Борьба с безработицей
Основной задачей правительства США в «Новом курсе» Рузвельта было преодоление безработицы. «Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры», — говорил Рузвельт. Во время очередного голодного марша к Белому дому, вместо того чтобы разогнать демонстрантов, как это делали раньше, глава государства вышел к ним и предложил работу на лесозаготовках и по мелиорации земель. Условия были скромными: еда, кров и 1 доллар в день за довольно тяжёлый труд, но люди не имели и этого, поэтому 300 тыс. человек сразу согласились. Была создана Администрация гражданских работ во главе с соратником президента Гарри Гопкинсом, которая дала работу 4 млн нуждающихся американцев: их руками долина реки Теннеси была превращена в цветущий край, было проложено 664 тыс. миль новых дорог, сооружено 77 тыс. мостов, построено 122 тыс. зданий, 285 аэропортов.
В мае 1933 г. принят чрезвычайный закон о национальной помощи безработным. Впервые в истории США государство вводило выплаты нуждающимся американцам. К осени 1933 г. различные виды федеральной помощи получали до 20 млн человек.
Реформы в сельском хозяйстве
Многое было сделано для решения кризисных проблем в сельском хозяйстве. В мае 1933 г. Конгресс принял закон о моратории (приостановке на взыскание) фермерской задолженности, а также закон, регулирующий экономические отношения в сельском хозяйстве, известный как закон ААА. Согласно ему выдавались ссуды на переустройство фермерских хозяйств, выплачивались субсидии за сокращение посевных площадей. Последняя мера была необходима в целях увеличения цены на сельскохозяйственную продукцию и уменьшения диспропорции между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
|
Восстановление промышленности
Необходимость преодолеть главную причину кризиса — нарушение баланса между производством и потреблением, вызванное перепроизводством, — приводит к принятию в июне 1933 г. закона о восстановлении национальной промышленности. Этот закон положил конец безграничной свободе предпринимательства, ввёл в жизнь «кодексы честной конкуренции»: предприниматели той или иной отрасли должны были сесть за стол переговоров и выработать такие условия производства продукции, которые бы ставили их в изначально равное положение. Предприятия, исполняющие этот закон, наносили на свою продукцию специальный знак и надпись: «Мы выполняем свой долг», продукция с таким знаком раскупалась по объявленной заранее цене. Гарантировалось право рабочих объединяться в профсоюзы и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях труда и найма. В 1935 г. права профсоюзов были конкретизированы национальным законом.
В результате этой невероятно активной работы администрации президента практически сразу стали ощущаться позитивные перемены. При этом законодательство первых «ста дней», вопреки заявлениям о преобладании в нём чисто экономических задач, способствовало прежде всего психологическому перелому, снизило напряжённость в обществе, придало населению уверенность в будущем.
Деятельность администрации в период «ста дней» базировалась на идеях английского экономиста Дж. Кейнса. Причину кризиса учёный видел в том, что производственные возможности натолкнулись на ограниченный низкими доходами населения спрос. Это привело к затовариванию рынка и кризису перепроизводства. Добиваться соответствия массового потребления массовому производству государство должно было путём изменения налоговой политики, увеличения или уменьшения государственных расходов, создания новых рабочих мест, вмешательства в банковскую деятельность.
|
Оппозиция «Нового курса»
Пока ситуация оставалась критической, Конгресс США безропотно штамповал предложенные администрацией Рузвельта законопроекты. Но как только дела пошли лучше, наступила стабилизация в экономике, жёсткие регуляционные мероприятия перестали нравиться.
В Верховном суде США, большинство членов которого придерживалось консервативных взглядов, сформировалась мощная оппозиция «новому курсу». В начале 1936 г. Верховный суд США объявил политику правительства противоречащей Конституции и нарушающей принципы свободного предпринимательства.
Социальные реформы «Нового курса»
Несмотря на противодействие Верховного суда, Рузвельт продолжил свои реформы: в августе 1935 г. был принят закон о социальном страховании. Государственные пенсии устанавливались с 65 лет, вводились пособия по безработице, по инвалидности и по болезни. Материал с сайта https://doklad-referat.ru
В ноябре 1936 г. Рузвельт был переизбран на пост президента США, одержав (во многом благодаря социальной направленности «нового курса») ещё более убедительную, чем в 1932 г., победу. Рузвельт перешёл в наступление на оппозицию, он объявил неконституционными ряд решений Верховного суда и предложил Конгрессу реформу — ввести предельный возраст для членства в Верховном суде (70 лет), а также увеличить количество судей с девяти до пятнадцати. На тот момент из девяти членов суда шестеро находились в возрасте старше 70 лет. Но Конгресс не позволил президенту реализовать свои намерения. В дальнейшем оппозиция Верховного суда сошла на нет, были объявлены конституционными многие принятые законы. Государство продолжало регулировать отношения между предпринимателями и рабочими: была установлена максимально возможная продолжительность рабочего дня (8 часов) и минимально допустимый размер оплаты труда (0,25 доллара в час).
Ещё дважды после 1936 г. (в 1940 и 1944 гг.) Франклин Рузвельт убедительно выигрывал президентские выборы, став единственным в истории США политиком, избиравшимся на пост президента четыре раза подряд.