Тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.




Алгоритм работы

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Выделите в формулировке главные слова.

3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.

4. Найдите в текстах основания для сравнения.

5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?

ПОЭТ Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает... ------------------- В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?   Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы.   Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзвук мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны...   Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?.. (М.Ю. Лермонтов, 1839) ПОЭЗИЯ Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с Небес слетает к нам — Небесная к Земным Сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее Море Льет примирительный елей. (Ф.И. Тютчев, 1850)

1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия.

«Представления авторов» – авторская позиция: каково назначение поэта и поэзии.

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

Чтобы понять идею стихотворения, необходимо проанализировать его образную структуру, композицию, выразительные средства и др.

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса.

4. Основания для сравнения названы в формулировке задания: о назначении поэта и поэзии.

 

Выделим ключевые строки, слова:

 

Лермонтов Тютчев
Поэт сравнивается с кинжалом не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье Назначенье поэта: …мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы; …отзвук мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных; …власть, которой свет Внимал в немом благоговенье. Небесное противопоставлено Земному. На земле - грома, клокочущие страсти, пламенный раздор, бунтующее Море. Она с Небес слетает к нам — Небесная; С лазурной ясностью во взоре; Льет примирительный елей.  

 

5. Составим связный ответ.

1-й абзац – заявляет общую тему.

2-й абзац – представление Лермонтова.

3-й абзац – представление Тютчева.

4-й абзац – вывод.

 

Оцените сочинение.

Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны.

Стихотворение Лермонтова «Поэт» построено на сравнении поэзии с кинжалом: подобно боевому оружию, превратившемуся в «бесславную и безвредную игрушку», поэзия утратила свое общественное предназначение. Поэт – «осмеянный пророк», променявший власть над толпой на злато. Обличая поэта «изнеженного века», Лермонтов призывает поэта стать, как раньше, выразителем народных дум, когда его «могучие слова», «простой и гордый язык» «воспламеняли бойца на битву» и были подобны колоколу «на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Тютчев имеет совершенно другое представление о роли поэзии и месте поэта в обществе. Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» построено на контрасте земного и небесного. Земную картину создают образы грозы («клокочущих страстей», «пламенного раздора») и «бунтующего моря», символизирующие жизнь человечества. Поэзия, по мысли Тютчева, имеет божественное происхождение: «с небес слетает к нам — Небесная», она приносит в человеческий мир страстей «лазурную ясность», «льет примирительный елей».

Таким образом, Лермонтов утверждает высокий идеал гражданской поэзии, а Тютчев считает, что роль поэзии – дарить человечеству гармонию и мир.

К 1 –

К 2 –

К 3 –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: