Этапы и результаты современной земельной реформы




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

По дисциплине: «Земельное право»

Вариант№ 2

Выполнила

Студентка 3 курса

Заочной формы обучения

313 группы

Карасал Айлана Орлановна

Проверила:

Болтанова Е.С.

к.ю.н., доцент

 

Дата представления:

Г.Томск, 2013 г

 

 

Содержание:

1. Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………..3

2. Этапы и результаты современной земельной реформы……………………4

Задача…………………………………………………………………………….8

Список использованной литературы…………………………………………..12

 

 


Правовое регулирование земель сельскохозяйственного назначения

 

Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельскохозяйственного назначения особое значение имеют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат особой охране.

Высокий уровень общественной значимости земель сельскохозяйственного назначения обусловил особенности правового регулирования вопросов, связанных с гражданским оборотом данной категории земель, выразившиеся в обособлении этих вопросов в рамках специального законодательного акта - Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Предметом правового регулирования Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" являются имущественные отношения, прежде всего отношения собственности, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности на земельных участках соответствующего назначения. Указанные отношения по своей сути являются гражданско-правовыми и базовые принципы их регулирования установлены ГК РФ. Однако специфика такого имущества как земля естественным образом порождает особенности его гражданского оборота. В этой связи нормы Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"следует рассматривать как специальные, то есть обладающие в случае коллизий приоритетом по отношению к общим нормам (содержащимся, в основном, в ГК РФ).

Исключением из сферы действия данного закона являются отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками сельскохозяйственного назначения, предоставленными гражданами для индивидуального жилищного или гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, а также занятые зданиями, строениями и сооружениями. В отношении участков, используемых указанным образом, в части их оборота применяются положения Земельного кодекса.

Законодатель, кроме того, предусмотрел возможность регулирования отношений по обороту земель сельскохозяйственного назначения другими нормативными актами РФ, а также законами субъектов РФ, принятыми в соответствии с названными выше законодательными актами. При этом основополагающим правовым актом в любой общественно значимой сфере является Конституция РФ, определяющая на принципиальном уровне характер регулирования отношений, в том числе и связанных с собственностью и другими правами на землю.

 

Этапы и результаты современной земельной реформы

 

ЗК РФ внес существенные изменения в регулирование земельных отношений. Положительные черты ЗК РФ выражены в том, что он:

1. стабилизировал состав земель, отнес их к одной из семи категорий по целевому назначению;

2. закрепил основы государственного управления земельными ресурсами (мониторинга, землеустройства, государственного земельного кадастра, государственного, муниципального, производственного контроля, судебного рассмотрения споров);

3. закрепил права граждан (в том числе, что очень важно, прав постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения);

4. разграничил полномочия между Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, согласно ст.36 которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В современном российском земельном праве посредством Земельного кодекса РФ решается главный вопрос о соотношении частно-правовых и публичных начал: приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; свободного распоряжения собственников землей, если это не наносит ущерба окружающей среде; сочетания интересов общества с гарантиями каждого гражданина. Немаловажное значение имеют 11 основных принципов земельного законодательства (ст.1 ЗК РФ).

Важно сосредоточить внимание на проблемах их последующей конкретной реализации в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ. Согласно ст.129 ГК РФ земли могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законом о земле.

Иные концептуальные положения ЗК РФ также имеют большое значение для развития земельного права. Обеспечиваются единство судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, который следует судьбе участка, и наоборот; недопущение произвольного отказа в предоставлении участка в собственность для строительства; регламентация цивилизованных процедур предоставления и изъятия земельного участка; защита и гарантирование прав собственников на землю. Стимулируются третейские суды в области земельных отношений. Сохраняются "административные" традиции российских земельных отношений и в то же время повышается современная роль суда в условиях развивающейся судебной реформы.

На нынешнем этапе, после принятия нового ЗК РФ, надо сосредоточить внимание не на его недостатках, а на изучении, освоении Кодекса, способах преодоления его пробелов, на правоприменении. Пробелы, повторы и противоречия, имеющиеся в ЗК РФ, подлежат анализу и устранению правовыми средствами. Отсутствие регулирования оборота сельскохозяйственных земель восполнено с помощью специального ФЗ от 24 июля 2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", вступившего в действие в январе 2003 г.

Немаловажное значение имеет научное комментирование положений ЗК РФ. Хотя теоретические правовые доктрины не являются самостоятельным источником права в России, но мотивированное, подробно аргументированное изложение точек зрения и научных позиций не может не иметь своих последствий и не восприниматься судебной, арбитражной и административной практикой, в учебном процессе, при законопроектной и научной работе.

Обжалование в суд действий и решений, нарушающих земельные права и свободы граждан, предусмотренное в ЗК РФ, не может исключать, по нашему мнению, возможности административного порядка рассмотрения земельных споров, предусмотренного в Федеральном законе от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ином федеральном законодательстве: надо исходить из того, что не все граждане России освоили и любят судебные процедуры и зачастую предпочитают "мирное", административное рассмотрение земельных дел.

Точно так же дисциплинарная ответственность работников в случаях административной ответственности юридических лиц, где они работают, предусмотренная в ЗК, не исключает возможности привлечения этих работников к дисциплинарной ответственности и при отсутствии административной ответственности указанных юридических лиц, иначе в области земельных отношений работодатель может остаться без возможностей дисциплинарного воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, предусмотренного новым Трудовым кодексом РФ. Эти научные мнения, хоть и вдогонку принятому Кодексу, могут помочь его надлежащему действию в интересах обеспечения земельного правопорядка.

Возникает необходимость приведения в соответствие с ЗК РФ Градостроительного, Лесного и иных кодексов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, принятых в последние годы, также регулирующих земельные отношения. Важна позиция Правительства РФ как главного субъекта законодательной инициативы, обеспечителя согласно ст.114 Конституции РФ законности, в том числе в области земельных отношений, земельных прав и свобод граждан, охраны земельной собственности, в том числе федеральной, субъектов Федерации, муниципальной, частной - равным образом защищаемой.

Осознается необходимость не только критики, но и глубокого уяснения и проверки на практике достаточно сложных положений ЗК РФ. Учет законопроектной работы министерств и ведомств должен вестись не только и не столько по количеству, но и по качеству актов, подготовленных в развитие и конкретизацию ЗК РФ.

Важно научное, профессиональное и общественное обсуждение и обеспечение проектов актов о дополнении и изменении актов в связи с принятием и реализацией требований ЗК РФ. Проблемы синонимии терминологии законов, достаточно известные ранее, здесь возникают особенно остро: не следует спешить менять положения прежних актов, если они регулируют отношения аналогично новому ЗК РФ, но иными словами, сходными по смыслу. Готовить и принимать новые акты в этом направлении надо не спеша, дав поработать и показать себя в деле новому ЗК РФ.

Разночтения ЗК РФ с ГК РФ - наиболее актуальная и важная проблема. Право собственности на лес и древесно-кустарниковую растительность на земельном участке, "если иное не установлено законом", предусматривается в гл.17 ГК РФ. Но именно "иное" и предусмотрено в ЗК РФ. Здесь возникает ситуация, когда общие законы, регулирующие имущественные отношения, представлены ГК РФ; специальные законы представлены Земельным, Лесным, Водным кодексами, иными природоресурсными законами, которые согласно ст.129 ГК РФ могут ограничивать оборот природных ресурсов и являются, таким образом, приоритетными по отношению к специфическому имуществу - природным ресурсам.

 

Задача

 

Целевое использование земельного участка является обязательным ограничением свободы собственника. Он не только не может использовать земельный участок для других целей, но и обязан осуществлять активные действия по использованию участка для целей, для которых он был предназначен. Бездействие собственника может привести к изъятию земельного участка.

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Ст. 284 ГК РФ устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Таким образом, целевое использование земельного участка является обязательным ограничением свободы собственника. Он не только не может использовать земельный участок для других целей, но и обязан осуществлять активные действия по использованию участка для целей, для которых он был предназначен. Бездействие собственника может привести к изъятию земельного участка.

Ответ: гражданину К.С.Архипову на основании постановления № 398 мэра г. N был выделен земельный участок в собственность для обслуживания принадлежащего ему на праве собственности здания. В 1998 году здание от ветхости разрушилось. Поскольку К.С.Архипов не начал работы по восстановлению здания, мэр города N подписал постановление об отмене постановления № 398 и изъятии земельного участка.

Таким образом, целевое назначение данного земельного участка - обслуживание принадлежащего ему на праве собственности здания – не выполняется в течение длительного времени (более трех лет). Следовательно, на основании ст. 284 ГК РФ, ст. 42, 44 ЗК РФ земельный участок может быть изъят. Решение мэра города N законно.

 

Дело № 213-08

 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

01.01.2008г. город Кызыл

 

 

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего- судьи Иванова А.А., при секретаре Петровой П.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архипова К.С. о признании недействительным постановления мэра г. Томска №45-з об отмене постановления № 398 и изъятии земельного участка,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Гражданину К.С.Архипову на основании постановления № 398 мэра г. Томска был выделен земельный участок № 23-у-56, расположенный по адресу: ___________________ в собственность для обслуживания принадлежащего ему на праве собственности здания.

В 1998 году здание от ветхости разрушилось.

Поскольку К.С.Архипов не начал работы по восстановлению здания, мэр г. Томска подписал постановление №45-з об отмене постановления № 398 и изъятии земельного участка.

 

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Исходя из этого, целевое использование земельного участка является обязательным ограничением свободы собственника. Он не только не может использовать земельный участок для других целей, но и обязан осуществлять активные действия по использованию участка для целей, для которых он был предназначен. Бездействие собственника может привести к изъятию земельного участка.

Из материалов дела следует, что Архиповым К.С. не начаты работы по восстановлению здания в течение 10 лет с момента его обрушения. Следовательно, целевое назначение земельного участка № 23-у-56, расположенного по адресу: ___________________, не используется в течение 10 лет.

 

Руководствуясь ст. 284 ГК РФ, ст. 42, 44 ЗК РФ

 

РЕШИЛ:

 

1. Отказать Архипову К.С. в удовлетворении исковых требований отказать

2. Признать постановление мэра г. Томска №45-з об отмене постановления № 398 и изъятии земельного участка № 23-у-56 законным.

3. Изъять земельный участок № 23-у-56, расположенный по адресу: ___________________ у Архипова К.С. ввиду его ненадлежащего использования.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

 

 

Судья Иванова А.А.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 23. - Ст. 2381.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - N 50. - Ст. 5278.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в ред. от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

6. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – N 41. – Ст. 4849.

7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2002. – N 30. – Ст. 3018.

8. Ерофеев Б.В. Земельное право: учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.

9. Земельное право: учеб. / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации /Под ред. С.И. Сай, С.А. Боголюбова. – Питер, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: