось 1240-1242 гг на Чудском озере.

Более опасным



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: